Студопедия — Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности






Методология, как учение об организации деятельности – это часть гносеологии (теории познания), изучающая процесс научной деятельности. Методология – это учение о методах, структуре логических организации, методах и средствах деятельности; система принципов и способ организации и построения теоретической и практической деятельности.

Наука определяется как сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о деятельности.

Можно выделить два уровня методологии:

1) конкретнонаучный уровень – это система методов, принципов исследования и исследовательских процедур, специфичных для исследований СКД. Это м.б., например, аксиологический подход (присвоение чел. системы ценностей); личностный подход (все внешние влияния всегда действуют на чел. опосредованно, преломляясь через его личный опыт). Однако существует необходимость выявить общие основания этих подходов, целостный подход предполагает принцип дополнительности, согласно которому различные взгляды не опровергают друг друга, а раскрывают разные грани целого;

Совокупный опыт СКД, методологическое и теоретическое осмысление этого феномена духовной жизни Об. дают достаточные основания утверждать, что здесь обнаружены закономерности как система объективно существующих, внутренне обусловленных, непреложно проявляющихся устойчивых целевых установок, связей и отношений, складывающихся в условиях взаимодействия людей в процессе С., С., Р ценностей К. К ним относятся:

= гуманистическая направленность;

= креативно-инициативные начала;

= удовлетворение и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей.

Методология СКД строится на восприятии чел. как высшей ценности общества. Все для чел. и во имя чел. – для СКД не политич. лозунг, а ее сущность, кредо, и в этом проявляется ее гуманистический потенциал (гуманистический подход).

Системный подход – требует рассматривать все явления и процессы не изолировано, а в их взаимосвязи, в развитии и движении (такие категории как связь, система, взаимодействие). Особый интерес для исследования имеют функциональные связи, при которых изменения одного объекта сопровождается изменениями другого; структурные связи (относительно устойчивые), характеризующие взаимодействие элементов системы как единого целого; причинно-следственные связи, в которых один из них обязательно является ведущим.

Системный подход ориентирует исследователя СКД на то, чтобы рассматривать любой объект в трех аспектах: как явление, как процесс и как деятельность.

= Исследование объекта как явления позволяет определить функции системы, выявить составляющие ее элементы, проследить связь м\д ними и со средой.

= Изучение объекта как процесса позволяет выявить стадии, которые проходит система в своем развитии, описать качественное своеобразие каждой стадии.

= Результатом исследования объекта как деятельности является модель работы с исследуемым феноменом.

С системным подходом тесно связаны структурный и функциональный подходы. При структурномподходе акцент делается на выявлении и описании строения системы и составляющих ее элементов, а также связей м\д ними. Функциональный подход направлен на выявление функций («задач») каждого элемента системы и системы в целом.

Деятельностный подход: в современном понимании деятельность - это специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Исследование с т. зр. деятельностного подхода предполагает в самом общем виде изучение таких составляющих деятельности как цель, средства, процесс и результат. Деятельностный подход имеет своим основным постулатом утверждение о том, что личность и индивидуальность чел. формируются и проявляются в деятельности (основные компоненты деят-ти: потребности, мотивы, цели, операции, способы контроля и анализа достигаемых результатов). Деятельностный подход наиболее эффективен в тех случаях, кд исследование носит практико-ориентированный характер.

2) технологический уровень – это уровень методов и техники исследования (см. вопрос 12.2). Он включает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

Должен соблюдаться принцип непротиворечивости обоих уровней методологии.

7. © М.И. Безбородов, 2009
УДК 281.2 ББК 86.372
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПРИОРИТЕТЫ
М.И. Безбородов
Анализируется процесс церковно-государственных отношений в России на современном этапе. Предпринята попытка осмысления участия Русской православной церкви в общественно-политической сфере и области образования. Рассматривается вопрос формирования идеологической доктрины церкви и отражается ее взгляд на концепцию церковно-государственных отношений.
Ключевые слова: Русская православная церковь, государство, концепция, идеология, образование.
Отношения церкви с обществом, государством и миром определяются не только ее Священным писанием, святоотеческим наследием, канонами и историческим опытом, но и отношением самой политической системы к церкви. Характер же этих отношений зависит даже не столько от желания церкви, сколько от желания и состояния самого государства, светского общества и власти к сотрудничеству с ней.
Целью данной статьи является рассмотрение процесса церковно-государственных отношений в России на современном этапе и выявление основных направлений и проблем взаимодействия между Русской православной церковью (РПЦ) и государством сегодня.
В советское время РПЦ была исключена из общественной жизни, являлась элементом государственной системы. В этот период РПЦ была вынуждена сохранять общую позицию отстраненности от общественных проблем и демонстрировать высокую лояльность к существующему режиму и проводимой им политике.
Официальная дата начала изменений церковно-государственных отношений - это встреча членов Священного синода РПЦ во
главе с Патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым) с Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым 29 апреля 1988 года. Встреча была приурочена к празднованию 1 000-летия крещения Руси. М.С. Горбачев пообещал прекратить дискриминацию религиозных объединений, либерализовать советское религиозное законодательство. Празднование 1 000-летия крещения Руси неформально стало государственным праздником.
В этот период в стране происходили два противоречивых процесса - десекуляризации политики и одновременно политизация религиозной сферы жизни общества. Власть обратила внимание на объединительную, позитивную роль церкви в наследии государства, а церковь стала рассматривать политику как средство достижения конкретных социальных, образовательных и религиозных задач, которые становились перед ней [16].
С этого времени начался процесс активного возвращения РПЦ ее святынь, храмов и монастырей, причем возвращались не только рядовые приходские церкви и разрушенные монастыри, но и древние храмы [15, с. 636718]. Передача осуществлялась при содействии государства при помощи прямого бюджетного финансирования либо другими косвенными методами, материально обеспечивались строительство, ремонт, реставрация и содержание переданных строений [11].
На протяжении всего периода 1990-х гг. государство предоставляло РПЦ значительные льготы. Церковь допустили в школу и вузы в виде православных гимназий, факультативов и в других формах. Были заключены договоры о сотрудничестве с силовыми ведомствами и некоторыми другими министерствами, которые предоставили РПЦ широкое присутствие в армии, милиции и некоторых госучреждениях (см.: [9]).
Процесс религиозного возрождения и усиленная интеграция РПЦ в общественнополитическую жизнь государства были напрямую связаны с выработкой церковью своей собственной общественно-политической доктрины, которая помимо идеологической составляющей включала в себя два важнейших вопроса: вопрос о возможности участия РПЦ в политике и о границах сотрудничества государства и церкви.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 г., РПЦ сформулировала и предложила свою концепцию церковно-государственных отношений -концепцию «соработничества государства и церкви», где церковь заявила о себе как равноправном партнере и акторе политических отношений. Исключив свое прямое вмешательство в политику и политическую борьбу, она умело отразила процесс церковно-государственного взаимодействия, который осуществляется путем прямого сотрудничества с «органами государственной власти любых ветвей и уровней», что придает этим отношениям публичный характер. В концепции церковь заявляет о своем участии во всех сферах общественной жизни, и государство не только не должно этому препятствовать, а наоборот, всячески содействовать этому процессу. В то же время церковь категорически отвергла участие государства во внутрицер-ковных делах, тем самым подчеркивая свою независимость и самостоятельность в управлении. Это попытка церкви не допустить создания в структурах органов государственной власти органа, наподобие Совета по делам религий, который существовал в период СССР.
В период президентства Б.Н. Ельцина государство обращается за идеологической и духовной поддержкой к РПЦ, которая была не-
обходима ему как источник легитимации и преемственности русских властных традиций (см.: [9]) в период неустойчивости политической системы. Начиная с президентства В.В. Путина у государства возникает потребность уже в идеологическом обосновании проводимой политики с опорой на исторический, культурный и религиозный базис.
В этом процессе церковь стала активно предлагать государству свою идеологическую доктрину. В ее основе лежат такие базовые положения, как:
1. Отрицание принципа свободы совести, который рассматривается как признак «распада системы духовных ценностей, потери устремленности к спасению большей части общества», «массовой апостасии, фактической индеферентности к делу Церкви и к победе грехом» [14].
2. Осуждение либерализма и либеральной идеологии. РПЦ осуждает либеральное (западное) мировоззрение как безрелигиозное и индивидуалистическое, но в то же время допускает его право на существование в современном мире.
3. Утверждается необходимость сохранения религиозной, национальной, цивилизованной идентичности.
4. Подчеркивается укорененность доктрины естественных прав человека в библейском учении, но в то же время утверждается, что «для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения» [13], которое связывается с правосознанием. Церковь формулирует христианское обоснование достоинства человека, с одной стороны, и критикует современную демократическую концепцию прав человека - с другой.
Неотъемлемой частью общественнополитической доктрины РПЦ стало «Учение Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека», фактически являющееся православной концепцией прав человека, которое противопоставляется его западной либеральной интерпретации. В «православной» концепции прав человека лежит утверждение о нравственной ответственности человека и то, что сами права человека не могут быть «выше ценностей духовного мира» и «не могут противопоставляться ценностям
и интересам Отечества, общины семьи» (см.: [5]).
Таким образом, РПЦ предложила государству новую общественно-политическую идеологию, основанную на обосновании права на существование незападной идеологической концепции мышления. Церковь сформулировала иное понимание высших ценностей человека и его прав, которые нужны ему для осуществления высокого призвания «служения» церкви, государству, семьи и народу. Она положила начало формированию новой идеологической концепции - концепции «русской цивилизации» (см. подробнее: [10; 11; 12]).
Сегодня РПЦ также активно осуществляет и свою международную деятельность, в которой можно выделить следующие основные направления [2]:
1. Сохранение единства церкви и обеспечение духовной жизни церковной диаспоры, проживающей за границей канонической территории РПЦ. Важным достижением в этом направлении при посредничестве государства стало преодоление церковного раскола между РПЦ и РПЦ Заграницей, которое завершилось подписанием 17 мая 2007 г. в храме Христа Спасителя Акта о каноническом общении.
2. Развитие братских отношений со всеми поместными православными церквами.
3. Диалог с другими христианскими конфессиями и организациями, а также с представителями ислама, иудаизма и буддизма по вопросам сохранения нравственности в современном мире.
4. Совместная деятельность церкви с министерством иностранных дел России, с международными общественными и межгосударственными организациями ради сохранения мира и ценностного основания общественной жизни.
Так, сегодня РПЦ имеет представительства Московского Патриархата при ООН и других международных организациях. В Брюсселе было образовано представительство Московского Патриархата при европейских международных организациях, целью которого является диалог с Европейским союзом и другими международными организациями, находящимися в Брюсселе. В 2004 г. для налаживания системной работы РПЦ с Советом Европы было учреждено специаль-
ное представительство РПЦ в Страсбурге. В октябре 2007 г. состоялся официальный визит патриарха Алексия II в ПАСЕ, где он выступил перед европейскими парламентариями и изложил в своем докладе позицию РПЦ в вопросе понимания прав человека, проблем мира и глобализации [6, с. 31].
РПЦ достаточно активно стремится поддерживать диалог как с международными организациями, так и политической элитой национальных государств, где существуют ее приходы. Поддержание диалога с внешним миром является одной из основных задач Московского Патриархата, и исполнение этого и той роли, на которую претендует РПЦ, невозможно без поддержки и тесного взаимодействия с государством.
Анализ процесса церковно-государственных отношений нельзя рассматривать без вопроса о взаимодействии РПЦ и государства в области образования, так как именно образованию присуща воспитательная и ценностномировоззренческая функция, которая формирует ценностные ориентации и поведения индивида в обществе. Именно доступ и возможность полноценного представительства в системе образования позволяет церкви напрямую влиять на мировоззрение общества и ретранслировать свои религиозные установки и социальную позицию по тем или иным общественно значимым вопросам.
Нам представляется, что в области сотрудничества государства и церкви в сфере образования можно выделить следующие основные направления:
1. Введение религиозного курса об основах православного вероучения в школьную систему образования как на федеральном, так и на региональном уровне.
2. Государственная аккредитация духовных учебных заведений и выдача духовными учебными заведениями дипломов государственного образца.
3. Включение специальности «теология» в систему светского образования и в номенклатуру научных специальностей ВАК.
Наибольшие усилия РПЦ проявляет в системе школьного образования. В деятельности РПЦ в этом направлении можно выделить два основных момента, связанных, прежде всего, с действием Закона «Об образовании» 1992 г. и
изменениями, вступающими в силу с 1 сентября 2009 г., определяющих новую структуру всей системы школьного образования.
В 1990-е гг. велась полемика о том, может ли в школе религия преподаваться пусть и добровольно, но в основной сетке часов - в рамках так называемого вариативного компонента. В это же время возникла идея преподавания не собственно православного вероучения, а «православной культуры», что не противоречит конституционному принципу отделения школы от церкви, наиболее подходит для учащихся и более соответствует современному массовому пониманию православия, как части национальной культуры и истории, нежели как личного религиозного выбора. Поскольку школьное образование включало в себя три компонента, оплачиваемых соответственно из разных бюджетов, внедрение нового предмета началось с 1997 г. снизу - с отдельных регионов и даже районов (см.: [4]).
В декабре 2007 г. принимаются поправки к Федеральному закону «Об образовании», вступающие в силу с 1 сентября 2009 года. Новый закон «Об образовании» отменяет трехкомпонентную структуру государственного образовательного стандарта [исключается региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения)], и вводится только единый федеральный государственный образовательный стандарт в области школьного образования [8].
В связи с этим РПЦ оказалась в непростой ситуации, она фактически лишалась всех достижений в этом направлении, прежде всего это касалось епархий РПЦ, так как согласно внесенным изменениям в закон «Об образовании» преподавать «Основы православной культуры» в будущем было бы уже невозможно. РПЦ сразу же предпринимает активные усилия для включения курса уже под названием «Православная культура» в состав новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» (см. подробнее: [3]). В результате Министерство образования одобрило концепцию учебного плана «Духовно-нравственная культура», предложенную РПЦ, и рекомендовало Российской академии образования учесть предложение церкви при разработке нового государственного стандарта школьного образования.
В вопросе специальности «Теология» и государственной подготовки специалистов в светских вузах по данной специальности РПЦ удалось добиться определенных успехов. Так, 28 января 2002 г. Министерством образования РФ был утвержден государственный образовательный стандарт по специальности «Теология» [7].
Утверждение религиозного стандарта и признание данной специальности на государственном уровне способствовали тому, что РПЦ стала вести диалог с органами государственной власти по вопросу включения специальности «Теология» в номенклатуру научных специальностей Высшей аттестационной комиссии РФ и возможности защиты по данной специальности диссертаций.
В области проблемы государственной аккредитации духовных учебных заведений для церкви важно было получить идеологическое признание государством своего образования. Вследствие чего после больших усилий со стороны РПЦ и достижения определенного компромисса 29 февраля 2007 г. президентом России В.В. Путиным был утвержден закон, дающий религиозным вузам возможность государственной аккредитации и право на выдачу дипломов государственного образца; фактически теологическое образование в России было одобрено на государственном уровне (см. подробнее: [1]).
Как мы видим, церковно-государственные отношения в России вышли сегодня на новый этап. Если еще в первое десятилетие 1990-х гг. при президентстве Б.Н. Ельцина в основе этих отношений лежал принцип исправления ошибок, нанесенных церкви советским прошлым и на первый план ставился вопрос о возвращении РПЦ ранее утраченных ею храмов и святынь и государственной поддержки этого восстановления, то в современный период эти отношения претерпели существенное изменение. На первый план теперь выходят вопросы не имущественного характера и возрождения общероссийских святынь, а наиболее полного участия РПЦ в общественнополитической жизни страны. Церковь наиболее плотно интегрируется в политическую систему России, и эта интеграция носит особый характер, церковь заявляет о себе как духов-но-консолидирующем основании государства,
которое способно предложить собственную идеологию русских ценностей в противовес западной. РПЦ получила значительные преференции от государства; если бы это не отвечало его интересам, то такие успехи вряд ли были достижимы. В политике укрепления вертикали власти и консолидации страны государству требовалась новая идеология, связанная с историческим прошлым, и РПЦ смогла ее предложить.
Получение РПЦ значительных преференций в области образования наиболее ярко отражает современную специфику церковно-государственных отношений; государство фактически проводит политику легитимации духовного образования, которое, в свою очередь, будет направлено РПЦ на политическую поддержку существующего режима и осуществляемую им политику среди своих последователей и СМИ.
Получение РПЦ значительных льгот от государства ставит ее в обратную зависимость от него, церковь в сложившихся условиях уже фактически вынуждена поддерживать «политический курс» правительства и способствовать его легитимации, отход от этого означает перемену в церковно-государственных отношениях, а это не отвечает на данный момент интересам обоих институтов.

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-pravoslavnaya-tserkov-i-gosudarstvo-problemy-vzaimodeystviya-i-prioritety#ixzz2ycS6mMPZ







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1380. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия