Студопедия — Если мы хотим быть эффективными в помощи другим людям, нам нужно использовать все возможности, все подходы, все средства для того, чтобы оказать эту помощь
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Если мы хотим быть эффективными в помощи другим людям, нам нужно использовать все возможности, все подходы, все средства для того, чтобы оказать эту помощь






Если мы хотим благовествовать о Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе, то нам нужно научиться понимать и принимать окружающих нас людей, для того, чтобы радость веры во Христа достигла и зажгла их сердца.

 

Для пастыря важно научить человека понимать самого себя, вернуть ответственность за собственную жизнь. Если человек понял, что жизнь — это драгоценный подарок Божий, осознал ценность собственной жизни в очах Божиих, то он сам с благодарностью принесет ее к свету любящих лучей Солнца Правды — Христа.

Главная идея книги: станьте деятельными! Берите на себя ответственность! Предпринимайте решительные действия. Используйте все, чему научила вас эта книга, и прямо сейчас. Пользы от действий больше, чем от программ, концепций и «научно-практических конференций», которых в последнее время и так достаточно. Мало только говорить. Необходимо произносимые правильные слова обязательно воплощать в дело.

Автор этой книги вполне согласен с древней мудростью: “Лучше сделать немного добра, чем писать сложные книги”. В античные времена жили два великих оратора: Цицерон и Демосфен. Хотя жили они в разное время и в разных государствах, но обоим им приходилось призывать сограждан к оружию. Когда Цицерон заканчивал свою речь, люди устраивали ему овацию, стоя, и долго хвалили за блестящую речь. А вот Демосфена никто не хвалил и не восхищался его красноречием. Когда он заканчивал свою речь, люди говорили: "Пора в поход", и отправлялись на битву. Вот в чем разница между искусством создавать концепции и программы и желанием вдохновить на поступок, предоставив для этого карту маршрута движения.

Если вы прочтете мою книгу и воскликните: «Да, много интересного, есть над чем подумать, а кое с чем можно не согласиться...», но при этом практически ничего в вашей жизни не изменится, мы с вами зря потратили время. Но если она даст вам уверенность в том, что вы уже имеете от Господа все, что необходимо для деятельной помощи наркоманам и будете пользоваться этой книгой как руководством к действию, если вы сами подумаете над тем, чтобы записать ваш опыт помощи и поделиться им с другими людьми, — тогда мое время, затраченное на написание этой книги, и время читателя не было потрачено даром.

Меня несколько раз приглашали на различные конференции по православному окормлению наркоманов. К сожалению, обсуждения на подобных встречах строятся вокруг поиска самого эффективного способа воцерков­ления наркомана. Любой другой способ работы, дающий пусть даже самые высокие результаты, нередко обвиняется в «неправославности» и бездуховности. Но ведь воцерковление — это уже несколько иная задача, ее стоит начать решать, если человек получил ответ на тот вопрос, с которым пришел, и сам поставил вопрос о воцерковлении. Если же мы начинаем исключительно с воцерковления и катехизации, то рискуем подменить цели обратившегося за помощью своими целями.

Подводя итоги четырех лет работы в направлении пастырского окормления наркоманов, значительная часть которой легла в основу этой книги, хочется еще раз подчеркнуть: нет смысла бороться с наркоманией как с "глобальной проблемой". Против "наркомании" и против наркотика лекарств не существует. Но если в жизни конкретного наркомана найдется хотя бы один конкретный человек, который разбудит его от этого сна, возьмет за руку, вытянет, поможет вернуться в реальный мир, обрести веру, то человек вернется к жизни. Если же в жизни он встретит людей, которые будут "нагружать" его чувством вины, предлагать выполнять бессмысленную, трудную и, возможно, не имеющую практической ценности работу (даже если все это будет называться "реабилита­цией" или еще какими-нибудь иностранными словами), то, в лучшем случае, никакого пробуждения не произойдет, а в худшем — наркоман с надломленной волей сломается окончательно. Возможно он станет образцовым прихожанином, который всю ответственность за собственную жизнь переложит на приходского батюшку и будет очень доволен тем, что теперь, наконец-то, ничего решать не нужно, все за тебя будет решать кто-то другой... Мне приходилось наблюдать плоды и такого подхода к "реабилитации".

Если эту книгу читает священник, (которому, в принципе-то, она и адресована) мне хочется, еще раз обобщая все вышесказанное, обратиться лично к нему:

Дорогой отче! Пойми: мы с тобой имеем дело с проблемой, внутри которой не можем иметь даже приблизительного опыта. Наше Родное Православие сформировало у нас цельность и постоянство внутреннего мира, стремление управлять своими страстями, достигать посредством молитвы и Богослужения душевного мира, воспитало чувство долга. Современный человек устроен по-другому. Ценностные ориентиры, чувство ответственности за себя, за свою семью, религиозное чувство у него частично или полностью атрофированы. Потребность в ясности восприятия мира, осознание цели и смысла утрачено. Цельное проживание собственной жизни, личностная зрелость, психологическая устойчивость у многих современных молодых людей отсутствует. Ради испытания нового опыта, ради удовольствия, ради так просто и быстро достигаемой возможности уйти от самого себя, от решения насущных жизненных проблем, он уходит в виртуальную реальность кайфа. Если не мы откликнемся на его боль, его беду, то кто же?

Я вполне могу предположить, что те способы работы с наркоманами, которые предлагаются в этой книге, совершенно не похожи на увещевающие беседы или на словесные воздействия на грешника с целью его исправления. Моя задача, как автора, прежде всего дать практические методы работы. Буду рад получить отзывы, замечания и предложения всех, кому эта книга попала в руки.

Безусловно, если говорить о преодолении этой проблемы, то, в конечном итоге, все дело не столько в тех или иных методиках, не столько в яркости и силы духа людей, которые будут заниматься этим нелегким делом, сколько в обращении ко Христу, о создании возможности для современного человека получить хотя бы элементарные навыки и знания о христианстве, о жизни с Богом. Но помочь можно только конкретному человеку, тому, кто обратился лично к тебе. И в этом — наше призвание, наше служение.

«Душа священника, — пишет архимандрит Софроний (Сахаров), — неизбежно множество раз дойдет до изнеможения от видения всякого рода страданий, с одной стороны, и неправд и насилий, с другой. Именно сии безобразия и кажущиеся бессмысленными едва ли не все действия людей являются показателями падения нашего мира. Упорным подвигом мы должны удержать неумаленным наше вдохновение на Литургическую молитву за все человечество. Все страсти и гадости греха, в нас ли самих, в других ли вне нас, и составляют содержание сей универсальной молитвы...

Вот почему мы, встречаясь со вседавящей массой греха, в нас ли самих, вне ли нас, не перестаем пребывать внутри литургического акта. При таком сознании о священстве вся наша жизнь является служением спасению мира...

Для нас, человеков, последняя доступная нам мера — молиться за всего Адама как за самого себя...» [148]

Да, действительно, наше главное дело — молиться за мир. Но благовествовать, разделять боль этого мира, и исцелять раны этого мира любовью Христовой — тоже наше дело.

...Просматривая уже написанные главы, я долго думал над кажущимся противоречием этой книги. С одной стороны, «помочь может только Господь», с другой — «не спешите вести наркомана к Таинствам». Действительно, помочь может только Господь, при сознательном обращении к Нему. Действительно, ни в коем случае не стоит тянуть человека к Причастию и Исповеди, потому что без осознания в этих Таинствах самого главного — Таинства Встречи с Господом —они не принесут автоматически никакого значительного результата.

Но как же быть, если наркоман рядом с вами, но он не задает никаких духовных вопросов?

Дело в том, что священство, пастырство — это тоже Таинство. Таинство, дающее нам, пастырям, не только благодать совершения других Таинств, но и возможность осознания себя в этом мире, по слову владыки Антония Сурожского, Христовыми любящими руками, Его добрыми устами, Его чутким сердцем. Именно через нас, пастырей Церкви, Бог Вселенной благоволил вразумлять, наставлять, приводить к покаянию и спасению Своих детей. Если мы будем действовать так, как в Своей земной жизни действовал Он, бессильно будет все, что станет на нашем пути, потому что любовь, смирение и искренность в своей беззащитности непобедимы. Как наказ или как совет опытных пастырей прошлого столетия звучат нам с пожелтевших страниц «Памятной книжки для священника» слова, как никогда актуальные сегодня:

«О, если б ты с любовию Павла мог сказать им: свидетель мне Бог, что все не тесно вмещаетесь в сердце моем! (2Кор. 6, 11).

Если бы ты так от сердца мог говорить овцам, то как бы они стали внимать тебе? Как открыли бы тебе свои сердца? Как принимали бы наставления твои, как сохраняли бы твои повеления? Как потекли бы за тобою по путям твоим?

Те суть истинные учители, которые, сделавшись отцами чрез строгость порядка, умеют быть матерями чрез милость любви.

Итак, иерей, будь для овец Христовых милосердою матерью, не устами, но сердцем, и делом.

Иисус прошел, благотворя и исцеляя всех: последуй Ему.

Если увидишь овцу, стенящую под бременем нищеты; облегчи с кротостию бремя ее, по возможности, раменами твоими и милостынями.

Если увидишь немощного, изнемогающего под бременем недуга; то помоги ему советом, и, если можно, врачевством, одушеви утешением.

Если кто придет, обремененный тяжестью грехов; то, как отец блудного сына, пади на выю его, с благостью прими погибшую овцу и омой ее слезами сострадания.

Если придет малодушный, то подкрепи его кротким наставлением.

Если найдешь упорного непреклонного, и ты, крепкий, понеси немощи сего немощного.

Переноси равнодушно противоречия овец твоих.

Не падай духом, если, посеяв пшеницу, пожнешь терние: Иисус Христос, от яслей до Креста, не престал трудиться для спасения душ, и, однако, не многие спасаются.

Не думай, что можно вдруг исторгнуть все пороки: неблагоразумная ревность к истреблению пороков может более ожесточить души и укрепить во зле.

Иное надобно лучше понемногу развязать, нежели вдруг рассечь; а об ином надобно помолчать; иное потерпеть до времени.

Некоторые души прежде надобно испытать любовию, чем бесполезно посрамлять стыдом строгого обличения.

Итак, старайся приобрести сердца любовию прежде, нежели приступишь к исправлению их чрез обличение. [149]

Будем же совершать наше служение с благоговением и мужеством, в духе всепобеждающей Любви Христовой. И да помогает нам в этом деле Тот, Кто Призвал нас на эту стезю и обещал пребыть с нами и содействовать нам до скончания века.

 


[1] Дж. О`Коннор, Искусство системного мышления, стр. 118.

[2] Журнал «Приход», № 1, 2001 г.

[3] Текст опубликован в журнале «Альфа и Омега» № 3 (25) и № 4 (26), 2000 г. и на сайте http://www.russian-orthodox-church.org.ru/sd00r.htm

[4] "Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви", ХI. 6.

[5] «Наставления о христианской жизни», выбранные из его бесед. Добротолюбие, т. 1, стр. 153, изд. Русского Пантелеимонова Афонского монастыря, 1895 г.

[6] Замечание Артура: Очень жаль вспоминать об этом, но это правда. Когда я в первый раз пришел в храм, обратился к священнику и сказал, что я наркозависимый и хочу узнать больше о Боге, о Церкви, мне ответили: «Здесь не семинария. Если ты этого не знаешь, то, значит, Бог тебя еще не призвал». Когда я был у протестантов, то там я чувствовал к себе совсем другое отношение и получил исчерпывающую информацию о вере и о Боге.

[7] Архим. Софроний (Сахаров). Старец Силуан, М, 1996 г., стр. 112.

[8] Лекции проф. МДА А.И. Осипова, Основное богословие, вып. 1, 1999 г., Аудиозапись.

[9] Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл. Выступление на Съезде православной молодежи в мае 2001 года.

[10] Архим. Софроний (Сахаров). Старец Силуан, М, 1996 г., стр. 110.

[11] Лекции проф. МДА А.И. Осипова, Основное богословие, вып. 1, 1999 г.

[12] О духовничестве. Сост. Игумен Иларион (Алфеев), Москва, Христианская книга, 2001 г.

[13] Свт. Феофан Затворник. Начертание Христианского Нравоучения, стр.8.

[14] Цит. по Д. Авдеев, В. Невярович. Наука о душевном здоровье.

[15] Св. Григорий Богослов, Слово 43.

[16] Еп. Василий (Осборн). Выступление на семинаре "Богословие и философия: аспекты диалога", состоявшегося в Институте философии РАН в рамках Девятых Рождественских Чтений.

[17] Св. Климент Александрийский.

[18] Преп. Ефрем Сирин.

[19] Св. Феофан Затворник

[20] Труд отца Киприана был написан в середине прошлого столетия. Тогда в области светских исследований в этом направлении была, в основном, представлена психиатрия и психоанализ. В контексте предлагаемой работы под необходимой для пастырского изучения областью я буду прежде всего иметь в виду навыки и знания из области практической психологии.— и.Е.

[21] Проф. Архим. Киприан Керн, Православное Пастырское Служение, СПб., «Сатис», 1996 г.

[22] "Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви", ХI. 6.

[23] Интерес к этой теме сегодня огромен. Например, с 29 сентября по 1 октября 1999 года в МДА проходил семинар «Преподавание психологии в духовных школах Русской Православной Церкви», а с 31 января по 3 февраля 2001 года в рамках ежегодной Богословской конференции Свято-Тихоновского Богословского института работала секция «Христианская антропология и светская психология».

[24] «Ðsyсhe» в переводе с греческого означает душа, «theropeia»— забота, уход, лечение, «logos» — слово.

[25] Архим. Софроний (Сахаров). Старец Силуан, М, 1996 г., стр. 45.

[26] Замечание Артура: Вообще все начинает происходить по принципу: Один раз — это много, а тысячу раз — будет всегда мало.

[27] Замечание Артура: Тогда уже употребляешь наркотик не ради кайфа, получения удовольствия, а ради того, чтобы стать нормальным человеком, как все: есть, пить, спать...

[28] Эта глава написана по материалам видеофильма «Нарко­зави­си­мость», Центра Практической Психологии «Катарсис», 1999 г. Мы поместили здесь самые яркие, живые места из фильма, такие как «Исповедь», откровения наркоманов, надеясь, что они помогут нашим читателем глубже войти в осознание серьезности этой проблемы.

[29] Фильм имеет ограничение по возрасту, поэтому ознакомление с ним уместно исключительно в исследовательских целях.

[30] Цит. по изданию «Православная Психология и проблемы современного человека». Под общей ред. Е.А. Ходыревой, Ульяновск, 2001 г.

[31] Замечание Сергея: один старый наркоман как-то сказал мне: неважно, что было и что будет с тобой, главное — борись, Бог с тебя спросит не за то, что ты принимал наркотики, а за то, что ты делал: боролся с этим или сдавался сразу же.

[32] Памятная книжка для священника или размышления о священнических обязанностях. Москва. В тип. Александра Семена, 1860 г., стр. 230.

[33] В одном из западноевропейских переводов начало 118 псалма — «Блаженни непорочнии в путь» интерпретировано как «Благословен человек целостного поведения».

[34] Замечание одного наркомана, который просил не называть его имени: С самого детства я слышал от родителей, что я — неудачник, что я никогда ничего не добьюсь в жизни. И когда я попал в зависимость, я постоянно слышал, что мне никогда не бросить наркотики. И со временем я сам стал в это верить, и продолжал бы, если бы не услышал в одной видеозаписи слова владыки Антония Сурожского о том, что Бог верит в человека, а значит — Он верит и в меня. Тогда я понял: раз Бог верит в то, что я смогу стать лучше, значит я сам буду верить в это. Сейчас я живу в монастыре и благодарю Бога за все!

[35] Ятрогенный (от греч. iatros — врач, genneo — порождаю) — заболевание, возникающее как реакция на неправильно истолкованные больным слова и поведение врача и неверное лечение (Прим. и. Е.).

[36] Йорг Мюллер. Бог — Он Иной. Страдания от ложного образа Бога, пути к исцелению. Независимая НПА, М., 1998 г.

[37] Вставка Владика: Героин подходит любому наркоману и, в основном, все на нем останавливаются.

[38] Замечание Владика: С уверенностью можно сказать, что человеку, бросившему героин, не стоит употреблять такие «легкие» заменители, как анаша и психотропные препараты. Рано или поздно это приведет к возврату к тяжелым наркотикам. Наркоману категорически нельзя употреблять алкоголь, даже пиво.

[39] О духовничестве. Сост. Игумен Иларион (Алфеев), Москва, Христианская книга, 2001 г.

[40] Замечание Артура: Я сам был жалобщиком и постоянно этим самооправдывался. Самооправдывался, что вылечиться невозможно, что это мой крест, что это предначертано судьбой, что все кругом виноваты в этом, что меня никто не любит, не жалеет. Хотя умом я понимал, что все в моих руках, а сердце не хотело...

[41] Архим. Софроний (Сахаров). Старец Силуан, М, 1996 г., стр. 330.

[42] Безусловно, наступит время, когда на страницах Евангелия человек встретится и с понятием “страх Божий”, увидит, что и Христос “гневался” (Мр. 3, 5), сможет более углубленно разобрать эти места Священного Писания. Однако, для первых шагов совместной работы необходима особая бережность и индивидуальность подхода. Преп. Иоанн Лествичник пишет об этом так: “Тем, которые подобны крепким юношам, ревностно и мужественно подвизаются на духовном поприще, предлагай лучшее и высшее, а тех, которые разумением и жизнью остаются позади, питай молоком, как младенствующих. Ибо для всякой пищи есть свое время: часто одна и та же пища в некоторых производит усердие, а в других печаль. При сеянии духовного семени должно рассуждать о времени, о лицах, о количестве и качестве семени» (Слово к пастырю, гл. 12).

[43] Замечание Артура: Часто, приходя в храм, я искал какого-то понимания со стороны священников и прихожан, но чувствовал себя «белой вороной». На каждой Исповеди я каялся в своей прошлой жизни, связанной с употреблением наркотиков. Я не скажу, что достиг покаянного плача, но искреннее сожаление о содеянном я испытывал. И каждый раз на мой вопрос священнику после Исповеди «А Бог простил мне эти грехи или нет?» слышал ответ: «Эти грехи на тебе до конца твоих дней». И еще приходилось слышать: «Бог только в том случае тебя простит, если ты сам себя не простишь. Кайся в этом до конца своих дней». После этих встреч я провалился в состояние глубокого отчаяния, не знал, как быть, что делать дальше.

[44] Иногда вполне уместные в определенном контексте качества: гнев в отношении человека, поднявшего руку на слабейшего себя, спад жизненной активности, заинтересованность человеком противоположного пола с целью создания семьи, стремление обеспечить себя необходимыми денежными средствами воспринимаются новоначальными, соответственно, как «бес гнева», «бес уныния», «бес блуда», «бес сребролюбия»... И тогда в душе происходит серьезнейший внутренний конфликт. Осознание собственной «переполненности бесами» зацикливает человека на греховном самокопании, лишая возможности целеустремленно и радостно двигаться ко Христу.

[45] Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл. Выступление на Съезде православной молодежи в мае 2001 года.

[46] Работе с уровнями осознания бытия посвящена отдельная глава этой книги.

[47] Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл. Выступление на Съезде православной молодежи в мае 2001 года.

[48] Замечание Артура: По моему опыту могу сказать, что проблема освобождения от наркотической зависимости во многом надуманна. Люди, так или иначе связанные с ней, сами ее накручивают, преувеличивают, делают из нее некоего монстра, которого практически невозможно победить. На самом деле «не так страшен бес, как его малюют». Один верующий человек после моих «страшных» рассказов о том, какая это большая проблема бросить наркотики, ответил: «Да это же не проблема. А это просто очередной этап твоего пути к Богу».

[49] «Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения», издание Оптиной Пустыни, 1991 г. Поучение шестое, стр. 80.

[50] К сожалению, вместо радости жизни с Богом неопытными пастырями нередко предлагаются молодому человеку жесткие формально-поведенческие рамки, а если он не соблюдает их — ему предлагается покинуть стены монастыря или прихода. Одну знакомую девушку-наркоманку, находившуюся в критическом состоянии и долго решавшуюся прийти в храм, чтобы покаяться, священник не допустил до исповеди только из-за того, что у нее были накрашены ногти.

— Вы на душу посмотрите, а не на ногти! — взмолилась она.

Батюшка обвинил девушку в гордости и предложил немедленно выйти из храма.

[51] Нередко намерение бывает “позитивно” с точки зрения греховного человеческого эго, а не с позиции христианских ценностей. Наша задача — помочь человеку научиться распознавать эти намерения и, если возможно, научить реализовывать их через нравственно приемлемое поведение. Так, в приведенном выше случае с курением (у ребенка) можно обучить его удовлетворять свое любопытство через доверительные вопросы к значимым старшим, “самоутверждаться”, а, вернее, обретать свое место в этом мире, — через добрые дела, бескорыстие, милосердие, бережность по отношению к старшим и сверстникам, возможно поискать у взрослых более серьезные поведенческие проявления для подражания. Что касается взрослого человека, у которого греховная привычка обрастает массой вторичных выгод, можно отдельно подумать над нахождением нового круга общения, для того, чтобы сделать перерыв поискать другой способ “переключиться”, научиться общаться с незнакомыми людьми по-другому, найти несколько других способов “возвращения к себе”.

[52] Блаженный Августин. Исповедь, Книга Третья, VII.

[53] Замечание Артура: Из своей наркоманской жизни я понял, что зло не существует само по себе. Зло есть извращенное добро. И все зло действует через людей, без людей оно теряет свою силу. И я понял, что просто-напросто надо перестать быть проводником зла, а перенаправить те силы и средства, которые тратил на употребление наркотиков, на делание добра. И вообще я начал понимать, что делать зло просто не выгодно. А добро — выгодно.

[54] К сожалению, в церковной печати и различных конференциях приходится встречаться с различными «концепциями» и «программами» окормления наркозависимых, построенными на основании замечательных теорий и цитатах из классических источников. Когда начинаешь узнавать, в каких конкретно действиях автора воплощена та или иная программа, каковы ее сенсорно наблюдаемые, практические результаты, оказывается, что «это — только теоретическая база, на которой будет построена дальнейшая работа». Пусть же критерием приемлемости того или иного предлагаемого суждения или подхода будет не столько «концепция», построенная на основании правильных теорий, сколько проверенный несколькими годами опыт практической работы.

[55] Проф. Архим. Киприан Керн, Цит. соч.

[56] Митр. Антоний Сурожский. Ступени. Изд. Свет Православия, 1998 г.

[57] Вставка Артура: Я почувствовал изменение только тогда, когда понял, что главная цель моей жизни есть спасение души, а не исцеление от наркомании. Каких-то сверхъестественных событий со мной не происходило. Я просто понял, что это (т.е. наркотики) мне больше не надо.

[58] Митр. Антоний (Храповицкий), Пастырское Богословие, Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского Монастыря, 1994 г., стр. 20.

[59] Святитель Григорий Богослов, Слово 2.

[60] О том, как это сделать, будет сказано ниже.

[61] Замечание Артура: Иногда это уместно, а иногда, если родители и близкие будут специально ограждать свое чадо от друзей, подруг, с которыми он употреблял наркотики, у него возникает чувство запретного плода. Все равно, рано или поздно, ему придется с ними встретиться. В моей жизни я старался не избегать этого контекста, а следить за внутренними движениями чувств, контролировать их и не бояться встреч с этими людьми. Тем самым у меня выработался иммунитет на воздействие наркоманской среды.

[62] Митр. Антоний Сурожский. Ступени. Изд. «Свет Православия», 1998 г.

[63] Проф. Архим. Киприан Керн, Цит. соч.

[64] Там же.

[65] Если только дело не касается правил проживания в монастыре или при храме, эти рамки и ограничения лучше обговорить сразу.

[66] Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл. Выступление на Съезде православной молодежи в мае 2001 года.

[67] Настольная книга священнослужителя, т. 8. Изд. Московской Патриархии, 1988 г., стр. 391-395.

[68] Вспоминается эпизод из доклада настоятеля одного из российских монастырей, рассказанный им на конференции, посвященной проблемам преодоления наркозависимости. Он много занимается наркоманами, принимает в их судьбе активное участие. Однажды один парень, который приехал в монастырь с целью восстановления, в ужасе прибежал к настоятелю:

— Батюшка, переселите меня, ради Бога, в другую келию!

— А в чем дело?

— А дело в том, что в той, в которой меня разместили, такие же обои, как и в комнате, где я получил свой первый укол. И я просто не могу...

Другой эпизод. В электричке, по пути в один из православных реабилитационных центров, я познакомился с одним молодым наркоманом, который рассказал, что панически боится телефона. Когда телефон звонит, у него возникает, "запускается" ощущение предвкушения наркотического кайфа, и после этого он ничего не может с собой поделать...

[69] Обратите внимание: здесь и далее с выздоравливающим наркоманом о приеме наркотиков мы говорим в прошедшем времени. Это очень важно, потому что этим мы постоянно неявно подчеркиваем: проблема осталась в прошлом, человек встал на путь исправления.

[70] Например, для кого-то наркотик может быть символом свободы и легкости взаимоотношений. Причем не только свободы взаимоотношений с людьми, но и с самим собой: «Становится легче наедине с собой».

[71] Если ответ отрицательный, то тогда человек фактически не существует для себя, он воспринимает себя как механическую куклу, которую каждый вправе подвинуть, переставить, усадить или выбросить.

[72] Постарайтесь быть для вашего подопечного настолько располагающим человеком, чтобы его ответ на этот вопрос носил не "правиль­ный", а честный характер. Поэтому НЕ оценивайте ответ, каким бы он ни был, покажите готовность просто принять то, что человек скажет.

[73] Если зависимость наличествует.

[74] Вспоминается беседа с одним священником средних лет, который утверждал, что внимания заслуживают лишь те рассуждения на тему алкоголизма и наркомании, которые «основаны на духовном опыте», (этот батюшка ни разу не пробовал наркотики) в то время как всякие научные знания по наркологии, психологии и психотерапии — «от лукавого».

[75] О духовничестве. Сост. Игумен Иларион (Алфеев), Москва, Христианская книга, 2001 г.

[76] Св. Григорий Богослов, Слово 14.

[77] Там же.

[78] И.А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта.

[79] «Потемневшей от времени иконой, образом Бога, нуждающимся в очищении», по словам митр. Антония Сурожского.

[80] Одной женщине ее умирающая, горячо любящая бабушка говорила: «Внученька! Если ты пойдешь по жизни с молотком, на твоем пути встретится достаточное количество гвоздей».

[81] Нам видятся не очень перспективными подходы некоторых психологических школ, утверждающих необходимость постоянного возвращения в собственное прошлое для «отреагирования» и «катарсиса». Более православным подходом нам видится покаяние пред Богом и полное доверие Его всепрощающему милосердию: «Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 8, 12). Если Сам Бог обещает раскаявшемуся не вспоминать прошлых грехов, то зачем же нам снова возвращать человека к тому, что прощено и забыто Самим Богом?

[82] Повторяющаяся реплика одной мамы в адрес дочери, страдающей кожным заболеванием. Девочка, вспоминая, что же она не должна делать, начинает, разумеется, еще больше чесаться.

[83] Например: «Я хотел бы воплотить доброту, любовь к людям и благодарность».

[84] Прот. Владислав Свешников, Очерки христианской этики, «Паломник», 2000 г., стр. 273.

[85] Сочинения Еп. Игнатия Брянчанинова. Том пятый. Приношение современному монашеству. СПб., 1905 г., стр. 80.

[86] Там же, стр. 77.

[87] Там же, стр. 80.

[88] Здесь и далее в этой главе использованы материалы и идеи Андрея Плигина и Александра Герасимова.

[89] Мне рассказывали о московском реабилитационном центре «Страна живых». Многих ребят, проходящих в нем реабилитацию, удерживает от срыва обозначенные в самом начале условия проживания, соблюдаемые неукоснительно. Сорвавшегося сразу же отправляют из центра.

А как же быть пастырю в случае, если срыв все же произойдет? Он оказывается перед непростой дилеммой: простить и оставить, или же соблюсти первоначальные условия и отправить человека для того, чтобы это было в назидание остальным? Здесь также не существует готовых ответов. Уникальность каждой конкретной ситуации и голос совести помогут сделать правильный выбор.

[90] Митр. Антоний (Храповицкий), Пастырское Богословие. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского Монастыря, 1994 г., стр. 61.

[91] Замечание Владика: Очень часто, после того, как человек переламывается, он чувствует подъем энергии, желание идти дальше, вверх. После такого форсированного режима, когда кажется, что все позади, через 1 или 3 месяца (у каждого по-разному) наступает физическая немощь и моральная подавленность. Некоторые называют это «вторые ломки». Здесь более всего вероятен срыв. «Вторые ломки» длятся по-разному: от 1 недели до месяца.

[92] Митр. Антоний Сурожский. Взаимоотношения Церкви и мира с православной точки зрения. Континент 1996. № 89.

 

[93] Архим. Софроний (Сахаров). Старец Силуан, М, 1996 г., стр. 331.

[94] Митр. Антоний (Храповицкий), Пастырское Богословие. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского Монастыря, 1994 г., стр. 46.

[95] Замечание Сергея: Особенно в самом начале, наркотик приносил мне удовольствие, он был близок мне, и если вдруг кто-то сказал бы, что это дерьмо...

[96] Проф. Архим. Киприан Керн, Цит. соч.

[97] Проф. Архим. Киприан Керн, Цит. соч.

[98] Проф. Архим. Киприан Керн, Цит. соч.

[99] Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл. Цит. источник.

[100] Игумен Евмений. Пастырская помощь душевнобольным. изд. Свет Православия, 1999 г.

[101] Проф. Архим. Киприан Керн, Цит. соч.

[102] Глава написана на основе подхода, разработанного доктором К.Ю. Королевым.

[103] Идея написания эпитафии на могилу принадлежит доктору А. Данилину.

[104] Проф. Архим. Киприан Керн. Цит. соч.

[105] Проф. Архим. Киприан Керн, Цит. соч.

[106] По этому поводу приходилось слышать такую пословицу: «Новая жизнь начинается в понедельник, а заканчивается... во вторник».

[107] Замечание Артура: Я много раз пытался говорить себе: «Все, больше не колюсь никогда в жизни», но много раз изнутри звучали уже не помню от кого услышанные однажды слова: «Никогда не говори "никогда"».

[108] Книга В.А. Ильина «Пока беда не вошла в дом» вышла в нашем издательстве в декабре 2000 года.

[109] Пожалуйста, еще раз обратите внимание на употребление глаголов прошедшего времени в процессе работы.

[110] Кстати, именно в игнорировании этого момента кроется причина недоверия наркоманов книгам и брошюрам некоторых православных издательств, посвященным чудесному освобождению от наркотической зависимости. Создается впечатление, что авторы, пишущие на эти темы, вообще не видели живых наркоманов.

[111] Дельфин, "Она" из альбома "Глубина резкости".

[112] Добротолюбие, т. 1, Преп. Исидор Пелусиот, стр. 394.

[113] Проф. Архим. Киприан Керн, Цит. соч.

[114] Люди нередко пытаются получить эмоциональную поддержку от тех, кто в действительности не в состоянии этого им дать.

[115] Глава написана на основе идей и материалов Андрея Плигина и Александра Герасимова.

[116] Впрочем, мы не против критики, вовсе нет. Только мы предпочитаем «критика-созидателя», главная задача которого — помощь в улучшении результата, «критику-разрушителю», задача которого — до основания разрушить, ничего не предложив взамен.

[117] Хочется в этом смысле сказать об аккуратности в общении с детьми: они практически беззащитны в подобной ситуации. Так что если вы хотите видеть их в будущем творческими, уверенными, стойкими перед трудностями и более счастливыми, то можете позволить себе больше думать, перед тем как дать ребенку помогающий отзыв о проделанной им работе, выполненном домашнем задании, исполненной им песенке или его небольшой творческой находке.

[118] В работе над этой главой использованы материалы бесед священника Евгения Генинга.

[119] Имя изменено.

[120] Блаж. Августин. Исповедь, 6, VI, 6.

[121] И.А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта.

[122] Страх Господень назван в Священном Писании началом мудрости (Прит. 1, 7). Однако святые отцы однозначно толкуют это выражение не как животный страх, не как страх наказания, а как страх нравственный, страх сына обидеть любящего Отца.

[123] Прот. Владимир Воробьев, «Введение в литургическое предание». Лекции в Свято-Тихоновском Богословском институте. Аудиозапись.

[124] Замечание Артура: Когда я начал ходить в церковь, то путем молитв, Таинства Исповеди я пытался достигнуть каких-то чувственных состояний. В этом — опасность для наркомана, делающего первые шаги в Церкви, искать в вере такого же кайфа, как и в наркотиках. Всплеска эмоций, но не больше того. Поэтому многие, не обретя мистики (как это бывает от «винта», «джефа») уходят в секты, в которых можно получить состояние религиозного экстаза.

[125] Замечание Сергея: Он просто не видит ничего, кроме нее, он даже удивляется, как раньше не видел и не замечал, что вся жизнь — такое дерьмо, как это он всю жизнь обманывался?

[126] По поводу христианского окормления наркозависимых возможно разное видение, разные точки зрения, по слову Апостола Павла: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11, 19). Поскольку цель предлагаемой книги — поиск сотрудничества со всеми, кто так или иначе неравнодушен к этой проблеме, поиск реальных подходов и методов работы, мы решили не упоминать имен авторов и самого названия книги, чтобы разномыслия о мнениях не переросли в полемику. Думаю, что читатели смогут оценить искренность и правдивость взгляда на затронутую в этой главе проблему человека, который прошел наркотический ад и с Божьей помощью освободился от зависимости.

[127] Напр. Дж. Шаллер. Потеря и обретение отца, Мирт, 1996 г.

[128] Замечание Артура: Бог всегда любит независимо от того, что мы делаем, хорошо или плохо. А все проблемы и скорби, от них возникающие, человек создает себе сам. Если человек принимает любовь Бога, то он принимает и скорби как проявление Его любви.

[129] Замечание Артура: Много моих знакомых после холодного, равнодушного приема в Православной Церкви или после проповедей о карающем Боге и Страшном Суде, продолжили поиски Бога в других конфессиях и, встретив доброе человеческое отношение и слова о Любящем и Исцеляющем Боге, там и оставались. Наркоман вообще человек, почти потерявший надежду. И мне непонятно, зачем священники лишают его последней надежды, пугая Страшным Судом? Если он почувствует, что в православном храме любят и принимают, он раскается. Но сомневаюсь, что это произойдет, если с ним начнут «работу» с угроз от имени Бога.

[130] Митр. Антоний Сурожский. Взаимоотношения Церкви и мира с православной точки зрения. Континент 1996. № 89.

[131] Проф. Архим. Киприан Керн. Цит. соч.

[132] Памятная книжка для священника или размышления о священнических обязанностях, Москва, В типографии Александра Семена, 1860 г. стр. 228-229.

[133] NB: Между человеком и его поступком ставится знак равенства!

[134] Как будто сам по себе стыд способен что-то изменить или же от того, что ребенку станет стыдно, родителям станет легче.

[135] Приходской случай: одна женщина жаловалась священнику соседнег







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 360. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия