Студопедия — Правовое воспитание надо начинать с раннего детства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Правовое воспитание надо начинать с раннего детства






Социальная защищенность и социальная справедливость — вот первые ступеньки, на которые должен подняться юный гражданин. Поднявшись на эти ступеньки, ребенок окажется способным познать меру своего участия в социальной жизни...

Истинная культура всегда была на стороне обездоленных, а педагогика трусливо стыдилась этой темы.

— Как вы относитесь к частным школам? — спросили у меня однажды.

— Я вырос в бедной семье, учился в бедной школе, работал в интернатах для обездоленных детей. Я не против частных школ, но мое сердце с простыми людьми. Наше лакейское народное образование в заслугу себе ставит, что создает частные школы, лицеи, колледжи. Народная школа, народный учитель забыты...

Меня остановили наши бдительные российские педагоги: «Зачем же так? Вы же исповедуете педагогику любви...».

Вот в этом вся противоречивость бытия, трагедия всех добрых философий и вероисповеданий. Мораль ратует за смиренную любовь. Бог учит любить врагов, а сердце ищет лазейку, чтобы уйти от Божьих заветов, выкрикнуть наки-

певшую боль: «Все, кто у власти, бесчестны и равнодушны! Им нет дела до обездоленных!».

Как-то раз в присутствии группы учителей из швейцарского города Берна я проводил на уроке в московской школе одну любопытную игру: из произведений знаменитого швейцарского писателя Макса Фриша вычленил сто вопросов и разбил их на десять рубрик: бедность и богатство, любовь и смерть, дружба, Бог, карьера и т. п. Всех поразило, что подростков больше всего заинтересовали три темы: смерть, Бог и бедность. Типичны такие вопросы: «Почему мы стыдимся бедности? Почему мы, когда даем милостыню нищему, торопимся уйти? Почему, скажем, в классической литературе мы душой на стороне бедных, а в жизни все, что связано с бедностью, нас отталкивает?».

В наши дни мы тонем в атмосфере просительства.

Просят все, полагая, что помогут американцы, шведы, немцы, японцы, наши миллионеры, депутаты, чиновники, акционеры. Просят нищие, средние слои, предприниматели. Эта лебезящая просительность — новый лик страны, новый ажиотаж. Ведь что может стоять за лебезящим, прося-щим ликом? Нередко злоба, помноженная на зависть, а то и ненависть — сначала к богатству, а потом и просто к людям.

Зоологическая ненависть к богатству (к предпринимателям, банкирам, к тем, кто успешно создает капитал) воспи-тывается школой, семьей, очередью, рынком, улицей. И де-ти повторяют вслед за взрослыми: «У них все — и квартиры, и дачи, и валюта, а у нас ничего!».

Злобность, наверное, сидит и во мне, и в моих коллегах, которые тоже разводят руками: «Эти негодяи... Они же выжали из нас последнее...».

Богатство души наращивается двумя путями. Первый обусловливается созиданием добра, когда личность совершает добрые поступки, тем самым формируя в себе такие ценности, как щедрость души, самоотречение, честность, сострадание и доброту.

Второй путь приумножения духовных богатств связан с отрицанием в себе самом тех частиц зла, которые крайне опасны своей способностью расти, прогрессировать, укореняться в человеческой психике.

Мне приходилось иметь дело с педагогами, которые вели отчаянную борьбу с консерваторами и бюрократами от педагогической науки. Я спрашивал у этих педагогов: «Ну, а вы сами себя хоть в чем-то вините?». Как правило, ответ был одинаков: «Ни в чем». Я наблюдал в крестьянских семьях прямо-таки героическое поведение людей, когда они отказывались принимать подарки от родителей, мотивируя тем, что не заслужили награды. И какая нищета духа обнаруживается у тех детей, которые разными безнравственными способами вымогают у своих близких те или иные материальные блага!

Гордыня — это всегда скудоумие и презрение, обожание самого себя. Родитель с гордыней в душе всегда будет врагом и детства, и семьи — от этого и многие воспитательные беды. Важничая среди близких, родитель становится деспотом своей семьи. Деспотизм рождает одиночество и душевную бедность. Успехи иногда пьянят гордые головы, человек превозносит себя, забывая правило: все, что возносится, должно упасть.

Мы боимся подлинной любви и подлинной свободы, потому что считаем эти два высших начала в чем-то безнравственными: дескать, они ведут к распущенности, анархии. А между тем любовь и свобода — это прежде всего высочайшая ответственность.

В конечном итоге в мире живут лишь две категории людей: одни всегда добиваются своих привилегий, а другие всегда помнят о своих обязанностях. Одних всегда беспокоит, что они должны получить. Других всегда тревожит, чем они обязаны жизни. Одни говорят больше о правах, другие — об обязанностях. Естественно, вторые ближе к христианской любви, к истинному духовному богатству личности. Я вспоминаю русского мыслителя Ильина, мечтавшего о сильной

государственной власти, о честных, самоотверженных государственных деятелях, способных общенародное дело поставить выше личных интересов. Но откуда, как не из семьи, не из детства, взяться этим абсолютно праведным мужам?

...Крохотный Саша — из богатой семьи. Он умен и крепок, точен в своих рациональных определениях. Между нами уже чуть-чуть наметилась легкая неосознанная враждебность: я все же для него из другого, прибедненного мира! Я стремлюсь дать ему понять, что в мире существует Высшее, к чему он непременно должен прийти. Слиться с этим Высшим своим сердцем. И Даше, и другим детям я даю понять, что каждый из них может достичь многого, может обрести истинное богатство своим трудом. На это нацелены мои дидактические сказки.

Странная у детей потребность слушать один и тот же сюжет по сто раз, и чтобы в сказке ничего не менялось — ужасные консерваторы!

...И мой Змей-Горыныч, который то и дело повышал цены и отнимал игрушки, был наконец-то побежден храбрым Инчиком, который на белом коне влетел в парламент, а по-русски — в говорильню, и крикнул Змею:

— Хватит болтать! Издавай немедленно закон о том, чтобы не было беззакония и бедности!

— Нельзя! — ответил Змей, выбрасывая из пасти огненное пламя. — Чем больше мы будем обижать людей, тем сильнее будет наша власть, тем лучше будет всем богатым.

И тогда Инчик вытащил из ножен золотой волшебный меч...

Я смотрю на притихших моих воробушков: так им хочется, чтобы меч опустился на Горыныча и на всех богатых (все-таки любят дети убивать: еще одно следствие «гуманистического» воспитания) и чтобы кровь полилась. Но я их разочаровываю.

— И Инчик поженился на Красной Шапочке, — сказал Саша.

— И стали они жить и добра наживать... и маму любить, — это Даша.

— И помогать бедным, — добавил я. Но это мое предложение не вызвало детского энтузиазма.

Глава девятая Как приобщать родителей к педагогическому творчеству?







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 356. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия