Студопедия — Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 6 страница






Способ созыва практиковался двоякий: через биричей (глашатаев) и через колокол; последний способ (наиболее демократический, призывающий всех) утвердился в Новгороде.

Имея в летописи рассказы преимущественно об экстраординарных народных собраниях, мы не можем дать определенного ответа на вопрос о сроках созьта обыкновенного веча. Лишь предположительно можно оказать, что были периодические собрания во время братчин, в дни церковных местных торжеств: в 1158 г. "начаша (полочане) Ростислава (своего князя) звати льстью у братыцину с святей Богородици к Старей, на Петров день... княже, поеди к нам, суть ны с тобою речи". Оказалось, что это было собрано враждебное князю вече (Ипат. лет.).

По мере все большего упорядочения вечевых собраний определялось и их место. Так, в Киеве вече, начавшее открытое восстание против князя в 1067 г., сошлось на торговище. Но вече, действующее в единении с князем и созванное им, собирается на Яросдавовом дворе (В 146 г.) или на дворе Св. Софьи (1147 г.). Точно так же в Новгороде законными местами собраний были: Ярославль двор и у Св. Софии. И в самом деле, когда князь призывал народ для совещаний, то "есто таких собраний должно быть близ княжеского дворца. Столь же законным местом является и центральная святыня земли, куда народ и без того собирался периодически в большие праздники*. То, что место собраний имело большое значение, видно на примере вече в 1146 г., когда князь сначала созвал всех киевлян под Угорский, где вече и согласилось избрать князем Игоря, если умрет его брат; но когда тот действительно умер, то для окончательного утверждения избрания новый князь созывает вече на Ярославовом дворе; на первом месте было лишь предварительное соглашение, на втором акт избрания завершен. Правда, потом киевляне опять скопились у Туровой божницы для требования дополнительных условий от нового князя, но это было результатом неполного соглашения с князем, и самое собрание поэтому не должно быть признано нормальным**.

______________________

* При господстве обычного права законным является обычнее место собраний, обычным же местом (в В. Новгороде) были св. София и Ярославль двор; то же и в Киеве. В 1067 г. киевляне, "сотворившие" вече на торгоыпци (на Подоле), изгнали своего князя Изясдава, который, возвратившись и заняв опять стол, "възгна торгъ на гору" (Лавр, дет.), чтобы исключить повод собираться на вече в дала от княжего двора.

** Отсюда отнюдь не следует, что постановления такого веча незаконны; нарушение форм и обрядов не всегда ведет к признанию акта незаконным (например, совершение брака вне церкви, в силу необходимости, не есть акт нормальный, однако законный; постановление митрополитом Климента (1147 г.) без участия патриарха также акт ненормальный, но законный - см. дополн. Ж).

______________________

Способ обсуждения дел и принятия решений на вече упорядочивался с течением времени, но окончательно сформировался лишь в Новгороде и Пскове. В 1147 г., когда князь Изяслав Мстиславич, находившийся в походе, узнал о предательских замыслах черниговских князей, он послал в Киев двух "мужей" - Добринку и Радила - с таким наказом к своему брату Владимиру: "Брат, поезжай к митрополиту и созови всех киевлян, пусть эти два мужа скажут о предательстве черниговских князей". Когда киевляне сошлись все от мала до велика на двор св. Софии и сели (по другой летописи - "встали"), то князь Владимир сказал митрополиту: "Вот прислал брат мой двух мужей - киевлян, пусть скажут бр атьесвоей". И выступили Добринко и Радило и сказали: "Приветствовал тебя брат, митрополиту кланялся, приветствовал Лазаря (тысяцкого) и всех киевлян". И сказали киевляне: "Говорите, с чем вас князь прислал". Когда послы передали дело, то киевляне сказали: "Радуемся, что Бог тебя избавил от великого предательства; идет за тобою и с детьми". Но один человек сказал: "За князем своим мы срадостью пойдем... но тут Игорь, враг нашего князя, сидит в монастыре; убьем его и пойдем к Чернигову за своим князем". Тщетно князь Владимир, митрополит и двое тысяцких противились; пагубное предложение увлекло толпу. - В Новгороде предложение и дерогация законов на вече принадлежали посаднику, который обычно и был председателем веча.

При постановке решений требовалось единогласие ("единым устами" или "единодушно"); в действительности (фактически) под единогласием скрывалось подавляющее большинство; но в принципе требовалось единогласие (как показывает аналогия польского сейма). При равном распределении партий происходит физическая борьба и повторение собраний, пока не будет достигнуто соглашение; в Новгороде в 1218 г. после битв одного конца против других, веча по одному и тому же вопросу продолжались целую неделю, пока не "сошлись братья все единодушно".

Права веча. Вече есть необходимая составная часть общеземской власти, ибо участие народа в государственных делах в древнее время было самым непосредственным и живым: "нрав есть первые чади всея пред враты граду творити веще и суды" (Слав. Восток). Необходимость вечевой формы видна из ее всеобщности. По приведенному выше принципиальному выражению летописи, сначала новгородцы, смольняне, полочане, киевляне и "вся власти" собираются на вече, как на думу. Согласно с этим, летописи сообщают факты вечевых собраний во всех древнерусских землях: кроме приведенных выше и других многочисленных случаев народных собраний в Киеве, Новгороде, Пскове, Полоцке, в земле Ростовской, в летописях упоминается веча в земле Волынской (1097), Галицкой (1231), Рязанской (1207) и Черниговской. Но вече достигло неодинакового политического значения в разных русских землях.

Права веча не могут ограничиваться каким-нибудь одним родом дел (например, законодательством): они, подобно правам князя и думы, простираются на всю сферу высших государственных дел управления и суда. В сфере законодательства вечу сначала принадлежали меньшие права, чем князю и думе: в Русской Правде нет следов вечевого законодательства: но потом, именно в Новгороде и Пскове, законодательство становиться функцией только веча (см. в Псковской Судной грамоте ст. 108 о порядке составления и отмены законов). В сфере внешней политики и в вопросах о войне и мире вечу принадлежат наибольшие права с древнейших времен. Этого требовала фактическая необходимость заручиться согласием населения для ведения войны: договор Игоря с греками в 945 г. заключен от имени "великого князя русского, и от всякогя княжья, и от всех людий рус-ския земли". В соблюдении этого договора клялся весь народа Киеве, крещеный и некрещеный. В 1015 г. Ярослав в Новгороде, избив много граждан за своих варягов, получил известие, требовавшее немедленной войны с киевским князем Святополком; тогда, собрав "остаток новгородцев", он сказал: "О люба моя дружина, юже вчера избихъ, а ныне быша надобе"... иреша новгородци: аше, княже, братья наша изсечена суть, можем по тобе бороти". В Киеве в 1147 г. вече отказывает князю в согласии на войну против Юрия Долгорукого и вскоре охотно соглашаться воевать против черниговских Ольговичей. В Новгороде князь (Мстислав, 1179 г., - Новг. 4-я лет.) так убеждает вече идти на чудь: "братья, се обидеть ны поганые, а быхом, възревше на Богъ и на св. Богородици помочь, помьстили себе и свободили быхомъ Новгородскую землю от поганых". Князь иногда начинает войну и при несогласии на нее веча (при помощи собственной дружины - двора и добровольцев из населения), но редко ведет ее с успехом. Войны с варварами ведутся иногда без предварительного обсуждения на вече, но с молчаливого согласия народа (вследствие полной популярности таких войн).

В сфере внутреннего государственного устройства значение веча не менее важно. О необходимости участия в призвании и смещении князей были приведены факты выше (см. в особенности случай в Киеве 1154 г., когда боярская дума напоминает новому князю, уже призванному ею, о необходимости "утвердиться с людьми в Киеве"),

В сфере судебной власти вечу первоначально принадлежало право участия во всяком суде ("пред вратами градскими творить веще суды"); суд производился князем и боярами в присутствии народа. И впоследствии вече (в Новгороде) судило всякие дела, на которые было обращено внимание; новгородское вече в 1290 г. судит людей, ограбивших торг. Отмена вечевого суда в Псковской Судной грамоте (см. 4: "а на вече суда не судить ни князю, ни посаднику") указывает на предшествовавший порядок, когда суд княжеский и посадничий производился на вече. По Новгородской Судной грамоте, за вечем оставлена высшая власть, контролирующая действия специальных судебных органов (ст. 29). Вечу принадлежит суд политический (над князем и посадниками): в 1907 г. в Киеве суд над галицкими князьями по доносу князя Волынского предоставлен боярам и вечу. Новгородское вече в 1136 и 1270 гг. производит формальный суд над своими князьями с изложением письменного приговора; в Новгороде же в 1141 г. производится суд и казнь посадника Якуна за измену всем вечем; 1209 г. - суд, поток и разграбление над посадником Дмитрием.

В сфере управления вече не принимает постоянного участия в ведении текущих дел, но оно участвует в назначении и смене чиновников; в 1146 г. вече требует от князя смены тиунов киевского и вышегородского (которые и сменяются); на место их назначаются тиуны по воле веча ("а се вам и тиун по вашей воли"). Ростовцы (бояре и народ), говоря в 1176 г. о своей власти над пригородом Владимиром, угрожают или сжечь непокорный пригород, или посадить в нем своего посадника. В особенности активное участие принимает вече в военном финансовом управлении: средства для ведения войны (чрезвычайные налоги) устанавливаются самим народом на вече. В 1018 г. в Новгороде, во время борьбы Ярослава со Святопожом Окаянным, вече решает: "хочем ся и еще бити с Болеславом (польским, союзником Святополка) и с Святопояком. Начата скот (деньги) събирати от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен; и приведоша варяги, вдаша им скот" (Лавр. лет).

Падение веча и прекращение вечевых собраний. Независимо от татарского ига, были уже в древности внутренние причины для возвышения княжеской и боярской власти за счет вечевой в некоторых русских землях, что привело к раннему падению веча в этих землях. Общие же причины упадка вечевого начала заключаются в несоответствии этой формы правления обширной территории государства (см. ниже о земских соборах)*.

_____________________

* См. дополн. 3.

_____________________

Особенные черты государственного устройства некоторых русских земель

Изложенные три формы власти (князь, дума и вече), несмотря на свое стремление к полному единению, легко могли прийти в противоречие друг другу, причем одна из них могла, не устраняя вполне другие, возвыситься за счет двух остальных. Это и случилось в конца XII в. во всех русских землях, так что по преобладанию одной из трех форм всю тогдашнюю Русь можно разделить на три части: I) южную и юго-западную, 2) северо-западную и 3) северо-восточную.

1. Особенности галицко-волынского государственного устройства. Типом группы юго-западных земель служит земля Галицкая; но ее устройство повторяется и в земле Волынской; сюда же отчасти примыкает и Киевская земля. Здесь преобладает боярская власть надкнязем и вечем. Предположительно зародыши такой особенности могли существовать в Галищшй земле с древнейших времен, ибо обстоятельствами, содействовавшими их образованию, были природные и местные условия этой земли. Природное богатство почвы по Днестру, Сану и Бугу дало могущество классу землевладельцев, т.е. бояр по преимуществу. Но следует признать, что и соседство с Польшей и Венгрией (странами, в которых рано развился аристократический элемент) имело свою долю влияния на особенный склад государственного устройства Галиции (хотя бы и без прямых заимствований). Червоная Русь принадлежала некоторое время Польше; затем не один раз правили ею мадьяры, члены королевского дома с большим двором. Волынь имела постоянно то дружественные, то военные отношения с Польшей и находилась в ближайшем бытовом общении с населением этой страны. В 1119 г. польский король Болеслав, вызванный на помощь князем Изяславом Мстиславичем, "пришел к Луцку, и ту пребы три дня; и ту пасаше (препоясывал) Болеслав сыны боярьскы мечем многы", т.е. посвящал их в рыцарство. С конца XII в. в заметной степени проявляются следующие особенности государственного устройства Галицкой земли.

а) Бояре присваивают себе право распоряжения княжеским столом (приглашением и смещением князей). Пока правила в Галиции династия Ростиславичей, власть боярской думы не могла еще проявиться с заметной силой, но, очевидно, образовалась уже в то время. В 1188 г., когда княжил Владимир в Галицкой земле и "думы не любил с мужами своими", то "уведав Роман (волынский князь), аж мужи (бояре) галичькии не добро живут с князем своим про его насилье... слашеть без опаса к мужем галичькым, подьтыкая их на князя своего, да быша его выгнале из отчины своея, а самого (Романа) быша прияли на княжение. Мужи же галичькыи, приимше съвет Романов, совокупивше полкы своя и утвердившеся крестом, и восташа на князь свой... Он же убоявся, поймав злато и сребро много... еха во Угры к королеви. Галичане же: пославшася по Романа". Но на этот раз Роман не удержался и был выгнан венгерским королем, который посадил здесь не прежнего князя, а своего сына Андрея. Недовольные этим, "галичькии мужи пославшаяся в Ростиславу к Берладничичю, зовуще его в Галичьна княжение". Но и этот князь не одолел силы мадьярской и погиб. Между тем наследственный князь Галицкий Владимир, сидевший в заточении в Венгрии, успел уйти и заинтересовать в своей судьбе германского императора и польского короля. Тогда "галичькыи мужи", раскаявшиеся в том, что его прогнали, "сретоша его с радостью великою... а королевича прогнаша из земли своея". По прекращении прежней династии боярская власть особенно усиливается при Романе и его сыне Данииле, несмотря на сильный характер и энергию этих князей, "самодержцев всей Русской земли". Хотя Роман Великий убивал лучших бояр галицких, зарывал их живыми в землю, четвертовал и расстреливал, но после смерти его боярская власть обнаружилась с новой силой; дети Романа были изгнаны и приглашен один из черниговских князей (Владимир Игоревич с братом Романом): "Галичькые бояре послаша по них и посадиша и: в Галиче Володимера, а Романа в Звенигороде" (1202 г.). Однако бояре не ужились с этими своими избранными; 1208 г. "совет сотворили" (князья) Игоревичи на бояр галицких, чтобы избить их, и при случае бояре избиты: убит был Юрий Витанович, Илья Щепанович и другие бояре, убито всего около 500, а другие разбежались: Владислав Кормиличич, Судислав и Филипп бежали к венграм. Беглецы призвали на помощь венгерского короля. Подступив к Перемышлю, боярин Владислав так говорил осажденным пере-мышльским боярам: "Братья, чего смущаетеся (нехотите предать князей Игоревичей)? Не они избили отцев наших и братью вашу? Имущество ваше ониразграбили, дочерей ваших отдали зарабов ваших, а имениями вашими овладели другие - пришельцы. За них ли хочете душу свою положить?" Игоревичи были взяты в плен. "Тогда же бояре володимерстии и галичькыи... и воеводы угорьскые посадиша князя Данила на столе отца своего - великого кйязя Романа во церкви св. Богородица Приснодевица Марья". Плененных князей угры хотели отвезти к своему королю: "Галичаном же молящимся им, да быша и повесили, мьстиради; убежени же бывшеУгре великими даръми, предани быша на повешение". Однако и семья Романа принуждена была опять бежать из Галича.

б) Тогда произошел здесь единственный случай во всей русской истории того времени - приобретение княжеской власти боярином (не княжеского происхождения). В 1210 г. "Володислав (боярин) воеха в Галкчь, вохняжися и седе на столе". Но такой случай остался исключительным и ненормальным в глазах современников; король польский говорил: "Не есть лепо боярину княжити в Галичи"; Владислав был схвачен и заточен, "и в том заточеньи умер, нашед зло племени своему и детям своим, княжения деля; вси бо князи не призряху детий его того ради".

в) Подобно этому здесь же произошел единственный случай корпоративного удаления всех бояр. Когда правил Галичем князь Мстислав, в 1226 г.. один из бояр - Жирослав - оклеветал князя перед боярами, якобы он хочет предать всех бояр на избиение половецкому хану. "Они же, емше веры, отдъидоша в землю Перемышлескую, в горы Кавокасьския, рекше во Угорскыя, на реку Днепр" (?); оттуда и начались сношения через послов между князем и боярами; княжеский посол наконец "приведе бояре вси к нему".

Однако и после этого мир между князем и боярами был лишь внешний; один из бояр говорил князю Мстиславу (советуя ему отдать дочь за королевича и передать зятю галицкий стол): "Не можешь бо держати сам, а бояре не хотять тебе". Князь ушел.

г) Для борьбы с боярским элементом было призвано народное вече (князем Даниилом в 1231 и 1235 гг.) Но вече не могло сломить окончательно власть бояр: в 1231 г. "была крамола безбожных бояр галицких, совет сотворили они на убиение и предание земле Даниила"; при возникшей по этому поводу открытой войне с боярами Данил остался лишь с 18 верными отроками; тогда, "созвавшу (ему) вече и рече им: хочете ли быти верни мне, да изыду на врага мое? Онем же кликнувшим: верни есмы Богу и тебе, гсподину нашему, изыди с Божьею помощью. Соцкый же Микуларече: господине, не погнетши пчел, меду не едать". В 1235 г. Даниил воспользовался отсутствием своего соперника - князя из Галича "со всеми бояры" и подошел к Галичу, послав сказать гражданам ("любяхуть жегражане"): "О мужи градьстии, доколе хощете терпети иноплеменных князей державу? Ониже воскликнувше реша: яко се есть держатель наш, Богом данный; и пустишася яко дети ко отчю, яко пчелы к матце... Бояре же пришедше на ногу его, просяще милости; яко согрешихом ти, иного князя держахом. Он же отвещав рече им: милость получисте, пакы же сего не сотворите, да не во горьшая впадете".

д) Бояре в Галицкой земле владеют пригородами на правах княжеских: в 1219 г. дан Звенигород боярину Судилаву. "Бояре галицкие Даниила князем себе называли, а сами всю землю держали; Доброслав вокняжился (в 1220 г.) и Судьич, попов внук... он вшедши в Бакоту все Понизье захватил без княжаго повеления, а Григорий Васильевич горную страну Перемышльскую... Даниил же, уведав о том, послал Якова, стольника своего, с великою жалостью к Доброславу, говоря к ним: я - князь ваш, но вы повеления моего не творите, землю грабите; черниговских бояр я не велел тебе, Доброслав, принимать, а давать волости галицким" (таким образом, князь сам признает исключительное право местных бояр на волости). Князь особенно приказал не отдавать никому Коломыи (соляных копей) как княжеской регалии; но оказалось, что Доброслав уже отдал ее боярам Лазарю Домажиричу и Ивору Молибожичу, "двум беззаконникам от племени смердья". Посол князя так упрекал за это Доброслава: "Како можеши без повеления княжа отдатию сима, яко велиции князи держать сию Коломыю нароздавание (содержание) оружьником? Он же усмеявься рече: то что могу же глаголати?.. Даниил же скорбяше и моляшеся Богу о отчине своей, яко нечестивым сим держати ю и обладати ею".

Подобное же преобладание боярского элемента в Волынской (и отчасти Киевской) земле можно видеть из некоторых вышеприведенных фактов, а также из следующего: в 1204 г. Ингварь должен был уступить г. Владимир Александру только потому, что бояре не любили его: "Боярам же не любящим Ингвара, Олександр... прия Володимер".

Особенности галицко-волынского государственного устройства отразились на судьбе Юго-Западной Руси в следующем периоде (польско-литовском).

Новгородско-псковское государственное устройство. В Северо-Западной Руси берет перевес вечевая форма власти. Такое государственное устройство утвердилось в Новгороде, Пскове, восточных новгородских колониях (Вятке) и в Полоцке. Сюда же отчасти примыкает и земля Смоленская.

Существует мнение, что новгородское устройство составляет исконное исключение из общего строя древнерусских государств и что его особенности можно объяснить только заимствованием учреждений западноевропейских свободных городских общин (особенно ганзейских). Мнение об исконном отличии новгородского устройства возникло давно: еще в середине XII в. думали, что Новгород получил от первых князей особые привилегии на самоуправление; но и тогда уже книжные люди сомневались в существовании таких привилегий. Летописец, рассказав, что в 1196 г. Андрей Боголюбский посылал воевать Новгородскую землю, но сам Новгород не был взят, а на обратном пути суздальцы сильно страдали от голода", заключает: "Не глаголем же: прави суть новгородци, яко издавна суть свобожени новгородци прадеды князь наших: но аще бы тако было, то велели ли им преднии князи крест преступати... а крест честный целовавше ко внукам их (князей) и к правнуком, то преступати?" (Лавр. лет.). Еще в 1211 г. Всеволод III "вда им (новгородцам) волю всю и уставы старых князь его же хотяху новгородци, и рече им: кто вы добр, того любите, а злых казните". Сами новгородцы постоянно ссылались на грамоты (привилегии) Ярослава. Но такие привилегии не существуют и, вероятно, не существовали никогда. Псков не претендовал на исконные привилегии, однако имел одинаковое устройство с Новгородом, а в Вятке еще более свободные формы устройства, чем в самом В. Новгороде. Подобные же предания о привилегиях существовали и относительно Полоцка: Нарбут (не указывая источника) говорит, что князья полоцкие

Вячеслав и Давид (сыновья Всеслава) дали городу Полоцку вольность, которой этот город должен был воспользоваться по смерти их; поэтому Полоцк стал вольным городом, а княжество Полоцкое - республикой, которая управлялась вечем и тридцатью старейшинами или боярами (Narbut, III, I, 266). Таким образом, мнение об исконности новгородских порядков не может быть принято. Особенности новгородского устройства, быть может, коренились в первоначальных местных причинах, но проявились не ранее середины XII в. и не заключают в себе чего-либо чуждого прочим русским землям; они состоят в преобладании вечевой формы, узаконенной и признанной всеми князьями. Местные причины, направившие здесь общерусское государственное устройство в сторону преобладания веча, заключались в географическом положении земли и в сношениях с северогерманскими городскими общинами. Страна, занятая новгородцами и кривичами, неблагоприятная по скудости почвы для земледелия, весьма благоприятна (по богатству торговых путей) для торговли. Торговля вызывает сосредоточенность населения в больших городских общинах, что и содействует преимущественному развитию вечевого начала (т.е. преобладанию среднего класса). Торговля же приводила новгородцев, псковичей и полочан в столкновение со свободными ганзейскими общинами. Не заимствуя от них ничего прямо и непосредственно, граждане упомянутых земель не могли не испытать косвенного влияния этих последних.

Город Новгород разделялся на две стороны: софийскую на левом берегу Волхова и торговую на правом. На левой был "детинец" (кремль), а в нем св. София и двор архиепископов - хранилище новгородской казны и законов. На торговой стороне были "двор Ярославль", торговище с патрональной церковью св. Иоанна и иноземные дворы: варяжский, немецкий и готский. Две стороны, имея каждая свои интересы, нередко враждовали между собою и созывали два одновременных веча. Весь город подразделялся на 5 концов: три на софийской стороне: Неревский, Людин (Гончарский) и Загородский; и два на торговой: Славенской и Плотницкий; но ни детинец, ни Ярославль двор не включались в концы. Самоуправление города, а именно управление, суд и заключение сделок, сосредоточивалось в концах; кончанские старосты (выборные правители концов) были представителями концов в общегосударственном управлении; их печатями скреплялись грамоты В. Новгорода; в переговорах с иноземцами участвовали выборные от концов. Главное судилище Новгорода состояло из выборных от концов (по 2 боярина и по 2 из житьих людей). В военных походах концы выступали отдельными полками, каждый под своим знаменем. Все эти черты предполагают существованиекоичанских народных собраний. Подразделенияконцов - улицы - составляли также самоуправляющиеся общины, имея уличанских старост во главе. Как воины, так и уличанцы включали все классы общества, причем сословное устройство полностью поглощалось территориальным. Земля Новгородская состояла из пригородов и волостей; первые пользовались значительной долей самоуправления, принимали угодных и изгоняли неугодных посадников, присылаемых из В. Новгорода. Хотя разделение Новгородской земли на пятины есть явление позднее, но несомненно, что с древнейших времен части земли были поделены между концами Новгорода для удобства управления ими; во всяком случае, позднейшие пятины соответствуют древнейшим "землям" или волостям В. Новгорода (Бежецкой, Водской, Шелонской, в древности Ржевской; Деревской, в древности Яжелбицкой, и Обонежской). Предполагают (на основании устава о мостовых, приписанного к Русской Правде), что 1-я зависела от славенского конца, 2-я - от Неревского, 3-я - от Загородского, 4-я - от Людина, 5-я - от Плотницкого (см. Рус. достопр., II, с. 305-306).

Город Псков имел подобное же устройство: там также был детинец и торговище; город также делился на концы (вероятно, 6 концов), между которыми были поделены для управления части (по два пригорода на конец).

Существенные особенности новгородского устройства следующие:

а) Право вечевого самоуправления (и соответственное ограничение княжеской власти) укрепляется формальными письменными договорами (дошедшие до нас начинаются с 1260 г.); так как их содержание весьма сходно, то все они вместе составляют как бы хартию, обеспечивающую самоуправление.

б) Право избрания князя вечем признано всеми князьями на съезде 1196 г.: "Вси князи выложиша Новгород в свободу, где им любо, туже собе князя поимають".

в) В договорах князья обязываются " не замышлять войны без новгородского слова". Участие народа в праве объявлять войну и заключать мир практиковалось и в прочих русских землях, но нигде не обеспечивалось формальным договором. То же замечание относится и ко всем последующим особенностям новгородского устройства.

г) Ограничивается административная власть князя, князь не может назначить правителями волостей неграждан новгородских: "Что волостей всех новгородских, тогоже, княже, не держати своими (княжими) мужи, но держати мужи новгородскими". И в Суздальской земле народ возмутился, когда князья, придя с юга, привели с собой "русских" (южнорусских) "детских" и раздали им посадничества. Но нигде это право не было оформлено, кроме Новгорода.

Князь не имеет права смещать должностных лиц без суда: "А без вины ти, княже, мужа волости не лишити". В 1218 г. князь Святослав сказал на вече: "Не могу быть с Гвердиславом и отнимаю у него посадничество". Новгородцы спросили: "А какая вина его?". - "Без вины", - отвечал князь. Тогда Твердислав сказал: "Я рад, что на мне нет никакой вины. А вы, братья, вольны и в посадничестве и князьях". Новгородцы отвечали князю: "Князь! Если Твердислав ни в чем не виноват, то ты нам клялся без вины не отнимать ни у кого должности... мы того не допустим, чтобы отнято было у него посадничество без вины". Князь уступил.

д) Ограничивается судебная власть князя: он не имеет права судить без посадника: "А без посадника ти, княже, не судити". Новый князь не может перерешать дела, уже прежде решенные: "ни грамот не посужати".

е) Особенность новгородского устройства проявляется в существовании выборного посадника при князе. Сначала посадник назначался князем как его помощник и заместитель, но с XII в. он становится выборным; считается, что первым выборным посадником был Мирослав Гюрятинич, избранный вечем в 1126 г. Но вече овладевало правом избирать посадника постепенно, не устраняя и потом участия в этом князя. В Новгороде посадник был всегда один (так как он, заменяя князя, представляет монархический элемент власти). Сначала он избирался пожизненно, но затем правление его стало весьма краткосрочным (без определения срока). Выбор посадника, несмотря на демократическую краткосрочность, падал обычно на членов немногих, одних и тех жеродов и иногда переходил преемственно от отца к сыну: в начале XII в. посадником в Новгороде был Гюрята Рогович; в 1126-1134 гг. (с промежутками) его сын Мирослав Гюрятинич, с 1137 до 70-х гг. XII в. (с промежутками) - Якун Мирославич; с 1211 г. - Дмитрий Якунович; с 1220 г. - Иванко Дмитрович. Таким образом, целый век одна семья стоит во главе управления. Круг власти посадника почти равняется княжеской власти: ему принадлежит инициатива установления и отмены законов, судебная власть наравне с князем и преимущественно власть правительственная. Подобно посаднику, и тысяцкий сделался выборным правителем (в других русских землях его назначает князь).

ж) Формальному определению подверглось не только отношение князя к вечу, но и самая внешняя сторона вечевых собраний: в Новгороде была вечевая "изба", т.е. канцелярия веча, вечевые дьяки (секретари), особая печать В. Новгорода.

з) Точно так же в Новгороде более определенно был сформирован состав боярской думы. Правительственный совет (Herren-Rath) был весьма обширен: по немецким источникам, в него входило 300 господ, в том числе новгородский владыка, княжеский наместник, посадник, тысяцкий, "старые" (смененные) посадники и тысяцкие и просто бояре/Члены имели отличительные знаки. Совет заседал во дворце архиепископа.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 335. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия