Вхождение в Церковь
В процессе жизни в монастыре или на приходе у наркомана, делающего в Церкви свои первые шаги, могут возникать вопросы. И задача пастыря уметь дать грамотные и, главное, понятные человеку ответы. И одним из вопросов, безусловно, будет вопрос о Богослужении. Для многих ищущих людей этот вопрос актуален, они спрашивают: — Что такое Богослужение вообще? — Откуда взялась эта идея, что нужно Богослужение? — А зачем нужно Богу, чтоб Ему служили? — А чем мы можем Богу послужить? — Разве мы можем что-нибудь для Бога сделать? Такая простая тема оказывается очень важной для многих людей, которые ищут свой путь в Церковь. Современный человек, воспитанный вне Церкви, вне веры, претыкается о, казалось бы, самые простые вещи. У него другая ментальность. Он совершенно иначе воспринимает жизнь, нежели человек верующий. Думающему человеку приходится узнавать, учить язык веры. Ему нужно объяснять самые простые вещи, потому что иначе у него нет с Церковью взаимопонимания. Со временем человек начинает замечать, что церковная жизнь окружена множеством символов и многие действия священника, верующих людей носят глубоко символический характер: иконы, крестное знамение, пастырское благословение, поклоны на Богослужении, само Богослужение. Что означают эти символы? В древнехристианском понимании под символом было принято понимать некое воплощение духовной реальности в реальности земной. Символ — это не просто знак, это реальное присутствие, реальное воплощение. Таким образом, Богослужение в христианском понимании является воплощением небесной реальности в реальности земной. Древние христиане, всегда подходили к Богослужению и символике очень осмысленно. Они знали, что конкретно воплощается, какой символ несет какую смысловую нагрузку. Воцерковляющийся человек должен подойти к участию в богослужебной жизни посредством осознанного вхождения в ткань жизни Церкви, получая удовлетворяющие его ответы (на понятном ему языке) на вопросы о вере, о Священном Писании, о Богослужении. Итак, что же такое Богослужение, в чем его суть и как можно кратко и доступно объяснить это вашему подопечному? «Новозаветное церковное Богослужение прообразует ту самую Тайную Вечерю, о которой повествует Евангелие. Именно Тайная Вечеря является центром, сердцевиной новозаветного Богослужения. Вы помните, что в конце вечери вместо обычных молитв, Христос произнес совершенно удивительные и непонятные слова. Он взял хлеб, преломил его и сказал: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лук., 22, 19). И дал его всем ученикам. Потом взял чашу с вином и сказал: «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лук. 22, 20). «И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все» (Марк.,14, 23). Эта Тайная Вечеря стала образом и началом нового Богослужения — Евхаристии, христианской Литургии, в которой на место прежней прообразовательной жертвы был поставлен Сам Иисус Христос. И от того времени христиане в воспоминание этой Бескровной Жертвы, стали совершать особенное Богослужение, в котором Сам Бог приносил Себя в Жертву. Сын Божий принес Себя в Жертву для того, чтобы приобщить нас Себе, соединить нас с Богом. Все ветхозаветное богослужение как бы приготавливало нас, род человеческий, к новой тайне соединения с Богом. Потому что теперь новая жертва уже не просто жертва умилостивления, но, кроме того, это Жертва, Которая соединяет человека с Богом. Это соединение происходит в Причащении Телу и Крови Христовой. Причащаясь Телу и Крови Христовых, мы соединяемся с Богом. Эта Таинственная Жертва делается содержанием новой жизни, которая есть жизнь Церкви. Можно сказать, что Церковь — это есть Евхаристия. Еще Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово. То есть, смысл Богослужения в том, что мы, причащаясь одного и того же Тела Христова, одной и той же Крови Христовой, делаемся частью этого единого Богочеловеческого Организма. Церковь есть единое Тело Христово и каждый из нас становится его членом, клеточкой этого единого Тела. Можно сказать, что никогда никакое Богослужение в истории человечества не имело такого глубокого и возвышенного смысла. И, более того, можно сказать, что никогда человек сам не мог бы придумать такого Богослужения, не мог бы сам прийти к такому высочайшему символу. Можно ли сказать, что хлеб и вино, которые приносятся на Литургию, являются символами? Если мы будем помнить, что эти символы в полноте воплощают духовную реальность, что они действительно становятся Телом и Кровью Христовыми, то тогда это будет совершенно правильное утверждение. Вот в таком именно смысле Православное Богослужение символизирует духовную реальность; Оно призвано преодолеть рамки пространства и времени, в которых существует земная реальность для того, чтобы ввести нас в реальность духовной жизни, которая — вне пространства и вне времени. Как преодолеваются эти рамки пространства и времени? Когда мы с вами совершаем Богослужение, например, в праздник Рождества Христова, именно здесь является нам та самая единственная реальность Рождества Христова, которая всегда одна и та же. Мы с вами не просто вспоминаем День Рождества двухтысячный раз, нет. Мы приобщаемся той единственной реальности, которая тогда и теперь всегда одна и та же в духовном мире, а все, что принадлежит духовному миру, существует вне времени и вне пространства. Как же происходит преодоление рамок земной, материальной реальности? Эта тайна в нашем Богослужении называется «превосходящий всяк ум и язык». Умом этого понять невозможно. Силой Божией, Божией благодатью, благодатью Святого Духа в нашем Богослужении дается быть чуду. Это всегда чудо, чудо приобщения той духовной реальности, которая существует вне времени. Иначе говоря, совершая Богослужение, мы с вами приобщаемся Рождеству Христову, или, например, Благовещению, или Вознесению, или Пятидесятнице. Это значит, что мы делаемся участниками этого единственного в истории события. Не просто вспоминаем его, а именно делаемся участниками. Событие является к нам, открывается, воплощается здесь, в земной реальности, посредством Богослужебного символизма». [139] В дальнейшем, возможно, пастырь встретит еще множество других вопросов со стороны вдумчивого окормляемого. Стоит порадоваться за него: он сделал свои первые самостоятельные шаги в Церкви. О следующих шагах в жизни человека, принявшего Христа, ставшего христианином, написано немало книг. Мы же перейдем к следующему, завершающему этапу нашей работы.
|