Студопедия — Билет № 2 17 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет № 2 17 страница






Любая коммерческая реклама имеет целью побудить и заста­вить нас купить определенный продукт. Но на самом деле она развивает наш интерес к товарам, к рынку (универмагам, лавкам), где можно найти товары, и к обладанию ими. Отдельное реклам­ное сообщение вряд ли оказало бы воздействие на наше поведе­ние, если бы общий интерес уже не был глубоко профилирован и покупка не была бы фактом повседневной жизни. Другими слова­ми, «старания убедить», предпринимаемые рекламными агентствами, 213 взывают к уже закрепленной потребительской установке и в свою очередь усиливают ее.

Что значит иметь и проявлять потребительскую установку? Во-первых, это значит, что жизнь воспринимается как набор про­блем, которые можно обнаружить, более или менее ясно опреде­лить, вычленить и решить. Во-вторых, это означает быть уверен­ным в том, что разрешение таких проблем является долгом, кото­рый нельзя игнорировать, не навлекая на себя обвинения и позор. В-третьих, это означает иметь веру в то, что любая проблема, уже известная или могущая появиться в будущем, имеет свое решение, т.е. особый предмет или рецепт, составленный специалистами — людьми, обладающими высшим знанием, и что задача заключает­ся в том, чтобы найти его. В-четвертых, это означает предпола­гать, что данный предмет или рецепт является принципиально до­ступным, что его можно приобрести в обмен на деньги, а покупка является средством его приобретения. В-пятых, это означает пре­образовать задачи овладения искусством жизни в усилия по при­обретению навыков поиска таких предметов и рецептов, в обрете­нии власти над ними, владения ими, когда они найдены, т.е. на­выки покупки и покупательную способность (надо иметь особую сметку, чтобы найти лучший стиральный порошок и лучшую сти­ральную машину, чтобы иметь возможность приобрести именно их и таким образом «решить проблему стирки», а не проворные руки и трудолюбие вашей бабушки, которым она могла гордиться).

Шаг за шагом, проблема за проблемой потребительская уста­новка всю жизнь обращает к рынку; любое желание и любое уси­лие она направляет на поиски инструмента или специального зна­ния, которые можно купить. Она растворяет проблему контроля над обширной жизненной средой (то, чего большинство людей никогда не достигнет) во множестве мелких актов покупки, до­ступных каждому. Она, так сказать, приватизирует проблемы так, что они уже больше не кажутся открытыми, общедоступными, т.е. публичными; она индивидуализирует задачи настолько, что они уже не представляются общественными. Теперь моим долгом (и, как меня обнадеживают, также посильной для меня задачей) стано­вится улучшать свою жизнь и самого себя, делаться более культур­ным и утонченным, преодолевать свои недостатки и устранять другие неприятности, сопровождающие мою жизнь. Так, невыно­симый шум уличного движения превращается в необходимость вставить двойные рамы. Загрязненный городской воздух связыва­ется с необходимостью покупки глазных капель. Подавленность 214 от рабочих перегрузок жены и матери преодолевается с помощью пакетика анальгетиков и быстродействующих таблеток от голов­ной боли. То, что общественный транспорт приходит в негодность, наводит на мысль о покупке автомобиля, а вместе с тем и об уве­личении шума, еще большем загрязнении воздуха и усилении бо­лезненного нервного напряжения, равно как и о еще большем рас­стройстве общественного транспорта...

В самом деле, именно потребительская установка превращает мою жизнь в мое индивидуальное дело, именно потребительская активность делает из меня индивида (почти всегда люди произво­дят и создают нечто совместно с другими людьми, и только то, что они потребляют, они потребляют в одиночку, в собственное удовольствие). В конце концов кажется, что я состою из множе­ства вещей, которые я покупаю и которыми владею: скажите мне, что вы покупаете, в каких магазинах вы это покупаете, и я скажу, кто вы. Кажется, что с помощью тщательно подобранных поку­пок я могу сделать из себя все, что пожелаю, все, чем, по-моему, стоит казаться. И как решение моих проблем является моим и долгом, и обязанностью, так и формирование моей личностной идентичности, мое самоутверждение, становление меня неким кон­кретным человеком являются моими, и только моими, задачами: их выполнение всегда будет испытанием моих намерений, приле­жания и настойчивости, и я буду держать ответ за все, что из этого получится.

На рынке представлены самые разные модели того, что я могу сделать с собой: на нем всегда можно выбрать что-то из множества того, за чем гоняются сегодня, а завтра выбор будет еще больше, и еще больше послезавтра. Эти модели поставляются в полном ком­плекте, со всеми необходимыми частями и деталями и с подроб­ными инструкциями по их сборке — настоящий «набор идентич­ности». Даже если предложение имеет единичный характер, если специфический продукт адресуется якобы единичной специфи­ческой потребности, то все равно в целом он демонстрируется нам на фоне четко изображенного стиля жизни, к которому (как пола­гается) он естественным образом принадлежит. Только сравните костюм, речь, манеры и даже физическое сложение людей в рек­ламах, побуждающих нас пить данный сорт пива, с аналогичными характеристиками тех, кто появляется в рекламах изысканных ду­хов, престижных или малолитражных автомобилей, еды для ко­шек или собак. Вы наверняка обнаружите, что любой продукт имеет свой «адрес». Продается не просто непосредственная потребительская 215 ценность самого продукта, а его символическое значение как неотъемлемая часть особого стиля жизни.

Модели различаются по популярности в разное время: они вхо­дят в моду и выходят из моды. Чтобы процесс производства и по­требления не останавливался, нельзя допустить затухания покупа­тельского азарта. Если бы мы хранили предметы столько времени, сколько позволяет их предполагаемое использование, то рыноч­ная активность очень скоро сошла бы на нет. Феномен моды пред­отвращает это. Вещи обесцениваются и замещаются не потому, что утрачивают свою пригодность, а потому, что выходят из моды, т.е. в них по их виду легко узнать товары, выбранные и приобре­тенные вчерашними покупателями, и тем самым их присутствие вызывает подозрения относительно настоящего статуса их владельца как полноценного и уважаемого сегодняшнего покупателя. Чтобы сохранить этот статус, человек должен поспевать за изменяющи­мися предложениями рынка. Их приобретение означает подтверж­дение социального качества, но так будет только до тех пор, пока остальные потребители не начнут делать то же самое, и уже тогда модные вещи, первоначально отличавшие их владельца, становят­ся «общими» и «вульгарными», готовыми выйти из моды, быть замещенными чем-то другим.

Модели различаются также по степени популярности, которой они пользуются в тех или иных общественных кругах, и по тому уважению, которым данное общественное окружение способно наделить своих представителей. Модели, таким образом, по-разно­му привлекательны. Выбирая данную модель, покупая все необхо­димые для нее атрибуты и прилежно исполняя все необходимые действия, я делаюсь членом группы, одобряющей такую модель и принимающей ее как свою торговую марку, как видимый признак своего членства. И больше ничего, или почти ничего, не надо для того, чтобы считаться членом этой группы, кроме выказывания этих признаков: носить специфическую одежду, покупать специ­фические пластинки и слушать специфическую музыку, смотреть и обсуждать специфические телевизионные программы и филь­мы, развешивать на стенах своей комнаты специфические укра­шения, проводить вечера специфическим образом и в специфи­ческих местах и т.д.

Я могу «пристать к племени», покупая и демонстрируя специ­фические для этого «племени» принадлежности обихода. Это зна­чит, что те «племена», к которым я присоединяюсь в поисках своей идентичности, весьма не похожи на те реальные племена, которые 216 открывают исследователи в дальних странах (по сути дела, они не похожи ни на одну группу, сформированную четко определенным членством, потребностью принимать или исключать членов, кон­тролировать их поведение и удерживать его в рамках групповых стандартов, заставлять членов приспосабливаться к ним).Схожи­ми «племена», к которым присоединяются посредством покупки их символов, и настоящие племена делает то, что и те, и другие отделяют себя от других групп и невероятно суетятся, чтобы под­черкнуть свою особую идентичность и предотвратить смешение; и те, и другие наделяют идентичностью своих членов — определяют их по доверенности. На этом сходства заканчиваются и начинают­ся существенные расхождения: «племена» (назовем их во избежа­ние недоразумений неоплемена) ничуть не заботятся о том, кто считает себя их членом. Они не создают советов старейшин, уч­реждений или приемных комиссий, которые решали бы, кто име­ет право быть принятым, а кого следует держать подальше. Они не нанимают ни швейцаров, ни пограничников. У них нет ни инсти­тута власти, ни верховного суда, который мог бы выносить реше­ния относительно правильности поведения их членов. Короче го­воря, они не контролируют своих членов и не следят за тем, в какой степени те приспосабливаются к группе. Таким образом, к неоплеменам можно присоединяться и покидать их по собствен­ной воле, можно свободно перемещаться из одного неоплемени в другое (т.е. надевать и снимать ту идентичность, в которой и за­ключается племя), просто переодеваясь, меняя обстановку в квар­тире и проводя свободное время в другом месте. Неоплемена дер­жат свои двери (если они вообще у них есть) широко открытыми. Или это только так кажется. Если сами неоплемена и не забо­тятся об охране входа, то есть некто, кто это делает, — рынок. Неоплемена по сути своей являются стилями жизни, а стили жиз­ни, как мы с вами видели, почти всецело сводятся к стилям по­требления. Доступ к потреблению, причем к потреблению в любом стиле, осуществляется через рынок, через акт покупки рыночного товара. Очень мало вещей потребляются без предварительной по­купки, и такие бесплатные потребительные стоимости, которые не были приобретены как товары, в большинстве случаев не ис­пользуются в качестве строительного материала для известных сти­лей жизни. Если некоторые из них и способствуют определению специфического стиля жизни, то на такой стиль смотрят свысока, как на лишенный блеска и престижа, как на презренный, непри­влекательный и даже оказывающий деградирующее воздействие 217 на людей, его практикующих. (Так происходит с большинством тех, кто из-за нехватки средств ограничен в своей свободе выбора, кто не может выбирать все, что угодно, кто обречен ограничивать свое потребление тем, за что не надо платить, кто, тем самым, не ведет себя подобающим потребителю образом и исключается из рыночных отношений, — это люди, чье состояние описывается как бедность. В обществе потребителей бедность означает ограни­чение или отсутствие потребительского выбора.)

Кажущаяся доступность широких и разнообразных неоплемен, каждое из которых практикует свой стиль жизни, имеет мощное и неоднозначное воздействие на нашу жизнь. С одной стороны, мы испытываем эту возможность как снятие всех ограничений нашей свободы. Теперь мы вольны «перемещаться» из одного личностно­го качества в другое, выбирать, кем мы хотим быть и что нам с собой делать. И кажется, нас ничто не сдерживает, ни одна мечта не представляется неуместной, не соответствующей «нашему по­ложению». Это похоже, и вполне справедливо, на освобождение — на радостное ощущение несвязанности какими бы то ни было уза­ми, принципиальной достижимости всего, по крайней мере в меч­тах, отсутствия" каких бы то ни было окончательных и неизменных условий. Но поскольку любой пункт нашего назначения, длитель­ного или временного, представляется целиком и полностью делом нашего выбора и результатом того пути, по которому мы шли к своей свободе в прошлом, постольку и винить за него мы должны только самих себя (или превозносить в зависимости от степени удовлетворенности). Мы все «сами себя сделали», и нам постоян­но об этом напоминают: нет никакого смысла урезать наши амби­ции. Любой стиль жизни сколь угодно отдаленного неоплемени выступает как вызов. Если мы находим его привлекательным, если его превозносят выше, чем наш, то мы чувствуем себя обделенны­ми. Он искушает нас, притягивает, заставляет сделать все, что в наших силах, только бы присоединиться к нему. Наш реальный стиль жизни теряет свою прелесть. Он больше не приносит нам былого удовлетворения. А поэтому нескончаемы наши усилия об­рести новый стиль. Мы не можем остановиться и сказать: «Я до­стиг, я сделал это, теперь я могу расслабиться и отдохнуть». Как раз в тот момент, когда я собрался пожинать плоды своих долгих трудов, на горизонте появляется новое искушение, и я уже больше не чувствую себя победителем. Одним из результатов моей свобо­ды (т.е. свободы потребительского выбора, свободы сотворения из себя самого кого-то иного посредством усвоения или неприятия 218 различных стилей потребления) является то, что я, кажется, обре­чен всегда оставаться в состоянии обделенности. Сама возмож­ность все новых и новых соблазнов и их очевидная доступность лишают радости любое достижение. Когда пределом служит небо, ни один из земных уделов не кажется достаточным, чтобы прино­сить удовлетворение. С гордостью выставляемые напоказ стили жизни не просто многочисленны и разнообразны, зачастую их пред­ставляют как различающиеся по своей ценности, по достоинству, которым наделяются их представители. Мы все «окультуриваем» себя сами, но есть более и менее утонченные культуры — высокие, средние и низкие. Если мы соглашаемся на менее, а не на самую лучшую, то с этого момента мы вынуждены признать, что наше не очень престижное социальное положение является естественным следствием не очень-то старательного «самокультивирования».

Но на этом история не кончается. Стили жизни других людей, даже самые утонченные, потому так дразнят, кажутся близкими и доступными, что они не скрываются. Напротив, они появляются соблазнительно манящими и открытыми; в самом деле, неоплеме­на не живут в крепостях за толстыми стенами, за крепостными рвами и башнями, так что любой прохожий может вступить в их пределы. И все же, как мы видели чуть раньше, вход не столь уж и свободен, как кажется; эта особого рода несвобода потому и представляется столь зловещей и потрясающей, что ее реальные стражи невидимы. Реальные же стражи — рыночные силы — не носят униформы и не несут ответственности за конечный успех или неудачу предприятия (в отличие от государственного регули­рования потребностей и их удовлетворения, которое не может ос­таваться невидимым и тем самым является уязвимым для общест­венного протеста и легкой мишенью для коллективных усилий реформирования). В случае поражения злополучный прохожий должен знать, что это только его собственная вина. Он рискует потерять веру в самого себя, в силу своего характера, ума, таланта, устремлений и усердия. Что-то со мной не так, сделает он вывод и, возможно, обратится за помощью к специалисту, к психоанали­тику, чтобы исправить «повреждения» в своей личности. Специа­лист подтвердит его подозрения: да, условия тут ни при чем, это скорее какое-то внутреннее течение, что-то скрытое в поврежден­ной личности потерпевшего поражение, что мешает ему восполь­зоваться возможностями, несомненно имеющимися в этих усло­виях. Специалист поможет перепроецировать расстройство (фру­страцию) на саму подверженную ему личность. Таким образом, 219 негодование от такой фрустрации не перельется через край и не будет направлено на внешний мир. Невидимые стражи, преграж­дающие желанный путь, так и останутся невидимыми и еще более надежными, чем раньше. А мечты, которые они рисовали такими соблазнительными, так и останутся неразвенчанными. Они сохра­нят свою притягательность и искусительную силу: они стоят ва­ших усилий, это вы по какой-то причине не можете заставить себя предпринять необходимые усилия. Неудачники тем самым лиша­ются последнего утешения поносить задним числом ценность того стиля жизни, который они тщетно пытались освоить (пресловутое утешение «зеленого винограда»: мне не удалось заполучить его, но он и не стоит того, чтобы стремиться к нему любой ценой, поэто­му не так-то уж много я и потерял. Было замечено, что очень часто неудача в достижении цели, превозносимой в качестве выс­шей и благородной, порождает чувства негодования, озлобленнос­ти и зависти, не только направленные против самих целей, но и стремящиеся распространиться на людей, похваляющихся тем, что достигли их).

Сколь вероятным это ни казалось бы при данных обстоятель­ствах, гораздо чаще неудача в достижении особо желанного стиля жизни не является виной стремившихся к нему людей. Даже те стили жизни, которые оказываются наиболее труднодостижимы­ми, должны быть представлены как общедоступные, если их хотят успешно продавать: их рекламируемая доступность — необходи­мое условие их соблазнительности. Они вызывают покупательную мотивацию и интерес потребителей потому, что возможные поку­патели думают, будто искомые ими модели потребления могут быть приобретены в дополнение к восхвалениям и восхищению, будто эти модели — законные предметы практического действия, а не просто уважения и поклонения. Именно такое представление (от которого рынок вряд ли когда-либо откажется) предполагает ра­венство потребителей в их способностях свободно выбирать и само­стоятельно определять свое социальное положение. В свете этого предполагаемого равенства неудача в приобретении вещей, кото­рые есть у других, оскорбительна и унизительна.

Но неудача фактически неизбежна. Реальная доступность аль­тернативных стилей жизни предопределяется способностью пред­полагаемого их участника позволить приобрести себе соответст­вующие символы; проще говоря, той суммой денег, которую он может на них потратить. Истина заключается в том, что у одних людей денег больше, чем у других, поэтому они имеют большую 220 свободу выбора, чем другие. На практике позволить себе наибо­лее вожделенные, хваленые и наиболее престижные стили могут только обладатели самых больших сумм денег (вот настоящий би­лет на рынок и пропуск к предлагаемым рынком благам). По сути дела то, что вы сейчас читаете, является тавтологией — утвержде­ние, определяющее предмет, в то же время претендует на его объяс­нение: стили, которые могут быть приобретены сравнительно не­большим числом особенно богатых людей, рассматриваются тем самым как наиболее почтенные и достойные поклонения. Восхи­щение вызывает именно их нераспространенность, чудесными их делает их практическая недоступность. Приобретая их, ими гор­дятся, поскольку они — атрибуты исключительного, особого со­циального положения. Они служат признаками «лучших людей», это «лучшие стили жизни», поскольку их практикуют «лучшие люди». И товары, и люди, потребляющие их (при этом демон­страция является одним из основных способов их употребления, если не самым главным), получают высшие оценки благодаря имен­но этому «союзу».

Все товары имеют прикрепленный к ним ценник. С его помо­щью отбирается совокупность потенциальных покупателей. Он не определяет непосредственно решения, которые фактически при­нимают покупатели — они остаются свободными. Но он проводит границу между возможным и реальным — границу, которую дан­ный покупатель преступить не может. За кажущимся равенством шансов, провозглашаемым и развиваемым рынком, скрывается практическое неравенство покупателей, т.е. неравенство четко раз­личаемых степеней практической свободы выбора. Это неравенст­во ощущается как подавление и в то же время как стимул. Оно порождает болезненное чувство обделенности со всеми его пагуб­ными для самооценки последствиями, которые мы рассматривали выше. Кроме того, оно вызывает невероятные усилия ради увели­чения покупательной способности — усилия, которые поддержи­вают неистребимый спрос на рыночное предложение.

Таким образом, несмотря на то что рынок превозносит равен­ство, он же порождает и воспроизводит неравенство в обществе потребителей. Типичный, вызванный рынком или обслуживаемый им тип неравенства поддерживается и постоянно оживляется це­новым механизмом. Определенные рынком стили жизни наделя­ют подразумеваемым отличием благодаря ценникам, делающим их недостижимыми для менее обеспеченных покупателей; и эта функ­ция «наделения отличием» делает их более привлекательными, тем 221 самым поддерживая присвоенную им высокую цену. В конце кон­цов, оказывается, что при всей предполагаемой свободе покупа­тельского выбора рыночные стили жизни распределяются не рав­номерно и не случайно; каждый из них стремится сосредоточить­ся в определенной части общества, выполняя таким образом роль признака социального положения. Стили жизни склонны приоб­ретать, можно сказать, классовую специфику. Тот факт, что они собраны из вещей, которые свободно продаются в магазинах, вов­се не делает их проводниками равенства, хотя и превращает их в фактор, постоянно подпитывающий ощущение приемлемости дей­ствительного неравенства. Теперь это неравенство становится бо­лее невыносимым и нестерпимым для относительно бедных и об­деленных, чем тогда когда каждому социальному сословию, как правило, наследственному и неизменному, было четко предписа­но, каким имуществом ему можно владеть.

Именно против этого предписанного неравенства на самом деле борется порождаемое и поддерживаемое рынком неравенство. Рынок преуспевает за счет неравенства доходов и богатства, но он не признает сословий. Он сводит на нет все двигатели неравенст­ва, кроме ценников. Товары должны быть доступны любому, кто может заплатить их цену. Стили жизни — все стили жизни — при­годны для грабежа покупателей. Покупательная способность — единственное право, признаваемое рынком. По этой же причине в рыночных потребительских обществах набирает небывалую силу сопротивление всем другим, предписанным видам неравенства. Привилегированные клубы, не принимающие в число своих чле­нов людей определенной расы или национальности, рестораны и отели, преграждающие вход посетителям «не с тем цветом кожи», владельцы недвижимости, не желающие продавать ее покупате­лям по той же причине, — все это подвергается ожесточенным нападкам. Преобладание власти поддерживаемых рынком крите­риев социальной дифференциации, как кажется, подавляет все ос­тальные критерии: не может быть ничего такого, что нельзя было бы купить за деньги.

Очень часто лишения, обусловленные рынком, расовой или этнической принадлежностью, пересекаются. Группы, удерживае­мые на низших ступеньках ограничительными «предписаниями», как правило, заняты на плохо оплачиваемой работе, а потому и не могут позволить себе стиль жизни, предназначенный для «лучших людей». В таком случае предписывающий (аскриптивный) харак­тер их депривации (лишенности) остается скрытым. Видимое неравенство 222 объясняют меньшими талантами, стараниями или сооб­разительностью представителей обделенной расы или этнической группы; если бы не их врожденные пороки, они преуспели бы так же, как и другие. Стать похожими на тех, кому они завидуют или хотят подражать, было бы им вполне доступно, если бы они захо­тели и приложили к этому старание.

Однако такое объяснение невозможно в случае с теми предста­вителями обделенных (в другом отношении) групп, которые, пре­успев на рынке, все еще не допускаются к «лучшим стилям жиз­ни». Что касается денег, то они могут позволить себе и высокие взносы в клубе, и высокие цены в отеле, но все равно вход им туда заказан. Тем самым демонстрируется предписывающий, или аск­риптивный, характер их депривации (лишения); они узнают, что, вопреки обещаниям, за деньги нельзя купить все и что для поло­жения человека в обществе, для его благополучия и достоинства мало просто прилежно зарабатывать деньги и тратить их. Это от­крытие подрывает их веру в свободный рынок как гарантию чело­веческой свободы. Насколько нам известно, люди могут разли­чаться по способности (точнее, возможности) покупать билеты, но никому не может быть отказано в билете, если он может позво­лить себе его купить. В рыночном обществе предписывающая (аскриптивная) дифференциация возможностей не находит оправда­ний и по этой причине — невыносима. Вот почему во главе всех попыток сопротивления против дискриминации по какому-либо признаку, кроме покупательной способности, стоят зажиточные и более удачливые представители дискриминируемых рас, этничес­ких групп, религиозных сект, языковых сообществ (в определен­ной степени феминистское движение также черпает силы из фак­та дискриминации, чуждого «духу» или по крайней мере обещани­ям потребительского общества). Эпоха «сделавших себя» людей, господства «племен», представляющих стили жизни, дифферен­циации посредством стилей потребления — это в то же время и эпоха сопротивления расовой, этнической, религиозной и тендер­ной дискриминации, эпоха непримиримой борьбы за права чело­века, т.е. за уничтожение каких бы то ни было запретов, кроме тех, которые в принципе (согласно представлениям нашего типа общества) могут быть преодолены усилиями любого человека как индивида. 223

 

Глава 12. Средства и возможности социологам.

От одной главы к другой мы с вами путешествовали по миру нашей общей повседневной жизни. Социология была приглашена нами в качестве гида: наш путь пролегал че­рез наши обыденные заботы и проблемы, и перед социологией ставилась задача комментировать, что мы видим и делаем. Как и в любом путешествии под руководством гида, наш гид, мы надея­лись, постарается, чтобы мы не пропустили ничего важного, и обратит наше внимание на вещи, мимо которых сами бы мы про­шли, не заметив их. Мы также ожидали, что гид объяснит нам то, что до сих пор мы знали лишь поверхностно; расскажет нам об этом то, чего мы не знали. Мы полагали, что в конце нашего путе­шествия будем знать больше и понимать лучше, чем в начале; ког­да мы опять возвратимся в нашу повседневную жизнь после этого путешествия, мы будем лучше вооружены для того, чтобы справ­ляться со стоящими перед нами проблемами. И не обязательно наши попытки разрешить их будут более успешны, но по крайней мере мы знаем, что это за проблемы и что требуется для их решения, если оно вообще возможно.

Я думаю, что социология, насколько мы узнали о ней в нашем путешествии, вполне справилась с поставленной задачей; но она разочаровала бы нас, если бы мы ожидали от нее чего-то больше­го, чем просто комментария,набора объяснительных примечаний к нашему повседневному опыту. Именно комментарий и должна предоставлять социология. Социология — это углубление того зна­ния, которым мы обладаем и пользуемся в нашей повседневной жизни, поскольку она раскрывает некоторые весьма тонкие раз­личия и не вполне очевидные связи, недоступные невооруженно­му глазу. Социология отмечает больше деталей на нашей «карте мира», а также расширяет эту карту за пределы нашего повседневного 224 опыта, с тем чтобы мы видели, как обитаемые нами террито­рии вписываются в не исследованный еще нами окружающий мир. Разница между тем, что мы знаем и без социологии, и тем, что мы знаем теперь, после знакомства с ее комментариями, не является разницей между ошибочным и истинным знанием (хотя, давайте признаем, что иногда социология то тут, то там исправляет наши мнения); это скорее различие между уверенностью в том, что наши переживания и опыт можно описать и объяснить одним и только одним способом, и знанием того, что возможные — вероятност­ные — интерпретации многочисленны. Можно сказать, что соци­ология — это еще не предел наших поисков понимания, но обод­рение для того, чтобы продолжать их, и препятствие на пути само­довольства, убивающего любознательность и останавливающего всякие поиски. Говорят, лучшее, что может сделать социология, это — «подстегнуть ленивое воображение», показывая несомнен­но знакомые вещи в неожиданных ракурсах и тем самым рассеи­вая обыденность и самодовольство.

А вообще, относительно того, что может и должна предлагать социология как «социальная наука» (т.е. как совокупность зна­ний, провозглашающих превосходство над простыми мнениями и суждениями и обладающих надежной, достоверной, правильной информацией о том, как в действительности обстоят дела), суще­ствуют два очень разных ожидания.

Одно из них ставит социологию наравне с другими видами специального знания, обещающими поведать нам о наших про­блемах и рекомендующими нам, что с ними делать и как от них избавиться. Социология рассматривается как что-то вроде учеб­ника по искусству жизни, подсказывающего нам, как достичь же­лаемого, как перепрыгнуть или обойти препятствия на пути к нему. В конечном счете это ожидание сводится к вере в то, что раз мы знаем о взаимозависимости различных элементов нашей ситуа­ции, то мы сможем свободно ее контролировать, подчинять ее нашим целям или по крайней мере заставить ее лучше служить им. Собственно, это и называется научным знанием. Мы так высо­ко ценим его за то, что оно делает нас мудрее, и эта мудрость, как нам кажется, дает нам возможность предсказывать, чем все обер­нется; за его способность предсказывать ход событий (а тем самым и последствия собственных действий), позволяющую нам дейст­вовать свободно и рационально, т.е. делать только такие ходы, которые гарантируют желаемый результат.

Второе ожидание тесно связано с первым, но оставляет открытыми 225 положения, подчеркивающие идею инструментальной поль­зы, т.е. предпосылки, которые у предыдущего ожидания не было нужды выделять. Контролировать ситуацию так или иначе должно означать приманивать, принуждать или как-то еще заставлять дру­гих людей (которые всегда являются частью ситуации) вести себя таким образом, чтобы их поведение способствовало достижению того, что нам нужно. Как правило, контроль над ситуацией не может не означать также и контроля над другими людьми (в кон­це концов, искусство ведения жизни и представляется как «способ завоевывать друзей и влиять на людей»). В этом втором ожидании желание контролировать других людей выходит на первый план. На социологию возлагаются надежды, что она поддержит усилия по созданию порядка и устранению хаоса, который, как мы пока­зали в предыдущих главах, является отличительным признаком нашего времени. От социолога, исследующего внутренние побуж­дения человеческого поведения, ожидают практически полезной информации о том, как следует все упорядочить, чтобы выявить показательные типы поведения или, наоборот, предотвратить по­ведение, не соответствующее сконструированной модели порядка. Так, фабриканты могут спросить у социологов, как предотвратить забастовки; командующие войсками, оккупирующими чужую стра­ну, могут спросить, как бороться с партизанами; полицейские могут проверить практические рекомендации по рассеиванию толпы и сдерживанию потенциальных бунтовщиков; управляющие торго­выми компаниями могут затребовать наилучших способов иску­шения потенциальных покупателей; чиновники, занимающиеся делами общественности, могут спросить, как сделать нанявших их политиков более популярными и избираемыми; сами же полити­ки могут обратиться за советом, какие методы поддержания за­конности и порядка наиболее эффективны (т.е. как заставить сво­их подданных подчиняться закону, желательно добровольно, даже тогда, когда им не нравятся эти законы).







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 357. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия