Студопедия — Семинары
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Семинары






 

1. Древнегреческая натурфилософия.

 

Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую. Традиционно первым античным философом считается Фалес.. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты.

VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы:

 

* Милетская школа

o Фалес

o Анаксимандр

o Анаксимен

* Пифагорейцы

o Пифагор

o Алкмеон Кротонский

o Архит

o Тимей Локрский

o Филолай

* Элеаты

o Ксенофан

o Парменид

o Зенон Элейский

o Мелисс

* Школа Гераклита

o Гераклит

o Кратил

* Школа Анаксагора

o Анаксагор

o Архелай

o Метродор Лампсакский

* Атомисты

o Левкипп

o Демокрит

o Метродор Хиосский

* Вне школ

o Диоген Аполлонийский

* Софисты

o Старшие софисты

+ Горгий

+ Протагор

+ Антифонт

+ Продик

+ Гиппий

+ Ксениад

o Младшие софисты

 

Философия природы, особенностью которой является умозрительное истолкование природы. В древности натурфилософия практически сливалась с естествознанием => ее называли физикой. Ей свойственна идея тождества микрокосмоса (человек) и макрокосмоса (природа).

Отличительная черта античной философии - характеризовалась космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривался как неотъемлемая часть природы. Вплоть до софистов главная задача философии - раскрыть суть окружающего мира, софисты повернули философскую мысль с проблем космоса на проблемы человеческой жизни, рассматривая ее в теории и на практических аспектах.

Милетская школа: Первая школа, ее представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они, опираясь на разум, пытаются рационально познать и объяснить мир, исходя из познания его самого. Мышление чувственное, мысль не отличают от тела (мысль - мелкое такое тело). Мышлению доступны первые 2 причины бытия: материальная и движущая (чувственная вещь возникает из материала => первоматерия, вся полнота реальности создана из универсального материала). Они ищут ту первооснову, из которой возникают и в которую превращаются все единичные вещи, первовещество - живое в целом и частях, наделенное душой и движением (первые две причины вещей).

Исходя из принципа сохранения «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Т.о. за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало») => абсолют -?!

Фалес: все произошло из некоего влажного первовещества (воды). Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский круг, плавает на поверхности воды. Вода и все произошедшее из нее - вещи не мертвые. Вода прибывает в движении, поэтому все вещи и Земля изменчивы. Божественность воды выражается в населенности мира богами и в душевной жизни человека. Душа - тонкое, эфирное вещество (тело), позволяющее человеку чувствовать, она является носителем разумности, справедливости, причастна к божественному строю вещей. Так как и духовное, и природное имеет единое первоначало, не мифология, а знание способно объяснить мир. Причем знание уже изначально изнутри присуще миру. "Познай самого себя" - один из основных постулатов философии Фалеса. Познание человеком мира невозможно без познания им самого себя.

В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности. Во вселенной все полно богов, все одушевлено, все имеет душу. Пример и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; т.к. магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу (т.е. причастны первоначалу, приводящему в движение мир, «одушевляющему» его).

Анаксимандр: первоисточник - некое первовещество (апейрон). Космогония:

1 выделение из объемлющего мирового зародыша,

2. поляризация противоположностей (теплое и холодное).

3. Взаимодействие и борьба противоположностей (порождает космос).

Признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду», и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределенное), не имеет границ и потому есть «беспредельное». По обособлении из него теплого и холодного возникает огненная оболочка, облекающая воздух над землей. Притекающий воздух прорывает огненную оболочку и образует три кольца, внутри которых заключается некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так происходят три круга: круг звезд, Солнца и Луны.

Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Все обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Уже в древности возник «анаксимандров вопрос»: понимать ли апейрон как смесь первовеществ, как нечто среднее между ними, как нечто совершенно неопределенное (даже противоположное веществам) — или как прообраз «материи» Платона. Дошедшие до нас фрагменты не позволяют ответить на этот вопрос однозначно.

Анаксимен: первовещество воздух. Космос - это дыхание Бога. В основе всего лежит дыхание, т.е. движущий воздух. Все вещество появляются посредством сгущения и разряжения воздуха. Земля - диск, который поддерживает воздух.

Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим философам милетской школы. Пифагорейцы усвоили его учение о том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также элементы его учения о небесных светилах.

 

Гераклит: первоначало мира - огонь. Это тело всех Богов, всего живого. Огонь переходит в свою противоположность – воду, а капли влаги - это семя, из которого возникает все. Огонь находится в непрерывной вибрации это и есть зарождение жизни. Путем сгущения огонь превращается в воздух, воздух - в воду, вода – в землю. Земля была раньше раскаленной частью всеобщего огня, но затем – остыла. Огонь у Гераклита также как вода у Фалеса – одушевленный, божественный, разумный. Огонь – основа природы и «воздающее» начало, обладает нравственной силой.

Пифагорейцы:

Сам Пифагор, по преданию, не оставил письменного изложения своего учения, и Филолай считается первым писателем, давшим изложение пифагорейской доктрины. Учение ранних пифагорейцев известно нам по свидетельствам Платона и Аристотеля, а также по немногим фрагментам Филолая, которые признаются подлинными. При таких условиях трудно с достоверностью отделить первоначальное существо пифагорейского учения от позднейших наслоений.

 

Мировая гармония, в которой заключается закон мироздания, есть единство во множестве и множество в единстве. Как мыслить эту истину? Непосредственным ответом на это является число: в нём объединяется множество, оно есть начало всякой меры.

Отрывали числа от вещей и превращали в самостоятельные существа. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира - не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы предлагают считать число сущностью предмета. Они заметили сходство между числом и вещами. Вначале числа у них вообще не отличались от самих вещей, были просто числовым образом, размеренными вещами, при этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующие. Вещи не существуют в неколичественных характеристиках. Иными словами, число есть сущность всех вещей. Эвит решил определить число, которое лежит в основе предмета. Каждое число получило свое место, основе самой вещественности, объем - неотъемлемая черта всех тел, окружающих нас. Значение и роль: Единица (священная монада) - основа, принцип и сущность бытия, Двойка - беспредельность, динамическое, а также женское начало, Единица - всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка - принцип противоположности (Аристотель приводит 10 противоположностей, выделяемых пифагорейцами). Тройка - мужское начало, первый нечет, препятствующий делению (противоположности чет-нечет), Четверка - самое главное число, корень и источник всего числа (1 + 2 + 3 + 4 = 10). Десятка - особое число, декада, подлинная единица, содержит в себе все. Ее называли космосом. Сама полнота.

Анаксагор: бесконечное множество первичных элементов материи. Из различных сочетаний образуются все вещи. Все есть многое. Разум (нус) – сила, движущая Вселенной. Принял разум как закон и положил его в основу бытия.

 

Аристотель: отказался от теории первоматерии. Материя - пассивная форма.

Атомистика: (Левкипп, Демокрит) в мире нет ничего, кроме атомов пустоты. Атомы - мельчайшие неделимые, материальные частицы. Не имеют качества, различаются по форме, положению и порядку. Двигаясь в пустоте, атомы сталкиваются, образуя путем соединения различных атомов различные вещи. Распад атомов приводит к исчезновению вещи, но сами атомы сохраняются. Качество вещи определяют не атомы сами по себе, а их сочетание. Т.к. таких сочетаний много, то и мир бесконечно разнообразен и многокачествен. Развивается этот мир по объективным законам без участия каких-либо сверхъестественных сил (Бога). Процесс возникновения и исчезновения вещей - процесс чисто механический.

 

2. Учение элейской школы о бытии.

Элеаты – это древнегреческая философская школа, зародившаяся в Элее.

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана – учителя Парменида).

В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии. Элейцы наткнулись на факт отвлеченного разумного мышления.

Парменид – основатель. Элеаты выдвинули учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых перемен. Парменид делит учения на путь истины и путь мнения. Парменид разработал концепцию бытия: бытие есть, его не может не быть, небытия нет и его не может нигде и никак быть. Бытие – чистая позитивность, небытие – чистая негативность. Все, о чем говорится и думается, есть. Если есть бытие, то необходимо, чтобы не было небытия. Бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, бытие не имеет прошлого, ибо прошлое это то, чего уже нет, не имеет и будущего, ибо это то, чего еще нет, но оно есть вечное без начала и конца. Бытие неизменчиво и подвижно, т.к. изменчивость и подвижность предполагают небытие. Единственная истина в том, что существует бытие, никем и ничем не порожденное, неуничтожимое, равно себе и единое. Надо мыслить только бытие, небытие мыслить нельзя. Бытие не находится в пространстве, т.к. пространство – множественность. Мир Парменид видел сферическим, состоящим из трех слоев (огонь – часть огня - тьма).

Выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть - одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

Зенон: защищал позиции элеатов, впервые вводит и использует диалектический метод. Известны апории Зенона Элейского (ученик Парменида), в которых он защищал точку зрения элейцев в пользу бытия. В его апориях видно преобладание логики над поэтическим стилем, т.о. утверждение нового логического подхода, обнаружение отвлеченного. Он утверждал от противного, что 1 – пространство не может быть мыслимо как пустота, 2 – множество вещей не мыслимо, 3 – движение не мыслимо. Апории: Ахилл, Дихотомия, Стрела. Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества).

Мелисс из Самоса: повторял учение Парменида (суммировал школьную догматику), НО он считал, что чтобы мир был абсолютным, он должен быть в пространстве бесконечным (Парменид был несогласен), и чтобы бытие было единым, т.е. не должно иметь границ, а если оно конечно, то ограничивается пустотой, т.е. небытием, а это невозможно. Говорит о том, что бытие не имеет формы.

 

Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля.

Значение Элейской школы в греческой философии и в истории философии вообще чрезвычайно велико. Элеаты явились сознательными защитниками единства всего существующего; они же открыли глубокие противоречия, коренящиеся в обычном, основанном на восприятии представлении о вселенной. Антиномии пространства, времени и движения как определений действительно сущего были раскрыты элеатами с большим диалектическим талантом. Наконец, элеаты первые вполне отчётливо различили действительно существующее, постигаемое мыслью, от явления, с которым человек знакомится благодаря чувствам. Нельзя утверждать, что элеаты справились с задачей, поставленной ими, правильно представили отношение единства к множественности или нашли выход из антиномии ограниченности и бесконечности бытия; решение этих вопросов не может быть выведено из начал элеатской философии. Вполне естественно поэтому, что элеатская школа постепенно переходит в эристику, софистику и сливается с другими направлениями. Главнейший недостаток Элейской школы заключался в том, что, будучи по направлению чисто метафизической, она в то же время желала быть и учением натурфилософским и смешивала понятия двух порядков. Тем не менее, влияние элеатов велико; их понимание истинно сущего отразилось на Эмпедокле, Анаксогоре и Демокрите; они имели влияние и на Сократовскую диалектику, и на Платоновское учение об идеях, и на метафизику Аристотеля. Наконец, всякий пантеизм поневоле возвращается к представлениям элеатов: так, например, нельзя не видеть связи между системой Спинозы и миpовоззрением элеатов.

 

 

3. Учение Платона об уме, идеях и материи.

Настоящее имя — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Платон (427-347 гг. до н.э) – крупнейший философ Древней Греции. Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: ум, идеи и материя. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которых называл видами или идеями, и которые отождествлял с первовеществом.

Мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. Т.к. чувственные вещи – преходящие, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя (область непрекращающегося движения, возникновения и изменения). Материя принимает на себя идеи и превращает их во множество чувственных вещей, разделенных пространством. Материя – вечна, но не является идеей. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущность предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью. Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени. Мир идей - истинный мир, мир теней - мир вещей или мир чувственный. Знания, полученные в мире с помощью чувств - временны, т.е. это мнения. Душа человека пребывала в мире идей, получила истинные знания, после поселения в тело человека вспомнила их => человек получает истинные знания не путем изучения мира, а из себя. Идея - общий источник формирования предмета (от греч. «Вид», «Объект видения»). Идея – это смысл, сущность вещи. Идеи отождествлял с первоматерией. Идея - единственная умозрительная вещь, т.е. постигается умозрительно. Живет только 1 идея, каждая и есть в уме. Идея - функция ума. Ум видит благо. Ум сначала создает идеальную модель, «чертеж», но у ума все мысли - вещи, он мыслит вещами, умозрительными идеями. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания. Идея человека - человек как таковой. Идея неосязаема, но она живая, живее, чем отдельный предмет. Идея тела - Душа. Но есть и идея души.

Чтобы объяснить явление нужно найти его идею т. е. понятие: то постоянное и устойчивое, что не дано чувственному восприятию.

Краткая характеристика каждой из трех субстанции выглядит следующим образом:

"Идея";:

•является основой всякого бытия;

не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);

•есть ничто;

•выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения

•первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех ((как всего хорошего с •точки зрения человека, так и всего плохого)

"Ум";:

• происходит от "единого";,

• разделен с "единым";

• противоположен "единому";

• является сущностью всех вещей;

• есть обобщение всего живого на Земле.

"Душа";:

• подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления;

• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека;

при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

• душа человека (вещи) есть часть мировой души;

• душа бессмертна;

• при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в под ном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

• постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса

 

4. «Метафизика» Аристотеля.

Аристотель родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. Философия Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии, теории познания, учения о бытии, космологии, физики и т.д. Он критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Подверг критике платоновскую теорию идей, полагал, что идеи - это просто копии чувственных вещей и отождествлены им по содержанию.

Метафизика по Аристотелю – то, что после физики, первая философия или теология => природа теперь не отождествляется со всем сущим: физика изучает подвижное, метафизика («то, что после физики») – постоянное и неподвижное. Оно более фундаментально, вечно и неизменно => философия – первая физика. Первая философия – это наука по ту сторону физической, любая попытка человеческой мысли выйти за рамки эмпирического мира, чтобы достигнуть метаэмпирической реальности.

Различал «общую» методику, которая изучает «сущее поскольку оно сущее» и частную, которая изучает особый вид бытия. Четыре определения дает А. Метафизике:1.исследование причин, первых, или высших начал (формальная, материальная, действующая и финальная причины),2.познание бытия, поскольку оно бытие,3. Знание о субстанции, 4. Знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Метафизика наиболее возвышенная из наук, не связана с материальными нуждами, не преследует эмпирические и практические цели.

Вопрос метафизики: что такое бытие? И какова субстанция?

Согласно Платону вещи должны быть объяснены при помощи идей; по Аристотелю, следует признать причинную зависимость идей от вещей, Платон отрицает причинную зависимость идей от вещей. По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. Основой бытия, сущностью и причиной является форма. Единичное бытие – единство формы и материи. Материя существует вечно, лишена всяких свойств, определенности, не оформлена и чувственно не воспринимаема; превращается в действительность лишь после соединения с формой, именно наличие формы делает данную вещь вещью, отличной от других. Форма придает материи определенность, т.е. причина бытия заключена в форме. Форма форм – сам Бог. Душа – форма тела. Внешняя форма - это то, что делает данную вещь этой вещью; внутренняя форма – это закон, по которому объединяется содержание данной вещи.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма: 1. Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2. Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса. 3. Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. 4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде. Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах.

Важный вклад в философию внесён Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает 4 вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3)количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для А. – движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видов движения и к которому сводятся все остальные. Бог – первая причина движения, начало всех начал.

Аристотель: информация (эйдос) активна, она способна самостоятельно направлять и притягивать объект, особенно лишенный сознательности (дерево, клетка).

Динамис и энергейя – две части эйдоса (информации).

Эта сила (например, сила, делящая клетку или то, что движет руку, переносящую карандаш) Аристотелем называется энергейей (деятельность). Энергея глаза – видение. Любая деятельность умозрительна, имеет целевую причину (а чувственно воспринимаются только первые 2) механическое движение по законам физики – не деятельность. При этом способность (динамис) переходит в состояние реализованности. Эйдос воздействует на материю, подчиняя ее себе. Информация включает в себя и целевую, и движущую причины.

Динамис – способность (возможность). В семени деятельность заложена в качестве возможности (информация и сила, которые могут развернуть информацию)

Информация – предписанность и цель.

Деятельность человека (энергея) присутствует в созданном объекте в виде формы.

Материя – способ проявления идеи в ином. Материя не самостоятельна, она не существует без эйдоса. У Платона же материя не охвачена эйдосом.

динамис.
Потенция, сила. По Аристотелю, динамис - принцип движения или изменения, которое находится в другой вещи или той же самой, поскольку она другая. Согласно Филону Александрийскому, Потенции - множество проявлений активности Бога. В неоплатонизме динамис - бесконечная продуцирующая сила.

 

энергейя.
Энергия. Акт, действие, близлежащее понятие - "динамис". Акт - это бытие в его не-потенциальности, т.е. реализованное бытие, наиболее полное. Онтологический закон акта-потенции - это закон безусловного приоритета акта над потенцией, тем, чего нет, но, может быть в онтологическом, хронологическом и гносеологическом смыслах. Акт есть правило и цель потенции, но не наоборот.

 

5. Предпосылки возникновения философии Нового времени.

Развитие техники => большие производственные возможности человека => развитие военного дела, мореходства, изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать огромные расстояния в открытом море => открытие Америки, начало колониальных завоеваний => человек способен изменить природу, он властвует над ней, а не просто является послушником божественной воли.

Развитие техники => увеличение производственных возможностей человека => натуральное феодальное хозяйство теряет свою значимость => распад феод системы, переход к капиталистическим отношениям, в центре которых опять-таки человеческие потребности => На первый план выдвигается природа, ее хотят изучать практически, для дальнейшего изменения т.о. рождается новая наука – механика (для того, чтобы природа показала свою сущность). Это и есть начальная ступень Нового времени. Возрождение создает предпосылки для научной революции. Научная революция – революция представлений о знании и науке, создание новых теорий в области наук. Сформировалось знание, которое объединяет теорию и практику. Усиливается соединение математики и естествознания. Усилия ученых концентрируются на собирании, описании и классификации фактов. На целое смотрят как на механическую сумму частей, а отдельные части нередко наделяют свойствами целого. В Новое время перед философами на одно из первых мест выдвинулась задача создания и обоснования методов научного познания.

 

=> Рост городов-республик => рост влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. => ценность человека => отход от схоластики (=> поиск новых методов познания, знание дается не Божественным промыслом, а дается чувствами либо формируется разумом), интерес к человеку и его телу, что выражается в искусстве (изобразительном, скульптурном, литературном, архитектурные традиции античности) Эпохи Возрождения, возврат к интересам Античной мысли, философии, права. Человек осознает себя деятелем, самодостаточным индивидом, способным самостоятельно познать природу для удовлетворения собственных потребностей. Формируется концепция Антропоцентризма как противоположность схоластики. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, не аскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.

 

Церковный раскол. Лютер: церковь – только посредник между человеком и Богом – внешнее выражение ослабление церкви. Ранее явления природы интерпретировались через религию, но с появлением новых представлений они могли объясниться через науку (объяснение Просвящения – упрощение, как и у софистов).

 

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность.

С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия)

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

 

Антропоцентризм

Антропоцентризм предписывает противопоставлять человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни.

В оппозицию ставится также мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос.

 

Эпоха Возрождения - посредник между философией Средневековья и Нового времени. Делится на три периода: гуманистический, неоплатонический, натурфилософский.

 

Процессы не одномоментны, начинаются и занимают различное время в различных странах => различия в мировоззрении (религиозная истина Бэкона, концепции деизма Гоббса и Декарта, чувственные способности как результат божественного дара Локка). Примерные хронологические рамки Возрождения 14-16 века. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

 

Пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.

Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».

Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, «европейского мира», «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

Историки различных школ резко расходятся в периодизации новой истории. Как правило, в российской историографии её начало связывают с английской революцией середины XVII века. Среди других событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, называют события, связанные с Реформацией, открытие испанцами в 1492 году Нового Света.

Ещё сложнее обстоят дела с определением верхней границы данного периода. В советской историографии безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 году, когда в России произошла социалистическая революция. Согласно современной точке зрения рассмотрение событий, связанных с Новым временем, следует завершать Первой мировой войной (1914—1918).

 

2 тенденции предпосылок:

1. ослабление влияния церкви.

2. появление новых представлений.

 

Ослабление соц связей => чувствуешь индивидуальность.

Фоном ко всему на глубинном уровне развития человечества существует тенденции, кот не проявляются столетиями. Такой тенденцией являться то, что чем дольше существует человечество, тем дальше эмансипируется от рода отдельно взятый индивидуум (что проявляется и в жизни каждого отд человека). Остракизм имеет смысл в смерти от разрыва с родом. Космополитизм – признание своим отечеством мир, а не отл полиса. Рушатся связи с предками и родственниками. К Средневековью формируется идея отшельничества – свидетельство полной автономии по отношению к др людьми. Этому ослаблению способствуют и города.

Власть церкви ослабевает:

ü Кат церковь (православная не была так тесно вплетена в государство) занимала слишком активную эк позицию в жизни общества. Она – крупнейший владелец земли, эксплуататором. Несправедливость этого способствует умалению авторитета церкви

ü Она выходит на первое место в политике. Папская власть подчиняет себе князей и царей. Проповеди на латыни, ибо священники из Ватикана. => конфликты. Национальные революции происходят как нац-осв движения против воли Ватикана (революция свергает строй, кот был утвержден самим богом => власть это делать, ибо никто не наказал. Мы творим не природу, но в нашей власти творить историю). Протестантизм тож стал реакцией местной полит и экон элиты на отсутствие свободы. Поколеблена изначально именно политическая власть, а затем и католическая вера.

ü Усиливается это революционными процессами (возрастание самосознания человека), наукой (изменени







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 663. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия