Студопедия — Тенденции развития инфраструктуры социально-культурной сферы в современных условиях
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тенденции развития инфраструктуры социально-культурной сферы в современных условиях






С наступлением XXI века происходит внедрение новых технологий, развитие электронной техники, что предопределяет увеличение свободного времени человека, а соответственно, и развитие социально-культурной сферы, то есть отраслей экономики, удовлетворяющих социально-культурные потребности человека. Поэтому, выбранная мною тема показалась мне наиболее интересной и актуальной в наступившем тысячелетии..
XXI век – это век новых технологий, знаний и информации. Следовательно, на пороге нового века в нашей стране, да и во всем мире, происходят изменения в различных сферах жизни общества. В том числе и в социально-культурной сфере.
В нашей стране исследователи отмечают, по крайней мере, три крупных перемены в отношении государства к культуре. Так, на заре советской власти политика в этой области строилась на идеологическо-воспитательной трактовке культуры. Затем, начиная с пятидесятых годов, сформировалось новое представление о культуре, и на первый план выдвинулась задача обслуживания населения.
В 70-80-е годы политики делали акцент на самодеятельность населения. Осуществляется свободный выбор культурных услуг, создаются любительские клубные объединения, развиваются процессы самоуправления и самоорганизации при осуществлении культурно-досуговой деятельности. При этом, к середине восьмидесятых годов были сохранены и приумножены уникальные культурные ценности, создана разветвленная сеть учреждений культуры и искусства.
К началу девяностых годов в СКС наметился серьезный кризис, предпосылками которого стали негативные последствия излишней регламентации жизнедеятельности организаций социально-культурной сферы со стороны властных структур. Отчисления бюджетных средств не соответствовали реальным нуждам. Определенный идеологический диктат, низкий уровень оплаты и попытки жесткого нормирования творческого труда привели к оттоку квалифицированных кадров, сделали многие профессии экономически и социально непривлекательными для молодежи [3, 20].
Некоторые исследователи отмечают кризисное состояние культуры и искусства в нашей стране на пороге XXI века, характеризующееся резким сокращением числа учреждений культуры и искусства. Однако статистика показывает значительный рост числа музеев, театров и концертных организаций. Поэтому кризисная ситуация характеризуется иным: трансформацией культурных потребностей населения, сокращением объема предоставляемых культурных услуг и снижением их востребованности населением.
Снижение потребностей в традиционных видах искусства, утрата интереса к отечественной культуре объясняется увеличением потребности населения в продукции массовой культуры различных жанров: литературы, кино, музыки и т.д. [3, 115].
Рынок способствовал появлению новых форм социально-культурной деятельности, которые отсутствовали до начала перестройки, предложил новые виды культурных продуктов, пользующихся устойчивым спросом на западе. К тому же, некоторые виды отечественных продуктов сферы культуры и искусства просто не могли выдерживать конкуренции с продукцией массовой культуры по тем или иным причинам.
Политические и социально-экономические перемены, происшедшие в России в последнее десятилетие, выдвигают экономический аспект деятельности организаций социально-культурной сферы на передний план.
В настоящее время социальные и экономические аспекты деятельности организаций СКС находятся в состоянии нестабильности и несбалансированности. Те организации, для которых социально-культурная значимость выполняемых функций по-прежнему оставалась главной, неизбежно оказались в более сложном финансовом положении, нежели те, в деятельности которых преобладали соображения экономической выгоды [1, 60].
Таким образом, на пороге 21 века культура как духовная основа человеческой жизни испытывала серьезный кризис. Вышеизложенные признаки кризисной ситуации в социально-культурной сфере являются причиной изменения социально-культурных потребностей человека, что предопределяет необходимость изменения структуры СКС, для удовлетворения этих потребностей.
Социально-культурная сфера – это совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека. В связи с изменением социально-культурных потребностей в обществе трансформируется состав и структура СКС.
За последние десятилетия социально-культурная сфера претерпела глубокие изменения. Сокращение госбюджетного финансирования сопровождалось передачей управления большинством учреждений СКС от государства и ведомств муниципальным образованиям, приведшей к появлению коммерческих предприятий, целью которых является извлечение прибыли [2, 67].
Компьютеризация определила глобальные изменения в СКС. Информационные услуги становятся важнейшим продуктом, необходимым для развития общества в целом и индивида в частности, а также экономических отношений в обществе. Так, в экономике СКС возникает новый предмет исследования – информационная услуга.
Изменение спроса на услуги социально-культурной сферы предопределило появление новых видов предприятий, которые предоставляют информацию – рекламных и модельных агентств, провайдеров Интернета, компьютерных клубов продюсерских центров и т.д.
Некоторые виды бизнеса многие годы существовали вне закона: игорный и арт бизнес. Сегодня они легализованы, появились различные виды игорных заведений [3, 10].

Игорный бизнес можно разделить на два основных подвида, отличающихся друг от друга, главным образом, выбранным сегментом потребителей и, как следствие того, стоимостью предоставляемых услуг: это казино и залы игровых автоматов. Несмотря на принадлежность к одному виду услуг развлекательного характера, указанные подгруппы имеют совершенно разные стратегии поведения на рынке. Если казино в своей деятельности ориентируется в основном на состоятельных, респектабельных людей, то залы игровых автоматов, напротив, наиболее приоритетным для себя целевым сегментом считают школьников и студентов.
видно, что наибольшее развитие получили такие виды деятельности, как:
- игровые автоматы – прирост на 150%;
- спортивно-развлекательные центры – прирост на 117,4%.
Менее активно развиваются такие из областей сферы развлечений. Как:
- казино – прирост на 26,1%;
- стрип-клубы – прирост составил всего лишь на 16,7%.
На основании этих данных можно утверждать, что индустрия отдыха и развлечений, развивается во всех направлениях. И по некоторым из них она развивается более опережающими темпами [4, 76].
Увеличивается потребность населения в массовой культуре, то есть происходит приспособление культуры к вкусам и потребностям больших масс людей. Следовательно, получил развитие шоу-бизнес. Сегодня на российском рынке развлечений работают различные шоу-группы, отдельные исполнители, издательские дома, частные телекомпании и киностудии и т.д.
В настоящее время в социально-культурной сфере присутствуют в основном малые предприятия: издательства, рекламные и туристские агентства. Большинство этих предприятий имеет высокие показатели рентабельности, и при правильной налоговой политике они могут приносить в бюджет регионов и страны достаточно крупные средства. Тем более, что некоторые виды деятельности облагаются большими налоговыми ставками, как, например, игорный бизнес.
1990-е гг. представляют период высоких технологий в индустрии туризма: развитие транспорта, повышение его комфортабельности, развитие средств коммуникаций и информации, рост индустрии развлечений. Так, в конце XX века туризм стал глобально интернациональным [5, 317].
Современное состояние туристского бизнеса в России характеризуется некоторыми исследователями как некачественно развитое. Но это положение меняется, создание ассоциаций туристских фирм, развитие инфраструктуры позволяет надеется на изменение ситуации в турбизнесе России.
Новые виды организаций качественно изменили традиционное представление о характере социально-культурной деятельности. СКС во всем мире рассматривается не только как производитель и хранитель культурных ценностей, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятности, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов и налоговых платежей в государственные бюджеты.
Таким образом, важной особенностью развития СКС на рубеже 20-21 веков является ее значительная реструктуризация. В ней наряду с традиционными видами учреждений культуры и искусства (театрами, музеями, библиотеками и т.п.) прочное место заняли новые высокодоходные отрасли: кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио- и видео-продукции, рекламный и модельный бизнесы, антреприза, игорный бизнес, шоу бизнес, туризм.
Рассматривая развитие культуры на рубеже 20-21 веков, следует отметить:
· распространение новых информационных технологий, вызывающее процесс «глобализации» культуры;
· коммерциализация культуры, ее приспособление к вкусам и потребностям больших масс людей;
· снижение потребностей в традиционных видах искусства и увеличение потребностей населения в продукции массовой культуры.

Таким образом, на пороге 21 века культура испытывала серьезный кризис, что является причиной изменения социально-культурных потребностей человека. И для удовлетворения этих потребностей трансформируется состав и структура социально-культурной сферы.
В состав и структуру традиционно существующих организаций социально-культурной сферы входят: театрально-зрелищные организации (театры, цирки), культурно-просветительные учреждения (музеи, библиотеки, парки культуры и отдыха), радиодома, киностудии, издательства, и т.д.
Но на рубеже 20-21 веков, в связи с новыми явлениями в сфере культуры и досуга, появляются новые высокодоходные отрасли: кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио- и видео-продукции, рекламный и модельный бизнесы, антреприза, игорный бизнес (казино, залы игровых автоматов), шоу бизнес, туризм. Что сделало рынок культурных услуг более насыщенным и многообразным.

 

14 Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений (в шпорах – норм)







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 2201. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия