Студопедия — Информационные технологии управления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Информационные технологии управления






В созерцании прекрасного самого по себе только и может жить человек, его увидевший!''

 

Конечно в этих словах звучат нотки самого Платона, а не его учителя. Это и есть гимн платонической любви, любви к совершенной красоте, к истине и добру, которые в идеальном мире слагаются вместе и олицетворяют собой высшее благо.

В этом любви есть место и чувственной близости, но она - лишь начало восхождения к вершинам любви, а вовсе не единственная цель.

Многие мудрецы и философы пробовали подражать Платону и создавали свои беседы за пиршественным столом. Оказывалось, что за чашей вина можно обсуждать любые, даже самые серьёзные вопросы - философские, учёные, политические, бесконечные как сама жизнь. Но нигде, никогда и ни у кого после Платона, пир не был представлен так просто, ярко и увлекательно.

Видимо Платону помогала его главная любовь, любовь к мудрости...


 

11.Диалектика бытия и небытия в диалоге «Софист».

Платон заостряет проблему: отличить себя от софиста философ может, только признав небытие чем- то сущим, но тем самым от отказывается от своих оснований выраженных Парменидом – «только бытие есть, а небытия «нет «- и сам оказывается на позиции софиста. Платон показывает, что внутреннее противоречивым является не только мышление небытия. Таким образом проблематизация доводится до наивысшей степени- проблематизируется парменидовское основоположение о тождественности мышления и бытия. Решение проблемы, реализованное Платоном, состоит в пересмотре формы мышления, которыми созерцаются бытие и небытие. Платон обнаруживает основание возникающих противоречий, заключающееся в том, что идеи мыслятся как отдельные от друг друга, неизменные сущности. Платон демонстрирует новую форму мышления, в которой самодвижение мысли организуется друг от друга, вместе с тем в идее движения есть момент покоя и в идее покоя есть момент.


 

 

12.Аристотель. Вопрос о сущем и сущности, понятие формы и материи.

Сущность Аристотеля понимается следующим образом:

1 сущность –это единичные вещи(субстанция=подлежащее). Все, что относится к остальным категориям обладает существованием, которые зависят от бытия сущности. Напр.,мел, человек, аудитория.

2 сущность –это виды и роды, которые сказываются о первой сущности. Указывает определение вещи, напр., что такое человек? Напр., человек, это животное, но животное это не человек Суть бытия вещи – это то, что выражается в определении. Суть бытия сказывается в логосе через определение. Форма – соотношение частей в целом. Для Аристотеля основным понятием будет 2 сущность.

Форма существует в мышлении, существует и материи, как часть составного целого. Первоматерия – это сущее в возможностях, способность чем-то стать. Первоматерия не сущее. Наше мышление всегда имеет дело с формой. Материя это то что разум мыслит в основании.

Из ничего ничего не возникает. Когда мы говорим о порядке в природе, то эта фраза верна. Все что возникает возникает уже из того, что существует.

Аристотель выделяет 4 причины бытия сущего(на примере статуи):

-- материальная(медь)-из чего;

--формальная(форма)-что;

--действующая(мастер)-посредством чего;

--целевая(жертвоприношение)-ради чего.

Выделив эти причины, мы ответим на вопрос «Что значит быть?»(Человеком, статуей)

Душа –это форма одушевленного тела. Форма –это принцип тождества, а материя –это принцип различия. 2 тождественные по виду вещи различаются по материи.

 

 


 

 

13. Учение о четырех причинах у Аристотеля.

Аристотель в первой книге «метафизики» дал свое учение о 4-х причинах, или началах, усвоенное средневековой схоластикой. Ища причину вещей или явлений, наш ум ставит не один, а четыре различных вопроса, и только при определенном ответе на все четыре мы получим полное понятие искомой причины, могущее окончательно удовлетворить требования мысли по данном предмету:

- во- первых, мы спрашиваем, из за чего происходит данный факт, составляется данный предмет; это есть вопрос о материи, или материальной причины того, что дано

-во –вторых, спрашивается, от чего или чьим действием произведена данная действительность; это есть вопрос о производящей причине, или о «начале движения»

- в –третьих, спрашивается, почему или сообразно чему данный предмет есть то, что он есть; это вопрос о специфической идее, об образующей форме, или формальной причине.

- в –четвертых, спрашивается, к чему, для, или ради чего нечто происходит или существует- вопрос цели, или конечной причине.


 

 

14.Ум как перводвигатель в философии Аристотеля.

Предмет «первой философии» - не природа, а то, что существует сверх нее. Аристотель ограничивает природу определенными рамками, природа у него не совпадает с сущим, сущее шире природы, которая есть для него лишь один из родов сущего.С точки зрения Аристотеля, философия имеет право на самостоятельное существование лишь в том случае, если в области сущего есть нематериальные причины и сверхчувственные и неподвижные, вечные сущности. Нематериальные самостоятельные причины, а также сверхчувственные неподвижные и вечные сущности изучает «первая философия»

«первая философия», по Аристотелю- наука «наиболее божественная» в двух смыслах: владеть ее пристало скорее богу, чем человеку, ее предметом являются «божественные предметы», поэтому Аристотель называет свою философию теологией, учением о боге, по- видимому, вводя в обращение это слово. Сверхчувственные, вечные и неподвижные сущности нематериальные причины Аристотель связывает с богом. Поэтому предметом философии Аристотель оказывается бог. Однако бог лишь одно из начал, поэтому философия Аристотеля все же шире теологии. Она изучает начала и причины всего сущего, поскольку оно берется ка сущее. Аристотель называет эти причины «высшим», а начала «первым»

 


 

15.Учение о душе у Аристотеля.

Считая душу началом жизни, он дает типологию различных «уровней» и души, выделяя растительную, животную и разумную души. Низшая душа- растительная – прибавляется ощущение, а вместе с ним и способность желания, то есть стремление достичь приятного и избежать неприятного. Разумная же душа, которая обладает из всех животных один лишь человек, помимо перечисленных функций, общих у человека с растениями и животными, наделена высшей из способностей- рассуждением и мышлением. У Аристотеля нет характерного для Платона представления о низшем, телесном начале, как источнике зла. Аристотель рассматривает материю, тело как нейтральное субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Сам разум, однако, согласно Аристотелю, не зависит от тела. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность высшей из аристотелевских форм, совершенно свободного от материи, а именно вечного двигателя, который есть чистое мышление и которым движется и живет все в мире. Этот высший разум Аристотель называет деятельным, созидательным и отличает его от пассивного разума, только воспринимающего. Последний главным образом и присущ человеку, тогда как деятельный разум- лишь в очень малой степени. Пытаясь разрешить трудность, возникшую у Платона в связи с учением о «трех душах» и вызванную стремлением объяснить возможность бессмертия индивидуальной души, Аристотель завершает классический период в развитии греческой философии. По мере внутреннего разложения греческих полисов постепенно слабеет и их самостоятельность. В эпоху аллинизма,в период сначала македонского завоевания, а затем подсинения греческих городов Риму, меняется мировоззренческая ориентация философии: ее интерес все более сосредотачивается на жизни отдельного человека. Мотивы, предвосхищающие этот период, при внимательном чтении можно отметить уже в этике Аристотеля. Но особенно характерны в этом отношении этические учения стоиков и эпикурейцев. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место этике индивидуальной, что непосредственно отражает реальное положение человека поздней античности, жителя большой империи, не связанного уже тесными узами со своей социальной общиной и не могущего, как раньше, принимать непосредственное участие в политической жизни своего небольшого города- государства.

 


 

 

16.Христианство, основные положения.

Христианство зародилось как одна из сект иудаизма в 1 веке до н.э..в Палестине. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса антично цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекло многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам пусть внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности. Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявилось свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Христианство провозгласило равенство перед Богом всех верующих и предопределило дальнейшее свое развитие как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

1. Прирожденная греховность человека и идея спасения. Неповиновение Адама и Евы — в христианстве грех настолько тяжкий, что он погубил добрую природу не только самого первого человека, но и всех его потомков.

2. В христианстве выражено равенство перед Богом всех людей, грехи которых, как детей Божьих, искуплены кровью Христа. В связи с таким представлением вера в бессмертие личной души стала догматом христианства. Для спасения требовалось покаяние, причем не путем внешних действий, а путем внутренних усилий — принесением в жертву собственного сердца, своей души.

3. Смерть телесная выступила как освобождение души от связывающих ее пут. Признать воскресение Иисуса Христа, значит, приобщиться к надежде на воскресение из мертвых, ожидать нового существования по ту сторону смерти. Вера в воскрешение из мертвых — одно из базовых положений. Воскресение во плоти — один из основных догматов христианства, вошедший в символ веры. Идея воскрешения из мертвых важна тем, что если воздаяния нет при жизни, то оно осуществляется после смерти.

4. Второе пришествие. После второго пришествия Христа на земле установится Царствие Божие — тысячелетнее царство добра и справедливости.


 

 

18.Доказательства бытия Бога.

5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.


 

19.Френсис Бекон. Философские основания научного познания и понятие опыта.

Ф.БЭКОН. (1521 – 1626) Лорд-канцлер Англии. Политик. Человек гос. масштаба.

Философия эмпиризма – показать единство Ф. и естественных наук. Философия – наука о реальном мире, основанная на опытном знании с помощью органов чувств и разных приборов. Изучение природы вооружают человека знаниями и увеличивают могущество человека.

Вывод Бэкона: низкие темпы научного познания природы в том, что нет верных методов исследования + несогласованность человеческих действий в этом направлении.

Задача Бэкона: вооружить человечество методами. Основа – ИНДУКЦИЯ. Основа – кол-во элементов, из которых состоит материя множество, сочетание же их безгранично. Нужно постичь естество этих элементов.

«Новая Атлантида» - утопия. Академия наук на острове. Кооперация и специализация наук. Необходимо финансировать науки.

«Новый Органон». Полемика с Аристотелем и схоластами. Нужна новая классификация наук. В основу классификации Бэкон положил принцип, исходящий из различия между способностями человеческого познания. Способности эти - память, воображение, рассудок, или мышление. Каждой из этих трех способностей соответствует особая группа наук. А именно: памяти соответствует группа исторических наук; воображению соответствует поэзия; рассудку (мышлению) - наука в собственном значении этого слова.

Людей можно разделить на муравьев (чистые эмпирики, получают отдельные факты), пауков (рационалисты-догматики, рассуждают даже без фактов), пчелы ( извлекается материал из природы и перерабатывается в мед познаний).

Опыт (светоносные, плодоносные) “Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон

 

Препятствия открытиям – ИДОЛЫ:

пещеры – наша личная жизнь, привычки, воспитание, т емперамент.

театра – давление авторитетов

площади – неточное словоупотребление; слухи.

рода – мы стремимся схематизировать дейст-ть, подогнать все новое под уже имеющуюся сетку понятий. Предвзятость взглядов. Мы обращаемся к природе не с вопросом ПОЧЕМУ? а с вопросом ЗАЧЕМ? – целесообразность, взгляд в будущее. Этот предрассудок сложно отрефлексировать.

 


 

 

21. Декарт как основатель новоевропейской философии, основные положения его учения.

Критерием истины, считает Декарт, может быть только «естественный свет» нашего разума. Декарт не отрицает и познавательной ценности опыта, но он видит его функцию исключительно в том, чтобы он приходил на помощь разуму там, где собственных сил последнего недостаточно для познания.. Первоначально мыслившиеся Декартом весьма многочисленными, в «Рассуждении о методе», они сводятся им к четырем основным положениям, составляющим «квинтэссенцию» европейского рационализма: 1) начинать с несомненного и самоочевидного, т. е. с того, противоположное чему нельзя помыслить, 2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения, 3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному, 4) постоянно перепроверять правильность умозаключений. Самоочевидное схватывается разумом в интеллектуальной интуиции, которую нельзя смешивать с чувственным наблюдением и которая дает нам «ясное и отчетливое» постижение истины. Разделение проблемы на части позволяет выявить в ней «абсолютные», т. е. самоочевидные элементы, от которых можно отталкиваться в последующих дедукциях. Дедукцией Декарт называет «движение мысли», в котором происходит сцепление интуитивных истин. Слабость человеческого интеллекта требует проверять корректность сделанных шагов на предмет отсутствия пробелов в рассуждениях. Такую проверку Декарт называет «энумерацией» или «индукцией». Итогом последовательной и разветвленной дедукции должно стать построение системы всеобщего знания, «универсальной науки». Декарт сравнивает эту науку с деревом. Корнем его является метафизика, ствол составляет физика, а плодоносные ветви образуют конкретные науки, этика, медицина и механика, приносящие непосредственную пользу. Из этой схемы видно, что залогом эффективности всех этих наук является правильная метафизика.
От метода открытия истин Декарт отличает метод изложения уже разработанного материала. Его можно излагать «аналитически» и «синтетически». Аналитический метод проблемен, он менее систематичен, но больше способствует пониманию. Синтетический, как бы «геометризирующий» материал, более строг. Декарт все же отдает предпочтение аналитическому методу.

 


 

 

22.Принцип сомнения как методический принцип достоверного познания у Декарта.

Исходной проблемой метафизики как науки о самых общих родах сущего является, как и в любых других дисциплинах, вопрос о самоочевидных основаниях. Метафизика должна начинаться с несомненной констатации какого-либо существования. Декарт «пробует» на самоочевидность тезисы о бытии мира, Бога и нашего «Я». Мир можно представить несуществующим, если вообразить, что наша жизнь есть долгое сновидение. В бытии Бога тоже можно усомниться. А вот наше «Я», считает Декарт, нельзя подвергнуть сомнению, так как само сомнение в своем бытии доказывает существование сомнения, а значит и сомневающегося Я. «Сомневаюсь, следовательно существую» - так Декарт формулирует эту важнейшую истину, обозначающую субъективистский поворот европейской философии Нового времени. В более общем виде этот тезис звучит так: «мыслю, следовательно существую» - cogito, ergo sum. Сомнение составляет лишь один из «модусов мышления», наряду с желанием, рассудочным постижением, воображением, памятью и даже ощущением. Основой мышления является сознание. Поэтому Декарт отрицает существование бессознательных идей. Мышление является неотъемлемым свойством души. Душа не может не мыслить, она - «мыслящая вещь», res cogitans. Признание несомненным тезиса о собственном существовании не означает, однако, что Декарт считает вообще невозможным несуществование души: она не может не существовать, лишь пока мыслит. В остальном же душа - случайная вещь, т. е. может как быть, так и не быть, ибо она несовершенна. Все случайные вещи черпают свое бытие извне. Декарт утверждает, что душа ежесекундно поддерживается в своем существовании Богом. Тем не менее ее можно назвать субстанцией, так как она может существовать отдельно от тела. Впрочем, на деле душа и тело тесно взаимодействуют. Однако принципиальная независимость души от тела является для Декарта залогом вероятного бессмертия души.

 

4 правила

Правило очевидности

Правило анализа

Правило синтеза

Правило контроля

 

23. Понятие протяженной и мыслящей субстанции в философии Декарта.

СУБСТАНЦИЯ ПРОТЯЖЕННАЯ– одно из центральных понятий философии Р.Декарта и метафизики Нового времени. Согласно Декарту, материя – субстанция, так как она может существовать самостоятельно, т.е. независимо от восприятия ее конечными духами (но не независимо от бесконечного духа, постоянно поддерживающего ее существование). Протяжение составляет сущностное свойство материи, или ее атрибут. Нет и не может быть непротяженной материи. Протяжение – единственное, что отчетливо мыслится в понятии материи. В частности, поэтому Декарт полагает, что материи вообще не присущи никакие другие качества, кроме протяжения и его модификаций. Протяженная субстанция недоступна непосредственному восприятию. Все, что осознается нами непосредственно, – это наши идеи, т.е. модификации мыслящей субстанции. Более того, мы можем представить, что материи не существует. Поэтому требуется специальное доказательство реальности протяженной субстанции. Доказательство, выдвигаемое Декартом, предполагает уверенность в собственном бытии, а также в существовании Бога и имеет следующую структуру: 1) мы верим в существование протяженных вещей, 2) эта вера не связана с очевидными ошибками способности суждения и имеет характер врожденной склонности, т.е. проистекает от Бога, 3) Бог – не обманщик, так как он всесовершенен, 4) следовательно: вера в существование материи, т.е. протяженной субстанции, истинна, это означает, что субстанция действительно существует.

Протяженная субстанция образована тремя типами «элементов» (огонь, воздух, земля), различающихся размерами и формой, которые, впрочем, не установлены раз и навсегда. Декарт отрицает существование неделимых частиц. Он также доказывает невозможность пустого пространства (везде, где есть протяжение, есть и протяженная субстанция, следовательно, везде имеется некоторая «вещественность», т.е. отсутствие пустоты). Он полагает, что для эффективного заполнения пор в более крупных материальных образованиях мельчайшие частицы огня должны быть нестабильны, т.е. не должны иметь постоянной формы. Высшей формой организации протяженной субстанции являются животные, которые, по существу, есть великолепно отлаженные механизмы. Декарт был уверен в совершенстве и самодостаточности этих живых механизмов и говорил, что большее удивление у него вызывает не тот факт, что у животных нет души, а то, что она есть у людей.

 


 

24.Доказательство бытия Бога в философии Декарта.

идея Бога. В качестве реальности, скрытой за этим именем, Декарт мыслил «субстанцию бесконечную, вечную, неизменную, независимую, всеведущую, всемогущую, создавшую и породившую меня, и все остальные существующие вещи.

В произведениях Декарта присутствуют два основных варианта доказательства невозможности происхождения этой идеи от чего-либо, кроме самого Бога и, таким образом, действительного существования Бога.

Первый вариант доказательства, называемый в литературе «антропологическим», состоит в том, что человек, будучи по своей природе несовершенным существом, нуждается для своего существования в содействии Существа все совершенного - Бога. Во-первых, ничто не могло сотворить человека, имеющего идею Бога как все совершенного существа и вложить в человеческое Cogitatio Его идею, кроме самого Бога. Множественностпричин лишила бы идею Бога в уме человека простоты и самодостаточности; сам человек сотворил бы себя все совершенным, чего не наблюдается; конечная причина сама должна быть следствием чего-то, а такая причинно-следственная цепочка не может быть безграничной, и мы неизбежно придем к причине бесконечной - Богу. Во- вторых, «из того, что мы существуем теперь, еще не следует с необходимостью, что мы будем существовать в ближайшее время», то есть постоянное сохранение существования человека - прерогатива не несовершенного человека, а произведшей его причины - Бога, который «не нуждается в том, чтобы кто бы то ни было его сохранял».

Второй вариант формально тождествен «онтологическому» доказательству средневекового теолога Ансельма Кентерберийского (1033-1109). Суть Декартова варианта этой аргументации такова. Мыслящий субъект ясно и отчетливо постигает идею существа, обладающего всеми возможными совершенствами. А «мыслить Бога, то есть все совершеннейшее существо, лишенным бытия, то есть одного из совершенств», так же противоречиво, «как мыслить гору не имеющей долины».


 

 

28.Кант цели и задачи критики чистого разума.

И.Кант в «Критике чистого разума» пытается рассмотреть саму возможность теоретического познания, рассмотреть мыслительный инструментарий познания, а не полученные с его помощью результаты, истинность которых по И.Канту проблематична до тех пор, пока мы не исследуем сами познавательные акты. И.Кант ставит принципиальный вопрос, резко меняющий само направление философского поиска: «Как возможна философия как строгая наука?», что позволяет философии вводить и оперировать такими метафизическими сущностями как «Бог», «душа», «вечность», «свобода» и др. как истинными? В этом плане он анализирует способности чистого, теоретического разума, т.е. наука есть прежде всего теоретическое знание: разум должен взяться «за самое трудное из своих занятий - за самопознание и учредил бы суд, который бы подтвердил справедливое требование разума, а с другой стороны, был бы в состоянии устранить все неосновательные притязания - не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума. Такой суд есть не что иное, как критика самого разума».
Кант намерен изучить инструмент познания – разум. Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им.


 

 

29.Учение о пространстве и времени как априорных формах чувственности.

Кант пересматривает прежнее представление о человеческой чувственности, согласно которому чувственность лишь доставляет нам многообразие ощущений, в то время как принцип единства исходит из понятий разума. Многообразие ощущений, говорит Кант, действительно дает нам чувственное восприятие; ощущение — это содержание, материя чувственности. Но помимо того, наша чувственность имеет свои доопытные, априорные формы, в которые эти ощущения с самого начала как бы «укладываются», с помощью которых они как бы упорядочиваются. Эти формы — пространство и время. Синтетические суждения могут быть априорными в том случае, если они опираются только на форму чувственности, а не на чувственный материал. Таким образом, рассмотрение пространства и времени не как форм бытия вещей самих по себе, а как априорных форм чувственности познающего субъекта позволяет Канту дать обоснование объективной значимости идеальных конструкций — прежде всего конструкций математики. Тем самым и дается ответ на вопрос, как возможны априорные (доопытные) синтетические суждения.

время – это форма внутреннего созерцания.

1. Пространство и время не суть эмпирические понятия, выводимые из внешнего опыта.
2. Пространство и время суть необходимые априорные созерцания, лежащие в основе всех созерцаний вообще.
3. Пространство и время суть не дискурсивные, или, как их еще называют, общие понятия, а чистые формы чувственного созерцания.
4. Пространство и время представляются как бесконечно данные величины.

30.Трансцендентальное единство апперцепции как основание возможности понятия об объектах в философии Канта.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ - в философии Канта - единство самосознания, производящее чистое наглядное представление "я мыслю", данное до всякого мышления и в то же время не принадлежащее чувственности; представление, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознании. Иначе говоря, это единство сознания мыслящего субъекта, в отношении которого только и возможно представление о предметах.Кант осуществляет свою знаменитую трансцендентальную дедукцию категорий. Целью этой дедукции становится показать конституирование доступных познанию объектов как результат применения категорий к созерцаниям.согласно Канту, вообще не было бы возможно любое синтезирующее действие, а также высшим объективным условием возможности всех синтезов рассудка и высшим условием "объективности знания" (в кантовском смысле) становится у него единство человеческого "Я", единство сознания мыслящего субъекта. Исследуя это единство "со стороны" сознания субъекта, Кант называет его "трансцендентальным единством самосознания", которое является констатируемой априорной данностью. Единство апперцепции, по Канту, есть, дано изначально в качестве внутреннего неотъемлемого человеческого свойства. Вопрос о том, каким образом оно могло бы быть выведено, Кантом не затрагивается, хотя он явно против рассуждений о какой-то "вложенности" его в человеческое сознание Богом. Т.Е.А. делает возможным, т.обр., применение категорий рассудка к чувственным созерцаниям, т.к. "объект и есть то, в понятии чего объединено многообразное, схватываемое данным созерцанием". Это т.наз. объективное единство самосознания (в отличие от ранее описанного "субъективного единства сознания"), благодаря которому все данное в созерцании многообразие объединяется в понятие об объекте и благодаря чему для человека и его сознания конституируется весь познаваемый им предметный мир (в гносеологическом смысле).

 


 

31 Аналогии опыта. Основоположения субстанции, причинности и взаимодействия у Канта.

 

 


 

32 Нравственный закон и понятие свободы в Критике практического разума.

 

 


 

33 Нравственность и счастье как составные части объекта высшего блага.

В “Критике чистого разума” Кант поясняет этот вопрос: “На что я могу надеяться, если делаю то, что мне надлежит делать?" (3, 662). Иначе говоря, на что я могу надеяться, если я буду моральным?

Кант настаивает на том, что надежда не является основанием морали. Мы должны быть моральными только из уважения к закону, диктуемому разумом. Но разумному существу присуща потребность в счастье. В связи с этим Кант замечает: “Иметь потребность в счастье, быть еще достойным его и тем не менее не быть ему причастным - это несовместимо с совершенным волением разумного существа. которое имело бы также полноту силы...” (4(1), 441).

Отсюда у Канта возникает понятие высшего блага - единства моральности и счастья. Высшее благо - это то, чего хочет, к чему стремится разумное существо. Высшее благо в нашем мире - это счастье, распределенное в точной соразмерности с нравственностью как достоинством личности и ее достойностью быть счастливой.

В высшем благе нравственность, достойность быть счастливым, обладает первенствующим значением, оно не может вытекать из стремления к счастью. Но и из нравственности непосредственно не вытекает счастье человека. Так может ли человек надеяться на счастье? Причем, на такое счастье, которое было бы составляющей частью высшего блага?

По Канту, в качестве основания для такой надежды следует предположить существование Бога. Только Бог может обеспечить необходимую связь между нравственностью и счастьем, если не в этом, так в другом мире. Но это означает, что мы также должны признать бессмертие души, поскольку, если душа умирает вместе с телом, то весь наш опыт свидетельствует, что для большинства людей в течение земной жизни никакого счастья из нравственного образа мыслей не следует. Но, поскольку Бог может дать счастье только тем, кто его достоин, то должна быть и свобода как основание нравственности и достойности быть счастливым. Ибо если бы не было свободы, то какое же это было бы достоинство? Это был бы просто случайный факт природы.

Итак, такие идеи, как бессмертие души, свобода, существование Бога, реальность которых, как мы уже убедились, недоказуема теоретически, получают обоснование своей реальности как неизбежные практические следствия нравственного закона и стремлений разумного существа к счастью Кант называет такие утверждения о реальности этих идей постулатами практического разума, подчеркивая, что это не доказывает их существования теоретически, но заставляет нас предположить их как необходимые условия нравственной жизни разумного существа в нашем мире.

 

Информационные технологии управления







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1277. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия