Студопедия — Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 11 страница






Сын Ивана III Василий (1505-1533) довершил дело основания единодержавия присоединением Пскова (1509) и Рязанского вел. княжества (1520), и то и другое без всякой борьбы, так как и прежде упомянутые земли сохранили лишь тень независимости.

Два русских государства (Московское и Литовское), уже вполне сложившиеся, не могли мирно поделить между собой Русскую землю, тем более что одно из них (Московское) выставило на своем знамени объединение "всея Руси". Пограничные между ними земли Смоленская и Черниговская были постоянным предметом раздора. Вел. князю. Василию Ивановичу удалось отнять Смоленск у Литвы (1514) и присоединить к своему государству. Еще при Иване III черниговские и северские князья (выходцы из Суздальской земли) сами перешли к вел. князю Московскому со своими владениями; при Василии их уделы были непосредственно присоединены к государству Московскому. Тогда между Московским и Литовским государствами установилась граница по Днепру (приблизительно), и силы обоих находились в равновесии. Но уже при Иоанне Грозном между ними начинается борьба за самое бытие того или другого государства - борьба, склонившаяся в начале XVII в. к победе Литвы (когда сама Москва была уже во власти Литвы и Польши), а с середины XVII в., т.е. со времени Богдана Хмельницкого и присоединения Малороссии (1654), - к победе Москвы. Окончательно вопрос о бытии одного или двух русских государств решился уже в период империи.

5. Расширение территории Московского государства на восток. Территория Московского государства сложилась окончательно" середине XVI B. Дальнейшее расширение ее означает уже не внутренний рост государственного организма, а лишь внешнее его приращение (что, впрочем, не осталось без влияния и на внутренний характер, введя в состав населения огромный процент азиатских народов и дав в руки московских государей новые громадные силы). Приращение совершается за счет восточных стран. Татарское иго ослабевало постепенно, вследствие внутреннего падения Орды и усиления Москвы, в то время как Северная Русь сплачивалась в одно государство. Орда распадалась на разные царства; важнейшие из них: Кипчакское (Золотая Орда), Казанское и Крымское. Последний поход на Москву хана Золотой Орда Ахмата (1480) окончился бегством татар без битвы; выплата дани татарам была прекращена. Тогда начинается обратное движение русских на восток по течению Волги и Дона. Уже при Иване III русские совершили несколько походов под самую Казань, но затем начали медленно подвигаться к ней, строя острожки (укрепления) и подчиняя окрестное население (черемисов); окончательный удар ей был нанесен Иоанном Грозным в 1552 г.; падение Казани привлекло к Московскому государству все племена восточной Европы, подчиненные казанскому хану; в 1554 г. покорена и в 1557 г. присоединена Астрахань; в 1555 г. начали предлагать свое подданство кавказские владельцы; в 1586 г. присоединена Башкирия (южноуральские страны). Вслед за покорением Казани началось распространение государственных границ на среднем и северном Уральском хребте и в Сибири. Пермская земля была покорена еще Иваном III в 1472 г. После падения Казани сибирский хан сам прислал к Иоанну IV с предложением дани, но подданство его было лишь номинальное: сибирские наездники беспокоили на Каме русские колонии Строгановых, которые вызвали для защиты отряд вольных волжских казаков под предводительством Ермака Тимофеевича, и в 1581 г. этот отряд двинулся в наступательный поход; столица хана - город Сибирь - была взята (1582 г). С тех пор русские завоевания и колонизация в Северной Азии продолжались постепенно в течение всего XVII в., пока не достигли берегов Тихого океана и не перешли в Америку.

Как здесь, так и на Дону частная предприимчивость отдельных лиц и общин (казаков) шла всегда впереди государственной. На Дону уже издавна (еще при существовании вел. княжества Рязанского) выходцы из государства, большей частью недовольные новым, государственным строем, основывали свободные казацкие общины, ведя борьбу с татарами на свой собственный риск, и наконец в низовьях Дона сплотились в одну большую землю, которая вступила в союз с Московским государством, не теряя своей самостоятельности; но в 1549 г. донские казаки уже именуются подданными, и затем их земля была постепенно инкорпорирована государством.

6. Неполнота принципа единодержавия в Московском государстве. С XVI в. единодержавие, т.е. неделимость государственного организма, было уже признано и укреплено. Те" не менее до конца существования Московского государства это начала не было полностью выдержано. Смутное время показало, что сцепленные части государства еще не вполне срослась, и некоторые га них готовы были идти опять врозь: Новгород признал сетям государем шведского королевича; Псков примкнул к самозванцу. Но именно Смутное время было эпохой, когда государство было воссоздано вновь. уже силами самою населения и по его собственному почину. Однако в законодательном языке царство Московское представлялось еще суммой разных государств: цари избирались на "всегосударства российского царства", в чем выразилось сходство е характером Германской империй. Некоторым провинциям были оставлены атрибуты государственной власти: так, сношения со шведами предоставлялись исключительно новгородским властям. Не более всего отступает от принципа единодержавия тот вид государственной унии, в котором была приеоединена Малороссия (с сохранение" почти полного внутреннего суверенитета).

Б. НАСЕЛЕНИЕ

1. Этнографический состав населения

а) Московское государство не есть создание политики московских князей или результат внешних столкновений: оно создано в XIV в, (а потом восстановлено а XVII) силами самого населения в есть русское национальное государство. Общерусское национальное самосознание, установившееся еще в 1-м периоде, не разрушено, а окрепло вследствие борьбы с татарами; всякая же национальность, достигшая самосознания, стремится воплотить себя в отдельный государственный организм. Признаки национального характера Московского государства указаны выше в наименовании его "Русью" в "Русской землей". Летопись так выражается о государстве, управляемом Дмитрием Донским; "внук же бысть (Дмитрий) събирателя русской земли (Ивана Калиты)... пребысть един в области великого княжения (достиг единодержавия), - приемшу ему скипетр державы русския земля" (Воскр. под 1389).

б) Фактически это государство объединяло лишь часть (северную) русской нации, но стремилось стать и именовало себя общерусским; титул вел. князей Московских "всея Руси" был употреблен в первый раз Иваном Калитой; но такой титул не употреблялся в сношениях с Литовским государством до Ивана III, который, объединив Северную Русь, тотчас бросил вызов бытию Литовского государства, послав туда грамоту с титулом "Иоанн, Божиею милостью государь всея Руси", и начал вступаться за русские (религиозные) интересы населения соседнего государства; с тех пор московские вел. князья постоянно заявляют притязания на Полоцк, Киев и Волынь. Но существование другого Литовско-Русского государства приводило к разладу между идеей (общерусского государства) и действительностью. Такой разлад придает трагический характер борьбе этих двух государств и делает оба государства явлениями переходными и временными. Полного воплощения общерусской идеи государство достигает лишь в период империи.

в) Другое ограничение национального характера Московского государства составляет огромная примесь в его населении инородческого начала, вследствие расширения государственной территории на восток. Но выше было указано, что это расширение происходило не столько путем правительственных завоеваний, сколько при помощи народной колонизации; посредством колонизации чужие этнографические элементы не вводятся в государство, как инородное тело, а ассимилируются национальным организмом и перерабатываются в нем. Движение колонизации на восток началось еще при существовании прежней Суздальской земли; первым ударам ее подверглись финские племена Мордвы (эрзя и мохша) на средней Волге (при Андрее Боголюбском и Всеволоде III); в 1221 г. Юрием Всеволодовичем основана центральная колония при устье Оки - Нижний Новгород, откуда начались ежегодные походы в мордовские земли; с середины XIV в. начинается основание постоянных русских колоний за Окой. В то же время туда же шла колонизация из Рязанской земли. В мордовских землях, под давлением русских и татарских набегов, образовалось несколько мелких княжеств, частично под властью мордовских князьков (Арзамас, Ардатов и др.), частично - татарских мура (на р. Мокше и Цне, где владели родоначальники князей Мещерских, уже крещеные, до 1380 г., когда последний князь Александр продал свое владение Дмитрию Донскому; на р. Саре, в Елатме, на р. Теше и на Мокше). Многие из владетельных князей этих княжеств вошли в состав русского дворянства; другие перешли в разряд крестьян. Масса же прочего населения сохранила свою этнографическую отдельность до конца существования Московского государства, хотя уже Иоанн Грозный раздавал мордву боярам для крещения, отнимал земли у некрещеных. Более успешные результаты имело основание монастырей (с миссионерскими целями) и переселение русских в мордовские села и обратно. Однако мордва и потом составляла особую часть населения, большей частью враждебную государству (в Смутное время она разоряла Москву и поголовно участвовала в бунте Степана Разина). Движение колонизации в области черемис и чувашей началось преимущественно с покорения Казани. Северо-восток (Пермь и Вотяки) колонизовали еще новгородцы. Но прочные основания колонизации положены с конца XIV в. миссионерами (Стефан Пермский) и промышленниками (Строгановыми). Юго-восточные степи, занятые кочевыми народами (татарами), колонизовались с большей легкостью (донскими, волжскими и яицкими казаками). Здесь подвижное население очищало территорию для русских поселений, ассимиляции не происходило. Вообще инородческие элементы были ассимилированы и вошли в значительном объеме лишь в высший служилый класс и не остались без влияния в социальном строе государства; неассимилированные же сплошные массы инородцев оставались внешним придатком, который не обнаруживал никакого влияния на внутренний уклад северорусского государства.

2. Социальный состав населения (классы общества)

Если в основании государства лежит главным образом национальный союз, то такое государство не может уже быть союзом сословий: люди, соединившиеся в государство только ради своего национального единства, не могут разделиться на классы, совершенно чуждые друг другу (как то было в феодальной Западной Европе). Далее, население однородного этнографического состава не может допустить такого отчуждения сословий друг о" друга, как например, в Литовско-Русском государстве (где высший класс усвоил польскую национальность, города наполнились пришельцами: немцами, армянами' и особенно евреями; сельское население удержало русскую или литовскую национальность). Наконец, государство безусловно монархическое (самодержавное), каким было Московское, не допускало развития сословных прав в ущерб общегосударственным. Несмотря на сильное неравенство состояний, Московское государство есть государство бессословное. Население его разделяется на классы, которые начали формироваться в 1-м периоде, но под влиянием новой самодержавной идеи государства. Различие их исходило не из прав, а обязанностей в отношении к государству: одни служат государству лично, другие - уплатой денег в пользу его.

Отсюда два класса населения в государстве: служилый и тяглый, каждый из которых подразделяется на несколько разрядов, соединяющих оба класса неуловимыми оттенками.

а) Служилые люди

Элементы, на которых составился служилый класс. Люди" призванные к отправлению военной, придворной и приказной службы, называются людьми служилыми. Этот класс обрадовался из земских бояр и княжеских дружин (дверок) 1-го периода, которые (как нам уже известно) состояли из полноправных бояр и несвободных или полусвободных дворян. Те же классы видам и в XIV в. повсюду в Северной Руси. Бояре были служилым классом только потому, что их профессией была высшая (военная и административная) служба; но служба эта не была, обязательна для них по отношению к тому или другому князю, они пользовались правом свободного перехода и служили по договору. Владея вотчинами (независимым правом собственности), они не утрачивали их ори переходе к другому князю. В вотчинах они пользовались некоторыми правами суда и управления над поселенцами; содержали свои дворы (дружины). Они получали от князей города и волости "в кормление" с судом и, данью. Низший разряд землевладельцев - дети боярские; их важнейшее отличие от бояр состоит только в меньших земельных имуществах. Это - обедневшие потомки размножившегося боярского рода.

Слуги (дворяне). Люда, составлявшие постоянный двор князей, именовались слугами; их положение определялось не землевладением, а только службе". Они разделялись на слуг вольных и слуг под дворским. Первые были лично свободны и, подобно- боярам, могли переходить от одного князя к другому (ем. Двин. уст. гр. 1397 г., ст. 3, а также дог. Москвы с Тверью 1368 г.: "А кто бояр, и слуг отъехал от нас к тобе или от тобе к нам", в ты села нам и тобе не вступатися"); некоторые их них владели вотчинами, но большая часть не пользовалась прочини правами боярства; они получал" или готовое содержание при дворе, или временное пользование земельными участками.

Слуга вод дворским, или дворяне в тесном смысле слова, занимали в отчинном государстве дворовые (которые были в то же время государственными) должности: казначеев, тиунов, дьяков, поседьских, ключников. От них не отличались и слуги, исполнявшие чисто экономические поручения: бортники, садовники, псари, бобредники, барашн. Все они были люди диче" несвободные - холопы, доставшиеся князю во купле или "по вине" (за преступления), но браку: "А хто моих казначеев, или тиунов, или дьяки прибыток мой ведали, или посельскн, или ключники, или хто из холонев моих купленных... тех всех пущаю на свободу" (Дух. Вас. Дм. 1404 г. в Собр. госуд. гр. и догов., I, N 39); "А хта будет казначеев, в тивунов и по-сельских, или хто будет моих дьяков, что будет от мене ведали прибыток ли который, или хто будет у тых женился, те люди не надобни моим детем, дал всемь им волю. Также хто будет моих людий подлых, купленых, грамотных, дал есть им свободу" (так же, N 25). Само собой разумеется, что слуги этого рода не могли пользоваться наравне в боярами и слугами вольными нравом перехода: "А бояром и слугам, кто будет не под дворским, вольным воля. А кто будет под дворьским слуг, тех дети мои прометки себе не принимают" (там же, N 40). Дворы имели все владетельные князья; по мере присоединения уделов двор великого князя увеличивался, но эти провинциальные дворы не пользовались одинаковым положением со старым двором московских князей; отсюда впоследствии образовалось различие дворян московских и городовых.

Способ образования служилого класса. Из представленных столь различных элементов в XV в. составляется один служилый класс через понижение прав бояр и постепенное повышение прав дворян.

Первое (т.е. понижение прав бояр) совершалось следующим путем: вместе с уничтожением уделов сами удельные князья начали поступать на службу к великому князю и входить в разряд боярства; но князья не могли быть уравнены с боярами относительно свободы вотчинного владения: князья приходили на службу с остатками своих уделов и сохранили в них некоторые прежние владетельные права. Еще в XVI в. князья-слуги, потерявшие владетельный характер, остаются в своих прежних уделах: князья Воротынские и Одоевские в конце XV в. идут на войну со своими удельными полками. Князья Оболенские пользуются в своем уделе полным правом суда: "пристав в. князя к ним в Оболенск не въезжает". Когда в 1493 г. была завоевана Вязьма и князья Вяземские привезены в Москву, то Иоанн "пожаловал их же "отчиною Вязьмою и повелел им себе служити". Из тверских князей - Микулияские владеют частью своего удела как вотчиной даже в 1570 г. Из князей ярославских - Сицкие, Прозоровские, Ухтомские и пр., сделавшиеся служилыми еще с ХIV в., остались частными владельцами в своих бывших уделах во второй половине XVI в. Отношения государства к уделам служилых князей можно видеть на примере князей Ростовских и Оболенских первые сделались служилыми еще с начала XIV в., а между тем в 1462 г. вел. князь Василий Васильевич, отдавая Ростов своей жене, пишет: "А князи Ростовские, что ведали при мне, ино по тому держат и при моей княгине, а княгиня моя у них в то не вступается". Оболенские продали Ивану III за два села и 5 тыс. рублей право на свое княжество в случае пресечения мужской нисходящей линии в их роде. При таком сохранении служилыми князьями их владетельных прав государи Московские не могли предоставить им полные права распоряжения на их владения, ибо это означало не частную свободу распоряжения имуществом, а распоряжение государственными правами по частным сделкам. Поэтому право свободного перехода с сохранением вотчин прежде всего было отнято у служилых князей, между тем как бояре еще сохраняли его: в 1428 г. договаривается вел. кн. Василий Васильевич Темный со своим дядей Юрием: "А кто имеет жиги наших бояр и слуг (в) твоей отчине, а тебе их блюсти как своих... а князей, ти, моих служебных с вотчинами... не приимати".

Лишь по примеру князей ограничиваются потом имущественные права и бояр; права эти обуславливаются уже службой; вотчинное право становится условдым. В 1504 г. Иоанн III пишете своей духовной: "А боярам и детям боярским Ярославским с своими вотчинами и с куплями не отъехать от моего сына Василия, и кто отъедет - и земли их сыну моему; а служать ему, и он у них в их земли не вступается, ни у жен, ни у их детей" (Сборн. гос. гр. и догов., 1, 391). То есть сначала частные права (наследования и др.) еще не сокращались, но, благодаря служилому характерувладельцев, и частные права распоряжения вотчинами ограничиваются (см. УК. кн. казн., ст. XIX).

Этому особенно способствовало сокращение личных прав бояр и вольных слуг. Право личного перехода их было сначала ограничено: допускался переход от удельных князей к великому, но не наоборот, а затем было совсем отнято при Иоанне III; с уничтожением уделов оно и не могло иметь места: оставалось переходить только в Литву, которая не состояла в союзе с русскими княжествами и считалась государством чужим и враждебным, а переход в нее - изменой. Лишение права перехода подобно уже личному кабальному холопству: великие князья начали брать с бояр крестоцеловательные записи о непереходе (первая известная взята с князя Холмского в 1474 г.); такие записи почти равнялись записям на кабальную службу между частными лицами и имели те же последствия для закрепощения высших классов. Тогда бояре начали занимать дворовые должности наравне с дворянами: при Иоанне IV должность казначея занимает уже боярин; бояре начинают получать поместья наравне с дворянами (а не только "кормления").

В то же время совершался обратный процесс возвышения прав дворян следующими способами: с присоединением уделов число дворян у великого князя увеличилось чрезмерно; главной службой их становится не дворовая, а военная. Содержатся они уже не при дворе, а "испомещаются" на землях, составлявших частную собственность князей, на поместном праве (т.е. на праве временного пользования с условием службы, подобно тому как в частных отношениях - холопы, поселенные на участках, именуемые "задворными"). И это - уже значительное право для лиц несвободных. Сделавшись помещиками, они могут и сами приобретать имущество и передавать его в наследство, однако право и на это имущество остается еще также условным и зависимым от прав великого князя. "А которые дети боярские (говорил вел. князь в своем завещании) служат моей княгине, и слуги ее, и еси холопи ее, и кому будет аз кн. вел. давал свои села, или моя княгиня давала им свои села, или за кем будет их отчина, или купля, - ив тех своих людях во всех вольна моя княгиня и в тех селех". По мере увеличения государства отношения между вел, князьями и этими их слугами становились все менее тесными и непосредственными, и имущественные права их возрастали. Вместе с тем возрастали и их личные права: они (даже бывшие полные холопы) получают до некоторой степени право перехода с потерей лишь земли: "А (кто) тех бортников, или псарей не всхочет жити на тех землях, - ин земли лишен, пойди прочь, а сами сыну - князю Ивану не надобе, на которого грамоты полные не будет; а земли их сыну - кн. Ивану" (Сборн. гос. гр. и дог., 1,40). Хотя право перехода было отнято потом у всех классов, но другие, приобретенные дворянами личные права остались за ними и таким образом вполне уравнялись с правами бояр.

Полное уравнение бояр и дворян произошло при Иоанне Грозном, от времени которого сохранился указ об уравнивании службы бояр, князей, детей боярских и "воинов" (дворян) по их вотчинам, поместьям и денежному жалованию. Тогда и бояре становятся дворовыми слугами и дворяне землевладельцами на равных правах.

Составляет ли служилый класс сословие? Разряды служилых людей. Из вышесказанного следует, что служилыми людьми называется класс населения, обязанный службой (придворной, военной, гражданской) и пользующийся за нее частными земельными владениями на условном праве. Основание для отдельного бытия этого класса дается не правами его, а обязанностями к государству. Обязанности эти разнообразны, никакого корпоративного единства члены этого класса не имеют. Сколь многообразны служебные обязанности, столь же различны и разряды, на которые делился этот класс. Это: а) члены боярской думы: бояре (высший чин, жалуемый царем), окольничьи и думные дворяне (т.е. дворяне, введенные в думу, допущенные к участию в ее заседаниях); б) придворные чины, как высшие: спальники, стольники, стряпчие, так и низшие; в) военные люди: жильцы (гвардия), дворяне московские (испомещенные в Московском уезде), дворяне городовые (самый многочисленный и центральный разряд служилого класса, давший имя будущему высшему сословию - дворянству), дети боярские (прежде примыкавшие к боярскому классу, а с XVI в. попавшие в самый низший разряд служилых людей). Переходом от военного служилого класса к тяглому населению были разряды низших служб, образовавшиеся с середины XVI в.: стрельцы, пушкари, казаки, драгуны, воротники, рейтары и солдаты; г) лица гражданской службы - дьяки и подьячие (думные дьяки, дьяки приказные, дьяки городовые, площадные и др.); д) к служилым царским людям надо присоединить дворян и детей боярских архиерейских и знакомцев боярских (военные дружины бояр и служилых князей); те и другие, вместе с частной службой, отправляли и государственную (военную в походах и административную в вотчинах).

Способы вступления в высший класс и выхода из него. Соответственно с понятием о служилом классе, основной способ вступления в служилые люди есть определение в тот или другой разряд государственной службы (а не пожалование каких-либо прав потомственных или личных). Перевод лиц из одного разряда в другой есть возвышение чиновников по степеням чинов и должностей. Определение лиц в разряд военнослужащих называлось верстанием (запись в полковые списки и назначение жалованья поместного или денежного). Такое поступление на службу прежде не принадлежало исключительно какому-либо классу по происхождению: в XV, XVI и до середины XVII в. "верстали (в дети боярские) и холопов, крестьян и посадских людей" (Яблочков; стр. 260). В разряд гражданской службы набирались из поповых и дьяконовых детей, торговых людей гостиной и суконной сотен, из черных сотен всяких посадских людей, из пашенных людей и их детей" (Уст. кн. зем. прик., ст. XXIX). Хотя наборы дворян и подьячих из лиц неслужилых классов были запрещены указами 1639 и 1652 гг., но на практике поступление таких лиц на службу продолжалось и во второй половине XVII в; Котошихин пишет: "А кто из них (людей посадских, духовных, боярских слуг) отпустил своего сына на службу в солдаты, или рейтары, или в приказ подьячим и иным царским человеком, а те их дети от малыя чести дослужатся повыше и за службу достанут себе поместья и вотчины, - и от того пойдет дворянский род". Лишь в конце XVII в. (указы 1675 и 1678 гг.). окончательно предписано верстать только сыновей детей боярских, что, впрочем, относится уже к периоду реформ (к началу образования из служилых людей дворянского сословия). Как лица, происшедшие не от служилых людей, могли верстаться на службу, так и сыновья лиц служилых не получали никаких особых прав с момента рождения; при совершеннолетии (15 лет) они подвергались верстанию и только тогда уже принадлежали к служилому классу. Разумеется, большая часть дворян и детей боярских верстана из сыновей прежних служилых людей; таким образом, рождение лишь косвенно вело к усвоению звания служилого человека.

Определение на службу не имеет ничего общего ни с выслугой дворянства, ни с пожалованием (явлениями периода империи).

Одним из видов поступления на службу является запись на службу иностранцев и инородцев. Всякий (не торговый) иностранец, приезжая служить, записывался в тот или другой разряд служилых людей (смотря по годности его и милости царя) без удостоверения о дворянских правах его в прежнем отечестве и без условия приобретения дворянских имений. Значительная часть русских дворянских родов ведет себя (более или менее правдоподобно) от потомков византийских императоров - Ангелов, Палеологов, Кантакузенов, Ласкарисов; египетских царей (? из ногайских князей); потомков императора Отгона (Челишевы), итальянских герцогов и простых рыцарей немецких, английских, венгерских, французских и т.п.)1. Но достовернее известно проникновение в служилый класс простых заграничных выходцев и "пленников в государеве имени" (т.е. военнопленных, доставшихся на долю государя), между тем как пленники, доставшиеся частным лицам, поступали к ним в холопство: (см. ук. 1558 г. в ук. кн. ведом, казн., ст. XIII). Им выделялись особые поместья и вотчины в уездах ("иноземцовские"); сами "иноземцы" составляли разряд служилых людей, отличавший их от дворян городовых, но совершенно равный этим последним по правам (ук. 1613, 1616, 1630 гг., см. в указ. кн. помест. прик.). Нет сомнения, что именно примесь иноземного элемента (западного) в служилом классе заронила в него стремление к западноевропейской сословной отдельности. Что касается до служилых татар (мурз) и мордвы, то они наделялись поместьями и вотчинами преимущественно на восточных окраинах, на основаниях, совершенно одинаковых с дворянами и детьми боярскими. Приняв христианство и обрусев, они дали начало многим родам русского дворянства (см. ук. 1635 г. 30 апр. в Ук. кн. Помест. прик.)*

______________________

* По счету проф. Загоскина, происходящих от Рюрика было 168 родов, других русского происхождения - 42, польско-литовского происхождения - 233, западноевропейского - 229, татарского - 120, из других восточных народов - 36, неизвестного происхождения - 97 родов.

______________________

Выход из состояния служилого человека обусловливается подобными же причинами, что и вступление в него, а именно оставлением службы. Но дворяне были прикреплены к службе раньше прикрепления посадских и крестьян, а потому действительно служащий был лишен прав а выхода вовсе: в Судебнике постановлено: "А детей боярских служивых и их детей, которые не служивали, в холопи не приимати никому, опричь тех, которых государь от службы отставит" (Суд. цар., ст. 81); но в 1558 г. было разрешено сыну дворянина, которому уже больше 15 лет, но он службы не служит и в десятню не записан (значит, в службе не пригодился), может давать на себя служилую кабалу частным лицам (ук. 1 сентября в Ук. кн. ведом, казн., ст. XII). В 1641 г. дворяне подали царю челобитную о том, что многие из их товарищей, "не хотя государевы службы служити и бедности терпети", перешли в драгунь от в другие службы или били челом в холопство во дворы боярам и дворянам; указом 1642 г. было велено всех таких дворян (кроме неверстаных) вернуть на службу и на будущее время выход из служилого состояния совершенно воспрещать.

Права и преимущества лиц служилого класса. В то самое время, когда боярство сливалось с дворянством и общий уровень его прав понижался, в высших слоях боярства зародилась мысль об аристократических привилегиях в управлении государством (в малолетство Грозного и снова при Федоре Иоанновиче и в Смутное время); эти попытки окончились новыми принижениями боярства; но и в них шла речь не о правах "дворянского сословия", а о привилегиях олигархии немногих родов, случайно стоявших тогда близ трона. Что же касается общих прав всех служилых людей, то некоторые особые права служилых лиц принадлежат им как людям, состоящим на государственной службе, а не как членам сословия. Право на охранение чести неодинаково для разных разрядов служилых лиц (Суд. 1550 г., ст. 26; Улож. ц. А. М., X. 90 и ел.): "бесчестие" (денежный штраф за оскорбление служилых лиц) соразмеряется с денежным жалованием или с величиной доходов от кормления "по книгам" (в которых исчислялись эти доходы); низшие разряды служилых лиц получают "бесчестья" менее гостей и торговых людей гостиной сотни (Улож. X, 94-95). Привилегии в уголовном праве изъясняются отчасти также служебным положением дворян; сначала господствовало равенство наказаний ("дворяном... чинить по тому ж, как и иным вором" - Уст. кн. разб. прик., ст. 15); но потом (в XVII в.) за непредумышленное убийство крестьяне наказывались кнутом, а дети боярские - тюремным заключением (Уст. кн. разб. прик., ук. 17 февраля 1625 г.). Особенно же принцип неравенства наказаний заметен в Уложении (X, 133,135; XXI, 39 и 40, 69-73, 79 и 80; XXIII, 10 и 12), но относящиеся сюда постановления случайны и объясняются каждый раз особыми мотивами (например, если помещик побьет своих крестьян-разбойников, не представив их в губу, то наказывается лишением поместья, а слуга его за такое же деяние подлежит смертной казни, очевидно потому, что помещик наказывается не за убийство, а за превышение предоставленной ему судебной власти над крестьянами). Особенные права при взысканиях по обязательствам - правеж - состоят в том, что за 100 руб. долга дворянин подвергается правежу (битью перед приказом) два месяца, а лица тяглые - один (Указ 15 декабря 1557 г.); это privilegium odiosum объясняется тем, что тяглый человек затем выдается головой, а дворянин отделывается только правежом; а это, в свою очередь, зависит от того, что служилый человек обязан службой и не может вступить в частную зависимость. Право выставлять за себя на правеж своих слуг и холопов принадлежит всем рабовладельцам. Из сферы имущественных прав дворянам принадлежит право владеть вотчинами и поместьями, но право на владение недвижимым имуществом (на основании тяглой службы) имели и лица тяглого класса; вотчинами владели церковные учреждения и гости; право поместное принадлежит исключительно служилым людям потому, что это есть жалование за службу, которого не может получать тот, кто не служит. Право на государственную службу (как было указано выше) есть прикрепление к службе, от которого многие из дворян бежали в частное холопство; но мы видели также, что на службу верстались не только дети служилых людей, особенно на службу гражданскую (в дьяки и подьячие). В выборных учреждениях тяглые люди или заседают вместе с дворянами (в губных), или одни (в земских). Право быть избранным на земские соборы (от которого, однако, многие уклоняются, о чем см. ниже в главе о земских соборах) простиралось и на духовных, посадских и крестьян (в Польше и Литве, при действительно сословном строе государства, на сейме присутствуют только шляхтичи и наиболее значительные лица города - in corpore, но не мещане). Само собою разумеется, что высшие разряды службы и звания (боярское звание, окольничество и пр.) доставались людям более знатным и богатым (особенно же - бывшим владетельным князьям) и что каждый член такого рода хотел и своих сыновей поставить в то же звание, а главное - не занимать места ниже рода равного или низшего; отсюда возникает местничество.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 325. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия