Студопедия — Античная философия, ее основные черты, проблемы, представители и этапы развития
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Античная философия, ее основные черты, проблемы, представители и этапы развития






Античная философия – это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Характерные черты античной философии:1) античная философия синкретична – характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии; 2) античная философия космоцентрична – она охватывает весь Космос вместе с миром человека; 3) античная. Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические;методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые. философия пантеистична – она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного; 4) античная философия почти не знает законов – она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий; 5) античная философия имеет свою этику – этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот; 6) античная философия функциональна – она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия. Представители: Фалес, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Ксенофан, Парменид, Демокрит, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Античная ф-ия прошла несколько этапов.1ый - зарождение и формирование. В 1ой пол. VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады - в Ионии, в г. Милете сложилась 1вая древне­гр-ая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фа­лес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.2ой - зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древне­греческой ф-ии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Пла­тон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.3ий - закат греч-ой ф-ии в эпоху эллинизма и лат-ой ф-ии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней язы­ческой ф-ии (IV - III вв. до н.э). В этот период наиболее известными течениями эллинистической ф-ии стали скептицизм, эпикуреизм и сто­ицизм.

По содержанию ф-ой мысли также выделяют:

Раннюю классику (натуралисты, досократики) Гл. проблемы - "Физис" и "Космос", его строение.

Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Гл. проблема -сущность человека.

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Гл. проблема - синтез ф-го знания, его проблем и методов и др.

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Гл. проблемы — мораль и свобода чел-ка, познание и т.п.

Уникальность античной философии состоит в том, что она представляет первую в истории человечества попытку рационального постижения мира, рационалистического подхода к действительности

 

5.Ранняя греческая философия: основные школы.

 

Для этого периода характерен интерес к космологии и натурфилософии: размышление о начале, причине и составляющих элементах видимого космоса, об источнике его движения и жизни, т. е. о его природе. Представления о человеке уже осознаются как собственно философская проблематика, однако включаются в контекст учения о космосе как его дополнительный раздел; учение о человеке постепенно обретает черты самостоятельности и развивается от физиологии и психологии к рационалистической этике, обосновывающей правила поведения в обществе в связи с некоторым идеалом (благом, счастьем).

Основные школы: Милетская школа: Фалес(Космологическая концепция Фалеса сводилась к 3 положениям:1. Все произошло из воды.2. Земля плавает на воде, подобно куску дерева.3. Все в мире одушевлено (или "полно богов") Анаксимандр(был 2ым великим представителем милетской ф-ой школы.

1. Источником всего сущего Анаксимандр считал не воду, а некое вечное и беспредельное начало "божественное"("апейрон" (apeiron)).

2. Возникновение мира - борьба и обособление противоположностей, в 1ую очередь тепла и холода.

3. Живые существа зародились во влажном иле, покрывавшем Землю. Нек-ые животные вышли из воды на сушу. 4. Возникновение и развитие мира - периодически повторяющийся процесс: через определенные промежутки времени мир снова поглощается апейроном.) Анаксимен(Все вещи происходят из воздуха(разрежение, сгущение). Пифагорейцы, Пифагор (В мире всё опред-ся числами или отношениями чисел("все есть число"). Числам из 1ой десятки, пифагорейцы приписывали особые, магические св-ва.)Школа Гераклита: Гераклит, Кратил(Важнейшим понятием в ф-ой системе Гераклита следует считать Логос, ("Слово").

1ая и важнейшая идея Гераклита - идея борьбы и единства противоположностей.

2ая важнейшая идея - идея безостановочной изменчивости вещей, их текучести("все течет").

2ое фундаментальное понятие в ф-ии Гераклита - это понятие огня как первоосновы всего сущего("этот космос, 1 и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий").

Гераклитовская ф-ия резко критиковалась элеатами(г. Элей). Основателем школы считают Ксено­фана. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита пробле­му множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий). Вычленяя понятие бытия, они обозначают им единую, вечную, неподвижную основу всего существующего

 

 

6.Философия Аристотеля – вершина античной философии.

 

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны. Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первую материю. Эта первичная материя, однако, не определена ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные состояния сущего. Она образует, собственно, "потенциальную" предпосылку существования. Наипростейшей определенностью этой первой категории являются, по Аристотелю, четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля. Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.В отличии от первой материи они постижимы и определимы посредством основных категорий. Они суть соединения материи и образа, формы. Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия действительное, реальное бытие. Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы. При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую сущность он отождествляет с индивидуальным бытием, с субстратом, с конкретной вещью как таковой. Первичная сущность, согласно Аристотелю, выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познаваемым бытием. Вторые (вторичные) сущности определенным образом производны от первичных. Они не постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей степени родовым либо видовым определением. Категории сущности Аристотель считал основным средством познаваемости мира.

Аристотель основал свою ф-ую школу "перипатетиков" (по на­званию лекционных залов в крытых галереях - peripatos). Он зна­чительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интел­лектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом.

Изучение бытия возможно лишь с помощью логики (органон - орудие для изучения бытия). Логика имеет методологическое зна­чение для познания.

Аристотель большое вни­мание уделяет душе чел-ка.

 

 







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 2041. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия