Студопедия — Декоративно-прикладное искусство;
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Декоративно-прикладное искусство;






4. Празднично-обрядовая культура как элемент, синтезирующий разные формы народной художественной культуры.

Разделение, конечно же, условное, т.к. праздники и обряды включают в себя и фольклор, и ДПИ, и сами, в свою очередь, основываются на мифах. Таким образом, структуру народной художественной культуры можно представить следующим образом: миф – ее центр, другие ее виды (фольклор, декоративно-прикладное искусство, празднично-обрядовая культура) – формы существования данного мифа в жизни народа.

Народная художественная культура формируется в архаическое время существования этноса. В дальнейшем народная культура продолжает свое существование в русле слияния целостной нации, сохраняя при этом исходные установки ведущей своей составляющей – мифа. Это время бытования народной художественной культуры в качестве актуальной – ежедневно востребованной человеком, ее носителем.

Специфика народной художественной культуры состоит в том, что она существует в контексте сегодняшнего дня исключительно в качестве традиции: живой традиции, воспроизводимой ее носителями (обряды и фольклор русских деревень сегодня), и традиции, консервируемой учеными и профессиональными коллективами. В этом - коренное отличие народной культуры от массовой культуры, передаваемой через средства массовой информации. В то же время народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной культуры. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое. Хотя это деление тоже неоднозначно. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, создав, например, современный городской фольклор.

Различие между высокой (элитарной) и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая и национальная культура может быть только письменной, а этническая и народная – как письменной, так и устной. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества - народная и этническая не имеет связи с образованностью. Малая по размеру и исторически более древняя этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

 

  1. Виды и формы бытования народного декоративно-прикладного творчества, ремесел, промыслов

В народной художественной культуре декоративно-прикладное творчество, ремесла и промыслы, включают такие виды и формы, как

· чеканка,

· роспись и резьбу по дереву,

· вышивка,

· народный костюм,

· производство народной игрушки

· и многое др.

Профессиональный опыт в работе народных мастеров складывался путем открытия наиболее эффективных приемов и техники обработки материала, доведения в художественном смысле этого мастерства до совершенства.

Художественное ремесло - культура профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, ткани и др.), возникающая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне ее культуры. Народное декоративное и прикладное творчество, ремесла и промыслы, существуют как существенный компонент этнического сознания людей. Оно отражает культурно-психологические структуры, связанные с этническим самосознанием, базируется на опыте коллективного мастерства. Особыми свойствами обладает эстетика народного костюма, в том числе, и русского.

На современном этапе культурного развития эта часть народной художественной культуры имеет несколько форм бытования и развития:

1) Первая форма — народное декоративно-прикладное творчество и художественные ремесла, не вычлененное из своей бытовой этнографической среды и связанные с породившим его укладом жизни. Это часть традиционной культуры племен и народов, замкнутых в силу особых историко-географических условий в отдаленных районах мира (аборигены Амазонки, Филиппин, Новой Гвинеи, Африки, некоторых районов Арктики и др.).

2) Вторая форма — индивидуальное творчество мастеров, основанное на традиционном коллективном опыте, сохраняющее и развивающее народные традиции. Основным его стимулом является потребность в самом творчестве. В любой народной культуре есть свои мастера — резчики по дереву, кости, гончары, ткачества, ковроткачества, мастера вышивки.

3) Третья форма — художественные промыслы, вырастающие на почве местной культурной традиции, поддерживаемые коммерческим спросом извне.

4) Четвертая форма — организованный художественный промысел на базе мастерских с необходимым производственным оборудованием.

Существуя в указанных четырех формах, народное художественное творчество в целом, сохраняет общую творческую структуру развития, ориентированного на традицию, живущую в устно-зрительной передаче.

Варьирование художественного образа, преемственность мастерства, регулируемая законом традиции. В процессе развития народно-художественных промыслов отрабатываются технические способы и художественные приемы обработки материала, образная система художественного языка.

Генетическое основание русского декоративно-прикладного искусства – искусство славян. Специфическим художественным языком русского декоративно-прикладного искусства выступает орнамент, имеющий славянское, языческое происхождение.

Орнамент как язык есть система изобразительных элементов в совокупности с законами их взаимодействия (язык – система знаков в совокупности с правилами/законами их применения/взаимодействия, функционирующая в первую очередь ради коммуникации, а так же хранения и передачи информации), что являет Космос как Мировую систему (элементы Мира) в совокупности с Мировыми Законами. Орнамент функционирует исключительно ради коммуникации, но в отличие от пиктографического письма – родственного орнаменту архаического средства межличностного общения, эта коммуникация рассчитана на связь предельно недоступных сторон – человека и Космоса как целого, абсолютного начала. Орнамент произведения декоративно-прикладного искусства – это текст, направленный на коммуникацию человека и Космоса, прочтение которого возможно в случае знания этого языка.

Классификации орнамента: 1) по способу исполнения: впалый (резанный или гравированный вглубь), плоский (исполненный чертами), рельефный; 2) по закономерностям построения: орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры), розетки (вписанный в круг), сетчатый (заполняющий поверхность сплошным регулярным узором), ковровый (заполняющий поверхность сплошным узором), рамочный (изображение в рамке); 3) по цвету: полихромный (многоцветный) и монохромный (одноцветный) орнаменты.

Основная функция орнамента – коммуникативная, потому доминирующей классификацией является классификация его как языка – по изобразительному элементу.







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 789. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия