Студопедия — Абулгази
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Абулгази






Абулгази, Абу-л-Гази-хан (Абул-гази, Багадур-хан, Абульгази Багадырхан) (узб. Abulgʻozi Bahodirxon, 24 августа 1603, Ургенч—1664, Хива) — хивинский хан из потомков Чингисхана, известен также как историк и первый узбекский писательосновоположник классического узбекского литературно-прозаического языка. Родился в Ургенче, сын Араб-Мухаммед-хана. Правление В 17 лет Абулгази получает от отца удел, после чего ссорится с братьями и изгоняется ими в Персию. В 1644 Абулгази возвращается в Урганиджи и провозглашается ханом. Вступил на престол в 1645 после длительной борьбы со своими братьями. Воевал против туркмен, калмыков, Бухарского ханства. В 1663 отказался от престола в пользу своего сына Мухаммед Ануша, умер в 1664. Сочинения Абулгази известен как автор двух исторических сочинений: «Родословная туркмен» (закончена к 1661) и «Родословная тюрок» (напечатана в Казани, 1852 г., и в Петерб., 1871 г.); она переведена на некоторые европейские языки, в том числе и на русский, Саблуковым и помещена в изд. И. Н. Березиным «Библиотеке восточных историков» (т. III, Каз., 1854 г.).В последние годы жизни начинает писать на чистом узбекском языке историю рода Чингизхана и рода Шайбана, к которому принадлежала его семьяз зн ачение Абулгази для узбекской литературы состоит в том, что он открыто выступил в нём против чагатайского литературного языка, испытавшего сильное персидское влияние. Язык Абульгази — лёгкий, простой язык хивинских узбеков и сильно отличается от чагатайского литературного языка. Стиль Абулгази, несмотря на научный характер его сочинений, отличается ясностью и словарным богатством, а также включает большое количество узбекских народных выражений и пословиц

Мухаммед Хайдар Дулати (1499–1551 гг.)

Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати, мыр­за Му­хам­мед Хай­дар бен Му­хам­мед Ху­сайн Ку­рекан­дуглат ро­дил­ся в 1499 г. в Таш­кенте, умер в 1551 го­ду в Каш­мирс­ком ва­ла­яте в Ин­дуста­не. Зна­мени­тый ис­то­рик, ли­тера­тор. В ли­тера­туре из­вестен как Хай­дар мыр­за, Мыр­за Хай­дар. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лат яв­ля­ет­ся ав­то­ром дас­та­на «Джа­хан­на­ма», во­шед­ше­го в ис­то­ричес­кий спра­воч­ник по Мо­гулис­та­ну и приг­ра­нич­ных ему об­ластей — «Та­рихи Ра­шиди».Пред­ки Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати бы­ли вид­ны­ми по­лити­чес­ки­ми де­яте­лями на тер­ри­тории юго-вос­точно­го Ка­захс­та­на, Кыр­гызс­та­на и Вос­точно­го Тур­кеста­на, вхо­див­шей в го­сударс­тво Мо­гулис­тан. Они за­нима­ли пос­ты улус­бе­ков, тар­ха­нов и уп­равля­ли сво­им нас­ледс­твен­ным вла­дени­ем — Манг­лай-Су­беном. Амир По­лат­шы (Пу­лад­чи) ду­лат во вре­мена раз­ва­ла Ча­гатай­ско­го го­сударс­тва в се­реди­не XV ве­ка наз­на­чил Ту­гылык Ти­мура ха­ном вос­точной час­ти это­го го­сударс­тва. Еще один пре­док Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати — Амир Ху­дай­дат – в свою быт­ность улус­бе­ком сме­нил шесть ха­нов на Мо­голь­ском тро­не.Де­душ­ка Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати — мыр­за Му­хам­мед Хай­дар пра­вил Каш­га­ри­ей до 1480 го­да, его отец Му­хам­мед Ху­са­ин был од­ним из спод­вижни­ков ха­на Сул­та­на Мах­му­да, пра­вив­ше­го в кон­це XV – на­чале XVI ве­ка вос­точной частью Мо­голис­та­на. Мать Му­хам­ме­да Хай­да­ра Ду­лати, хан­ша Хуб­ни­гар, бы­ла до­черью Жу­нис ха­на, ко­торый, в свою оче­редь, со сто­роны ма­тери был дво­юрод­ным бра­том Сул­та­на Са­ида и ос­но­вате­лем ди­нас­тии Ве­ликих Мо­голов За­хар-ад-ди­на Му­хам­ме­да Ба­бура, пра­вив­ше­го Ин­ди­ей.Детс­тво Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати при­ходит­ся на вре­мена за­ката го­сударс­тва ди­нас­тии Ти­мура в Сред­ней Азии, про­изо­шед­ше­го под дав­ле­ни­ем уз­бекс­ких ко­чев­ни­ков Му­хам­ме­да Шей­ба­ни, раз­ва­ла Мо­гулис­та­на и воз­вы­шения Ка­захс­ко­го ханс­тва. Пос­ле смер­ти от­ца, во вре­мя вой­ны меж­ду ха­ном Сул­тан Мах­му­дом и ха­ном Му­хам­ме­дом Шей­ба­ни родс­твен­ни­ки Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати отп­ра­вили его в Ка­бул к Ба­буру. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати участ­во­вал в уст­ро­ен­ном Ба­буром по­ходе на Ма­веран­нахр. С 1512 го­да Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати, на­ходясь во двор­це ха­на Сул­та­на Са­ида в Каш­га­рии, за­нимал вид­ные во­ен­ные и дру­гие прид­ворные долж­нос­ти. Он при­нимал учас­тие в вой­не с Абу Бак­ром за Каш­гар и Жар­кент в 1514 го­ду, а так­же в во­ен­ных по­ходах на Кыр­гызс­тан, юго-вос­точный Ка­захс­тан и Ти­бет. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати вос­пи­тывал нас­ледни­ка ханс­ко­го прес­то­ла — Абу ар-Ра­шид сул­та­на.По сло­вам Ба­бура, Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати об­ла­дал эн­цикло­педи­чес­ки­ми зна­ни­ями. Он был в кур­се всех по­лити­чес­ких со­бытий, знал по­лити­чес­ких де­яте­лей. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати был хо­рошим зна­током ис­то­рии Ка­захс­та­на и Сред­ней Азии, Мо­гулис­та­на, осо­бен­но фе­одаль­ной час­ти пле­мени ду­лат. В 1541–1546 го­ды в Каш­ми­ре он на­писал «Та­рих-и Ра­шиди» («Ис­то­рию Ра­шида»).Дан­ную ра­боту Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати на­писал на пер­сидс­ком язы­ке, опи­ра­ясь на пе­реда­вав­ши­еся от по­коле­ния к по­коле­нию расс­ка­зы о прош­лом ду­латов, ле­ген­ды мо­гулов, сек­ретные до­кумен­ты, сох­ра­нив­ши­еся во двор­цах мо­гулс­ких ха­нов, сви­детель­ства оче­вид­цев и свои наб­лю­дения. Ав­тор так­же поль­зо­вал­ся ис­то­ричес­ки­ми про­из­ве­дени­ями та­ких из­вест­ных уче­ных прош­ло­го, как Жу­вей­ни, Жа­мал Ка­раши, Ра­шид ад-Дин, Ша­раф ад-Дин Али Йаз­ди, Абд ар-Ра­зака Са­мар­ка­ни и дру­гих. Все это поз­во­ля­ет ха­рак­те­ризо­вать дан­ное про­из­ве­дение как ис­то­ричес­кий спра­воч­ник, ос­но­ван­ный на яс­ных ар­хивных дан­ных. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати ос­та­вил очень цен­ные све­дения, ка­са­ющиеся сред­не­веко­вой ис­то­рии ка­захов.«Та­рих-и Ра­шиди» со­дер­жит мно­го све­дений о фор­ми­рова­нии Ка­захс­ко­го ханс­тва, о даль­ней­ших со­быти­ях в Же­тысу и Вос­точном Дешт-и-Кып­ча­ке, па­дении Мо­гулис­та­на, фе­одаль­ных вой­нах, ус­та­нов­ле­нии дру­жес­ких со­юзов меж­ду ка­заха­ми, кыр­гы­зами и уз­бе­ками в борь­бе про­тив внеш­не­го вра­га. В ра­боте так­же име­ет­ся мно­го цен­ных дан­ных о со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ком по­ложе­нии Юж­но­го и Вос­точно­го Ка­захс­та­на в XV-XVI ве­ках, об ис­то­ричес­кой ге­ог­ра­фии сред­не­веко­вого ка­захс­тан­ско­го Же­тысу, го­родс­кой и зем­ле­дель­чес­кой куль­ту­ре ка­захов.«Та­рих-и» сос­то­ит из двух тет­ра­дей. В пер­вой под­робно опи­сыва­ет­ся ис­то­рия пра­вите­лей Мо­голис­та­на — ха­нов из ди­нас­тии Ча­гатая. Вто­рая тет­радь сос­тавле­на в ви­де вос­по­мина­ний, в ней идет речь об ис­то­ричес­ких со­быти­ях вплоть до за­во­ева­ния мир­зой Му­хам­ме­дом Хай­да­ром (де­дом Ду­лата) Каш­га­рии. По­вест­ву­ет­ся так­же о борь­бе Сул­та­на Са­ид-ха­на за власть в Мо­голис­та­не, о за­во­ева­нии зе­мель пле­мени ду­лат и соз­да­нии в 1541 го­ду Мо­голис­та­на, о стрем­ле­нии ди­нас­тии Ча­гатая вер­нуть преж­ние вла­дения Мо­голис­та­на — Же­тысу и Тянь-Шань, о вза­имоот­но­шени­ях мо­голь­ских ха­нов с ди­нас­ти­ей Ча­гатая и ка­захс­ки­ми ха­нами. «Та­рих-и Ра­шиди» так­же ох­ва­тыва­ет ис­то­ричес­кие со­бытия, про­ис­хо­див­шие в XV-XVI ве­ках в Сред­ней Азии, Вос­точном Тур­кеста­не, Аф­га­нис­та­не, Ин­дии. Се­год­ня пе­реве­ден­ные на пер­сидс­кий и ту­рец­кий язы­ки ва­ри­ан­ты «Та­рих-и Ра­шиди» хра­нят­ся в Санкт-Пе­тер­бурге, Таш­кенте, Ду­шан­беАбу-ар-Ра­шид, вновь вос­севший на трон в 1533 го­ду, опа­са­ясь сво­их соп­ле­мен­ни­ков, стал их прес­ле­довать. Дво­юрод­ный брат Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати, Са­ид Му­хам­мед, убил Ду­лата, пос­ле че­го Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати бе­жал в Ин­дию. Там он возг­ла­вил во­инов во двор­це Ве­ликих Мо­голов.Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати умер в 1551 го­ду во вре­мя восс­та­ния мест­ных жи­телей.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 755. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия