Античная философия натурфилософского (досократического) периода. Основные школы и именаПервые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школамДревней Греции относятся: · милетская школа; · школа пифагорейцев; · школа Гераклита Эфесского; · элейская школа; · атомисты. Характерными чертами досократических философских школ являлись: · ярко выраженный космоцентризм; · повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; · поиск первоначала, породившего все сущее; · гилозоизм (одушевление неживой природы); · доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
1) Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: · выступали с материалистических позиций; · занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными; · пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков"); · искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: · первоначалом всего сущего считал воду ("архэ"); · представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; · считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее); · допускал наличие множества богов; · считал центром вселенной Землю; · точно определил продолжительность года — 365 дней; · сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: · первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; · вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; · первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: · первопричиной всего сущего считал воздух; · выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); · проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса"; · отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. 2) Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе): · первоначалом всего сущего считал огонь; · вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); · считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды"); · был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; · признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); · всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум; · выступал за материальность человеческой и мировой души; · был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; · движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему". 3) Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика: · первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); · выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); · считали единицу мельчайшей частицей всего; · пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.). 4) Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: · изучали проблемы познания; · жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое; · были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала; · считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). 5) Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы". Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: · весь материальный мир состоит из атомов; · атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего; · атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); · атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.); · между атомами существует пространство, заполненное пустотой; · атомы находятся в вечном движении; · существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; · атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.
|