Студопедия — Воспитательная практика в рабовладельческий период
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Воспитательная практика в рабовладельческий период






Период рабовладения породил новую практику воспитания. С появлением школ воспитание и обучение стало носить организованный характер. Первые школы возникли в Египте, Ассирии и Вавилоне. Обучение происходило в специальном здании – «доме глиняных табличек». Знание в представлениях того времени давало человеку почти магическую силу и потому высоко ценилось. Право на обучение получала привилегированная часть населения: знать, жречество, чиновничество. Человек через обучение усваивал соответствующие своему социальному статусу знания и систему ценностей.

В рабовладельческой Греции первоначально получила развитие практика передачи знаний странствующими учителями. Они называли себя софистами, мудрецами, учителями мудрости. Эти мыслители учили искусству красноречия, праву, давали общие мировоззренческие знания. В их учениях звучали этические и социальные идеи. Для своих бесед софисты использовали как частные дома своих почитателей, так и помещения гимнасий. Позднее появились школы, которые носили имя их создателей: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Сад Эпикура.

Содержание научного и мировоззренческого знания существенным образом зависело от миропонимания учителя, который нес это знание своим ученикам. Имея свободу в выборе содержания, форм и методов воспитания и обучения, учитель, тем не менее, находился под контролем со стороны общества и мог за свою деятельность понести серьезное наказание.

Характер воспитания задавался потребностями развития государства. Так, спартанское воспитание было подготовкой воинов-эксплуататоров порабощенного населения из числа детей земельной аристократии. Соответственно и методы воспитания были достаточно жесткие. Уже в семь лет спартанского мальчика отправляли жить в казарму. Большая часть времени учеников была занята военно-гимнастическими упражнениями, игрой в мяч и войну. Более того, юноши в соответствии с целевой установкой спартанского воспитания устраивали своего рода «практические занятия», кровавые ночные облавы на рабов. Самих мальчиков воспитывали нечувствительными к боли и всякого рода лишениям. Детей кормили впроголодь, жестоко секли, причем испускать крик от боли значило покрыть себя позором. Каждому выдавалась одна туника в год, постель устраивалась из тростника, укрываться во время сна не разрешалось.

Идеал воспитания афиняне выражали сложным понятием «калокагатия», под которым подразумевалось сочетание в человеке красивого, хорошо сложенного, сильного тела и высокой нравственности. Внешняя и внутренняя красота сочеталась с умственным образованием и активным участием в общественной жизни. Учеников обучали ораторскому искусству, давали необходимые знания явлений природы, общественной жизни, человеке. Понятно, что такое воспитание было доступно только для верхушки рабовладельческой аристократии.

В период древности сформировался, а в средневековье получил наибольшее развитие особый жанр – «литература премудрости», представленная в виде «мудрого речения»: притчи, сентенции, афоризмы, поучения. Как правило, все назидания ведутся от имени отца. Отец выступает как первейший воспитатель, на котором лежит основная обязанность растить и направлять дитя. В образе отца выступают учителя, которые, как считалось, могут дать детям новое рождение посредством обучения или духовного наставления. Учитель рассматривается как «второй отец», иногда более главный и значительный по своей роли, чем первый. Наставления физических и духовных отцов составляли фундамент и основу функционирования педагогической традиции. Слово рассматривалось как одно из самых сильных и действенных воспитательных средств.

Все «мудрые речения» выдержаны в доверительном семейно-домашнем тоне, обращены непосредственно к читателю. Вот несколько примеров.

Притча из известной «Книги Притчей Соломоновых», которая создавалась с 10 по 5 век до нашей эры, дает нравственные наставления:

«Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, – и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооруженный».

Очень распространено было в школьном преподавании в эпоху поздней античности морально-дидактическое сочинение, приписанное Марку Порцию Катону Старшему, так называемые «Дистихи Катона» (2 век до н.э.).

«Век непрестанно учись: усердием множится мудрость.

Редко бывает, чтоб ум сам собою от времени крепнул».

«Если случится тебе набраться книжной науки,

То научись и тому, что ученье приходит от жизни».

«Не говори о себе ни добрых слов, ни недобрых-

Делают так лишь глупцы, терзаясь праздным тщеславием».

«Дистихи Катона», воплощая традиции античного морального воспитания, дают конкретные житейские советы.

В период рабовладения был сделан главный шаг к осмыслению педагогического знания. Педагогические знания закреплялись в философских учениях. Наиболее известны своей педагогической направленностью учения Сократа, Платона, Аристотеля. Философско-этические труды, где закладывались основы науки о воспитании, были пронизаны мыслями о долге, нравственности, обязанностях человека и гражданина.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 514. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия