МЫСЛИ; СОФИСТЫ)В отличие от стран Востока в Греции было мало земель, пригодных для обработки. Поэтому здесь особенно развивается ремесло, в том числе и обработка металлов. Это был главнейший фактор высокой эффективности труда и его индивидуального характера. Становлению в середине I тысячелетия до н. э. в Греции рабовладельческого строя способствует благоприятное географическое положение. Оно стимулировало развитие письменности и техники и возникновение в Греции полисной формы государственного устройства. Полисы - небольшие государственные образования. Обычно это город с прилежащими к нему территориями. Характерным признаком общественно-политической жизни полисов в VII —V вв. до н. э. являлась борьба между родовой аристократией и свободными гражданами. В результате политической борьбывласть в полисах приобретала формы: 1)аристократии - власть захватывали знатные; 2) демократии - удача оказывалась на стороне трудовых слоев полиса; 3) тирании - узурпации власти группой лиц; 4)олигархии, состоящей из крупных рабовладельцев, роль которых усиливалась по мере роста рабовладения. Бурный рост науки, техники и знаний о мире привел к размежеванию науки и религии. Политико-правовые доктрины становятся частью философских систем античных мудрецов. Политико-философские учения античности основывались на практике, на социально-политических реалиях. Политика и право становятся предметом исследования. Сложная социальная структура полисов требовала выработки полноценного законодательства. Последнее должно было регламентировать все сферы жизнедеятельности общества. Одними из ярких представителей античной политико-правовой мысли были софисты (от греч. sophistes -≪мудрец≫. Школа софистов сложилась в Афинах во второй половине V в. до н. э. Это был период наивысшего расцвета Афинской рабовладельческой демократии. Ее отличительная черта: все свободные граждане полиса мужского пола принимали непосредственное участие в управлении государством. Каждый гражданин в течение жизни занимал более или менее значимый пост в полисе. Софистами называли учителей ораторского искусства, учивших за плату красноречию. Этот навык был необходим для публичных выступлений и в суде. Софисты считали, что учащийся должен овладевать широким спектром знаний. Самой главной софистической дисциплиной была риторика. Первоначально софисты учили приемам доказательства и опровержения. Они открыли целый ряд логических принципов. Но они пошли по пути изобретения уловок, полезных в спорах. Для софистов характерен релятивизм в понимании проблемы истины и всех ценностей вообще. Справедливость высказывания или поступка можно оценить, лишь учитывая все обстоятельства, - время, место, условия, состояние человека и т. д. Соответственно, и законы есть некая максимально обобщенная сумма всех представлений о благе.__ Политико-правовое учение Сократа Сократ (469-399 гг. до н.э.) был выходцем из школы софистов, но его убеждения были прямо противоположны их учению. Методика обучения Сократа заключалась в подталкивании собеседника выводам, принятым учителем, в признании именно их наиболее разумными и истинными. Это происходило в ходе диалога, ведшегося, пока собеседники неторопливо прохаживались. Поэтому философ не оставил после себя сочинений, его взгляды дошли до нас в изложении учеников. Сократ не отделял политику от этики, а последнюю от мудрости. Он стремился обосновать идеально-разумную сущность закона и государства. Подобно софистам, Сократ различал естественный закон и закон полиса, однако возводил и тот, и другой к одному началу – разуму. Это означает, что разумное тождественно справедливому законному. Поэтому полисные законы должны отвечать принципам справедливости, а граждане обязаны им следовать. Это достижимо лишь тогда, когда правят знающие люди. Сократ критиковал тиранию, а также демократический строй современных ему Афин за некомпетентность должностных лиц, избираемых по жребию. Столкновения с властями привели к смертному приговору Сократу, который умер, выпив по приговору суда чашу с ядом. При этом он отказался от предложения своих друзей совершить из темницы побег, сославшись на необходимость подчиниться суду и закону.
20. Политическое и правовое учение Платона. Свои идеи о государстве и праве Платон (426 или 427-348 или 347 гг. до н. э.) изложил в диалогах «Государство» и «Законы». Диалог «Государство» начинается с выяснения, что такое справедливость. По Платону, в государстве должен быть осуществлен идеал справедливости. Идеал справедливости Платон усматривает в разделении труда соответственно потребностям и природным задаткам. На этом тезисе он строит структуру модели желательного государственного устройства. Он делит всех граждан идеального государства на 3 сословия: 1)мудрецы, управляющие государством; 2)стражи, охраняющие его; 3)торговцы и ремесленники. Все сферы жизни в платоновском идеальном государстве строго регламентированы. Платон рассматривает 4 известных ему типа «извращенного государственного устройства»: 1)тимократия; 2)олигархия; 3) демократия; 4)тирания. Каждая из них является ступенькой на пути к вырождению. В тимократии появляется страсть к обогащению. Постепенно она перерастаете господство немногих стяжателей (олигархов). Олигархия вырождается в демократию. Демократия деградирует в наихудшую форму правления - тиранию. Платон выводит тиранию именно из демократии. 21. Политическое и правовое учение Аристотеля. Понятие государства. Обоснование рабства. ( 384-322 гг. до н. э.) политико-правовые взгляды изложил в трактатах ≪Политика≫, ≪Никомахова этика≫.Цель государства - благая жизнь всех его членов. Для этого граждане должны быть добродетельными. Само государство образуется из природного влечения людей к общению. Частная собственность коренится в семейственности человека. Рабство этически оправдано. Ведь рабуне свойственна рассудительность. Раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу. Человек - политическое животное. Каждое его действие направлено на достижение Блага. В своих поступка человек должен руководствоваться принципом ≪золотой середины≫.
|