В 1598 г. умер Фёдор Иванович — последний потомок Ивана Калиты на московском троне. Его брат царевич Дмитрий погиб еще в 1591 г. в Угличе, в чём некоторые обвиняли Бориса. Династия прервалась. Шурин Фёдора Борис Годунов (фактически правил при недееспособном Фёдоре Ивановиче) организовал свое избрание царём на Земском соборе. Но бояре были недовольны незнатным царём, крестьяне — отменой Юрьева дня, казаки — репрессиями властей, дворяне — тяжелой службой.
|
В 1601 г. начался голод, народ бунтовал. В 1602 г. в Польше объявился «чудом» спасшийся Дмитрий (Лжедмитрий I). В 1604 г. он вторгся в Россию при поддержке поляков и казаков. В 1605 г. Годунов умер, и Лжедмитрий стал царём. Но в 1606 г. он был убит недовольными боярами. На трон взошёл Василий Шуйский. Вскоре против боярского царя вспыхнуло восстание Болотникова. В 1607 г. оно было подавлено, но тут объявился самозванец Лжедмитрий II. Он осадил Москву. Против него Шуйский заключил союз со Швецией. Русские и шведы во главе с М. В. Скопиным-Шуйским отогнали Лже-дмитрия от Москвы, но в 1609 г. в Россию вторглись поляки. Они осадили Смоленск (пал в 1611), разбили русские войска под Клушином и подошли к Москве. Недовольные дворяне свергли Шуйского. Власть взяли бояре («семибоярщина»), которые впустили в Москву поляков и предложили трон польскому королевичу Владиславу, но с условием принятия им православия. Соглашение не состоялось. В 1611 г. было создано 1-е ополчение во главе с П. П. Ляпуновым, очистившее от поляков часть Москвы, но вскоре Ляпунов был убит казаками, с которыми он враждовал. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде по призыву Кузьмы Минина было создано 2-е ополчение, которое во главе с Д. М. Пожарским освободило в 1612 г. всю Москву. В 1613 г. Земский собор избрал царём Михаила Романова. В1617 г. был заключён Столбовский мир со Швецией, лишивший Россию выхода к Балтике, в 1618 г. — Деулинское перемирие с Польшей. Россия потеряла часть южных и западных земель. Смута ослабила Россию и затормозила ее развитие.
Последствие смуты: экономические:1. разорение и запустение страны,2. потеря территорий(Смоленские и Северские земли отошли к Польше) и потерян выход к Балтийскому морю. социально-политические:1. сохранение национальной независимости и российской государственности, 2Положено начало династии Романовых3. ослабление старого родовитого дворянства и усиление позиций дворянства,3. окончательное закрепление сельского и посадского населения4, проведение курса на централизацию власти, на замену традиций земства чиновничеством. духовные:1. подъем самосознания народа, окончательное оформление идеи религиозно-национального единства страны,2. усиления влияние церкви на государство.
9.Эволюция политического строя в России в XVII веке. Церковь и государство.
|
Эволюция политического строя в России в XVII веке – РЕБЯТ, ПОМОГИТЕ НЕ МОГУ СФОРМУЛИРОВАТЬ КРАТКО!!!
Возмечтавшись создать на основе Московского царства многонациональную Православную империю, царь Алексей Михайлович вместе с патриархом Никоном решили «исправить» ее церковную жизнь по образцу тогдашней греческой, претерпевшей, значительные перемены за время жизни под турками после падения Византии. И для этого уже в карикатурно‑имперском, конечно, духе жесточайшим образом они осуществили реформу Русской Церкви. Причины реформы церкви:1. утверждение ру. провосл. церкви ка международного центра православия требовало ликвидации расхождения в богословской системе и церковной практике между рус. церковью и православным Востоком.2. необходимость унификации службы и богослужебных книг.3. необходимость поднять авторитет церкви путем борьбы с языческими суевериями, проникновением свецких начал в духовную жизнь общества, с упадком церковных нравов.4. необходимость преодоления противоречий в толковании священных какнонов, обусловленных различиямив церковных обрядах и разночтениями в богослужебных книгах. → Реформы патриарха Никона 1652-1667 гг..Конец 1653 года –принятие их Церковным собором: 1 исправление церковных книг по греческим образцам,2 изменения обрядности рус. провос. церквим: введение крестного знамения тремя перстами, поясные поклоны, для богослужения допускались иконы только греческого образца, запрет шатровых церквей и тд.. Церковный раскол после собора 1666-1667гг, который:осудил стремление Никона поставть себя выше царя, лишил его патриаршего сана; одобрил все реформы Никона, проклял старообрядцев→начало их жестоких преследований. Глава старообрядцев-протопоп Аввакум, в 1682 г заживо сожжен в Пустозёрске. Последствия церковного раскола: Раскольники подверглись жестоким преследованиям. Места для сокрытия сторонники раскола выбирали такие, как труднодоступные леса Урала, Севера, Заволжья. Никоновы реформ не были приняты монахами Соловецкого монастыря. Монастырь выдерживал осаду царских войск до 1676-го года.Ряды раскольников пополнялись духовными лицами. Нововведения для рядового священника означали то, что вся его жизнь прошла верно. Помимо этого, большинство священнослужителей были малообразованными, не были подготовленными к полноценному освоению обычаев и книг. В расколе широко участвовали посадские люди вместе с купечеством. Монастыри с патриаршей кафедрой вели свою торговлю, что раздражало купцов. Поэтому, все, что шло от духовенства, воспринималось как проявление зла. В число старообрядцев входили представители господствующих слоев, хотя, это были единичные случаи. Основная масса раскольников состояла из крестьян, которые скрывались в скитах от барской неволи, поборов и гнались за правой верой.