Общая Крия-тантра
Что касается общих тантр Крия-тантры, то (ныне) их четыре: 1. Саманьявидхинам-гухья-тантра (Samanyavidhinam-guhya-tantra; Toh. 806), 2. Сусиддхи (Susiddhi; Toh. 807), 3. Субахупариприччха (Subahupariprccha; Toh. 805) и 4. Дхьяноттара (Dhyanottara; Toh. 808). В отдалённые времена тексты (этой категории) были более многочисленны, но с приближением нашего времени их становилось всё меньше. В одной из этих тантр, Саманьявидхинам-гухья-тантре, излагаются циклы посвящений (абхишека), которые служат доведению до зрелости тех, кто ещё не созрел. В ней приводятся тысяча пятьсот мандал трёх семейств, т. е. мандалы семейства Татхагата и т. д. В ней подробно разбираются методы ритуала земли (sa chog) и ритуала подготовки (sta gon gyi cho ga), которые являются необходимыми для этих (мандал), как и для всех мандал Крия-тантры, а также и для других трёх разделов Тантры (т. е. Чарья-, Йога- и Ануттара-тантр). Всё это излагается в сплошном тексте без разбивки на главы. Относительно Сусиддхи: некий грозный человек по имени Сусиддхи(карин)87 выполняет магические действия защиты от вмешательства демонов, а поскольку тему тантры излагает этот грозный человек, она называется Сусиддхи-тантрой. В ней подробно излагается ритуал применения видья-дхарани, метод обретения тех сиддхи, которые требуют большого числа магических действий, защита согласно Крия-тантре и основанные (на этом) обязательства. Субахупариприччха в меньшей мере учит ритуалам посвящения, которые не объясняются в Саманьявидхинам-гухья-тантре, а также методам применения видья-дхарани, которые не объясняются в Сусиддхи, но более подробно учит методам обретения сиддхи посредством большого числа магических действий умиротворения, расширения, покорения и уничтожения88. Говорят, что Субаху был сыном Ваджрапани и бодхисаттвы, которая должна была родиться ещё один раз. Дхьяноттара (Dhyanottara) – это часть принадлежащей к Крия-тантре большой тантры, называемой Ваджрошниша-тантра. Её также рассматривают как разновидность Последующей тантры. В ней рассматриваются десять тем: 1. особенности места практики, 2. истинная сущность самого себя <bdag de kho na nyid>, 3. истинная сущность видья-дхарани, 4. истинная сущность божества, 5. дхьяна пребывания в огне, 6. дхьяна пребывания в звуке, 7. дхьяна, дающая освобождение за пределами звука, 8. ритуал участия в практике видья-дхарани, 9. ритуал подношения сжиганием, 10. ритуал посвящения. В трёх из них, озаглавленных «истинная сущность», излагаются четыре составляющих начитывания мантры, которые очень важны и в Крия-, и в Чарья-тантре. В разделе «ритуал участия в практике видья-дхарани» показано, как выполнять приближение (seva), предваряющую [главную часть], и как выполнять то, что [её] завершает. Если человек хочет понять последовательность пути становления Буддой посредством Крия-тантры, он должен понять смысл этих четырёх тантр (о которых говорилось выше). На кого из комментаторов следует положиться? Руководства великих авторитетных учителей – Чандрагомина, Шантаракшиты и т. д. – рассматривают только малые вопросы ритуалов. Поэтому следует положиться на Буддагухью и Варабодхи (Byang chub mchog) – на двух знающих учителей Крия- и Чарья-тантры, которых в Индии почитают, как солнце и луну. Буддагухья написал Дхьяноттара-тику (Dhyanottara-tika; Toh. 2670), Субахупариприччха-пиндартху (Subahupariprccha-pintdartha; Тоh. 2671) и Цигдонги джедчанг (Tshig don gyi brjed byang; Toh. 2672). Варабодхи написал комментарий (к Сусиддхи), озаглавленный Лэгдрубки таб ньебар дупа (Legsgrub kyi thabs nye bar bsdus pa; Toh. 3066, числится как Legs par grub par byed pa'i sgrub pa'i thabs bsdus pa).
|