Студопедия — Магжан Жумабаев (1893 -1938 гг.)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Магжан Жумабаев (1893 -1938 гг.)






Известный казахский писатель, поэт публицист, талантливый переводчик, просветитель Магжан Жумабаев внес неоценимый вклад в развитие педагогической мысли Казахстана. Магжан учился в медресе и-Галия (Высшая школа) в г.Уфе, потом в Омской учительской семинарии, позже окончил литературно-художественный институт под непосредственным руководством В.Я.Брюсова. Именно Брюсову принадлежит характеристика Магжана Жумабаева как "казахского Пушкина". Он был одним из самых образованных деятелей культуры советского Востока, активно участвовал в общественно-политической жизни страны: работал над организацией казахских школ, занимался подготовкой педагогических кадров, составлением учебников и учебных пособий, методических рекомендаций.

Следуя идеям своих предшественников Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева, Магжан Жумабаев считает, что только через просвещенность нации можно возродить дух нации, перестроить общественные отношения, уст ранить зло и несправедливость. Тема просветительства казахского народа нашла свое отражение в его творчестве. Этой проблеме посвящены многие его стихотворения. Среди них –«Балалык шак, «Куз», «Казагым», «Немере мен ажесы» и др.

Магжан Жумабаев- автор первой теоретической работы по педагогике на казахском языке, изданной в1922 году в г.Оренбурге. "Педагогика» Магжана Жумабаева написана на основе лекций, прочитанных на краткосрочных учительских курсах, организатором и директором которых был он сам.

Обобщив передовой опыт мировой и народной педагогики, М.Жумабаев положил начало разработке наиболее актуальных проблем воспитания и обучения в казахской педагогике. Придавая большое значение воспитанию подрастающего поколения, М.Жумабаев первостепенную роль отводит нравственному воспитанию - стержня всесторонней развитой личности. Цель нравственного воспитания педагог видел в выработке способности к нравственно ориентированному мышлению и деятельности. Магжан Жумабаев всем своим творчеством старается выразить сложнейшие стороны духовной жизни человека, связывая их с просветительством. Он был уверен, что задача казахского просвещения равнозначна европейскому и перед ней стоят те же цели: воспитание в новых социально-экономических условиях свободных, образованных, деятельных и ответственных граждан своего Отечества. Вместе с тем, он подчеркивал значимость духовно-нравственных традиций казахского народа. Созданная им модель казахской школы содержала в себе лучшие традиции воспитания, имеющиеся в казахской культуре.

В трудах педагога поднимаются и вопросы семейного воспитания. По его мнению в воспитании детей большое значение имеет благополучная обстановка в семье, высокие моральные качества родителей, уважение к личности ребенка.

Магжан Жумабаев придавал большое значение роли педагога в учебно-воспитательном процессе. Им разработаны основные требования к воспитателю: это любовь к детям, глубокая нравственность, профессионализм.

Сочетание литературного творчества с научно-педагогической, учебно-методической деятельностью обнаруживает многогранность таланта Магжана Жумабаева, энциклопедичность его знаний.

Глубоко осознавая роль языка в обществе и считая изучение его одной из главных задач, Магжан принимал непосредственное участие в разработке методики преподавания казахского языка.

Будучи истинным патриотом своего народа, любившим свой язык, культуру, традиции и обычаи казахского народа, уважая и ценя культуру других народов, Магжан мечтал о том дне, когда его родной язык займет достойное место:

…Если даже ты не увидишь света долго, мой кладезь мой язык,

Мой чистый, глубокий, острый, могучий, необъятный язык,

Разбредшихся тюркских детей к груди

Ты прижмешь благородной рукой, мой язык!"

Время подтверждает прозорливость идей замечательного сына казахского народа-поэта, педагога, мыслителя нового времени - Магжана Жумабаева.

 

Летом этого года, а именно 25 июня, прогрессивная казахская общественность, педагогическая интеллигенция и вся плеяда литературного и поэтического круга будет отмечать 120-ю годовщину со дня рождения Магжана Жумабаева - поэта, прозаика. переводчика, педагога, расцвет творчества которого пришелся на конец 19 начало 20 века. Все творчество М.Жумабаева пронизано мыслями о счастье своего народа. И особо пристального внимания заслуживают глубокие научные исследования ученого. В этой связи мы обращаем особое внимание на педагогическую деятельность нашего великого соотечественника. Его педагогическое наследие актуально и в настоящее время. Идеи М.Жумабаева изучает казахская литература, этнопедагогика, этнопсихология, как в высшей школе, так и в средних специальных учебных заведениях.

Магжан Жумабаев (1893-1938) замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей казахской литературы, педагог-просветитель. Магжан Бекенулы родился в 1893 г. в Северо-Казахстанской области в зажиточной семье. Будущий просветитель воспитывался в традициях народной педагогики. Великая сущность личности Магжана Жумабаева есть слагаемое этапов его жизни и деятельности, она нашла отражение в его творениях и обусловлена историческими и культурными изменениями в жизни общества.

Изучение педагогических идея М.Жумабаева, его нравственно-этических взглядов невозможно без характеристики его личности как поэта, как педагога, как гражданина и просто человека. Педагогическое содержание творчества начинается с особенностей черт его характера. с его мировоззрения, с его восприимчивости глубин жизни народа. в этом кроется нравственное начало писательского наследия М.Жумабаева, обусловливающего его педагогическое значение.

Сочетание литературного творчества с научно-педагогической, учебно-методической деятельностью обнаруживает многогранность таланта Магжана Жумабаева, энциклопедичность его знаний.

Глубоко осознавая роль языка в обществе и считая изучение его одной из главных задач, Магжан принимал непосредственное участие в разработке методики преподавания казахского языка.

Будучи истинным патриотом своего народа, любившим свой язык, культуру, традиции и обычаи казахского народа, уважая и ценя культуру других народов, Магжан мечтал о том дне, когда его родной язык займет достойное место:

…Если даже ты не увидишь света долго, мой кладезь мой язык,

Мой чистый, глубокий, острый, могучий, необъятный язык,

Разбредшихся тюркских детей к груди

Ты прижмешь благородной рукой, мой язык!"

В 1922 г. в Оренбурге им разработана первая теоретическая работа по педагогике на казахском языке – «Педагогика», положившая начало формированию национальной педагогической науки и являющейся единственным и уникальным педагогическим сочинением созвучным с запросами наших дней. Глубоко осознавая роль языка в обществе и считая изучение его одной из главных задач учебно - воспитательного процесса, Жумабаев, как педагог-практик, принимал непосредственное участие в разработке методики преподавания его в национальной школе. Развитием идей, положенных в основу «Педагогики», явилась вышедшая в 1923 г. «Родная речь в начальной школе».

Важно жить для других - воспитать эту черту - одна из важнейших задач нравственности. В "Педагогике" М.Жумабаев говорит о том, что человек должен любить человека, что это одна из существенных сторон образования и воспитания - важность прочного нравственного фундамента в учебно-воспитательном процессе. Усвоение добродетелей должно начинаться с самого раннего детства, что отражено в "Педагогике" на протяжении всего труда.

Основные положения педагогических воззрений М. Жумабаева:

- Одним из оснований педагогического процесса он считает его психологическое обоснование.

- Ведущими факторами, определяющими цели, задачи, содержание, принципы воспитания и обучения, являются идеи этнопедагогики, этнопсихологии: «Так как дети каждой нации будут жить и трудиться среди своего народа, воспитатель обязан воспитывать их в духе национальных традиций».

- Факторы нравственного воспитания: семья и школа, личность воспитателя.

- Идея интегрирования языка и литературы, определение в связи с этим средств, форм, принципов, этапов и последовательности обучения языку.

Значительное место в работе педагога занимают вопросы воспитания. Придавая большое значение физическому воспитанию подрастающего поколения, особенно до двухлетнего возраста, считал, что формирование гармонической, всесторонне развитой личности невозможно без прочного нравственного стержня. Цель нравственного воспитания педагог видит в выработке способности к нравственно – ориентированному мышлению и деятельности. Способность сделать правильный выбор, утверждает педагог, требует наличие нравственных принципов и твердых моральных убеждений, которые могут сформироваться у человека в процессе сознательного стремления к самосовершенствованию, закалки воли и характера, поисков своего идеала. Другим, не менее важным средством решения проблем нравственного воспитания казахский педагог считает эстетическое воспитание, призванное пробудить эстетическую потребность, и воспитать художественный вкус, развить в ребенке способность и стремление к самовыражению в искусстве, в художественном творчестве. Среди методов нравственного воспитания школьников М.Жумабаев выделяет не только метод примера, но и наказание, метод убеждения, беседы. Ученый отрицательно относится к физическим наказаниям. При проведении беседы совершенно правомерно считает, что в ее основе должен быть анализ ситуации с нравственных позиций. М.Жумабаев выделяет возможности таких средств нравственного воспитания учащихся, как родной язык, литература, произведения устного народного творчества, национальные обычаи и традиции.

Будучи глубоко религиозным человеком, придавал большое значение воспитанию в ребенке религиозных чувств, считая эти чувства основой духовности, побуждающей к нравственному самосовершенствованию. Значительное место в работе занимают вопросы семейного воспитания. М. Жумабаев утверждает, что на ребенка больше влияют не слова, а действия близких ему людей и в связи с этим в воспитании детей большое значение имеет благополучная обстановка в семье, высокие моральные качества родителей.

Он придавал большое значение роли педагога в учебно-воспитательном процессе. Жумабаев разработал основные требования к воспитателю: они заключаются в профессионализме, любви к детям, отличном владении языком и хорошей речью, уважении к личности ребенка.

Первый мыслитель, рассматривавший педагогику в неразрывной связи с психологией. Психолого-педагогический трактат «Педагогика» - уникальное сочинение, которое представляет собой единственное и своеобразное отражение педагогических идей в отечественной педагогике. Определяя язык как важнейшее средство воспитания и обучения подрастающего поколения, внес определенный вклад в решение проблем родного языка. Он был одним из первых авторов научных трудов на родном языка, стоял у истоков создания национальной терминологии.

Изучение и обобщение основных направлений педагогической деятельности, прогрессивных педагогических взглядов позволяют заключить, что казахский поэт и педагог, мыслитель нового времени должен занять достойное место в ряду педагогов мирового уровня – Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

 







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 3941. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия