Студопедия — Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 3 страница






Таким образом, после различных изменений окончательно утвердилось десять самобытных государственных единиц, которые и в следующий период, войдя в состав государств Московского и Литовского, продолжали в них свое бытие в качестве отдельных провинций.

5. Внутренний состав земли. Каждая земля состоит из старшего города, пригородов и волостей (другие подразделения земли будут указаны в истории местного управления).

Годовал ("градов") называется в широком смысле всякое укрепленное место (населенное к ненаселенное, временное или постоянное); в более узком смысле - всякое укрепленное поселение; в самом узком и собственном смысле - центральная община, владеющая землей (и, конечно, наиболее укрепленная). Были ли города-общины в начале русской истории (IX а X вв.)? Спор об этом между Д.Л. Самокваеовыад Ф.И. Леонтовичем приводит к утвердительному ответу. Конечно, могли быть и пустые острожки и укрепленные села, но свидетельства о населенности некоторых городов (иногда очень значительной начинаются с первых времен исторической, жизни (после прибытия варягов); таковы свидетельство договора Олега 907 г. о купцах из Киева, Чернигова, Переяславля и других городов; сказание первоначальной летописи о соборной церкви в Киеве при Игоре; сказание о посольстве древлян в Киев, причем замечено: "на Подо-льи не седяху людье, но на горе"; сказание о мести Ольги, которая сожгла Искоростень: "и не бе двора, идеже не горяше, и не бе льзе гасити, вси бо двори возгорешася"; сказание об осаде Киева печенегами (968), когда "нельзя было войти в Киев, ни выйти из него", а между тем в городе томились голодом осажденные люди; свидетельство о том, что союзники Владимира - варяги, взяв Киев (980) требовали выкупа с жителей города по 2 гривны с человека; сказание об убиении в жертву богам толпой граждан сына варяга, у которого "бе двор, идеже есть церкви Св. Богородица"; сказание Дитнара о Киеве:

"Киев чрезвычайно велик... в этом большом городе, который служит столицею того царства, 8 рынков и народа бесчисленное множество" (Chron; XVI); рассказ летописи о том, что Владимир велел развозить по городу для больных съестные припасы; история крещения народа, состоявшегося на другой день после приказа о том Владимира: "и сънидеся безъ числа людей"; сказание Иоакимовской летописи о крещении Новгорода, когда новгородский тысяцкий ездил по городу и убеждал граждан стоять за старых богов. Такая населенность города не могла образоваться в первые 50 или сто лет по прибытии варяжских князей.

Город старший в каждой земле есть община управляющая: "Новгородцы бо изначала и смоляне, и кыяне, и половчане и вся власти, якоже на думу, на веча сходятся: на чтоже старейший сдумают, на том же пригороди станут" (лет. год 1176 г.). Когда летопись говорит: "Кривичи... их же град есть Смоленск", то это не означает, что у кривичей был один только город, а указывает на их политическое средоточие. Племенные названия земель (Поляне, Словене, Кривичи) весьма рано заменились названиями по имени старшего города (Кияне, Новгородцы, Смольняне). "Се буди мати градом русским", - говорит Олег о Киеве. Позднейший быт Новгорода и Пскова есть более ясное выражение общерусского быта,

Пригороды (младшие города) существуют в каждой земле с древнейших времен; так, в Новгородской земле старший князь Рюрик сел в Новгороде, младшие (подручные) - в Изборске и Белоозере. В Древлянской земле, кроме старшего города - Искоростеня, было несколько других: "вси гради ваши предашася мне", - говорит Ольга осажденным искоростенцам. В XII в. летописи указывают по несколько пригородов в каждой земле (например, в Чернигово-Северской до 70, в Киевской, Волынской и Галицкой в каждой около 40, в Суздальской около 20, в Полоцкой около 15, в Рязанской столько же, в Смоленской до 8; нет сомнения, что в том числе следует разуметь и отдельные острожки - укрепления, не имеющие значения пригородов).

Волость есть округ, подчиненный каждому пригороду в отдельности; она заключает в себе укрепленные и неукрепленные сельские общины.

Отношение старшего города к пригородам и волостям в определенной степени основано на колонизации, исходившей из центра к окраинам земли, на что указываюттермины: "старший", "младший" и "мать городов", а также и то, что население старших городов считается лучшим - боярским; "то суть наши холопе", говорят ростовцы о владимирцах; жители Ростова именуются "старшею дружиною" ("болярами"). Иногда основанием власти старшего города является большая сила центральной общины, которая покоряет себе пригороды войной (города Древлянской земли обращены в пригороды киевские); но это обстоятельство не есть первоначальный источник государственной связи, а явление, возникающее при борьбе уже сложившихся земель*; значение силы заключается в том, что главная община дает пригородам защиту у себя во время военной опасности; когда в 1147 г. город Черниговской земли Всеволож был взят киевским князем Изяславом, то, услышав об этом, другие города: "Уневеж, Беловежа, Бохмач, побежали и иные грады многие бежали" в Чернигов (Ипат. лет.). Третье основание власти старшего города религиозное: в языческую эпоху в стенах старшего города заключалась обыкновенно природная святыня целого племени (священный холм или роща), а потом и искусственная - капище: "Quot regiones sunt in his partibus, tot templa habentur", - говорит Дитмар о балтийских славянах. В христианскую эпоху языческие капища заменяются центральными общеземскими храмами; новгородцы, желая утвердить власть над пригородом Торжком, говорили: "Не будет Новый Торг Новым Городом, ни Новгород Торжком, но где св. Софья, там и Великий Новгород". Иногда отдельные части территории делились между концами (частями) старшего города и отдавались в непосредственное управление последних: "Весь Псков поделиша на два пригорода на все концы, коему же концу к старым пригородам новые жеребьем делили, ималь жеребей князь Василий, князя Феодора Юрьевича сын, с престола" (под 1468 г. Слич. устав мостовых в Русской Правде**).

______________________

* "Процесс возникновения первоначальных волостей совершался, надо думать... не мирно., а с оружием в руках. Города строились не целым племенем, а группами предприимчивых людей... Жители таких укрепленных пунктов... могли... захватывать чужие земли" (В.И. Сергеевич; юрид. древн., 1. 10). Но летопись говорит: "Кривичи, их же град есть Смоленск...", "нарицахуся поляне, от них же есть поляне и до сего дне в Киеве"; "словени (основали) свое (княжение) в Новегороде"; "А перъвии населници в Новегороде словене, Полотьске - кривичи". Гельмольд говорит о князе поморян: "Convocavit universamgentem suat et coepit aedificare castrum Dobin, ut esselpopulo refugium in tempore necesstiatis". Мысль проф. Сергеевича не согласуется с полной самостоятельностью пригородов.

 

** См. доп. Г.

______________________

Отношения старшего города к пригородам были весьма устойчивы и большей частью сохранялись неизменно со времен доисторических до XV в., когда древнерусские земли в прежнем своем составе вошли в государства Московское и Литовское в качестве провинций. Однако иногда власть старшего города над пригородами претерпевала изменения; при равенстве силы старшего города и пригорода одна земля делилась на две самостоятельные (пример - выделение Псковской земли). Если сила пригорода перевешивала, то он становился главным городом, а старший - пригородом (пример - перенесение власти из Ростова в Суздаль и затем во Владимир). К такому результату вела не столько потеря материальной силы старшим городом, сколько потеря им права старшинства; он терял это право, если отказывался защищать пригороды: так, владимирцы считают себя вправе не подчиняться Ростову, когда он не хотел защищать землю от насилия князей Ростиславичей; тогда ростовцы, по мнению владимирцев, сделались "мнимыми старейшинами". К тому же результату вело и то обстоятельство, если в пригороде возникала религиозная святыня, превосходившая своим значением святыню старшего города (победу владимирцев над ростовцами летописец объясняет влиянием "чюдной Матери Божией Володимерской"). Летописец так заключает свой рассказ о борьбе пригорода Владимира со старшим городом Ростовом: "Извека повелось правило: на чем старшие города положат, тому должны повиноваться и пригороды, но здесь старыйтород Ростов и Суздаль, и все бояре, стремясь свою правду поставить, не хотели сотворить правды Божией, и сказали: как нам любо, так и сделаем; Владимир наш пригород. Как в евангелии сказано, что Господь утаил (откровение) от премудрых и разумных и открыл его младенцам; так и здесь: не умели исправить правду Божию ростовцы и суздальцы, давние, выдающие себя за старейшин, а новые люди, меньшие - володимерцы, уразумевши, взялись за правду крепко". Таким образом, летописец, стоящий за интересы пригорода, не отрицает нимало в принципе власти старших городов, а только полагает, что в данном случае своими проступками старшие города потеряли свое достоинство старейшинства. Мнение о том, что отношения старшего города к пригородам определялись только пропорцией сил того и других (без всяких правомерных оснований), не может быть принято. На отношениях старшего города к пригородам и пригородив к волостям основывается весь древний изначальный государственный строй, который, не завися от междукняжееких отношений, во многом определяет последние.

Б. НАСЕЛЕНИЕ

Население государства может состоять или из различных этнографических групп, или из одной нации и в любо" случае состоит из разных общественных союзов (классов, сословий).

1. Этнографический состав населения русских государств.

Русская нация не есть явление доисторическое; история в своем начале застает разрозненные славянские (и финские) племена, ещё не состоявшие между собой нив каком национальном единстве. Славянские племена, составившие основу русской нации, различались в этнографическом, правовом и культурном отношениях и большей частью относились враждебно друг к другу (первонач. лет.); некоторые из них были западного происхождения (радимичи и вятичи - "от ляхов"); карпатские хорваты. Каждая из древнерусских земель заключала в себе или целое племя, или часть его. Племя кривичей разделилось на две самостоятельные (враждебные) земли: Полоцкую и Смоленскую, и, кроме того, значительная часть этого племени вошла в состав Новгородской земли. Племя вятичей не сложилось ни в какую самостоятельную политическую форму, которая едва зарождалась было в эпоху Владимира Мономаха (когда у них был князь Ходота), но тотчас же исчезла; племя вятичей было поглощено Черниговской и Рязанской землями. Племя дреговичей было поделено между Киевской, Черниговской и Полоцкой землями(си. Ипат. лет. под 1116,1149 гг., Лавр, под 1097 г.). Нечто подобное случилось и с древлянами, имя которых удержалось в смысле географическом, как название части Киевской земли, а племенная группа древлян слилась с населением Киевской земли, я связи с чем не образовалось, так сказать, киевской нации.

Сознание единства русской нации образуется в X и XI вв. и выражается в XI и ХII вв. в памятниках законодательных (Русская Правда) и литературных: первоначальная летопись употребляет термин "Русская земля" то в смысле южнорусских земель, то в значении целой нации; Слово о полку Игореве противопоставляет ясное сознание единства русской нации государственной раздробленности княжений и их междоусобной борьбе (см. ниже "Начала государственного объединения всех русских земель").

Главнейшими основаниями национальной связи были: сходство языка восточных славян, единство религии (со времени принятия христианства греческого исповедания) и общность политической судьбы единство княжеского рода, общие военные предприятия против Византии я восточных варваров).

Но сознание национального единства ив XII в. не было полным и всеобщим: Русской землей специально называлась Южная Русь (в частности, Киевская земля) в противоположность Северной и Западной*.

______________________

* См. доп. Д.

______________________

Этнографические элементы, вошедшие в состав русской национальности. Главнейшим (по численности и значению) является элемент славянский. Инородческие и иноземные элементы вошли в русскую нацию двояким образом:

а) Посредством иммиграции иноземцев в русские земли с двух сторон: с запада - варягов, с востока - тюрков. Те и другие явились или в качестве вспомогательных военных отрядов, или в качестве гостей (торговцев); затем они частично оставались при дворе князей (дружинниками), или правителями областей, или частными жителями городов. "И по тем городам (в Новгороде, Изборске, Белоозере, Полоцке и Ростове) суть находници варязи; а перыяш насельшщи в Новгороде словене, Полотьске - кривичи" и т.д. (первонач. лет.; ср. о варягах и колбягах. Рус. Пр. Ак. сп., ст. 9 и 10). Преувеличенное значение западноевропейского, (варяжского) элемента в истории русского государства и права исключается тем, что варяжский элемент ассимилировался уже в XI в. В то время, когда северными славянскими племенами владели варяги, южными владели хазары, которые оставили следы шоего влияния в титуле Киевского князя ("каган" - в слове Илариона), в наименованиях многих селений около Киева и пр. Их сменили в X в. печенеги (по летописи, в 968 г.), которые под разными наименованиями проникали в состав городского населения; замиренные тюркские племена (черные клобуки) составили сплошное военное население степных окраин Киевской и Черниговской земель (с Переяславской). За печенегами явились (в XI в.) половцы, внедряясь частью насильственно, частью мирным путем в состав населения южнорусских земель (о том свидетельствуют названия многих поселений в Южной Руси). Явившиеся вслед за тем татарское влияние будет оценено (а вместе с тем и вообще монгольское влияниена русское государство и национальность) ниже.

б) Посредством колонизации славян в других странах, начавшейся с древнейших времен, Новгородская земля выдвинула свои колонии в доисторическое время в чудские (северофинские) страны (Белозерск - среди Веси, Ростов - среди Мери); Полоцкая-Кривская земля по Западной Двине и Неману имела колонии среди латышей и литвы; Северская, Черниговская и Киевская земли - в степях тюрко-татарских, через Дон до Кубани (Тмутаракань). Особенная способность русского народа к ассимиляции инородцев общепризнана.

2. Социальный состав населения (классы общества). Связь этнографического состава населения с социальным. Разноплеменное происхождение классов общества замечается и в русской нации, но лишь в слабой степени; варяжские дружины составили служилый класс; гости, т.е. западные и восточные чужеземцы, - городской класс. "Ти суть людье Нооугородьци от рода варяжьска, преже бо беша Словени", - говорит первоначальная летопись о населении городов. В Русской Правде заменяется слово "горожанин" словом "русин", слово "селянин" словом "славянин" (см. прим. 4 к Кар. сп. Русск. Пр.). Однако восточные славяне имели и своих старейшин и свое городское население уже со времен доисторических.

Три класса (но не сословия) древней Руси. Общество каждой из древнерусских земель состоит из трех классов, которые отнюдь не могут быть названы сословиями в западноевропейском средневековом смысле. Эти классы - бояре, горожане и смерды. "Боярин боярина плениша, смерд - смерда, град - града", - говорит летопись об одном случае военного похода.

а) Бояре. Класс бояр образуется из двух элементов: во-первых, из лучших людей среди жителей земли, а во-вторых - из высших членов княжеского двора - дружинников.

Лучшие люди правильно (хотя и искусственно) называются земскими боярами (в противоположность боярам княжеским). Летопись именует их и другими терминами; а именно: "нарочитии люди", "старейшины градские" и "людские". Ольга говорит древлянам: "если вы просите меня действительно (замуж за своего князя), то пришлите мужей нарочитых. Древляне избрали лучших мужей, которые держали (управляли) Деревскую землю" (первонач. лет.). По взятии главного города древлян Ольга "старейшин града взяла в плен, а прочих людей одних перебила, а других отдала в рабство своим мужам". Что здесь, и впоследствии при Владимире Св., "старцами" или "старейшинами" называются лучшие земские люди (бояре) доказывается тем, что летописец словом "старци" переводит латинский термин "sena-tores": "взорен бывает во вратех муж ея (доброй жены), внегда аще сядеть на сонмищи с старци и с жители земли", что в латинском тексте Библии выражается так: "Nobilis in portis vir ejus, quando sederit cum senatoribus terrae". To же самое ясно открывается из того, что летописец иногда означает словом "старци" всех членов княжеской думы (т.е. бояре по преимуществу); когда Владимир ввел смертную казнь вместо виры, то против этого нововведения стали возражать епископы и старцы (лет. под 996 г.); равным образом словом бояре означаются как бояре-дружинники, так и старцы: по возвращении посланных для ознакомления с разными религиями Владимир созвал "боляры своя и старци"; выслушав донесение послов, "отвещавше боляре, рекше: аще бы лих закон гречьский, то не бы баба твоя прияла Ольга". Не может быть никакого сомнения в том, что восточные славяне издревле (независимо от пришлых княжеских дворян) имели такой же класс лучших людей, который у западных славян именуется majores natu, seniores, кметы и другими терминами. Этот класс везде образуется из людей высших по родовому старшинству (происхождению, отчего члены его и называются старейшинами), по власти в своем обществе (члены его "держат землю") и, наконец, по высшей экономической состоятельности (термин "лучшие люди" означает людей более богатых).

Этот класс до XI в. ясно отличается от бояр княжеских, т.е. высших членов княжеского двора. Владимир св. созывал на пиры "боляр своих, посадников и старейшин по всем городам" (лет. под 996 г.); в своем киевском дворце он угощал "боляр, гридей, сотских, десятских и нарочитых мужей" (там же). Когда в В. Новгороде при Ярославе новгородцы перебили варягов княжеских, то князь отомстил им избиением их "нарочитых мужей" (лет. под 1015 г.). Затем, когда после поражения Ярослава этот князь опять прибежал в Новгород и собирался бежать за море, то сами новгородцы остановили его и решили продолжать борьбу за него собственными средствами; для этого они назначили налог на военные издержки, а именно: "от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по 18". Конечно, они собирали этот налог не от княжеских бояр, на что и права не имели; кроме того, Ярослав прибежал в Новгород с четырьмя мужами, а бояре его остались в Киеве, где король Болеслав "взял именье и бояр Ярославлих" (там же). Вообще в Новгороде княжеские дружинники никогда не могли сделаться местными боярами; впоследствии им запрещено было приобретать недвижимое имущество на новгородской территории, а между тем Новгород не был лишен боярского класса (в новгородском сенате считалось до 300 бояр); все новгородские бояре суть земские бояре. Кроме людей, управлявших общинами, в этот класс вошли и туземные князья (управлявшие целыми землями), лишенные своих владений Рюриковичами (в договорах русских с греками термины "князья" и "бояре" употребляются как одинаковые: "послании от Игоря... и всякоя княжья... А великий князь русский и боляре его да посылают в греки"...).

Бояре-дружинники. Слово "дружина" не означает какого-либо определенного класса общества; этим термином в летописях называется иногда весь народ: кн. Ярослав, избивший лучших новгородцев, но затем получивший известие го Киева о пагубных замыслах Святополка, собрал остаток новгородцев и сказал: "О люба моя дружина, юже вчера избих, а ныне быша надобе" (первонач. лет. под 1015 г.); иногда так называется народное ополчение, стоящее рядом с княжеской дружиной; когда в 1043 г. ладьи, на которых плыло русское войско в Византию, были разбиты бурей, то 6000 воинов (ополчения) было выброшено на берег; корабль же, на котором была княжеская дружина, уцелел. Выброшенные воины не хотели продолжать путь в Грецию и решились возвратиться в Русь; но никто "из княжей дружины" не соглашался вести их, кроме тысяцкого Вышаты, который сказал: "Аз пойду с ними, аще жив буду, то с ними, аще погыну, то с дружиною" (Лавр. лет.). Далее дружиною называется товарищество, основанное на договоре, например, общество, обязавшееся круговой порукой по уплате виры (Рус. пр. Кар., 4). Преимуществе но дружиной именуется общество, составившееся искусственно, в народном южнорусском говоре поговорка "сбор-дружина" означает собрание разнокачественных предметов.

Специально дружиной называется двор князя: "се дружина у тебя отъня и вой", - говорили дружинники св. кн. Бориса, поощряя его занять киевский стол (первонач. лет., 1015 г.). Двор состоял из различных племенных элементов: первоначально он "составлялся по большей части из пришельцев, как чужеземцев, так и жителей других русских земель, а именно из варягов, угров, тюрков и т.д. В 980 г. советник князя Яропояка, отговаривавший его следовать предательскому плану Блуда, был Варяжко; когда же Ярополк не послушал и поехал к Владимиру, то был убит двумя слугами Владимира - варягами. Владимир избрал из варягов (с которыми прибыл для борьбы с Ярополком) мужей добрых, смышленых и храбрых и раздал им города (первонач. лет., 980 г.). В дружине князя Бориса был любимый его отрок Георгий, родом угрин (мадьяр); в дружине Святополка исполнителями убийства Бориса было два варяга и между остальными - Ляшко. Повар князя Глеба, зарезавший мученика, был Торчин. Восточные элементы встречаются в княжеских дворах и в довольно позднее время: одним из главных убийц князя Андрея Боголюбского был его ключник Ясин (см. в договорах Олега и Игоря имена послов). Но вообще с XI в. преобладающим элементом в княжих дворах становится туземный - славянский.

Столь же разнообразны и сословные элементы двора. Вообще члены двора - это слуги князя и в качестве слуг лица не совсем полноправные, ибо служба только тогда не вела к холопству, когда это именно было оговорено в договоре (Рус. Пр. Кар., 121), что в действительности совершалось редко (там же, 77). Но служба князю, который был не только частным лицом, но и правителем государства, давала возможность слуге получать сразу высокое положение в обществе: из приведенного выше примера видно, что только что прибывшие варяги делаются правителями областей.

Весь двор, по правам членов его, делится на дружину старшую и младшую. Первая состоит из людей не только свободных, но и занимающих высшее положение в государстве (думе князя, в военном и местном управлении). Общим названием их первоначально было - огнищане, к положению которых приравнивались княжеские тиуны, подъездные и конюшие (Рус. Пр. Ак,, 19,20,21); впоследствии за ними утвердилось название княжих мужей (Р. Пр. Кар., 3); но в то же время они именовались и боярами (первонач. лет. под 983,997 гг. и др.); это последнее название утвердилось окончательно после слияния земских бояр с дружинными. Младшая дружина состояла из низшей дворовой и государственной службы; древнее общее наименование ее гридь (гридница - домъ, комната) заменилось другими: "отроки", "детские", "пасынки". Исполняя во дворе низшие службы (ключников, конюхов и т.п.), они в то же время составляли военный полк князя."Имею своих отроков 800, которые могут стать против половцев", - говорил киевский князь Святополк (Лавр, лет., 1093 г.). Все эти лица были или несвободные, или полусвободные, хотя и младшие члены боярских фамилий обыкновенно начинали службу с тех же низших дворовых должностей, что служило заменой и школьного образования. Как в физическом возрасте отрок становится постепенно мужем, так юридически росли права "отроков", пока они не становились "мужами" (боярами), - разумеется, не все. Отсюда и наполнялась главным образом княжая старшая дружина; слово "огнищанин" в памятниках западнославянских толкуется как вольноотпущенный. Средством возвышения из младшей дружины в старшую были военная служба и гражданское управление волостями; волости менее богатые и важные иногда поручались низшим дружинникам: кн. Святослав Черниговский говорил (жалуясь на кн. Изяслава): "я получил Чернигов с 7 пустыми городами: Моравийском, Любечем, Оргощем, Всеволожем, - ив тех сидят псари да половцы, а всю (прочую) волость Черниговскую Изяслав собою держит" (Ипат. лет.).

Кроме княжеской дружины, были дружины (дворы) боярские, члены которых также вошли в состав высшего класса: при кн. Игоре его дружинники завидуют большему богатству "отроков Свенельда" - боярина (первонач. лет., 945 г.). При кн. Изяславе киевский боярин Иоанн, сын которого постригся в Печерском монастыре, обижен тем, что князь не заступился за него и "поим отрокы многы, яде на святое стадо", извлек сына из монастыря (Памяти, изд. Яковлевым, стр. XVI). Симон Варяг прибыл на службу к киевскому князю с 3000 дворян. При Владимире Мономахе сын его Георгий Симонович, управлявший Суздальской землей, решив оковать гроб св. Феодосия, послал в Киев с серебром и золотом "единого от бояр своих, сущих под ним, именем Василия", который был крайне недоволен опасным поручением, но "неволею емлется в путь" (там же, стр. CXV). Владимир Мономах совещался с дружиной боярина Ратибора (лет. под 1095 г.). В Новгороде Семен Емин с 400 своих "ротников" (связанных с ним ротой - договором) лишает должности посадника и тысяцкого. "Благоплеменный вельможа" киевский Радион Несторович перешел на службу к московскому князю со своим двором, в котором было до 1700 чел., в том числе "княжата" и дети боярские.

Из двух элементов - дружинного (служилого) и земского - составляется (с XI в.) один боярский класс, когда дружинники, осев, сделались местными землевладельцами, а земские бояре через дворовые службы перешли в класс княжих мужей. Тогда уже уничтожается разница княжих бояр и старейшин; отдельное наименование "старци" уже не встречается в XI в.; дружинные наименования переходят и на земские классы; так, в В. Новгороде, где дружинный элемент имел наименьшее значение в составе боярского класса, в названиях последнего до XIII в. уцелели термины: огнищане, гридь (Новг. 4-я лет., 1234 г.); то же и в Суздальской земле (см. ниже). Само собой разумеется, что княжие дворы, продолжая существовать, приготовляли новые служилые элементы, постепенно вливавшиеся опять в земское боярство. Слово "дворяне" (взамен "дружина" или "гридь") появляется уже в XII в.: "горожане же боголюбстии и дворяне раз-грабиша дом княжь" (Ипат. лет., 1175 г.). У нас не установилось немецкого различия Dienst-Adel и просто Add.

После окончательного образования этого класса в нем замечаются некоторые черты, отличающие его от прочих классов; выше приведено место летописи, в котором перечислены три класса общества; в 1176 г. суздальцы (граждане и народ), оправдываясь перед кн. Михаилом Юрьевичем, говорили: "Мы, княже, на полку том со Мстиславом (соперником Михаила) не были, но были с ним боляре" (Лавр. лет.). В В. Новгороде, где боярский класс не имел преобладающего значения, были случаи открытой вражды между боярской партией и народом: "И бысть в вятших совет зол, яко побити меншии" (Новг. 1 -я лет., под 1255 г.).

Тем не менее боярство Древней Руси не имело ни сословной корпоративности, ни сословных привилегий. Образованию корпоративности мешал земский характер древних русских государств. Каждая община (город, волость и даже село) имела своих бояр (а также средних и меньших людей); в Новгородской земле были бояре Водские, Рузские, Новоторжские, Лужские, Ижорские, Двинские (Костомаров. "Северорус. народопр.", стр. 28). Собственно новгородские бояре распределяются по концам города, с которыми делят свои интересы. В Киевской земле были свои "вышегородские болярцы" (Лавр. лет. под 1015 г.). Впоследствии (в литовско-русскую эпоху "боярами" в селах назывался высший класс прикрепленных крестьян. Таким образом, земское распределение классов препятствовало образованию корпоративности. Этому не противоречит то, что собственно боярами (т. ё. такими, достоинство которых было признано в целом тогдашнем государстве - земле) были лишь бояре старшего города: так, при борьбе пригорода Владимира с Ростовом действия бояр и ростовцев отождествляются и противопоставляются действиям владимирцев как людей меньших, населения не боярского. В 1177 г. "привели (себе на княжение) ростовцы и бояре Мстислава Ростиславича из Новгорода... Он, приехав в Ростов, совокупил ростовцев и бояр, гридьбу и пасынков, и всю дружину", а соперник его - Всеволод, которого пригласили владимирцы, "выехал против него с владимирцами, и с дружиною своею и с теми немногими (местными) боярами, которые осталися у него". Не желая решать дело оружием, Всеволод попробовал войти в соглашение с Мстиславом, т.е. разделить с ним власть таким образом: "Брат, тебя привела старейшая дружина, и ты поезжай в Ростов... тебя ростовцы привели и бояре, а меня с братом Бог привел и владимирцы". Но Мстислав, послушав ростовцев и бояр, отказался от такой сделки. В битве одолел Всеволод; тогда "ростовцев и бояр всех повязали... и села боярские взяли". Между тем в то же время и во Владимире и в Суздале были свои бояре (см. Лавр. лет. под 1177 г.). Из этих примеров видно, что: а) сословное значение бояр определяется значением общины; б) все население старшей общины признается боярским (высшим) по отношению к населению младших городов;в) эти последние, однако, имеют своих бояр. Образованию сословной корпоративности препятствовали также и способы вступления в класс бояр, практиковавшиеся тогда. Боярином становился тот, кто занимал высшее место на службе (княжеской или земской) и приобретал более или менее богатое имущество: когда русский богатырь - сын кожевника - победил печенежского богатыря, то князь Владимир Св. "великим мужем створи того и отца его" (первонач. лет., 992 г.). Даже в Галиции (стране наиболее боярской) лучшими боярами были "сын попов" и "сын смердий". Вообще личные качества при возвышении в обществе преобладали в древних славянских обществах награждением и наследственностью: "Armis patentiores, fide meliores, militia fortiores et divitis eminentiores - his urbes et populum ad regendum commitas" - увещевает старец молодого чешского князя (Jire'cek. Das Recht in Bohm. und Mafar., II, 31). Рождение влияло на присвоение боярства лишь фактически, т.е. сыну боярина было легче достигнуть боярства. Поэтому фамильных прозваний Древняя Русь не знала; летопись сообщает нам лишь имена, иногда отчества бояр (Добрыня, Иван Творимирич и др.). Этому не противоречит существование класса детей боярских, упоминаемого в первый раз под 1259 г. в В. Новгороде, где они составляли часть народного ополчения; дети боярские - это потомки бояр, не имеющие, однако, боярского звания (не бояре); это наследники измельчавших боярских имуществ.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 356. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия