Мирские семейства Крия-тантры2.2.1.1.4.1. Семейство богатства (мани-кула)
Здесь имеется Манибхадра-дхарани (Manibhadra-dharani; Toh. 764); её Калпа (Kalpa; Manibhadrayakssena-kalpa; Toh. 765); Джамбаладжалендрайотхалабдха-калпа (Jambhalajalendrayathalabdha; Toh. 770), которая учит, как представлять Жёлтого Джамбхалу, описывает посвящение и т. д.; и Нартакапара-калпа (Nartakapara-kalpa; Toh. 766-767)84. Относительно последнего сочинения некоторые утверждают, что Вайшравана – это Нартакапара («непревзойдённый танцор»); но объявлять последнего Вайшраваной, как это настойчиво делалось, нет никаких оснований. Так, (в тантре говорится, что) в те времена, когда Бхагават пребывал во дворце Ивовые Листья (atakavati), в том же дворце в числе его свиты жил сын Вишрамы по имени Нартакапара. Царь Вайшравана попросил Бхагавата изложить видья-дхарани на благо своей обширной свиты. И тогда тело Бхагавата испустило безмерные лучи света, озарявшие бесконечные миры (локадхату). Затем эти лучи вернулись обратно и, сойдясь, вошли в макушку Нартакапары, сына Вишрамы, – и Нартакапара мгновенно стал великим гневным божеством (махакродха) и произнёс перед Бхагаватом собственные видьи <rig sngags>. Придав им действенность своим благословением, Бхагават подробно объяснил связанные с этими видьями чудотворные действия. Итак, во всех главах до десятой излагаются видья-дхарани и ряд магических действий и т. д., связанные с Нартакапарой. В одиннадцатой главе великий предводитель якшей Санджняя просит Бхагавата сообщить различные имена Вайшраваны. Поэтому Бхагават благословил Ваджрапани, после чего тот произнёс великое множество имён Вайшраваны, и одним из них было Вишрама. Следовательно, Нартакапара – сын Вайшраваны, а никак не он сам. В главах тринадцатой и пятнадцатой описываются ритуал и ряд магических действий, связанные с Вайшраваной. В других главах речь идёт о других вещах. В заключение можно добавить, что многие мелкие подробности были переведены на тибетский язык. 2.2.1.1.4.2. Семейство пятерых (паньчака-кула)
Здесь мы имеем Мекхала-дхарани (Mekhala-dharani; Toh. 772). Когда Бхагават пребывал в городе Раджагрихе, один людоед (ракшаса) напал на Рахулабхадру, и тот был этим очень напуган. В слезах он предстал перед Бхагаватом, умоляя о помощи, и Бхагават произнёс Мекхала-дхарани – видья-дхарани, поднесённую якшей.
2.2.1.1.4.3. Мирское семейство (лаукика-кула)
Здесь имеется Ригнагки гьялмо бугченмо (Rig sngags kyi rgyal mo dbugs chen mo; Toh. 773, но в каталоге и в тексте Канджура – rgyal ро...chen mo)85. Однажды на рассвете властелин всех духов стихий (бхута) по имени Пингала86, у которого были оскаленные клыки, пришёл к Бхагавату и сказал: «Бхагават, я властелин всех духов стихий. Когда я голоден, мне стоит дунуть, и всякое живое существо, которого затронет моё дыхание, будет поражено чумой, а его жизненная сила служит мне пищей. Прошу, выслушай эту видья-дхарани, которая защитит тех, кто её знает, от вреда, причиняемого моим дыханием». И он произнёс видья-дхарани. Затем он принял обет, что отныне не будет наносить вред своим дыханием, и стал верующим мирянином.
|