Студопедия — Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 4 страница






При отсутствии корпоративности класс бояр не мог пользоваться какими-либо привилегиями (исключительными правами). Правда, в сфере яичных прав огнищане (или княжие мужи) ограждаются двойной вирой при убийстве (Рус. Пр. Ак., 18, 21; Кар., 1 и 3) и высшей продажей "за муку" (там же, Ак,, 32, 31 и Кар. 90,80), но это относится именно к княжим мужам и объясняется их личными отношениями к князю: частное вознаграждение потерпевшему за муку совершенно одинаково как для смердов, так и для бояр: 1 гривна. В сфере прав имущественных памятники приписывают боярам право владения селами (земельным имуществом), как бы принадлежащее им по преимуществу: в летописях всегда речь идет только о селах боярских и церковных (в 1156г.бояре,последовавшиеза князем Изяславом на Волынь, лишились своих сея в Киевской земле; в 1177 г. в Суздальской земле владимирцы, победив ростовцев, забрали "села болярская"; тогда же и там же рязанский князь Глеб "села пожже боярския"). Следы отождествления боярства с землевладением встречаются и в Русском Праве, где упоминается о сельском населении только княжеском и боярском (Рус. Пр. Кар., 11). Но другие указания памятников не оставляют сомнения, что право землевладения принадлежало не только средним людям - горожанам (см. Новг. Судн. гр., ст. 17), но и низшему классу (см. ниже). Выщеприведенные свидетельства указывают только, что фактически землевладение принадлежало боярам более, чем лицам других классов.

В сфере прав наследства боярая приписывают привилегию передавать наследство дочерям при неимении сыновей (Рус. Пр. Кар., 103 и 104), но такое право простирается не только на бояр, но и на всех свободных "людей", кроме смердов (см. ист. права наследства).

 

б) Горожане - "Люди градские" - этими названиями обозначается иногда все свободное население (кроме бояр), так как такое население сосредоточивалось преимущественно в городах (свободных общинах). Поэтому они иначе называются "люди" и "мужи". Они не составляют целого класса, занятого одной какой-либо профессией. В составе их различаются гости, что означало прежде чужестранных торговцев. Мнение (в частности, Погодина) о том, что главная масса населения свободных городских общин составилась из пришельцев - варягов, не может быть принято: при Владимире его наемное войско - варяги - требует выкупа с Киева как города завоеванного; в Новгороде граждане избивают варягов. Слова Дитмара о том, что население Киева "составилось главным образом из беглых рабов, стекавшихся сюда со всех сторон, в особенности из проворных данов (норманнов)", заключает в себе сильное преувеличение. Высший разряд - гости - составился, несомненно, из иностранцев (см. иноземные имена послов и гостей в договоре Игоря с греками); они, подобно дружинникам, находились в теснейшей служебной зависимости от князя, который их посылал в посольство к гостьбу (см. там же), но скоро ассимилировались с господствующим славянским населением городов. После этого они ничем не отличаются от второго разряда - купцов, которые пользуются, наравне с боярами, правом государственной службы (участвуютв военных походах, посольствах и в делах управления и суда) и правом землевладения (Новг. Судн. гр., ст. 17 и 18). Однако они отличаются от бояр именно тем, что только бояре участвуют в думе. В Новгороде переходным классом от бояр к купцам были житьи люди - термин, который в широком смысле включает и купцов (там же, 17, 6,10).

В В. Новгороде купцы составляли корпорации - сотни: "А купец пойдет в свое сто, а смерд потянет на свой потуг (или погост)". Сверх того, там же была особенная корпорация потомственных ("пошлых") купцов: "А не вложится кто в купечество Иванекое (в корпорацию "церкви св. Иоанна), ино то не пошлый купец" (Уст. кн. гр. Всеволода, 1135 г.).

Низший разряд городских обывателей именуется черными городскими людьми или молодшими.

Вообще городские жители не составляли среднего, или мещанского класса, и вступление в их среду было открыто для всех свободных лиц.

Все городские люди, взятые в совокупности, отличаются от сельских обывателей тем, что не платят дани (см. Уст. гр. Смол. кн. Ростислава, прим. 40).

Противоположность городских жителей (главной общины)классу сельских смердов раскрывается из псковской истории о смердьей грамоте 1485-1486 гг. (см. Псков. 1-ю и 2-ю лет.); тогда было составлено новое уложение о том, какие дани должны платить смерды великому князю и какие - городу Пскову, причем Псков, очевидно, был сильно обижен, а положение смердов облегчено. В составлении такой грамоты были обвинены и некоторые посадники, которые убежали к великому князю; вече выдало на них "мертвые грамоты", т.е. заочный приговор к смертной казни, нов деле замешаны были и сами смерды; некоторые из них были арестованы и казнены. Великий князь разгневался и потребовал освобождения прочих арестованных смердов и оправдания посадников. Остальные посадники, бояре и житьи люди хотели исполнить волю великого князя, а "чернии люди мелодии всего того не восхотеша". Здесь черные люди Пскова решительно стоят против интересов смердов (крестьян)*.

______________________

* Реформа, вызвавшая смуту, очевидно, касалась не частновладельческих крестьян, а государственных; в противном случае положение партий на псковском вече было бы обратное: обиженные бояре не ссорились бы с черными людьми, которые действуют в их интересах. Инвентарные положения, отнесенные к XV в., маловероятны. Обиженные, приходившие во Псков с жалобами, конечно, не землевладельцы, а те правители, которые обычно пользовались данями за свою службу.

______________________

в) Смерды. Название это хотя и употребляется иногда в широком смысле (охватывая все население, кроме духовенства и бояр, - см. Рус. Пр. Ак., ст. 31 и 32), но в узком смысле под смердами разумеются сельские жители ("боярин боярина плениша, смерд - смерда, градъ - града" - Ипат. лет. 1 221 г.); купец тянет к сотне городской, смерд - в погост, т.е. сельскую общину). Термин "сельские люди" встречается лишь в церковном уставе Ярослава (довольно поздней редакции): за бесчестье жен "городских людей 3 гривны серебра..., а сельских людей за сором гривна серебра". Этот термин и не мог быть в употреблении в древнейшее время; тогда селом называлось только частновладельческое имение: "не имей себе двора близ княжа двора; не держи села близ княжа села; тиун бо его яко огнь трепетицею накладенъ, а рядовичи его яко искры" (Слово Даниила Заточника; Рус. Пр. Ак., ст. 22). Древнейшие наименования сельской общины - "весь" и "мир".

Класс сельских людей состоит из людей свободных, прикрепленных и несвободных.

Свободные сельские жители, несомненно, существуют с древнейших времен. Русская Правда приписывает смерду личные права (за мучение смерда без слова князя полагается за обиду 3 гривны - Ак., ст. 31), права на вещи (Ак., 25) и права наследства (Кар., 103)*. То же подтверждают летописи: "А сего чему не промыслите, говорил Владимир Мономах союзникам, оже то начнет орати смерд, и приехав половчин, ударит и стрелою, а лошадь его поймет, а в село его ехав, иметь жену его и дети его и все его именье? (Лавр, лет., 1 103 г.).

______________________

* Русская Правда (Кар., 42 и 43) говорит: "Таковы уроки смердам (преступникам), которые платят князю продажу, но если татями окажутся холопы... то их князь продажею не казнит".

______________________

Хотя те же памятники (Русская Правда и летописи) содержат в себе и указания на бесправное положение смердов, такие указания относятся к смердам в теснейшем смысле, т.е. прикрепленным.

Свободное население сел жило или на общинных землях, или на частновладельческих. Но в княжествах, при тогдашнем смешении частного права с государственным, положение тех и других уравнивалось: общинные земли считались государственными, и смерды, населявшие их, были смердами князя. Ян, воевода Святослава, спрашивал о волхвах, производивших беспорядки в Ярославской и Белозерской землях: "Чья еста смерда?" и потребовал их выдачи на том основании, "яко смерда еста моего князя" (Лавр. лет. под 1071 г.)*. В Новгородской и Псковской землях смерды, жившие на общинных землях (тянувшие к погосту), считались смердами государственными: они обязаны податями и повинностями в пользу Новгорода или Пскова (см. договор новгородцев с Казимиром, ст.21). Городское правительство (вече) защищало их в случае претеснений со стороны князя (см. ниже обвинение кн. Всеволода в 1136 г. в том, что он не бережет смердов). Наоборот, если князь обращал в свою пользу дани и повинности смердов, то город вступал с ним в борьбу (см. выше о борьбе Пскова с великим князем в 1486 г.).

________________________

* Этому выражению нельзя придать Другое значение; например, нельзя толковать его в смысле подсудности территориальной (подданства); воеводе, посланному князем взимать дань, должно быть хорошо известно, что область, куда он послан, есть территория его князя. Подсудность же личная (определяемая правилом: "половника не судить без государя") могла быть неизвестна в данном случае.

________________________

Свободные смерды, жившие на землях частновладельческих, назывались (по Псковской Судной грамоте) изорниками, исполовниками или четниками, смотря по тому, что занимали: пахотную землю, огород или рыбную ловлю; изорник (от слова "орать" - пахать) брал полевой участок, уплачивал хозяину 1/4 урожая; исполовник или огородник платил 1/2 дохода; кочетник, или четник, нанимал исад (рыболовный участок). Срок найма был одногодичный, общий - на Филиппово заговенье, 14 ноября (Пек. Судн. гр., ст.42). В тот год, когда крестьянин отходит, он уплачивает владельцу не 1/4, а 1/2 урожая (ст. 63)*. Наемщик обыкновенно брал у хозяина покруту в виде денег, хлеба или орудий производства, а при отказе обязан был ее возвратить (Пек. судн. гр., ст. 51 и 76). Крестьянин имел право иска на своем землевладельце (там же, ст. 75,87).

________________________

* В.И. Сергеевич (Р. Юр. Древн. 1, 239), допуская буквальное понимание ст. 63, утверждает, что владелец даже тогда, когда сам отказывал изорнику, получает половину всего собственного имущества изорника; но при этом остается необъясненной четверть, которую терял владелец (по ст. 42), если отказывал крестьянину не в срок. Наименование огородников "исполовниками" указывает, что изорник платил не 1/2, а 1/4 урожая, как и рыболов ("четник"). Откуда бы могло возникнуть право землевладельца на половину собственного имущества изорника?

________________________

Но вообще и положение даже свободных крестьян (государственных и частновладельческих) было далеко от гражданского полноправия и они легко могли перейти в состояние прикрепленных.

Прикрепление могло быть временное или постоянное. Временное прикрепление есть релейное закушичество Русской Правды, которое образуется из долгового обязательства смерда землевладельцу; при нем. смерд сохраняет права личные (Рус. Пр. Кар., 73), имущественное право иска на господина (там же, 70,72), но за бегство и за преступление обращается в холопа (там же, 70, 75). Постоянное прикрепление может образоваться путем давности ("старые изориики") - Пек. суда, гр., ст. 75. Прикрепленный "е имеет права иска на господина наравне с холопом (догов, новгор. с Казим., ст, 20); он подлежит суду своего господина: "половника без господаря (хозяина) твоим (княжеским) судиям не судати" (там же, прим. 1.9). Такие прикрепленные смерды были многочисленны в древнейшее время: Русская Правда уравнивает штраф за убийство холопа и смерда (Ак. 23, Кар. 13).

Несвободное сельское население состояло из поселенных рабов - челяди. Но институт холопства, как частный, не принадлежит к вопросам государственного права.

В. ВЛАСТЬ

Общие черты государственного устройства всех русских земель

1. Происхождение и первоначальный характер государственной власти. Общественная власть первоначально образуется частным путем в кровнородственных обществах. Она сохраняет частно-правный характер в течение всего первого периода. Однако сознание общественной роли власти проявляется в самом начале истории. "Вся земля нашавелика и обидна, я наряда в ней нет; да пойдете княжить и володети нами", - говорили новгородские послы варяжским князьям. За властью признаются обязанности: кияне послали Святославу (в 968 г.), требуя его возвращения для защиты от печенегов "отчины своей"; они же требовали от Изяслава в 1067 г. продолжения борьбы с половцами. Из этих примеров видно, что "володенье" имеет двоякую цель: частный интерес владеющих общественный интерес подданных (оба элемента пока неразличимы в продолжение всего первого периода),

2. Формы верховной власти тройственны. Нормальный порядок решения государственных дел уясняется из следующих мест летописи: в 987 г. созвал Владимир своих бояр и старцев градских и, рассказав им о том, что говорили ему миссионеры разных религий о преимуществах каждой из них, "рече: да что ума придаете? Что отвещаете? И реша бояре и старци... послав испытай... како служат Богу. И бысть люба речь князю и всем людям" В 1096 г. "Свя-тополк и Володимер посласта к Олгови, глаголюща сице: пойди Кыеву, да поряд положим о Русьстей земли пред епископы, и пред игумены, к пред мужи отец наших, и пред людми градьскими". Таким образом, в состав власти входят: князь, боярская дума и народное собрание (вече).

а) Княжеская власть

Происхождение княжеской власти доисторическое: она была и в родовых союзах (в народных свадебных обрядах князем и княгиней называются новобрачные - родоначальники будущего рода), и в общинных (у южных славян князем называется общинный старшина). В землях восточных славян княжеская власть существовала до прибытия Рюриковичей: "Кий княжаше в роде своем", т.е. в земле полян: "По сих братьи (Кия и его братьев) держати почаша род их княженье в Полях, а в Древлях свое (княжение), а Дреговичи - свое, а Словени - своев Новгороде; а другое в Полете". Другие неофициальные титулы власти - каган, царь, самодержец. Князь Даниил Галицкий в XIII в. присвоил себе титул короля.

Состав княжеской власти - родовой: власть принадлежит не лицу, а целому роду: "Славяне разделяются на разные роды (races), из которых один владел всеми во времена первобытные..." (Масуди). "Наши князи добри суть, иже распасяи суть Деревенъску землю", - говорили древляне Ольге.

Члены княжеского рода иногда соправительствуют без раздела власти: примером из мифических времен может служить соправительство Кия, Щека и Хорива; а из исторических - Аскольда и Дира. "Аз есмь роду княжа, и се есть сын Рюриков", - говорит Олег в доказательство своих прав и в опровержение права Аскольда и Дира на княжескую власть. Договор с греками заключают послы: от Игоря - Ивор, от сына его Святослава - Вуефаст, от княгини Ольги - Искусеви. Родовое соправительство есть явление глубокой древности*, впоследствии оно уступает место другому началу: члены княжеского рода делят между собой власть территориально (Рюрик, Синеус и Трувор; Святослав и его дети: Ярополк, Олег и Владимир). Этот последний порядок с конца X в. стал преобладать и создал так называемую удельную систему (разделение русских земель между детьми Владимира и потом Ярослава), но при распределении князей по целым землям единство власти княжеского рода нарушалось: в каждой земле возник род князей-соправителей (см., впрочем, ниже: "Начала государственных объединений").

_______________________

* Из времен более поздних (середина XII в.) отметим соправительство Вячеслава с племянниками Изяславом, а потом Ростиславом. В 1146 г. киевляне избрали князя Игоря Олеговичи и целовали крест: "оже под Игорем не льстити и под Святославом" (Плат, лет.), братом Игоря. И тот и другой - князья киевские.

_______________________

Из принадлежности власти целому роду следует, что опека и регенство не могли иметь применения в тогдашнем государственном праве, пока продолжается род (Олег и Ольга). Лица женского пола также участвуют в общей власти рода (Ольга).

Приобретете, передача и потеря княжеской власти. Приобретение княжеской власти совершается одновременно по наследованию и по избранию. Наследование здесь нужно понимать не в точном смысле: наследник получает власть не с момента смерти предшествующего князя; право на нее он приобретает с момента рождения, а действительное участие в ней - с момента совершеннолетия (Игорь при Олеге; Святослав при Ольге). Смерть предшественника открывает для другого князя лишь большую степень участия во власти.

Оба вида наследования - наследование по закону и по завещанию - действуют одновременно и в равной силе: "Умерило Рюрикови, предасткняженье свое Олгови, отрода ему суща, въдавъ ему сынъ свой на руце, Игоря, бысть бо детеск вельми". Но впоследствии наследование по обычаю (закону) берет перевес над волей завещателя; завещание Ярослава (1054 г.) сообразуется с порядком старшинства его детей: "Се поручаю в собе место столь старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу - Кыев; сего послушайте, якоже послушаете мене, да той вы будетъ в мене место; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду - Переяславль". Между тем Ярослав любил больше других своих детей Всеволода и завещал ему: "Сыну мой... аще ти подаст Бог прияти власть стола моего (Киева) по братьи своей, съ правдою, а не съ насильем... да ляжеши, идеже аз лягу, у гроба моего, понеже люблю тя паче братьи твоее" (Лавр. лет. под 1093 г.). Завещание, противоречащее обычаю, не исполняется: Юрий Долгорукий завещал суздальский стол младшим детям, а наследовал старший Андрей.

Обычный порядок наследования столов следовал порядку старшинства членов рода: после смерти Владимира Св. (1015) самому любимому его сыну Борису говорит дружина: "Се дружина у тобе отьня и вой; пойди, сяди Кыеве на столе отни; он же рече: не буди ми възняти рукы на брата своего старейшего; аще и отец ми умре, то съ ми буди въ отца место". В 1093 г. "Володимер (Мономах, по смерти отца) начаразмышляти: аще сяду на столе отца своего, то имам рать съ Святополком взята, яко есть стол прежде от отца его был". Частое нарушение этого порядка в действительности не может опровергнуть его правомерности*.

_______________________

* Начиная с середины XII в. род князей Рюриковичей так размножился, что правильные счеты кровного старшинства сделались невозможными, а потому уже тогда начинается искусственное определение степени родства - "возложение старшинства", возвещение кого-либо по договору в старшие братья. Подобное явление и теперь общеупотребительно в больших сложных семьях русского народа.

_______________________

Избрание князя народом есть или самостоятельный или добавочный способ передачи власти; князь избирается при прекращении или отсутствии княжеского рода. Новгородцы избирают варяжских князей в 862 г.; они же просят себе князя у Святослава Киевского в 970 г., говоря: "если не пойдете к нам, то найдем князя себе". Затем избрание действует наряду с наследованием: власть нового князя освящается и укрепляется согласием народа, что было совершенно необходимо при постоянном участии населения в государственных делах: в 1015 г. "Святополк седе Кыеве по отци своем и съзва кыяны и нача даяти им именье". Обыкновенно наследственность и избрание совпадают и (до половины XII в.) не вступают в борьбу между собой. В одном и том же факте преемства можно видеть с полным правом и наследование, и избрание: когда в 1132 г. умер Мстислав Великий, сын Мономаха, и власть его перешла к брату Яропожу, то, как сказано в одной летописи (Ипатьевской), это произошло потому, что Мстислав "оставил княжение брату своему Ярополку" (т.е. завещал законному наследнику), а по словам другой летописи (Лаврентьевской), потому, что "людье кыяне послаша по нъ". Совпадение начал наследования и избрания в одинаковой мере присуще и древнегерманскому праву; оно дожило в московском праве до XVII в., а в польском - до конца XVI.

С середины XII в. такое мирное совпадение двух начал преемства нарушается во всех землях; при борьбе их фактически берет перевес начало избрания: в 1146 г. киевский князь Всеволод Ольгович желает передать власть своему брату Игорю и старается приобрести согласие киевлян, но киевляне приглашают Изяслава Мстиславича, говоря ему: "ты - наш князь, поезжай; а у Олеговичей (именно у Ольговичей) не хочем быть в наследстве". В 1175 г. владимирцы, обижаемые своими князьями, говорят: "Мы есмы волная князи прияли к собе..." (Ипат. лет.). Случаи избрания князей становятся во всех русских землях весьма частыми: в Киеве в 1146 г. (Игоря Ольговича и Изяслава Мстиславича), 1150 (того же Изяслава Мстиславича), 1154 (Ростислава Мстиславича), 1169 (Мстислава Изяславича) и т.д.; в Галиче в 1202 (кн. Игоревичей), 1208 (Даниила Романовича) и т.д.; в земле Смоленской в 1175 (Мстислава Ростиславича); в земле Суздальской в 1175 (Ростиславичей), 1176 (Михаила и Всеволода Юрьевичей); в земле Полоцкой в 1151 (Ростислава Глебовича), 1158 (Рогволода Борисовича).

Но начало избрания не вытесняет начала наследственности в принципе нигде, кроме Новгорода и Пскова.

Князь избирался не только всегда пожизненно (в принципе), но и с детьми, т.е. избрание нового князя каждый раз являлось как бы избранием новой династии с утверждением на будущее время наследственного преемства престола и признавалось как бы явлением случайным, вызванным временной нуждой. "Уведавше смерть княжю (Андрея Боголюбского), ростовци, и суждальци, ипереяславци, и вся дружина от мало до велика, и съехавшеся к городу Володимеру и реша: се ся уже тако створило, князь наш убиен, а детей у него не-туть, сынок его мал в Новегороде, а братья его в Руси; по кого хочем послати в своих князех?.. А хочем Ростиславичи Мьстислава и Ярополка... А крестьнаго целованья забывше", т.е. и после смерти Андрея Боголюбского не вспомнили своей присяги о выборе младших сыновей Юрия Долгорукого - братьев Андрея (Ипат. лет. под 1175 г.).

Кроме наследования и избрания, не было других правомерных способов приобретения княжеской власти. Добывание стола и договор между князьями не могут быть признаны таковыми, Добывание (узурпация) нуждается в оправдании или правом наследства, или правом избрания. В 1154 г. черниговский князь Изяслав Давыдовяч захватил Киев; против него шел Юрий Долгорукий, и вопрос о столе киевском должен былразрешиться силой. Но Юрий ссылался на свои права наследства: "Мне отчина Киев, аде тебе", а Изяслав послал к нему е такими словами: "Я не сам сель въ Киеве, посадили меня кияже". При вторичном захвате Киева тем же князем его собственный родич дает ему такой совет: "Если будешь за Днепром, то вся твоя правда будет". Договоры между князьями утверждают лишь один из вышеуказанных способов преемства. "Кождо да держить отчину свою", - решил Любечский съезд князей 1097 г. На съезде 1196 г. "вси князи выложиша Новгород в свободу: где им любо, туже собе князя поймают". Если князья договариваются между собой о захвате волости третьего князя без всяких оснований, то такой договор есть лишь одно из средств незаконной узурпации (добывания); например., когда двое Яроелавичей - Святослав и Всеволод - договорились отнять Киев у старшего - Изяслава, то, да словам летописца, это "въздвиже дьявол котору".

Символами приобретения власти было посаженне князя на стол народом. Сначала это было представление нового князя народу. В 1067 г. киевляне "поставили (Всеслава) посредине двора", где, вероятно, было возвышение, род трона. Потом подобный трон устраивался в "сенях" - галерее княжеского двора. В этих символах выразились оба способа приобретения княжеской власти: люди сажают князя на отцовском столе. Сказание о короновании Владимира Мономаха греческим епископом Неофитом, присланным от императора Алексея Комнина, и о получении из Византии регалий (шапки Мономаха, скипетра, диадемы и креста)", сложилось в начале XVI в. и не подтверждается нашими древними летописями.

Потеря княжеской власти. С избранием князя народом соединяется смещение князей, которое обычно предваряется выбором другого князя и имеет вид насильственного переворота (случай в Киеве в 1067 г. при смещении князя Изяслава и в 1146 г. при смещении Игоря Опьговича; а также в Полоцке в 1158 г., когда, желая сменить Ростислава, граждане прибегают" заговору и приглашают его на вече как бы для мирного обсуждения дела; но князя предупредили: "Не езди, князь, вече на тебя в городе, дружину твою избивают, а тебя хотят схватить"). При таких способах смещения веля народа не всегда приходила к осуществлению. Со смещением не соединялось право наказывать князей. Убийство Игоря Ольговича в Киеве есть следствие бунта, и он, как убитый невинно, причислен к лику святых. Убиение князей Игоревичей в Галиче в 1208 г. совершено мадьярами но наущению мятежных бояр.

Права княжеской власти. Княжеская власть есть необходимый элемент государственного устройства всех древнерусских земель:

"Почаша сами в собе володети; и не бе в них правды, и въста род на род, быша в них усобице, ивоеватипочаша сами на ся. Реша сами в себе: поимщем собе князя, иже бы володел нами и судил ао праву" (первонач. лет., 862 г.). Если и не признавать в этих словах исторического факта, то следует признать общее воззрение древних времен, выраженное летописцем. В 970 г. пришли в Киев люда новгородские прося князя себе и говоря: "Аще не пойдете к намъ, то налеземъ князя собе". Вообще в течений 400-летнего периода ни одна из русских земель (кроме малоизвестной по своему устройству - Вятки) не устраняла из состав а верховной власти княжеского элемента. Княжеская власть необходима для внутреннего наряда (управления и суда) как сила, уравновешивающая взаимное соперничество составных элементов государства, как кровных, так " территориальных. Мнение о том, что князья опирались на; младшяеторода в борьбе против старшихъ имеет ту справедливую сторону, что только княжеская власть уравновешивала интересы старших и младших городов. Такова же роль княжеской власти в борьбе классов и партий: "Всего же паче убогых не забывайте... и вдовьщю оправ дите сами, а не давайте сильным погубит человека" (Поучение Владимира. Могаэмаха.). В Новгороде и Пскове смерды находятся в специальной опеке князя; в 1136 г. новгородцы, смещая князя Всеволода, в числе обвинений против него на первое место поставили то, что он не заботился о смердах.

Княжеская власть необходима для внешней защиты государства. В 884 г. "иде Олегь на северяне, я победи северяны, и възложи на нъ дань легъжу, и не дасть им козаром дани платите, рек: аз им противен, а вам нечему". В 968 г. киевляне послали на Дунай к князю Святославу, говоря: "Едва нас не взяли печенеги... если не пойдешь и не оборонишь нас, то опять нас возьмут". В 1068 г. киевляне выступили съ своим князем Всеславом навстречу Болеславу Польскому; но, признав себя беззащитным, Всеслав ночью тайно от кияа бежал; тогда люди возвратились в Киев и на вечерешили: "зежегши градъ свой, уйдемъ въ греческую землю". Вообще неизбежность княжеской вяаст" видна из следующего случая: в 1140 F. Всеволод Киевский, желая наказать новгородцев, не давал им князя; "Не ходите в Новгород, - говорил он подручным князьям, - пусть себе сидят на своей воле без князя; где хотят, там, пускай себе ищут князя". Новгородцы оставались без князя десять месяцев. "По понятиям века, казалось невозможным сидеть без князя; особенно это было неудобно в то время: тут партии волновали город, там продовольствия не пускали... Новгородцы призвали себе из Суздальской земли Ростислава Юрьевича" (Костомаров. "Севернорусек. народопр.", т. I, стр. 67) Постоянная борьба всех земель против своих князей означает не борьбу против княжеской власти, а стремление отыскать наилучшего князя.

Первоначальная неограниченность княжеской власти возникла из прежних родовых оснований власти, а потом из. тождества интересов и воли князей и народа, который мог избрать себе наилучшего князя и сместить неудачного. Такая патриархальная неограниченность не имеет ничего общего с позднейшим западноевропейским абсолютизмом. Уже тогда люди книжные учили: "Яко Бог дает власть, ему же хощеть, поставляет бо царя и князя Вышний... понето есь глава земли" (Лавр. лет. под 1177 г.). Князю вручается вся полнота верховной власти: "Приидите володеть и княжить нами", - говорил славянские послы варяжским князьям.

В языческую эпоху князю принадлежала власть религиозная: "И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна... и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьглаи Мокошь... Володимер жепосади Добрыню, уя своего, в Новегороде; и пришед Добрыня Ноугороду, постави кумира над рекою Волховом, и жряху ему людье ноугородстии аки богу" (первонач. лет. под 980 г.). В христианские времена князь является покровителем церкви, участвуя во всех ее главнейших действиях; так, крещение Руси совершено по следующему распоряжению князя: "Аще не обрящеться кто реце (в реке), богат ли, убог, или нищ, или работник, противен мне да будет". Вообще о крещении Руси при Владимире Иларион говорит: "И не бысть ни единого же противящегося благочестному его повелению; да аще кто и не любовью, но страхом повелевшего крещахуся". Князь участвует в решении вопросов о внешней церковной жизни: в 1164 г. Леон, епископ Суздальский, начал учить в Суздале, что не следует есть мяса в господские праздники, "и бысть тяжа про то велика пред благоверным князем Андреем" (Лавр, лет.). Князю принадлежало право участия в назначении лиц духовных: Владимир "помышли создати церковь Пресв. Богородицы... и поручи ю Настасу Корнянину"; Ярославъ "церкви ставляше по градом и по местом, поставляя попы"; "Постави Ярослав Лариона митрополитом русина въ святей Софьи, собравъ епископы" (лет. под 1051 г.); "В лето 6655 Изяслав (Мстиславич, князь Киевский) постави митрополита Клима, калугера, русина, особь с шестью епископы" (Лавр. лет.). Разумеется, в таких выражениях надо видеть лишь сильное участие князя в действиях церковных властей (собора). Князья влияют также на низложение церковных сановников: в 1169 г. "нечестивый (Феодор, епископ Владимирский) не всхоте послушати христолюбивого князя Андрея (Боголюбского), веляща ему ити ставиться к митрополиту к Кыеву... (князь) изверже его из земле Ростовьскы... Посла же его Андрей митрополиту в Кыев; митрополит же Костянтин повеле ему язык урезати, яко злодею и еретику" (Лавр, лет.). В 1168 г. черниговский князь Святослав, не согласный в учении о посте со своим епископом Антонием, "кзверже и изъ епископьи". Ккязь содействует установлению церковных законов (церковные уставы Владимира, Ярослава, Ростислава).







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 348. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия