Студопедия — Кафедра режиссуры телевидения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Кафедра режиссуры телевидения

Кафедра режиссуры телевидения

Вопросы к устному экзамену

по дисциплине

«МАСТЕРСТВО ТЕЛЕРЕЖИССЁРА»

(заочное отделение, 2-й курс)

 

1. Элементы языка экрана – план, кадр, ракурс, композиция кадра и драматургическая композиция, звук (интершум и живая речь) и звучащее слово.

План (как крупность) – дальний, общий (фигура человека в рост), средний 2-й (человек по колено), средний 1-й (человек по пояс), крупный (голова человека с плечами), деталь.

План (как протяжённость) – снятое изображение от включения до выключения камеры.

Кадр – часть плана, поставленная в монтажный ряд. В основе своей - монтажная единица. Кадр – это запечатленный образ, несущий некую мысль. Однако, смысл отдельного киновидеокадра стоит в ряду предыдущего и последующего кадров.

Кадрик – отдельное статичное изображение на киноплёнке или на экране монитора. По сути – фотография одной фазы движения кадра.

Ракурс – точка, угол зрения. Ракурс камеры отражает и внутренний «ракурс замысла». Ракурс предопределяет также и композицию кадра.

Композиция кадра строится по старому правилу, призывающему к максимальному упрощению путём исключения лишнего. В этом случае, под термином «кадр» подразумевается часть пространства, которую оператор видит в визир съёмочного аппарата, и всё, что в ней находится.

Композиция драматургическая – составление единства. Главная задача композиции заключается в том, чтобы завладеть вниманием аудитории. На композицию влияет мода, но хорошая композиция, прежде всего, основывается на понимании психологии восприятия.

Приёмы композиции: 1. Перестановка пролога и эпилога; 2. Повторы; 3. Фрагментарность (пунктирный монтаж); 4. Неожиданные повороты действия в авторской трактовке; 5. Различные точки зрения на одно событие.

Интершум – естественный шум во время съёмки, и живая речь - как элемент наблюдения, как способ воспроизведения атмосферы эпизода, как часть события или процесса.

Записывается параллельно во время съёмок обычно на камерный микрофон -"пушку" (в отличие от синхрона с героем или stand-up'а журналиста).

Слово может присутствовать на экране, как:

1. Интервью - монолог или диалог, беседа. Синхронная съёмка с целью получения информации от участников путём вопросов и ответов.

2. Авторский текст. Его ещё называют дикторским текстом или авторским комментарием.

3. Закадровый монолог или диалог.

4. Внутренний монолог. Часто, не произнося слов вслух, мы рассуждаем «про себя». Экранный приём внутреннего монолога как раз моделирует такую ситуацию. Герой в кадре действует, не открывая рта, не артикулируя, но в это время звучит его голос из-за кадра.

 

2. Документальный фильм.

Это произведение для экрана, использующее в качестве художественных средств воздействия звукозрительные образы реальных людей в окружении реального мира с его событиями и явлениями.

Современная эстетика документализма невозможна без двух, казалось бы, полярных, но взаимосвязанных условий - утверждения авторской интерпретации мира и фиксации жизни в момент «неигры». В равной мере определяя пути развития телевидения и кино, эти принципы затрагивают не только сферу съёмки и режиссуры, но и вносят коррективы в понятие документальной экранной драматургии.

 

3. Гражданская позиция журналиста-репортёра. Этика и эстетика.

СВОБОДА журналистики в демократическом обществе – это свобода ставить вопросы, обсуждать наиболее острые социальные противоречия, критиковать действия правительства и государственных или частных учреждений, когда эти действия угрожают общественным интересам, подвергать сомнению бездействие властей или злоупотребление властью. ЭТИКА журналиста не позволяет ему забывать, что аудитория состоит не только из людей, разделяющих его взгляды и моральные принципы, а телевидение выражает мировоззрение не одного какого-то слоя общества, движения или одной партии (даже если эта партия является правящей). Экранная действительность отражает всю совокупность запросов и интересов зрителей, чьи права на электронные средства коммуникации не менее основательны, чем права журналистов. Журналист ответственен: перед аудиторией телезрителей; героями передач и фильмов; сообществом журналистов, которое он представляет; телекомпанией, от имени которой обращается к зрителям; и, наконец, самим собой. ДОСТОВЕРНОСТЬ сообщения подтверждается – в соответствии с мировой телепрактикой – не менее, чем из двух источников. В новостных программах ссылки на источники информации обязательны. Репортёр оперирует только теми данными, которые может доказать в случае обвинения в дезинформации. Профессиональное сообщение не должно содержать каких-либо оценок. Информационная программа не должна вызывать у зрителя сомнений в характере экранного сообщения или порождать в нём ложные представления о том, что он видит – запись или трансляцию, первичное сообщение или его повтор. ПОЛНОТА ИНФОРМАЦИИ и НЕПРЕДВЗЯТОСТЬ - важнейшее условие объективности в информационной программе, где недопустимы: убеждённость ведущего в том, что он выступает своего рода идеологом, привычка по каждому поводу ставить оценки и выносить приговоры, мнения о фактах считать важнее самих фактов. Но такая субъективность может оказаться важной в журналистском расследовании. ПОЗИЦИЯ – в отстаивании тех духовных качеств, которые позволяют людям при любых обстоятельствах оставаться людьми. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ диктуют особую осторожность и сдержанность - нельзя брать на себя судейские функции или выступать адвокатом одной из сторон конфликта, давать непроверенную, неподкреплённую источниками, информацию, вырывать отдельные цифры или факты из контекста происходящего; выступая в роли интервьюеров, нельзя становиться проводником сомнительных идей и мнений. В ситуации этнического конфликта необходимо контролировать свои слова. Недопустимо быть зависимым от рекламодателя или административного руководства, от собственных политических ориентиров, а также от соблазна славы и популярности.

 

4. Устные (интервью, опросы) и письменные (отчёты, каталоги, материалы

брифингов, пресс-центров, агентств PR и т. д.) источники информации.

Рэндалл советует: «Держите глаза и уши открытыми, гуляя по улицам, занимаясь делами, караульте сюжет - начинайте задавать людям репортёрские вопросы: кто? почему? и так далее. Как бы ни был полезен телефон, вы соберёте куда больше сюжетов, если вы встретитесь с людьми лицом к лицу. Только когда люди разговаривают с вами неформально – до или после встречи, интервью – только тогда они могут вскользь упомянуть нечто такое, что пообещает куда более интересный материал, нежели тот, за которым вы пришли.

Основная информация – это, прежде всего, бесспорная фактическая информация, добровольно данная тем, кто имеет право давать её. Зачастую, самый очевидный источник – самый лучший: правительство, региональные учреждения, официальные организации и международные структуры. Если только вы не работаете в обществе тотального контроля, работники официальных и полуофициальных организаций могут оказаться на удивление полезны, когда они полагают, что их темой или работой кто-то интересуется. Это верно также по отношению к посольствам, коммерческим компаниям, университетским и институтским экспертам, полиции, а также другим газетам и международным информационным агентствам.

Книги и справочники – тоже источник информации, но с ними надо обращаться осторожно. Убедитесь, что используете современное издание, автор которого знает, о чём пишет. Письменные источники надо оценивать так же, как и все прочие. Среди письменных источников особой осторожности требуют газетные вырезки. Один лишь факт, что материал был напечатан, ещё не означает его истинности. Разумеется, это верно и по отношению к подобного рода компьютеризованной информации и другим базам данных».

 

5. Режиссёрский сценарий и монтажные листы.

Режиссёрский сценарий - выстроенный зрительный ряд будущего фильма. С разработкой для каждого кадра (эпизода) всех необходимых условий его реализации: места съёмки, объекта, участников, съёмочной техники и приспособлений, звукозаписывающей и осветительной аппаратуры, использования реквизита, особенностей подготовки (нужные документы, присутствие консультантов, милицейское оцепление и т.п.), транспорта.

Режиссёрский сценарий позволяет просчитать необходимые расходы на каждый кадр и является основанием для составления генеральной сметы.

Монтажные листы – покадровое, с последовательной отметкой тайм-кодов, описание завершённого произведения.

 

6. Репортажная журналистика в электронных сетях Интернет.

В первую очередь, журналистика в Интернете – это средство массовой коммуникации. Потенциал роста Интернета, как глобального склада информации, просто огромен. Важнейшим фактором, который стимулирует рост Интернета и его развитие в качестве средства массовой информации, является конкуренция на рынке доступа к информации. Однако, до телевизионной конкуренции ещё очень далеко – слишком различается бюджет. Качественный рост информационной журналистики в сети будет тогда, когда потребителю надоест читать недостоверные материалы и словесный мусор. Из этого следует, что в информационной сетевой журналистике будут требоваться исключительные и особенные подходы с целью удержания аудитории, которые под силу только истинным мастерам своего дела.

Несомненно, что в сети Интернет не просто трудно, а и невозможно заставить пользователя принудительно потреблять рекламу, и потому сетевая журналистика слабее связана с прямым рекламным спонсорством, чем, например, телевизионная программа. Отсюда - большая свобода и отсутствие рекламной регламентации журналистского продукта.

Кроме того, в Сети в принципе невозможна цензура, кроме собственной и корпоративной этической цензуры, что непосредственно влияет на содержание политико-публицистических материалов, хотя и не гарантирует качества достоверности публикаций.

Привлекательна сравнительно низкая себестоимость распространения информации (тиражирование) - не только с точки зрения потребителя этого сетевого продукта, но и с точки зрения производителей такового: журналистов, обозревателей и авторов размещаемого видео.

 

7. Специфика телевидения.

Отличия телевидения от кино очевидны. Они сводятся, в конечном счете, к трём основным моментам:

- способности телевидения вести прямой репортаж с места события, то есть сделать акт фиксации и акт восприятия практически одновременным;

- способности к передаче изображения в индивидуальную среду восприятия (для одного зрителя);

- способности к программности (сюжетности) и периодичности.

Природа телевидения – «здесь и сейчас», в отличие от природы кино с его лозунгом – «сегодня и навсегда». Телевизионная программа – пропаганда в контексте данного дня.

Телевидение — отражение реальности в формах самой реальности, а в основе его эстетики — передача течения события в непосредственном реальном времени и реальном пространстве, где главным становится объективность показа.

Если форма существования искусства – отдельное произведение, то форма существования телевидения – программа.

 

8. Информационные жанры: сообщение, репортаж, отчёт, выступление, интервью, «без комментариев».

Информационное сообщение (заметка) – устное сообщение и видеозаметка. Заметка в словесной форме подаётся без видеоряда – это вызвано повышенной оперативностью, когда есть новость, но нет ещё видеоматериалов. Важный критерий отбора – актуальность, значимость, познавательная ценность.

Репортаж: 1) – сообщение об официальном событии с простым видеорядом; 2) авторская трактовка, более ощутимое влияние журналиста. В таком случае, автор становится организатором съёмок.

Отчёт - материал официального события. Сценарный план не пишется, но обязательно присутствие журналиста на съёмке. Отчёт может пойти в эфир и без закадрового текста (эффект непредвзятости). В этом случае совпадает с НЕКОММЕНТИРОВАННЫМ репортажем.

Выступление - метод, с помощью которого журналист доносит информацию. Выступающий должен представлять интерес для аудитории (известность, умение ярко мыслить, публично думать). В основе – мысль, главное – её доказательство. Композиция выступления требует определить тему, ввести слушателя в круг обсуждаемых вопросов, познакомить с основными фактами, доказательствами, сделать точные и краткие выводы. Необходимое условие - ораторское искусство.

Три основных формы выступления в кадре: 1) текст выступления написан заранее и отредактирован телевизионным редактором; 2) тезисное выступление, где заранее обозначена тема и основные положения; 3) импровизированное выступление, где предварительно оговорена лишь тема и общий хронометраж.

Для предполагаемого видеоряда возможен сценарий.

Интервью. «Интервью – лучшее средство собирания свидетельств» - эти слова принадлежат Жану Рушу, французскому документалисту. Жан Руш и философ Эдгар Морен сняли в 1961 году фильм «Хроника одного лета». Они останавливали на парижских бульварах прохожих, спрашивая их: "Счастливы ли вы?" - и эти ответы, разговоры, складываясь вместе в самые обыкновенные человеческие судьбы, рождали образ переживаемого страной времени.

Виды интервью:

Монолог – ответ на один вопрос, т.н. авторитетное мнение;

Сообщение – расширенная информация по существу беседы;

Диалог – разговор собеседников;

Зарисовка – беседа с передачей атмосферы;

Сатирическое (критическое, юмористическое) – зачастую со скрытой для собеседника конечной целью;

Провокационное – «форсирование жизненной вероятности» с целью вызвать эмоции собеседника, обнажить его характер или узнать истинное мнение по сути беседы.

Исповедническое – с высшей степенью доверительности.

«Без комментариев». Звукозрительный материал, снятый и поданный в своём изначальном виде, как реальное событие или явление. Иногда – знаковое происшествие, не нуждающееся в толковании.

 

9. Аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия, пресс-конференция.

Телевизионная корреспонденция – экранный эквивалент газетно-журнальной проблемной статьи.

При всём том, телевизионная корреспонденция не теряет своих жанровых признаков и в тех случаях, когда автор-корреспондент остаётся за кадром. Однако, обычно текст читает сам автор. Изобразительная сторона так же важна, как и словесная. В сущности, у корреспонденции на телеэкране два полноправных автора – литератор и оператор (их обоих справедливо называть тележурналистами). Интервью часто используются в качестве органичной составной части (как метод получения информации) – и это вовсе не разрушает жанр, а лишь придаёт ему известную синтетичность.

Комментарий (от лат. commentarius – толкование) – оперативный аналитический материал, разъясняющий смысл актуального общественно-политического события, документа.

Телевизионный комментарий – это чаще всего разновидность выступления в кадре. Впрочем, всё шире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами.

Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий, комментатор, следуя своей главной цели, освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария, как жанра, составляет открытая авторская оценка, анализ.

Как и другие жанры, комментарий может быть органичной составной частью другой жанровой формы. Например, на пресс-конференциях часто звучит вопрос: «Как вы можете прокомментировать происшедшее событие?» Подобная постановка вопроса возможна и в развёрнутом интервью с политическим, общественным деятелем, специалистом в той или иной области знаний. Каждый из этих ответов, как правило, представляет собой мини-комментарий, а иногда и вполне развёрнутое выступление. И здесь успех зависит от глубины анализа, широты обобщений, объективности в оценке общественно-значимых событий, фактов.

Обозрение – один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики. Основные особенности, которые его характеризуют: во-первых, оно строго фактологично, причём факты отбираются и группируются в соответствии с определённой авторской целью; во-вторых, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала (в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие); в-четвёртых, нередко материал обозрения ограничен тематическими и хронологическими рамками.

Предмет данного жанра – общественные события, а цель – предъявление зрителям причинно-следственных связей (порой скрытых, трудноуловимых), выявление их значения и тенденций дальнейшего развития.

Изобразительные средства, с помощью которых на экране решаются столь сложные задачи, весьма разнообразны. Но, поскольку в обозрении нередко прослеживаются процессы, развивающиеся на протяжении продолжительного времени, то зачастую становится необходимым использование не только оперативного материала информации, но и архивного видеоматериала, который компонуется в соответствии с логикой авторской мысли.

При всём тематическом многообразии сообщений этого жанра, всё же различают общее обозрение - в котором рассматриваются разнообразные события определённого отрезка времени (воскресные вечерние передачи «Зеркало», «Итоги», «Обозреватель», «Международная панорама» – мир за неделю) и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики – экономики, науки, искусства, спорта («Футбольное обозрение», «Мое кино» и т. п.).

Кроме обозрения монологического характера появились обозрения-диалоги, в которых обозреватель вместе со своими компетентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни – здесь обозрение, по сути, превращается в беседу. Используются зрелищные возможности телеэкрана: документальные кадры, фотодокументы и т. п. Они органично сочетаются с устной речью и представляют собой не столько иллюстрацию, сколько материал, на котором обозреватель строит свои выводы и обобщения.

Музыкальное обозрение, театральное обозрение и им подобные программы по своим жанровым особенностям, в сущности, ничем не отличаются от международного или спортивного обозрения. Меняется тема передачи, специализация обозревателя, но сущностные характеристики жанра остаются неизменными.

Беседа – это специфически телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Широко представлен в программах, посвящённых темам, имеющим общественный интерес. Наличие конфликта, столкновение различных точек зрения, развитие мысли, движущейся, однако, зачастую по заранее намеченному сценарию (сценарному плану), а в результате – разрешение конфликта путём выбора наиболее убедительных аргументов, значительность проблематики, занимательность – все эти качества обусловливают действенность и популярность таких передач, а вместе с тем, и сложность их осуществления. В таких передачах могут широко использоваться различные вспомогательные средства (кинокадры, фотографии, схемы, документы).

Беседа, пресс-конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью.

В литературе встречается различное толкование термина «беседа». В данном случае, речь идёт о передаче, в которой принимают участие несколько человек, поочерёдно рассказывающих что-либо, обменивающихся мнениями, дополняющих друг друга. Журналист, принимающий участие в такой беседе – это не интервьюер, а ведущий (или модератор). Он участник разговора и организатор беседы; его роль похожа на роль гостеприимного хозяина, который следит за тем, чтобы все гости имели возможность высказаться.

Работа автора-публициста при подготовке таких бесед начинается с определения темы передачи, подбора участников, композиционного решения. Сценарный план намечает лишь вехи будущей передачи. Чересчур конкретизированный сценарий таким программам противопоказан, ибо он лишил бы их естественности, импровизационности, зримого саморазвития мысли. Отличаясь внешней статичностью, беседа обладает напряжённой внутренней динамикой.

Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение, обсуждение) – жанр, притягательный для телеэкрана, ибо демонстрирует процесс живой мысли, её рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включает телеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда - высокий познавательный потенциал жанра.

Собственно литературный труд при подготовке дискуссионных передач минимален. Как правило, уже первыми фразами в студии ведущий сообщает, что люди собрались в студии спорить, у них разные точки зрения на предмет обсуждения, который обозначен во вступительных словах ведущего.

Предмет дискуссии, безусловно, должен быть общеинтересным, социально значимым.

Сторонников различных точек зрения иногда рассаживают за разные столы, расстояние между которыми заставляет их говорить громче, темпераментнее. Ведущий (модератор) направляет ход дискуссии так, чтобы все присутствующие могли высказаться. Однако, важно следить, чтобы разговор не превращался в узкоспециальное обсуждение, непонятное широкой публике. Для этого ведущему надо разобраться в проблеме самому и, найдя интересные, ключевые моменты, при помощи системы сравнений и образов «перевести» эту проблему на язык публицистики. Ведущий, в данном случае, выступает и как представитель интересов аудитории, и как посредник между ней и специалистами. Собеседники, в свою очередь, также должны понимать, что их пригласили не на производственное совещание.

Несмотря на важность предшествующей передаче подготовки, ведущий должен быть готов к импровизации, неизбежной во всяком живом общении. Хорошая беседа, а тем более дискуссия – это общение интересных собеседников между собой. А нередко - и с телезрителями. Установленные в студии телефоны обратной связи, дающие возможность любому зрителю задать вопрос, принять участие в обсуждении проблемы, расширяют творческие возможности жанра дискуссии.

Пресс-конференция – разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомлённым в какой-то области лицам.

Краткий инструктаж для журналистов, ориентирующий их в программе того или иного важного (официального) события и желаемых аспектах его освещения, называется брифингом. Однако, не следует понимать брифинг только как попытку представителей правительственного учреждения (например, отдела печати МИД) повлиять на ход освещения той или иной кампании, акции или встречи глав государств.

Любая пресс-конференция может стать одновременно телевизионной передачей – в том случае, если её тема представляет всеобщий интерес. Возможен и такой путь, когда работники телевидения сами становятся организаторами пресс-конференции, как своеобразного телевизионного жанра аналитической публицистики. В этом случае, пригласив в студию выдающегося политика, общественного деятеля, учёного, писателя, художника, организаторы передачи не ограничиваются интервьюерами от телевидения, но предоставляют возможность задать вопросы также представителям известных периодических изданий, журналистам, чьи острые материалы на соответствующую тему завоевали популярность. Такая телевизионная пресс-конференция иногда превращается в острую дискуссию, становится необычайно интересной для телеаудитории, захватывает зрителей драматургией развития темы, коллективным поиском истины. Телевизионная пресс-конференция, требующая, как и каждая студийная передача, режиссёрского монтажа, обычно не подвергается сокращениям или идёт в прямой эфир. Пресс-конференция обладает определёнными устоявшимися традициями, правилами, которые каждый её участник должен знать и неукоснительно соблюдать.

Ведущий пресс-конференцию представляет участников и предоставляет им слово для краткого заявления. Иногда лицо, дающее пресс-конференцию, от вступительного слова отказывается (если тема встречи хорошо всем известна) и предлагает сразу задавать вопросы. Задавать вопрос можно только в том случае, если председательствующий предоставил вам слово. Если зал радиофицирован, дождитесь, пока вам подадут микрофон. Прежде всего, следует представиться: назвать себя и орган массовой информации, который вы представляете. Затем чётко, ясно, лаконично формулируется вопрос, желательно один. Попытки задать сразу несколько вопросов редко приводят к позитивным результатам. Вступать в полемику с отвечающим лицом не принято.

Если зал большой, вопрос задают стоя (чтобы и отвечающий и телеоператоры сразу нашли вас). Не забывайте, что во время ответа вас непременно покажут крупно на экране – будет неловко, если вы невнимательно слушаете ответ на свой же вопрос, комментируете ответ своему соседу или как-нибудь иначе проявляете неуважение к высокому гостю.

Пресс-конференции, как правило, посвящаются актуальным вопросам и представляют интерес для самой широкой аудитории. В жанре пресс-конференции заложена возможность разностороннего, глубокого освещения важнейших экономических, политических или научных проблем.

 

10. Художественно-публицистические жанры: зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. Для зарисовки необязательны строгие рамки композиционной завершённости, глубины, логичности. На телевидении зарисовкой часто называют видовые съёмки, некое единство взаимосвязанных кадров (например, «Погода сегодня», «Весна в Москве», «Петербургские мосты», «На бульваре» и т. п.).

У зарисовки нет чётко определённого событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности, и стараться использовать разнообразные средства образности языка.

Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, всё выражает изображение. Если в газетной зарисовке автор живо и образно рассказывает о своих впечатлениях, передаёт собственные наблюдения, описывает обстановку, чтобы дать более полную картину виденного, то на телевидении все эти функции выполняет камера. Журналист заранее выбирает объект съёмки, обсуждает с режиссёром её ход, продолжительность эпизодов и, уже вместе с ним, задаёт оператору определённую тональность, которая воплощается в соответствующий материал не только в процессе съёмки, но и последующего отбора кадров и их монтажа. В зарисовке широко используется музыкальное и естественное шумовое оформление.

Этюд -в отличие от зарисовки, обладая её признаками, носит учебный, прикладной характер.

Очерк – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего). От рассказа очерк отличается тем, что в нём отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имён реальных людей. Жизненный факт - основа очерка. И нет, пожалуй, в публицистике другого жанра, который требовал бы столь очевидного проявления таланта, творческого мастерства, профессионализма, как очерк.

Подобно тому, как репортаж составляет ядро информационной телепублицистики, очерк – ядро телепублицистики художественной. Подобно репортажному методу, метод очерковый распространяется и на другие жанры, становясь одним из главных в публицистическом творчестве. Очерк на телеэкране требует органичного сочетания исследования документального материала и эстетического освоения реальной действительности. Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художественно обобщённую форму; для этого жанра характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен.

Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичность, в обозрении – проблемность, аналитичность как проявление авторской позиции, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью в подходе к жизненному материалу и стилю его изложения.

При всём многообразии очерка, как жанра, обусловленного выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. д., главный предмет очерка – человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане – действие, свершение, то в очерке на авансцене событий - герой. Иначе говоря, предмет очерка – не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности человека, как субъекта действия.

Путевой очерк использует репортажный метод съёмки, однако, с его помощью решаются иные, чем в репортаже, задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются в свете его идейно-художественной позиции. Как известно, для художественной публицистики факт – не столько самоценный, сколько исходный материал для авторского творчества. Отсюда и композиционное построение, не подчинённое «фабуле фактов», их свободный отбор и перегруппировка, а также особая монтажная стилистика (сопоставление, столкновение, ассоциации и пр.).

В путевом очерке сам автор оказывается тем центром, вокруг которого группируются факты, предметы, события. Его публицистические оценки, эмоциональные размышления, глубоко личное восприятие снятого материала, наконец, талант являются решающими для определения той «меры типизации», уровня обобщения, с которыми справедливо связывается художественность телевизионной публицистики.

Очерк – отражение более или менее длительного временного процесса. Поэтому для экранного очерка, в отличие от литературного, одна из основных трудностей состоит в документальном отражении уже свершившихся фактов, т.е. изображение прошедшего. Не умея решить иначе эту проблему, теледокументалисты нередко прибегали к методу воссоздания событий, тех или иных ситуаций. Но для того, чтобы результат в этом случае оказался успешным, чтобы на экране возникло не бледное правдоподобие, но подлинная правда жизни, требуются незаурядное мастерство, авторская и режиссёрская фантазия, операторская изобретательность и обязательное соблюдение чувства меры, художественного такта. Зритель должен быть осведомлён, что перед ним воссоздание факта, имевшего место в прошлом. Инсценировка, выдаваемая за жизнь, противопоказана документальному экрану.

На практике более интересен иной способ отражения документального материала – метод длительного наблюдения (так называемая «привычная камера» вместо «скрытой камеры»). Здесь предметом экранного изображения становится реальная жизнь в её естественном течении, композиционно организуемая впоследствии (при отборе материала и монтаже) в соответствии с замыслом автора.

К сценарию очерка предъявляются самые высокие требования: о полном, тщательно разработанном сценарии можно говорить в применении именно к этому жанру. Работа журналиста здесь начинается с авторской заявки, позволяющей судить, во-первых, как о теме и объекте, так и об авторском подходе к ним, во-вторых, о возможностях экранного воплощения, об изобразительных средствах и методах, которые будут использованы для осуществления замысла.

Иногда создаётся литературный сценарий, в котором подробно характеризуется объект очерка, предлагаемый характер и метод телевизионного исследования проблемы, содержатся описания героев, определяется композиционная структура всего произведения.

И затем - режиссёрский сценарий, где вместе с творческими задачами решаются организационные и экономические стороны воплощения замысла.

Эссе (от фр. essai – опыт) – жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основателем жанра считают французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня, создавшего в XVI веке свою знаменитую книгу «Опыты». В русской литературе прекрасные образцы эссеистики мы находим в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского.

С появлением и развитием телевидения жанр эссе обрёл новую жизнь. Личностный, лирический характер телевизионной коммуникации предрасполагает к созданию художественно-публицистических сообщений в жанре эссе, поскольку структура этого жанра требует прямого контакта с личностью, с автором. Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики.

Однако, надо сказать, что на пути эссе в телевидении стоит довольно существенное препятствие: произведения этого жанра могут быть приняты аудиторией лишь тогда, когда их авторы по-настоящему интересные люди, обладающие высоким профессионализмом, пользующиеся авторитетом и популярностью у зрителей. Именно таким представал на телеэкране Ираклий Андроников – актёр, писатель, учёный; его эссе «Воспоминания о Большом зале», «Невский проспект» и другие вошли в золотой фонд отечественного телевещания. Здесь же можно назвать эссе Галины Шерговой «Легенда и быль о Дашковой» и «Ужель та самая Татьяна?», трилогию Алексея Габриловича «Футбол нашего детства», «Цирк нашего детства», «Кино нашего детства».

Жанр эссе предоставляет авторам богатые возможности – тематические, содержательные, формальные, изобразительно-выразительные.

Практика современного телевидения позволяет говорить скорее об эссеистичности – стиле, своеобразной манере, особенностях языка – нежели о заметном присутствии жанра эссе. Примером такой эссеистской стилистики может послужить экранный язык и способ выражения цикла «Цивилизация» с участием ведущего Льва Николаева.

Фельетон – сатирический жанр публицистики. Он концентрирует, синтезирует наиболее типичные черты, определяющие своеобразие всей группы сатирических жанров. Подобно очерку, фельетон предполагает значительную свободу творческого воображения при создании композиционного строя произведения, а также при выборе изобразительно-выразительных средств. Широко используются в фельетоне приёмы образного повествования.

Эти общие черты жанра сохраняются, естественно, и в экранном варианте. Таким образом, сочетая документальность и художественность изображения, фельетон, как жанр, требует мастерства не только от автора-сценариста, но и от оператора и режиссёра.

Обязательные элементы преувеличения (гротесковость, необходимость выдвинуть на первый план отдельные, порой скрытые отрицательные черты рассматриваемого явления, ситуации, персонажа) обусловливают особый монтажно-изобразительный строй произведений этого жанра, особое экранное решение, распространяющееся, в частности, на выбор ракурсов, характер сопоставления кадров, преобладание ассоциативного монтажа. Специфична и тексто




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ход работы. Я научился набирать программу на редактор VB, также запускать программу и перенести данные на Лист 1 MS Excel | Механизм образования связи

Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 515. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия