Студопедия — Психологическое учение К. Г. Юнга
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психологическое учение К. Г. Юнга






Учение К. Г. Юнга можно разделить на две части — теоретическую и практическую. Теоретическая часть распадается на два основных раздела, которые в самом общем виде можно обозначить как учение о структуре психической субстанции и учение о психических процессах и силах. Основанная на этой теории практическая часть относится уже к области терапии.

Чтобы правильно понять теорию Юнга, мы должны прежде всего принять его точку зрения, согласно которой все психические явления совершенно реальны. Как ни странно, эта точка зрения относительно нова. Еще несколько десятилетий назад психология рассматривалась не столько как независимая наука, сколько как побочная ветвь религии, философии или естествознания, и это, конечно, мешало распознать истинную природу психической субстанции.

Что касается Юнга, то для него психическая субстанция так же реальна, как и тело. Будучи неосязаемой, она, тем не менее, непосредственно переживается; ее проявления можно наблюдать. Психическая субстанция — это особый мир со своими законами, структурой и средствами выражения.

Все, что мы знаем о мире или о самих себе, приходит к нам через психическую субстанцию. «Психическая субстанция не составляет исключения из общего правила, согласно которому Вселенная может быть воссоздана только в той мере, в какой это позволяет наша психическая организация». Отсюда следует что «предмет современной эмпирической психологии и используемые ею методы исследования делают ее естественной наукой, но с точки зрения методов интерпретации материала она является наукой гуманитарной». Согласно Юнгу, «наша психология рассматривает человека одновременно как культурное и как природное существо; соответственно, предлагаемые ею объяснения должны иметь в виду как духовные, так и биологические аспекты человека. Будучи медицинской психологией, она непременно должна держать в поле своего зрения человека в целом». В поисках причин патологической неспособности к адаптации она «следует скользкими путями невротического мышления и чувствования, пока не находит дорогу, ведущую обратно в жизнь. Поэтому наша психология — в высшей степени практическая наука. Она занимается исследованиями не ради самих исследований, а ради того, чтобы помочь страждущему. Не преувеличивая, можно сказать, что приумножение знания — не столько ее основная цель, сколько побочный продукт; этим также она отличается от академической науки»1.

Вся система Юнга построена на этой предпосылке, и мы также должны исходить из нее. Но Юнг отнюдь не подвержен предрассудкам чистого психологизма и не пренебрегает другими путями познания; не придерживается он и свойственной психизму или панпсихизму веры в то, что все на свете имеет психическую природу. Его цель — исследовать психическую субстанцию как орган познания мира и бытия, выявить и описать ее проявления и расположить их в осмысленном порядке.

Исходными дисциплинами для исследования бытия могут в равной мере служить богословие, психология, история, физика, биология и другие науки; они отчасти взаимозаменяемы и могут даже «гибридизироваться» в зависимости от их отношения к обсуждаемой проблеме или от точки зрения исследователя. Юнг придерживается психологического подхода. Он строит свою систему, исходя из собственного глубокого знания психической действительности; в итоге построенное им здание оказывается не абстрактной, чисто спекулятивной теорией, а структурой, основанной на прочном фундаменте опыта. Две основные опоры юнговского построения — это принцип психической целостности и принцип психической энергии. Анализируя эти два принципа и практическое применение юнговской доктрины в целом, мы будем оперировать его собственными терминами и объяснениями. Следует подчеркнуть, что термин «бессознательное», используемый для указания на ту сферу психической жизни, которая не совпадает с сознанием, есть на самом деле результат некорректного гипостазирования. Тем не мене «бессознательное» доказало свою полезность в качестве рабочей гипотезы.

Юнг назвал свое учение «аналитической психологией» о ввел этот термин после разрыва с Фрейдом в 1913 году, чтобы предотвратить возможную путаницу с «психоанализом» фрейдовской школы. Впоследствии он предложил термин «комплексная психология» и использовал его всякий раз, когда акцент ставился на основополагающих принципах и теории. Тем самым он стремился подчеркнуть, что его учение, в отличие от других психологических доктрин (например, от психологии исследующей только сознание, или от фрейдовского психоанализа, ограниченного чисто инстинктивными элементами), охватывает сложные психические феномены. В последние годы термин «комплексная психология» выходит из употребления, поскольку при переводе на другие языки слово «комплексный» порождает известные недоразумения. Ныне юнговскую доктрину в целом — то есть как ее теоретическую, так и практическую часть — принято называть «аналитической психологией».

14 вопрос Теория личности А.Н. Леонтьева

Если в западной психологии становление психологии личности можно датировать концом 1930-х годов, когда вышли первые обобщающие книги по личности К.Левина, Г.Олпорта и Г.Мюррея, то в нашей стране эта проблематика долгое время была фактически закрытой для реальных исследований по причине ее повышенной идеологической остроты, вместе с такими дисциплинами как психодиагностика, психотерапия, социальная психология и социология — их «размораживание» началось только с конца 1960-х гг., когда серьезный разговор о личности в гуманитарных науках стал вновь возможен. До этого в учебниках для пединститутов разделы про личность ограничивались общими словами, личность по сути сводилась к характеру, а характер — к темпераменту и другим индивидуально-типологическим особенностям, такая характеристика личности как ее направленность фактически сводилась к идеологическому параметру индивидуализм—коллективизм.

Практически первой отечественной книгой, в которой проблемы личности раскрывались профессионально, а не через идеологическое пустословие, стала книга И.С.Кона «Социология личности» (Кон, 1969), а на передний план вопросы психологии личности стали выдвигаться только в 1980-е годы.

Одним из немногих оригинальных отечественных подходов, который правомерно рассматривать как сравнительно целостную самостоятельную психологическую теорию личности, является теория А.Н.Леонтьева. Все его публикации, посвященные психологии личности, укладываются в очень небольшой отрезок времени – фактически в пять лет. Первой публикацией на эту тему была небольшая статья «Некоторые психологические вопросы воздействия на личность» (Леонтьев, 1968); вскоре после этого была написана известная глава «Деятельность и личность», которая сначала была опубликована в журнальном варианте, и затем вошла в книгу «Деятельность. Сознание. Личность» (Леонтьев, 1974; 1975). Она и является тем, что сейчас известно как теория личности А.Н.Леонтьева. Однако сравнительно недавно опубликованные «Методологические тетради» из архива А.Н.Леонтьева, относящиеся примерно к 1940 году, но опубликованные только через 15 лет после смерти автора (Леонтьев, 1994), содержат в себе в тезисном виде почти все идеи, которые легли в основу публикаций 1970-х годов. Невозможной на протяжении многих лет была их публикация, однако само их наличие опровергает первое впечатление о большом отставании отечественной психологии личности от западной.

В своих сравнительно небольших текстах А.Н.Леонтьев, конечно, не мог разработать теорию личности во всех деталях и подробностях. Однако он успел построить довольно стройный и логически связный каркас теории личности, который послужил основой для работ целого ряда его учеников, с именами которых сейчас в первую очередь связывается отечественная психология личности. Наиболее заметный вклад в развитие этого направления работ за последние три десятилетия сделали А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Б.В.Зейгарник, В.А.Петровский, Е.В.Субботский.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 375. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия