Студопедия — ТВОРЧЕСТВО ШЕКСПИРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТВОРЧЕСТВО ШЕКСПИРА






Имя Шекспира всегда было окутано тайной. От него не осталось ни рукописей, ни прижизненных портретов, ни отзывов современников. Даже смерть великого драматурга прошла не замеченной в литературных кругах.

Известно лишь, что согласно церковным записям он родился 3 апреля 1564 года в Сгратфорде. Его мать, Мария Арден, была дочерью фермера, а его отец Джон Шекспир, был продавцом шерсти и стал мэром Стратфорда в 1568 году.

Биографические сведения о Шекспире скудны и. часто, недостоверны. Исследователи полагают, что как драматург он начал выступать с конца 80-х годов XVI в.

Двести лет спорят о том, кто был Уильям Шекспир, величайший драматург, поэт и писатель всех времен и народов. Почему вообще возник такой вопрос? Никто же не сомневается, что Микельанджело, Рафаэль, Архимед и Софокл, например, существовали вполне реально. Но если двести лет люди бьются над ответом, значит вопрос, загадка все-таки есть?

Никаких сведений о его жизни мы не имеем, за исключением расписок его должников, документов об откупе им церковной десятины и завещания - очень странного завещания, в котором нет ни единого намека на литературную деятельность этого человека.

Есть, правда, памятник Шекспиру в его родном городе Стратфорде, но изображенный на нем совершенно не похож на свои портреты, украшающие собрания сочинений. Между прочим, все имеющиеся живописные портреты Великого барда являются, по определению исследователей, фальсификациями.

Единственный портрет "настоящего" Шекспира находится в "Первом фолио", где глазам читателя предстает человек в средневековом костюме, с широким плотным воротником, на котором, как на блюде, лежит огромная голова с непропорционально вытянутыми лбом и подбородком и безжизненными глазами. Игра теней создает ощущение, что изображенное лицо - всего лишь маска. Эти и ряд других несоответствий породили так называемый "шекспировский вопрос".

Начиная с XIX века, шекспироведение разделилось на два враждующих лагеря: стратфордианцев (т.е. признающих автором Шекспира (Шакспера) из Стратфорда и нестратфордианцев (пытающихся найти реального автора, скрывающегося под маской). Последние, в свою очередь, выдвинули несколько "кандидатов в Шекспиры.

Какова же истинная история и величайшего в мире драматурга, почти четыре века будоражившая человечество? "Мир - театр, а люди в нем - актеры", - писал он - и создал спектакль, равного которому никогда не было и, наверное, не будет. В этом спектакле задействованы все, кому знакомо его имя. Имя этого человека - ШЕКСПИР.

Главное препятствие для пылкой и верной любви Ромео и Джульетты - родовая вражда их семейств. Трагедия о Ромео и Джульетте необычайно поэтична и внутренне музыкальна.

«Отелло» - трагедия ревности, которую Шекспир назвал «зеленоглазым чудовищем»: но в то же время это и трагедия обманутого доверия. «Отелло», может быть, самая страшная из трагедий Шекспира, так как здесь убийцей становится благородный, чистый человек. Но и в этом произведении главное - вера в человека. Дездемона действительно «чиста, как небо», и Отелло убеждается в этом. В то же время, в «Отелло» остро и своеобразно ставится вопрос о равенстве людей независимо от их национальности или цвета кожи.

Многогранно и содержание трагедии «Король Лир». На первом плане - сложные взаимоотношения отцов и детей, философско-нравственный вопрос дочерней и сыновней благодарности, причём проблемы эти решаются на примере двух семей: короля Лира с его дочерьми и герцога Глостера с его сыновьями.

Для Шекспира характерно такое удвоение и утроение основных линий. Это придаёт событиям и характерам типичность.

Последняя из великих трагедий Шекспира, «Макбет» (1606 г.), основана на старинной шотландской легенде. В ней снова ставится вопрос о губительном влиянии единоличной власти, и особенно - борьбы за власть. Великолепно показано пробуждение совести в душе леди Макбет. Ещё сильнее звучит в этой трагедии Шекспира его постоянная тема — тема справедливого возмездия.

В 1601 г. появилась величайшая трагедия Шекспира «Гамлет», которую Белинский назвал «блистательнейший алмаз в лучезарной короне царя драматических поэтов». «Гамлет» стоит особняком даже в гениальном наследии Шекспира. Главный герой пьесы — человек не только сильных страстей, но и высокого интеллекта, человек, размышляющий о смысле жизни, о путях борьбы со злом. Это роднит пьесу с драматургией XX века.

В основу истории о Гамлете легла датская легенда, впервые записанная в конце XII века датским летописцем Саксоном Грамматиком. В древние времена язычества (так рассказывает Саксон Грамматик) правитель Ютландии был убит во время пира своим братом Фенгом, который затем женился на его вдове. Сын убитого, молодой Гамлет, решил отомстить за убийство отца. Чтобы выиграть время и казаться безопасным в глазах коварного Фенга, Гамлет притворился безумным: валялся в грязи, размахивал руками, как крыльями, кричал петухом. Все его поступки говорили о «совершенном умственном оцепенении», но в его речах таилась «бездонная хитрость», и никому не удавалось понять скрытый смысл его слов. Друг Фенга (будущего шекспировского Клавдия), «человек более самоуверенный, чем разумный» (будущий шекспировский Полоний), взялся проверить, точно ли Гамлет безумен. Чтобы подслушать разговор Гамлета с его матерью, этот придворный спрятался под лежавшей в углу соломой.

Но Гамлет был осторожен. Войдя к матери, он сначала обыскал комнату и нашел спрятавшегося соглядатая. Гамлет убил придворного, разрезал еготруп на куски, сварил их и бросил на съедение свиньям. Затем он вернулся к матери, долго «язвил её сердце» горькими упрёками и оставил ее плачущей и скорбящей. Фенг отправил Гамлета в Англию в сопровождении двух придворных (будущие шекспировские Розенкранц и Гильденстерн) тайно вручив им письмо к английскому королю с просьбой умертвить Гамлета.

Как и в трагедии Шекспира, Гамлет подменил письмо и английский король вместо него послал на казнь двух сопровождавших Гамлета придворных. Английский король ласково принял Гамлета, много беседовал с ним и дивился его мудрости. Гамлет женился на дочери английского короля. Затем он вернулся в Ютландию, где во время пира напоил Фенга и придворных пьяными и зажег дворец. Придворные погибли в огне. Фенгу Гамлет отрубил голову. Так восторжествовал Гамлет над своими врагами.

Пьесы Шекспир писал для широкий публики, для простонародья, для "толпы", уверенный, что литературной славы они ему не принесут. Если быего спросили, чем он может доказать, что является поэтом, то своих пьес он не привел бы в подтверждение. Право на это высокое звание давали только поэтические произведения, принадлежавшие к признанным жанрам литературы.

В обширном мире творчества Шекспира его поэмы и сонеты занимают отдельную область. Они как бы автономная провинция со своими законами и обычаями, во многом отличающимися от тех, которые присущи драме. Вот почему, издавая поэму "Венера и Адонис", Шекспир в посвящении называет ее "первенцем своей фантазии", то есть своим первым произведением. В свете сказанного выше это означает не то, что поэма была написана раньше пьес, а лишь то, что Шекспир не причислял их к большой литературе, датируя свое вступление на Парнас названной поэмой.

Композиционно поэтические произведения Шекспира подчиняются строгим законам архитектуры. В них мы находим точный расчет пропорций. Правда, в этом отношении поэтические конструкции Шекспира напоминают ни столько классическую строгость античных форм, сколько изощренность барокко, но это скорее относится к большим поэмам, тогда как сонеты - чудо строгой и четкой архитектоники.

Звучание шекспировской поэзии уникально. Звуками определяется лирический колорит: в одном случае гнев, страсть, в другом - спокойная уравновешенность. Конечно, и другие компоненты стиха, в частности ритм, играют в этом свою роль.

 

24. БОГИ И ГЕРОИ АНТИЧНОСТИ

Зевс (Юпитер) - главный бог на Олимпе. Боги древних греков жили на снежной, со многими ущельями горе Олимп. Его братья: Посейдон (Нептун) - бог моря, Гадес (Аид) - бог подземного царства мертвых. Его три сестры – Гера (жена Зевса), Гестия и Деметра.

Aполлон (Феб) - сын Зевса, бог света, покровитель искусств и девяти муз. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой.

Apес (Марс) - сын Зевса и Геры, бог войны, жестокий и беспощадный, любовник Афродиты.

Афродита (Венера) - богиня любви и красоты, родилась из морской пены на Кипре. Покровительствовала любящим. Помогла троянцу Парису украсть Елену, жену царя Менелая.

Дети Ареса и Афродиты - Эрот, Антерот, Деймос, Фобос, Гармония.

Эрот (Амур, Купидон) - крылатый бог любви, сын Афродиты и Ареса. Его стрелы, пронзая сердца богов и людей, пробуждали любовь.

Афина (Минерва) - богиня мудрости, богиня-воительница, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся из его головы.

Геба (Ювента) - дочь Зевса и Геры, богиня вечной юности. На пирах богов выполняла обязанности виночерпия (пили амброзию). Впоследствии - жена Геракла, когда он прибыл на Олимп.

Гера - супруга и сестра Зевса. Покровительница брака и семейного очага. Властная, жестокая. Ревнивая, потому что Зевс ей постоянно изменял.

Гермес (Меркурий) - сын Зевса, вестник богов, покровитель торговли, мореплавания, проводник душ умерших в царство Аида. Его конь Пегас с крыльями. Отмечен хитростью. Еще младенцем украл стадо священных коров Аполлона и спрятал в пещере.

Гестия (Веста) богиня священного огня и домашнего очага у греков и римлян.

Деметра - богиня плодородия, покровительница земледелия, сестра Зевса. Ее дочь Персефона.

Артемида (Диана) - дочь Зевса и Латоны, богиня охоты, луны, владычица зверей. Сестра Аполлона.

Дионис (Вакх, Бахус) - сын Зевса и Семелы. Бог виноградарства и виноделия, подарил людям виноградную лозу. Его спутники – разгульные вакханки и козлоногие сатиры. Древние греки посвящали ему праздники - дионисии.

Ника (Виктория) - богиня победы. Изображалась крылатой, с лавровым венком на голове, которым награждали победителей.

Три грации - дочери Зевса и нимфы Эвриномы. Божества женской прелести и вечной юности, воплощение гармонии и радости жизни - Евфросина, Талия, Аглая (греч. - Радость, Грация, Блеск).

Девять муз - дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Музам покровительствовал Аполлон. Обитали на горе Парнас, под которой бил Кастальский ключ – источник вдохновения. Каллиопа - муза эпической поэзии, Клио - истории, Мельпомена - трагедии, Полигимния - гимнов и красноречия, Талия - комедии. Терпсихора - танца, Эвтерпа - лирической поэзии, Эрато - любовной поэзии, Урания – астрономии и гаданья по звездам.

Геракл (Геркулес) - сын Зевса и обычной женщины Алкмены. Зевс явился к ней в опочивальню в образе ее мужа. Геракл был наделен необычной силой. Совершил 12 подвигов (убил немейского льва, побывал в царстве Аида, похитил яблоки Гесперид, вычистил Авгиевы конюшни и др.). Постоянно преследовался богиней Герой при земной жизни. Взят Зевсом на Олимп.

Прометей – герой, похитил из кузницы бога Гефеста огонь, спрятав его в полом стебле тростника. Дал огонь людям. За это Зевс велел приковать к скале и каждый день посылал орла выклевывать у него печень, выраставшую за ночь. Впоследствии он был освобожден от наказания.

Пигмалион - царь Кипра и скульптор. Влюбился в созданную им статую Галатею и молил Афродиту послать ему такую же возлюбленную. Афродита взяла и оживила статую.

Орфей – легендарный певец у древних греков. Его невеста Эвридика умерла в день свадьбы от укуса змеи. За ней он спускался в царство Аида, где она пребывала в виде тени, но в итоге, ее вернуть не удалось. Был растерзан вакханками за то, что после гибели Эвридики не обращал на них внимания.

Адонис - бог плодородия, возлюбленный Афродиты. Был растерзан на охоте диким вепрем. Афродита окропила пролитую кровь нектаром и превратила в цветок Анемона.

Амазонки – легендарные женщины-воительницы. Жили в Приазовье и Малой Азии. Дочери бога войны Ареса (Марса). Вступали в близкие отношения с мужчинами для продолжения рода. Родившихся мальчиков отсылали отцам, а девочек оставляли себе.

Кипарис - прекрасный юноша, любимец Аполлона. Случайно убил любимого оленя и горько оплакивал его. Аполлон превратил его в кипарис - дерево печали.

Нарцисс - сын речного бога Кефиса и наяды Лириопы. Отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан Афродитой. Он влюбился в собственное отражение и умер от любви к себе.

Нимфы - низшие божества, олицетворявшие силы и явления природы. В морях жили нереиды, в реках - наяды, в горах - ореады и т д.

Мифы Крита.

Делал и Икар - отец и сын. Дедал - зодчий, скульптор, механик. За убийство своего талантливого племянника бежал из Афин на Крит. Построил там дворец Миноса - Лабиринт. Сделав крылья, Делал и Икар улетели с острова Крит от царя Миноса. Икар поднялся слишком высоко, воск растаял и он упал в море. Дедал же долетел до Сицилии. Явившийся за ним на Сицилию Минос был хитростью сварен дочерями сицилийского царя, которые приготовили ему такую купальню.

Минотавр – человек-чудовище с головой быка. Был рожден женой Миноса от связи со священным быком Посейдона. Был заключен царем Крита Миносом в Лабиринт, куда ему ежегодно для кормления поставляли из Афин 7 юношей и 7 девушек.

Тезей – афинский царевич, нашел Минотавра в Лабиринте и победил. Дочь царя Миноса, Ариадна помогла Тезею, снабдив его путеводным клубком ниток. Тезей под влиянием бога Вакха бросил её. По дороге домой он забыл сменить черные паруса на белые, как обещал отцу, царю Эгею. Он подумав, что Тезей погиб, с горя бросился со скалы в море, которое стали называть его именем (Эгейское).

Троянская война.

Герои «Илиады» Гомера: ахейцы – царь Менелай, его брат Агамемнон, герои - Ахилл, Патрокл, Одиссеей и др. Троянцы – царевич Парис, его брат Гектор, царь Приам, жрец Лаокоон и др. Война шла 10 лет из-за жены Менелая - Прекрасной Елены, которую украл Парис.

Одиссей - герой Троянской войны, царь острова Итака. Возвращаясь на Итаку, был наказан Посейдоном и странствовал 10 лет. Его спасла богиня Афина. Жена Одиссея, Пенелопа преданно ждала мужа. Телемах - сын Одиссея.

Ахилл - герой Троянской воины. Его мать, Фетида, желая ему бессмертия, искупала его в священной реке, держа за пятку, которая осталась единственно уязвимым местом Ахилла. Погиб от стрелы Париса, попавшей в пятку.

Мифы Рима.

Весталки - жрицы храма Весты (Гестия у греков) в древнем Риме. В них избирали девочек 6-10 лет из богатых семей. Поддерживали священный огонь в храме, который не должен был погаснуть. Пользовались большим авторитетом. Давали обет безбрачия. При нарушении девственности весталок живьем закапывали в землю. В 30 лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж.

Сильвия - весталка, жрица. Родила от бога войны Марса близнецов Ромула и Рема. Потому дети были брошены на берегу реки Тибр. Ромул и Рем были вскормлены капитолийской волчицей и воспитаны пастухами. Основали Рим.

Сабинянки - женщины, сыгравшие большую роль в возникновении римского народа. Во время основания Рима у Ромула, Рема и их товарищей не было женщин. Они пригласили на праздничный пир соседей - сабинян, которые пришли без оружия. В разгар веселья, римские юноши похитили пришедших к ним девушек. Сабиняне ушли восвояси и поклялись отомстить. Но в начале боя на поле бросились сабинянки, ставшие женами римлян, и примирили всех.

Эней - троянский герой, сын Венеры и Анхиса. Легендарный основатель Рима и родоначальник римлян. Ему посвящена поэма «Энеида» Вергилия.

Муций Сцевола – легендарный герой ранней римской истории. Явился в лагерь противников – этрусков, с целью убить царя Порсену, но по ошибке вместо убил одного из воинов. В ответ на ожидаемые пытки положил правую руку в огонь, и показав свое мужество, был отпущен. Прозван «Сцевола» (Левша).

Исторические лица:

Клеопатра - последняя царица Египта из греко-македонской династии Птолемеев. Была красива, умна и образована, владела многими языками. Была любовницей Цезаря, затем - Марка Антония. После поражения египетского войска в битве с армией Августа Октавиана покончила с собой, не желая стать пленницей и подчиниться Риму.

Александр Македонский - царь Македонии, поставивший задачу распространения греческой культуры на Востоке. Его учителем в юности был философ Аристотель. Победил персов, которым его отец Филипп платил дань в размере 100.000 золотых яиц в год. Освободил от власти персов греков в Малой Азии, Египет, дошел до Средней Азии и Индии.

Боги греческой и римской мифологии в сравнении:

Имя божества в греческой мифологии Имя божества в римской мифологии Значение божества в греческой мифологии Значение божества в римской мифологии
Зевс Юпитер Сын Реи и Кроноса, самый могущественный и высочайший из богов греческого народа, отец и повелитель людей и богов; Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле;
Посейдон Нептун Колебатель земли, властитель морей; Царь морей и океанов, бог морского царства;
Гера Юнона Супруга Зевса, покровительница браков, супружеской любви и родов; Супруга Юпитера, царица неба, хранительница брачных союзов, помощница при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия;
Аид Отожде- ствлялся с Орком и Дитом Брат Зевса, великий повелитель загробного царства; Орк- бог смерти; Дит - бог преисподней;
Дионис Вакх Бог растительности, вина и виноделия; Бог вина, виноделия, веселья;
Пан Фавн Бог лесов и рощ, бог пастухов, охранитель стад, покровитель охотников, пчеловодов, рыболовов; Веселый, деятельный бог лесов, рощ, полей;
Деметра Церера Богиня плодородия и земледелия; Богиня жатвы, покровительница плодородия;
Тюхэ Фортуна Богиня счастливой судьбы; Богиня счастливой судьбы, как и у греков;
Артемида Диана Девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах; Покровительница животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов;
Афродита Венера Первоначально богиня плодородия, затем богиня любви. Афродиту рассматривали также как богиню – покровительницу мореплавания; Покровительница цветущих садов, богиня весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы;
Эрот Амур или Купидон Сын Афродиты - веселый, шаловливый, коварный; его стрелы несут с собой радость и счастье, но часто несут страдания, муки любви и даже гибель; Подобно Эроту пускает свои любовные стрелы в жертвы, принося им радости и муки любви;  
Гименей Гименей Бог брака; Бог брака;
Гефест Вулкан Бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии; Бог огня и очага, искуснейший кузнец, покровитель ремесленников и ювелиров;
Афина Минерва Богиня мудрости, покровительница городов и государств как в дни мира так и во время войны; Покровительница городов и мирных занятий их жителей;
Арес Марс Бог войны, олицетворение свирепой воинственности, источник гибели, разрушения и кровопролитий; Яростный, неукротимый бог войны;
Гермес Меркурий Покровитель торговли, ловкости, обмана, воровства; Исполняет функцию посланца богов, наделен смекалкой, наблюдательность и хитростью;






Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 462. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия