Студопедия — Петр Лаврович Лавров (1823-1900)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Петр Лаврович Лавров (1823-1900)






- виднейший теоретик народничества. В основу своей политико-правовой концепции он положил идею о роли отдельной ≪критически мыслящей≫ личности. Это не вождь, не лидер государства, это - критически мыслящий индивидуум. Этот индивидуум оказывает значительное влияние на свой слой общества. С этим понятием связана и формула общественного прогресса. Прогресс - это развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении. Он выделял три условия для прогрессивного развития общества. Личность должна располагать:

1)материальными удобствами, тем их минимумом, ниже которого начинаются страдания, болезни, задерживающие развитие;

2)возможностями умственного развития;

3) самостоятельностью убеждений и осознанием того, что собственное достоинство каждого заключается в уважении достоинства других.

122. Политико-правовые воззрения отечественных либералов второй половины 19-начала 20 вв (Чичерин Муромцев Коркунов Ковалевский Чичерин.

— гегельянец; из философии Гегеля он заимствовал гл. обр. критику эмпиризма и учение об абсолютной идее. Ч. признает и диалектику, но искажает ее смысл (выдвигая на первый план идею «соглашения» противоположностей) и приспосабливает к своей социологии, имеющей целью оправдать социальное неравенство и частную собственность, присущую якобы самой природе человека как «разумно- свободному существу». Истинное познание, по Ч., заключается в применении умозрительных принципов к исследуемым объектам. Это возможно потому, что законы мирового разума определяют законы материальных объектов и духовный мир человека. Источником социальных отношений, по Ч., является личность как некое «метафизическое существо», поскольку через него проявляются «абсолютные начала бытия». В обществе гл. роль играет право, т. е. объективированная «свободная воля», «внешняя свобода» индивида, определяемая законом. Правовой и нравственный элементы сливаются в государстве, которое есть союз людей, объединяющий их в «юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага» (надклассовое истолкование государства здесь очевидно).

Муромцев. В основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т. д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется с помощью различных санкций: юридической, моральной, религиозной и др. При этом каждое отношение может быть предметом нескольких санкций одновременно. Отношение, соблюдаемое по привычке, обладает особенной прочностью и именно в силу этого не нуждается в юридической санкции. Юридическая защита необходима только тем отношениям, которые ещё недостаточно прочны и требуют дополнительных гарантий от государства. Юридической санкцией обеспечивается только та часть общественных отношений, которая признается наиболее важной для интересов личности и государства и не может быть обеспечена иначе, как силой государственного принуждения. Группы общества: дружеские кружки, товарищества, семья, община, сословие, партия, государство. Правовые общественные отношения: Неорганизованная защита — защита прав граждан в зависимости от обстоятельств; в каждом конкретном случае определяется соответствующая форма защиты. Организованная защита (юридическая) — применяется для защиты типичных для общества интересов; возникает, когда необходимо урегулировать несколько интересов; осуществляется государственными институтами.

Коркунов Свой подход К. противопоставляет договорным и органическим теориям власти, подчеркивая их ограниченность, с одной стороны, с др. - рассматривая их как возможные варианты толкования психической природы властных отношений. Структура властных отношений выглядит в его концепции как ряд чисто психических элементов - переживаний подвластных субъектов. Механизм власти в подобном представлении имеет чисто психологический характер: действия властвующего субъекта интерпретируются сознанием подвластных, опосредуются содержанием "личностного Я". Сознание зависимости подвластного, центральный элемент теории власти К., достигается путем внушения и подражания.

Государство понимается К. как общественный союз, в котором принудительно устанавливается мирный порядок. Государственное принуждение не противоречит личной свободе человека, поскольку в основе государственного строя лежат этические принципы, а подчинение человека этическим принципам в большей степени гарантирует личную свободу, чем подчинение "голому факту". Политические процессы и институты в концепции К- оказываются, в конечном счете, детерминированными общественной психологией, индивидуальным или групповым психологическим восприятием.

Ковалевский Провозгласив в социологии принцип общественной солидарности, К. считал необходимыми условиями его реализации свободу самоопределяющейся личности и наличие охраняющего ее государства. Способом ограничения власти государства, гарантом свободы К. считал разделение властей и подчинение государства закону. Значение политических институтов, по К., определяется не их значимостью для государства, а только их способностью обеспечивать личные права и самостоятельность каждого человека. К- отказывал в праве на существование как самодержавной монархии, так и полновластному, ничем не ограниченному народному представительству, которое он называл "многоголовым самодержавием".

123. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в книге «Рос­сия и Европа. Взгляд на культурные и политические отноше­ния Славянского мира к Германо-Романскому» (1869) развил теорию культурно-исторических типов человеческой цивилиза­ции. Он считал, что никакие особые гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме тех, которые верховная власть захочет предоставить своему народу. Данилевский вы­смеивал идею «социального русского парламента», но в отли­чие от других неославянофилов высоко оценивал значение сво­боды слова, считая ее не привилегией, а естественным правом. Данилевский стал зачинателем отечественной Сравнительной Культурологии, Которая органично вмещала в себя не только со­циальную психологию отдельных народов, но также и опреде­ленным образом истолкованную политическую культуру. В по­лемике с утверждениями западных критиков о неспособности русского народа стать свободным народом он писал: «Едва ли существовал и существует народ, способный вынести боль­шую долю свободы, чем народ русский, и имеющий менее склонности злоупотреблять ею». Основу для такой уверенности он находил в привычках русского человека к повиновению, в его доверчивости к власти, в отсутствии властолюбия, в его «непритязательности, умеренности в пользовании свободой».

Леонтьев считал главной опасностью для России и других православных стран либерализм («либеральный космополитизм») с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, выступал против эгалитаризма («бессословности»), «демократизации». Проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Леонтьева иногда относят к "поздним" славянофилам, но он скептически относился к славянофильству и славянству.
Написал довольно тонкие литературно-критические этюды о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском. Критиковал Толстого и Данилевского за "розовое христианство". Вслед за Н.Я. Данилевским, делил человечество на культурно-исторические типы, неминуемо проходящие в своем развитии определённые стадии: юности, зрелости и старости (в терминологии Леонтьева первичной простоты, цветущей сложности и угасания, ведущего к смерти). Таким образом, Леонтьев применил эстетитический принцип к оценке общества, государства, культуры, истории ("эстетизм" Леонтьева). Интересовался социалистическими учениями: читал П. Прудона и Ф. Лассаля; предрекал европейской цивилизации политическую победу социализма, описывая его в виде «феодализма будущего», «нового корпоративного принудительного закрепощения человеческих обществ», «нового рабства».







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 496. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия