Студопедия — Задание 13. Отработайте навыки эмпатического слушания.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Задание 13. Отработайте навыки эмпатического слушания.






Один из участников рассказывает о том, что произошло с ним сегодня утром или вчера вечером, или о том, в каком состоянии он находится в данный момент. Затем кто-то из группы пытается точно воспроизвести его рассказ, кто-то вербализует только основные и наиболее значимые элементы рассказа, кто-то интерпретирует его, указывая на эмоции, которые он заметил у рассказчика. После каждого пересказа у рассказчика спрашивают, правильно ли передана мысль, это ли содержание он хотел донести до группы.

Обсудите причины расхождения смыслов: почему рассказчик нам сообщает одно, а мы слышим другое.

Задание 14. Ответьте на вопросы по проблеме слушания:

1. В каких ситуациях делового общения уместно рефлексивное, а в каких нерефлексивное аудирование?

2. В чем преимущество умения слушать эффективно, по мнению А.Моруа: «Множество женщин сделало блестящую карьеру, умея внимательно слушать, разумно отвечать и говорить тогда, когда это уже необходимо»? Прав ли, на ваш взгляд, французский писатель?

3. Одна из американских методик слушания рекомендует: «Слушай, что человек может сказать, не может сказать, не хочет сказать». Как вы понимаете этот совет?

4. Что такое эмпатия? Кому свойственна способность к эмпатии в большей степени?

5. Чем монолог отличается от диалога? Какая форма органичнее для человека?

Задание 15. На основе анализа отрывков из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» охарактеризуйте стиль слушания Пьера Безухова и Наташи Ростовой в ситуациях:

1. «Слушая рассказы капитана, как это часто бывает в позднюю вечернюю пору и под влиянием вина, Пьер следил за всем тем, что говорил капитан, понимал все и вместе с тем следил за рядом личных воспоминаний, вдруг почему-то представших его воображению. Когда он слушал эти рассказы любви, его собственная любовь к Наташе неожиданно вдруг вспомнилась ему, и, перебирая в своем воображении картины этой любви, он мысленно сравнивал их с рассказами. Следя за рассказом о борьбе дома с любовью, Пьер видел перед собой все малейшие подробности своей последней встречи с предметом своей любви у Сухаревой башни. Тогда эта встреча не произвела на него влияния; он даже ни разу не вспомнил о ней. Но теперь ему казалось, что встреча эта имела что-то очень значительное и поэтическое» (т. 3, гл. XXIX, ч. 11);

2. «Пьер слушал ее с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая» (т. 4, гл. XVI, ч. VI);

3. «Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того, чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслаждение, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагивания мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера» (т. 4, гл. XVII, ч. III).

Задание 16. Участвуйте в игре «Снежный ком»!

Участников должно быть не более десяти. Первый игрок начинает что-то рассказывать (историю, рассказ, сказку), например, «иду я вчера». Второй должен повторить то, что сказал первый, и продолжить сообщение: «иду я вчера домой». Третий участник восстанавливает то, что сказали первый и второй рассказчик, вставляет новое слово. Тот, кто пропустил свою очередь, неточно воспроизвел услышанное, выходит из игры. Побеждает оставшийся последним.

Ответьте на вопросы: «Отвлекались ли вы? Почему? В каких случаях? Перебивали ли вы собеседника?»

Задание 17. Чтобы лучше осознать свою манеру слушать, ответьте на вопросы теста из книги американского исследователя М.Беркли-Ален «Забытое искусство слушать» (СПб., 1997). Варианты ответов: 1) «в большинстве случаев», 2) «часто», 3) «иногда», 4) «почти никогда».

1. «Отключаетесь» ли Вы, слушая тех людей, с которыми вы не согласны или которых слушать не хотите?

2. Сосредоточиваетесь ли Вы на сказанном даже тогда, когда это вам не интересно?

3. Прекращаете ли Вы слушать говорящего, если знаете, что он собирается сказать?

4. Повторяете ли Вы услышанное своими словами?

5. Выслушиваете ли точку зрения другого человека, даже если она расходится с Вашей?

6. Берете ли Вы что-либо от каждого собеседника, пусть даже самое незначительное?

7. Выясняете ли Вы, что значат услышанные вами незнакомые слова?

8. Готовите ли Вы мысленно выражения, пока собеседник говорит?

9. Делаете ли Вы вид, что слушаете, когда на самом деле совсем не слушаете?

10. Витаете ли Вы мыслями где-то далеко, когда с Вами кто-то говорит?

11. Воспринимаете ли Вы сообщение целиком, включая его словесное и несловесное выражение?

12. Признаете ли Вы, что одни и те же слова для разных людей значат разное?

13. Прислушиваетесь ли Вы только к тому, что хотите услышать, не замечая остального?

14. Смотрите ли Вы на говорящего?

15. Вы больше концентрируетесь на сути сказанного, чем на внешнем виде говорящего?

16. Известно ли Вам, на какие слова и выражения Вы сильнее всего реагируете эмоционально?

17. Думаете ли Вы заранее, какой цели собираетесь достичь в данном акте общения?

18. Планируете ли Вы время, когда лучше высказать свою мысль?

19. Думаете ли Вы о том, как другой человек прореагирует на сказанное вами?

20. Учитываете ли Вы то, каким образом лучше осуществить акт общения (в письменной форме, устно, по телефону, с помощью доски объявлений, записки и т.п.)?

21. Имеете ли Вы в виду, с каким человеком говорите (враждебно настроенным, незаинтересованным, застенчивым, упрямым...).

22. Перебиваете ли Вы говорящего?

23. Думаете ли Вы иногда: «А я-то предполагал, что он это должен знать»?

24. Позволяете ли Вы собеседнику выражать его отрицательное отношение к Вам, не занимая при этом оборонительной позиции?

25. Занимаетесь ли Вы регулярно упражнениями для совершенствования своего умения слушать?

26. Делаете ли Вы записи «на память»?

27. Не отвлекают ли Вас посторонние звуки и шум?

28. Слушаете ли Вы говорящего, не критикуя его и не осуждая?

29. Повторяете ли Вы полученные инструкции и сообщения, чтобы убедиться, что Вы их правильно поняли?

30. Выражаете ли Вы своими словами то, что, по Вашему мнению, чувствует говорящий?

Вычислите результат, заменяя ответ баллом:


1 – в большинстве случаев

2 – часто

3 – иногда

4 – почти никогда


 

         
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
6.        
7.        
8.        
9.        
10.        
11.        
12.        
13.        
14.        
15.        
16.        
17.        
18.        
19.        
20.        
21.        
22.        
23.        
24.        
25.        
26.        
27.        
28.        
29.        
30.        






Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 2444. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия