Студопедия — Предназначение человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Предназначение человека






 

— Хочу познать Бога и душу.

— И ничего кроме этого?

— Совершенно ничего.

Блаж. Августин

 

Каждый человек хоть раз задумывался над вопросом о смысле своей жизни, над вопросом о собственном предназначении.

— В чем же мое предназначение?

— Зачем я родился в этот мир?

Ответ на этот вопрос невозможно навязать самому себе, его не вычитаешь ни в одном учебнике. Он находится гораздо глубже — на самой глубине человеческого сердца. Отвечая на вопрос о собственном предназначении, человек может понять, являются ли те цели, к которым он до сих пор стремился, действительно его целями. Смотря на свою жизнь с точки зрения своего предназначения, он может проверить, доставит ли ему радость желаемый результат. Если человек уверен, что стал на путь реализации своего предназначения, он знает, что теперь его будет поддерживать Господь, а это — самое главное.[118]

Что же такое «предназначение» и как понять, что именно это и есть мое дело в этом мире, что именно в этом — смысл моей жизни?

Прежде всего рассмотрим, что же такое предназначение человека. Существует несколько оттенков понимания этого слова. В самом слове можно увидеть смысловой корень этого понятия. На первый взгляд, создается впечатление, будто бы «кто-то для чего-то меня предназначил». Верующий человек может предположить, что этот «кто-то» — Бог. То есть Бог имеет какие-то планы на человека и на его жизнь, а человек должен угадать или каким-то иным образом попытаться понять, каков же план Бога относительно его.

Мыслить так было бы не совсем правильно. В таком случае, Бог человека как бы предопределил к чему-то еще до его рождения или же в день его рождения и человек должен был бы все это выполнить. И это было бы так, если бы человек не имел от Господа особого дара — свободы. Но тогда бы это было не «пред­назначение» а «предопределе­ние».

В христианстве нет «предопределения», потому что предопределение Бога относительно какой-то конкретной человеческой личности или относительно всего человечества может значить полное уничтожение человеческой свободы. Если человека Бог к чему-то предопределяет, значит, он, как таковой, изменить это предопределение не может. То есть человеческая личность оказывается в положении существа несвободного.

Христианство же с самого начала утверждает: человек сотворен по образу и подобию Божию. А коль Бог есть Любовь, коль Бог есть сама Свобода, то это значит, что каждый из нас потенциально имеет дар любви и дар свободы, в нас это заложено с самого рождения. И замысел Бога относительно каждого из нас заключается как раз в том, чтобы в нас реализовался весь этот потенциал, чтобы мы обрели всю полноту любви и свободы. И относительно предназначения, жизненной миссии каждого человека можно говорить именно в этом смысле.

Но из наличия жизненной миссии у каждой человеческой личности еще не следует, что человек не может поступать не в соответствии с ней, а как-то по-другому. Каждый человек, имея свободу, может идти совершенно в противоположную сторону. И, будучи свободным, он может отказаться от того, к чему призван с самого начала, отказаться от Богообразности и Богоподобия. Человеческая личность имеет на это полную свободу и полное право, которое дал ему Сам Бог, Творец человека. В то же время нельзя утверждать, что образ и подобие Божие в человеке в этом случае будут уничтожены. Потенциал, несмотря ни на что, останется, человек в любой момент может одуматься и вдруг понять, что он делает что-то не то, идет не в том направлении. Но этого может и не произойти. Это полностью зависит от его свободной воли.

В свете этих рассуждений мы понимаем предназначение человека, его миссию, не как предопределенный Богом путь, а как призыв, призвание. Не существует предопределения, рока, судьбы, а есть призыв Бога максимально, во всей полноте, с учетом индивидуальных особенностей личности, реализовать каждому человеку в его земной жизни Богообразность, Богоподобие. Этот призыв можно назвать в христианском смысле предназначением человека. Более просто, более прямо, более контрастно сформулировал это преп. Макарий Великий: «Бог для того стал Человеком, чтобы человек стал богом». Земная жизнь в полноте Богочеловечности вводит человека на путь осуществления собственного предназначения. Именно для этого человек и был сотворен.

Предназначение не есть что-то такое, чему человек не сможет противиться. Человеческая личность может полностью отказаться от предназначения, может поставить себе какую-то другую, менее глобальную цель. Например, человек познал Истину, но идет в обратную сторону, потому что так проще, удобнее. А Истина, голос совести, требует другого.

Возникают вопросы:

— Как понять, что это и есть мое дело и мое место в жизни, мое предназначение?

— Как это конкретно выражается в моей личности, в моей жизни?

— Как мне наиболее точно сформулировать и исполнить мое предназначение?

Иногда люди ищут, кто бы безошибочно и совершенно достоверно ответил им на эти вопросы. Но на самом деле ответ находится на самой глубине человеческого сердца, в том месте нашей души, которым она соприкасается с Господом.

Личное предназначение, в первую очередь, открывается в опыте Богообщения каждого христианина. На жизненном пути мы встречаемся с Богом и узнаем Его в этой встрече, в этом общении.

В Ветхом Завете замечательным примером предназначения как призыва к со-действию, со-участию делу Божию является пример призвания на особое служение пророка Исаии: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня». (Ис., 6, 8) Господь призывает Исаию к пророческому служению, но посылает пророчествовать лишь после того, когда тот дает свое согласие.

В Новом Завете многократно говорится о призвании (Матф. 9, 13; Лук. 5, 32; Лук. 6, 13; 1Пет. 2, 21; Рим. 8, 28; Рим. 11, 29; 1Кор. 7, 17; 1Кор. 7, 24; Гал. 5, 13; Еф. 4, 1; Кол. 3, 15; 1Фесс. 4, 7; 2Фесс. 2, 14; 1Тим. 6, 12). Апостол Павел утверждает, что каждый человек призван, не предопределен, а именно призван Богом. Этот призыв можно услышать, на него можно откликнуться или не откликнуться. Каждый человек призван исполнить в своей жизни некое служение, некий труд, но этот труд у каждого свой, в соответствии с теми дарами, которые он имеет. Причем, можно говорить о том, что всякий человек, любая конкретная личность потенциально обладает всеми дарами, потому что, во-первых, каждый человек — образ и подобие Божие, во-вторых, если он член Церкви, то для осуществления миссии христианина он еще и помазан Духом Святым.

В силу личностных особенностей, социальных условий, воспитания в конкретном человеке какие-то дары развиваются особенным образом, в чем-то он становится профессионалом, что-то он может делать гораздо лучше, что-то — хуже. И создается такое впечатление, что профессионализм человека и есть его предназначение, призвание. Человек убежден, что этим талантам он должен найти применение в Церкви, в обществе и каким-либо образом исполнить свое призвание. У него могут возникнуть вопросы:

— Как понять, что именно это дело и есть мое предназначение, может быть, у меня много талантов? Как не распыляться, а взяться за что-то одно?

Если человек профессионал не в одном деле, а в пяти, то как выбрать из этих пяти что-то одно? Мы сейчас говорим в некотором смысле абстрактно. Можно сколько угодно сидеть и размышлять: «Где же я могу принести большую пользу в обществе, в Церкви?» А в это же время вокруг происходят какие-то события, люди реально нуждаются в помощи. Но человек еще "не решил", он же "не может распыляться"... Один просит одно, другой — другое... Кому отказать, с кем пойти? Непонятно. И тогда он понимает, что только на нем самом лежит ответственность выбора собственного пути и следования ему. И таким образом человек становится перед выбором: принимать решения, исходя из внутренних потребностей в реализации собственных душевных устремлений, или же из реальной окружающей его жизни. На определенном этапе это — дилемма. Но если мы посмотрим глубже, то станет очевидным, что в нашей реальной жизни нам необходимо не "действовать", а "со-действовать" вместе с Богом. В восточном богословии для определения этого понятия существует особый термин — «синергия». То есть, делать в этой жизни что-то вместе с Ним, чтобы осуществление собственной жизненной миссии было одновременно и осуществлением Его святой воли. Это не значит слепо и без рассуждения подчиниться этой воле. Святые отцы говорят о необходимости свою волю, в реализации которой мы имеем полную свободу, НЕ соединить, НЕ объединить, а именно сочетать с волей Божией.

Слово «сочетать» однокоренное с другим словом — «бракосочетание». В этом слове мы тоже видим взаимодействие. Не случайно Церковь называют Невестою Христовою, в основу отношений между Христом и Церковью взят образ брачных отношений, в которых (в идеальном случае) никто никого не подавляет, но вместе следуют по одному и тому же пути. Супруги не имеют две отдельных жизни — вот моя жизнь, как мужа, вот твоя жизнь, как жены. Есть общая, единая жизнь и они вместе пребывают в этой жизни. Когда совершается венчание, подносится общая чаша с вином, одна на двоих. Это символ единой общей жизни.

Брачные отношения являются также образом отношений Христа и человеческой души. Человек ничего не делает без Христа, но и Господь в отношении человека без него ничего не делает. Блаженный Августин сказал как-то: «Бог мог создать нас без нас, но спасти нас без нашего участия Он не может», потому что в этом случае произошло бы насилие над человеком. Спасение христиане понимают как вечную жизнь со Христом, но Господь оставляет человеку свободу выбора и относится к этой свободе очень бережно

На жизненном пути каждому конкретному человеку Бог бережно предлагает найти ответ на вопрос о собственном предназначении. И если человек не замечает этого, то дело не в Боге, а в том, что человек просто не может или не хочет заметить Его подсказки. Человек думает: «Я-то знаю, что хочу увидеть, Бог все мне что-то не то показывает. Мне б другого надо...»

Если человек учтет все это, посмотрит на свою жизнь и подумает о том, каково же его призвание, то окажется, что он находится не в каком-то абстрактном пространстве, а в реальной жизни (если он никуда из нее не убежал, не унесся куда-то в будущее и не провалился в прошлое, а находится в настоящем). И, оглядевшись вокруг, человек тут же увидит, что, оказывается, существует масса, десятки, сотни ситуаций, в которых люди реально нуждаются в нем. Не какие-то теоретические люди, которым когда-то он будет бесконечно полезен, нет, конкретные люди, со своими конкретными нуждами, может быть жизненно важными, именно сейчас, сию минуту. Здесь человеку стоит подумать:

— А могу ли я для этих людей что-то сделать?

Итак, учтя все эти факторы, первое, на что надо ответить:

— А живу ли я с Богом в со-действии подобно тому, как Апостол Павел: “И уже не я живу, но живет во мне Христос»(Гал. 2, 20). Есть ли у меня такая полнота жизни?

И если человек понимает, что потенциально имеет весь спектр даров, необходимых ему для служения и внимательно относится к реальной жизни, к окружающим людям, то тогда вопрос о призвании не сто и т. Потому что он уже реализует то, к чему призван, потому что его призвание — не теоретическое, это призвание "здесь и сейчас".

Здесь и сейчас меня призывает Бог помочь этому конкретному человеку, у которого, к примеру, сложный душевный кризис. И даже если я не имею опыта помощи, но, ведомый любовью к этому человеку, хотя бы два слова ему скажу от сердца, ему станет легче. И тогда ответ на вопрос о предназначении приходит не изнутри, а извне. И внутренним чувством человек откликается на этот призыв.

Из этих ситуаций, казалось бы, очень маленьких, может вырасти большое дело. Жизнь — это движение, это процесс, и именно из таких ситуаций и складывается путь человека, выкристаллизовывается ответ на поднятый нами вопрос. Если человек начинает реализовывать свое призвание быть самим собой, любить окружающих его людей, любить не теоретически, а реально, в действии, реагируя на их реальные нужды, то со временем в нем начинают формироваться необходимые для этого качества. Эта любовь может быть проявлена как угодно, но принципиально важно, чтобы в том действии, которое человек совершает, он всегда отдавал себе отчет и чтобы всегда было понимание того, почему, зачем он это делает.

Например, человек хочет стать инженером, врачом, священником. Может ли это быть призванием, жизненной миссией? Невозможно на этот вопрос ответить до тех пор, пока мы не поймем, почему человек хочет стать инженером, врачом, священником, каково его намерение.

Человек, реализующий свое призвание, делает это легко и радостно, повседневный труд приносит ему чувство глубокого удовлетворения. Обретший собственное предназначение, осознает волю Божию в том, что делает, ощущает, что, делая свое дело, не важно в каких масштабах, реализует призвание Божие, находится в со-творчестве с Творцом Вселенной. У человека, который обрел собственную жизненную миссию, гармонично сочетаются достижение собственных целей, верность собственным ценностям и понимание того, кто ты и каково твое место в этом Богозданном мире, он способен преодолеть любые трудности и достигнуть очень многого.

Предназначение, иными словами миссия, — это образ жизни, основанный на стремлении к цели, которая, имея в виду служение реальным нуждам людей в настоящем, помогает увидеть будущее.

К сожалению, у многих людей полностью отсутствует представление о собственном предназначении. Они просто ходят на работу, посещают школу, стремятся поступить в институт, "заводят" семью. Рано или поздно у этих людей наступает неудовлетворенность работой, учебой, семейной жизнью, которая была создана только потому, что "так принято"... Люди начинают делить свое время между тем, чем они вынуждены заниматься, чтобы зарабатывать себе на жизнь и тем, чем бы они хотели заниматься, чтобы получать удовлетворение и радость. Такая раздвоенность начинается еще в школе, когда дети делят время на время учебы и время каникул, а затем у многих этот процесс продолжается в течение всей жизни.

Для человека крайне необходимо найти свою жизненную миссию, которая повлечет его за собой, даст ощущение жизненной наполненности, смысла, своей связи с Господом. И тогда, просыпаясь, человек будет стремиться к осуществлению того, что он должен сделать. Если это произойдет, то каждый день станет уникальным, неповторимым.

Как узнать, нашел ли человек свое предназначение, свою миссию? Это проявляется в его образе жизни. Является ли для него работа вынужденным занятием, или же средством, пользуясь которым он осуществляет свою мечту? Делает ли он свои повседневные дела для того, чтобы потом, побыстрее закончив, начать отдыхать или же он настолько любит свое дело, свою работу, что даже во время отпуска постоянно возвращается к мысли о ней?

Если человек нашел свое предназначение, свою жизненную миссию, то между его ХОЧУ, МОГУ и НАДО больше нет конфликта: в своей жизни он делает то, что искренне желает делать, то, что может, умеет делать и в чем существует реальная нужда, необходимость в окружающем мире.

Конечно же, такая важная и интересная тема, как поиск своего предназначения, миссии, достойна отдельной книги. Нам же показалось безусловно важным сказать, что, осознав свое предназначение, зависимый человек может обрести огромный потенциал сил для освобождения от нее. От кого?

В заключение этой главы мне хочется рассказать вам об одном человеке, который освободился от зависимости в один миг, благодаря тому, что Господь даровал ему осознание его предназначения и он откликнулся на этот призыв.

У Александра,[119] после того, как он начал употреблять наркотики, развалилась семья, он потерял работу, оказался на самом дне. Однажды, холодным осенним вечером вглядываясь в ночной силуэт Санкт-Петербурга из окна полуподвального помещения, этот человек переживал мучительные сомнения.

— За что мне такие несчастья? — спрашивал он себя.

Ему оставалось либо покончить с собой, сделав «золотой» укол, либо дальше размышлять о смысле собственного существования. Он выбрал последнее. Он начал думать о том, зачем же все-таки родился на эту землю, неужели все так бессмысленно... Может быть ему предначертано еще что-то исполнить? После размышлений он пришел к выводу, что не ему дано право определить ценность своей жизни, что он обязан именно сейчас вверить свою судьбу в мудрость Всемогущего Бога. То, что открылось ему, довольно трогательно. И я надеюсь, заставит многих людей задуматься и прикоснуться к этому опыту.

«В тот момент, в заплеванном наркоманском притоне, я пережил очень важный для себя опыт. Это была реальная встреча с Богом. “Так кто же из нас — я или Бог, может судить, какую ценность представляет моя жизнь в этом мире?“ — спросил я себя тогда. И из глубины сердца пришел ответ: “Ни тебе самому, ни одному человеку на земле не дано знать ценности человеческой жизни. И ты прекрасно понимаешь, что за фактом твоего существования стоит Высшая Божественная Мудрость“.

Тогда я, обращаясь к самому себе, сказал, что не имею права лишать себя жизни, потому что я не принадлежу себе самому, я принадлежу Богу и этому миру, и смысл моего существования пока сокрыт от меня. Раз я родился на этот свет, значит зачем-то это нужно. Но раз я еще не понял — зачем, то нужно искать, искать...

И я осознал, не умом, а каждой своей клеточкой, что исполню свое предназначение лишь в том случае, если буду все свои силы и весь свой опыт обращать на пользу другим людям. И еще. Если это действительно была встреча с Богом, то я должен добиться и узнать, в чем же состоит Его воля относительно меня и зачем Он остановил меня в тот день».

Этот человек помог очень многим людям освободиться от наркотической зависимости. Он и по сей день осуществляет свое служение, является руководителем созданного им реабилитационного центра.

 

 







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 453. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия