Студопедия — Муза — это не сиделка! И уж точно не бесплатная рабочая сила
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Муза — это не сиделка! И уж точно не бесплатная рабочая сила






 

Есть еще одна функция, к которой часто любят прикладывать слово «муза», хотя к вдохновению это никакого отношения не имеет. Вспомним смешные истории разводов, когда какой-нибудь великий писатель уходил от жены, и вдруг жена где-то тихо говорила: «А ведь все его книги написала я». Почему и как так получилось?

 

Иногда кто-то «обнаруживает талант» своего любимого. Начинает объяснять ему, что он на самом деле Мастер и ему положено вершить великие дела. Мастер таковым быть не хочет и никуда не рвется, но его подталкивают и уговаривают: «У тебя получится, вот увидишь». Иногда объясняют, что раньше ничего не получалось просто потому, что не были созданы благоприятные условия. А вот сейчас мы тебе сделаем удобно, и ты все напишешь (нарисуешь, сочинишь). Так человеку создают условия, подсовывают материал, учат, расширяют его горизонт, старательно подносят еду, напитки и вдохновляющие образцы. А когда он наконец что-то сделает

 

— пусть даже мелочь, — носятся с ней как с писаной торбой, пока кто-то не признает. Некоторые даже умудряются сами сделать за мастера пару шедевров, нашептать их на ухо, надиктовать, разложить и подготовить, так что остается только обвести. Только для того, чтобы он «поверил в себя» (для начала поверив, что он это вообще сделал сам). Зачем? Насколько мне известно, так ведут себя люди, полагающие, что они не заслужили любви такими, какие есть. И таким причудливым способом они себе любовь зарабатывают. Им хочется оказаться для кого-то единственным человеком, признавшим его гениальность. Стать мастером их счастья, создателем всего их мира, таким образом создав зависимость, став нужным.

 

Интересно, что иногда такие люди со временем излечиваются от своих комплексов. Нередко — с помощью психологов, а иногда (или, вернее, очень даже часто) с помощью друзей, просто начитавшихся книжек по психологии. Потому что ситуация хрестоматийная, и разбирается довольно легко, даже в домашних условиях. Когда Музе становится ясно, насколько абсурдно происходящее, она обычно довольно быстро выходит из своей роли,

 


выпихивает своего «Мастера» за порог и начинает жить своей жизнью и заниматься собой. Либо наоборот: начинает заниматься собой, и «Мастер» уходит сам, в поисках новой такой Музы. И смешно, когда такие «Мастера» причаливают к новым берегам, желая получить то же самое, что у них в другом месте отняли.

 

Я специально привела эту историю именно здесь, сразу после главы о бизнесе, потому что именно в таком контексте все обычно и происходит: на горизонте появляется талантливый, успешный, интересный человек, который бросается вдохновлять и вдохновляться, рвется активно участвовать в делах и торопится стать частью творческой жизни того, к кому приблудился. Но вскоре все становится очень странным. Он часто повторяет: «Ты моя Муза, ты меня вдохновляешь», но на самом деле ничего не происходит, пока Муза сама все не сделает. Другая половина много говорит о том, как все здорово и как прекрасно пойдут дела, когда проект будет запущен, но не прикладывает к проекту никаких усилий. Естественно, всегда и каждый раз — по веским причинам.

 

Через некоторое время становится ясно, что на словах наша Муза (будь она мужчиной или женщиной) вдохновляет, молодец, все здорово, у них творческое взаимодействие. А на деле — Муза все тянет и делает за двоих. Когда пытается избавиться от лишней ноши, выслушивает, что так не пойдет: «Ты Муза или кто? Муза должна своего Мастера развивать, подталкивать, подсовывать интересные книжки, идеи и материалы!» Если возмущается, что все приходится делать собственными силами, безо всякой поддержки, в проекте, в котором якобы задействованы двое, начинаются другие претензии: «Если тебе что-то не хотелось делать, не надо было брать это задание на себя! Сначала приучишь всех к тому, что все делаешь самостоятельно, а потом этим попрекаешь!»

 

А на самом деле — если человеку нужно развиваться, он развивается. Если он хочет работать, он работает. Если он не работает, не берет на себя никакую ответственность и никаких заданий — то это его решение, и никто в этом не виноват. Да, Муза может вдохновлять, питать и снабжать интересными материалами своего Творца. Но она ничего не должна. И взаимодействие Мастера с Музой как двух творческих личностей, вдохновляющих друг друга, нужно отличать от взаимодействия мамочки с великовозрастным балбесом. Все эти прекрасные вещи интересны до тех пор, пока действительно продвигают, возвышают и окрыляют обоих. Как только один понимает, что его используют и при этом постоянно критикуют, все слова про обмен божественными материями из этой истории можно убирать.

 


 

Общественная жизнь: «Давай что-нибудь замутим!»

 

Один из лучших способов продвинуть свой творческий бизнес — это участвовать в разных мероприятиях вместе с коллегами! Тем не менее это веселое участие в общественной жизни может стать ловушкой и страшным пожирателем ресурсов. Почему-то главную опасность многие видят в публикациях и приглашениях к ним, особенно если речь идет о бесплатной публикации. Среди российских авторов принято бояться, что здесь человека обманут и обкрадут.

 

Когда я работала над книгой о коммерческой иллюстрации, я написала нескольким авторам, что хотела бы поместить их работы в своей книге: среди прочих я приводила примеры того, как работают другие. Во всем мире иллюстраторы радуются подобным приглашениям. Они еще не знают, станет ли эта книга популярной, но им уже приятно, что она будет напечатана большим тиражом, это серьезная публикация. И там будет их картинка (естественно, с указанием авторства и ссылкой на их сайт). В некоторых случаях участникам проекта дарят авторский экземпляр. Если книга доступна

 

продаже, многие покупают себе один экземпляр сами. Они фотографируются с книгой (или журналом) в руках, выкладывают фотографии в свой блог или портфолио. И в любом случае это сколько-то тысяч шансов, что их работы увидит новый заказчик или поклонник, который сделает им рекламу. Когда я делала это предложение коллегам из России, около восьмидесяти процентов ответили мне гневными письмами: «Ты пишешь книгу о коммерческой иллюстрации и просишь у профессионалов картинки бесплатно? Это ли не нахальство?! И в этой книге ты учишь людей зарабатывать деньги своим ремеслом?» Смешно, но именно

 

этой книге было много написано о том, что не такие публикации делают иллюстратора богатым — равно как и художника, ювелира, модельера.

 

мире иллюстраторов и дизайнеров так принято (и во многих других областях правила очень похожие), что специально заказанная для чего-либо иллюстрация оплачивается обязательно. Если же что-то уже нарисовано для каких-то целей и, вероятно, уже продано и опубликовано, можно попросить автора предоставить эту работу для бесплатной публикации. Например, в каком-нибудь сборнике — как образец и пример каких-то работ, заданий, жанра. Иногда картинку просят даже как настоящую иллюстрацию — потому что обнаруживают, что она подходит к какому-то тексту, — и все равно

 

 


спрашивают, нельзя ли получить ее бесплатно. Ведь она уже была кому-то продана. (Чаще всего даже очень крупные заказчики покупают иллюстрации неэксклюзивно, потому что так гораздо дешевле, и иллюстрацию можно снова продавать, публиковать и показывать в других местах по прошествии нескольких месяцев после первой публикации.) Зачем ей отлеживаться без дела в портфолио, если есть шанс снова показать ее публике?

 

Самая популярная фраза: «Наверняка они делают на этих книгах миллионы, а нам ничего не достается!» Я когда-то предложила человеку, сказавшему подобное, подсчитать, сколько можно заработать, например, на целой книге, в которой приводится в пример несколько десятков картинок или фотографий других авторов. Посчитали, какой процент содержания составляют чужие работы, какой процент нужно кому-то отдать, поделив между авторами, предоставившими свой материал. Получалось, что каждому достанется за публикацию около десяти долларов. В лучшем случае! Замечу, что гонорар высчитывается из реальной прибыли уже после того, как книга выйдет в свет. Никаких миллионов, проплывающих мимо носа нашего трудяги, не существует. И если проявить максимум вредности и настоять на выплате всех подобных гонораров (это мы предположили такое гипотетическое «а что, если бы»), получилось бы много возни из-за совершенно ничтожной суммы. То есть пререкаться здесь не о чем.

 

Еще многие выдвигают абсурдный аргумент, что перепубликации являются воровством работ и приносят вред автору. На самом же деле воровством считается только публикация, в которой не указан автор работы, или же та, в которой работу пытаются выдать за свою. Но чистым плагиатом почти никто не занимается. В интернете часто случается, что картинками украшают статьи, не указывая первоисточника. Это тоже некрасиво, так делать нельзя, но судиться здесь бесполезно. Заметив такое использование своей работы, можно настоять на указании первоисточника или на удалении работы из публикации. И обычно пойманные идут навстречу. В половине случаев это вообще не злой умысел, а просто халатность журналистов, спешащих набить какой-то ресурс материалами за малые деньги. Я обычно не противлюсь даже таким публикациям, зная, как действует читатель. Во-первых, если автор известный и работы у него известные, в большинстве случаев кто-то очень быстро опознает иллюстрацию и в первых же комментариях (которые можно сейчас оставлять под статьями практически везде) пишет, чье это. Либо кто-то спрашивает: «Ой, как красиво, а кто автор?», и через пять минут находится кто-то знающий ответ. Таким образом, читатели сами подписывают то, что забыл подписать журналист. Во-вторых, многие умеют пользоваться поиском по картинкам. Если кому-то очень понравилась картинка, захотелось узнать, что это, откуда и где найти еще, — они «скармливают» ее поисковой машине и очень быстро находят первоисточник сами. (О чем обычно сразу торопятся сообщить в своих блогах и профилях в социальных сетях.) Таким образом, любые публикации скорее способствуют увеличению популярности автора, нежели вредят ей. Главная задача автора — грамотно оформлять свои собственные сайты,

 

 


блоги и галереи — тот самый первоисточник. Чтобы там со всех сторон были указаны автор, описание работы (что это и для чего) и контакты. А главное

 

— все это совершенно (или почти) не требует затрат. В интернете люди берут картинки сами, для публикации на бумаге могут попросить файл с высоким разрешением. Это здорово. Приложил усилий на две минуты — и получил еще одну возможность показать себя.

 

Хороший способ самопиара — участие в совместных акциях и проектах. Удивительным образом многие гораздо больше интересуются этим способом показать себя и больше ему доверяют, хотя как раз здесь кроются самые опасные ловушки. Хорошо, если просто просят дать интервью, ответить на сколько-то вопросов, прислать для проекта картинки. Это разовая акция, она не занимает много времени. Но когда меня приглашают в очередное новое место, где сразу зовут жить активной общественной жизнью, я обычно реагирую куда более сдержанно. Очень часто выясняется, что весь этот сервис возник пять минут назад, никого там нет и его как раз пытаются наполнить жизнью за счет активного участия новых людей. Но делать там что-то неинтересно как раз потому, что жизни там на самом деле нет. Известно, что человек может заглядывать регулярно только в ограниченное количество мест, поэтому все быстро обрастают одноразовыми профилями, которые забываются навсегда после нескольких посещений. В итоге становится жаль даже того времени, которое было потрачено на регистрацию.

 

Другие совместные проекты выглядят очень интересно, но при внимательном рассмотрении оказывается, что там огромный объем работ. Например, книжки, для которых каждому участнику предлагается нарисовать разворот или предоставить несколько серьезных иллюстраций. Причем именно нарисовать, подавать уже готовое нельзя, да и темы у проектов чаще всего такие, что нет шансов найти что-то подходящее среди готовых работ. Когда меня зовут в такие проекты, я очень серьезно взвешиваю потенциальную пользу. Конечно, бывают очень престижные публикации или выставки, о которых будут много писать в прессе и вокруг которых будет крутиться много людей. Тем не менее, если для участия в этом нужно потратить рабочую неделю, стоит сильно подумать, можно ли себе вообще такое позволить! То же самое с участием в конкурсах. Выигрывать конкурсы очень здорово и полезно, особенно если они известные, популярные, международные. Но чаще всего нужно предоставлять работы, специально выполненные для этого конкурса. Делать такое не в полную силу не имеет смысла: конкуренция велика, и шанс имеют только сильные, хорошо продуманные работы. К тому же иногда требуется заполнить множество бумаг и анкет, так что подача работы на конкурс занимает еще полдня. Стоит подумать, каковы шансы заметно продвинуться в таком конкурсе.

 

Есть совместные проекты, которые не кончаются либо сильно зависят от других. Например, в проект вовлекается несколько участников, каждый должен сделать немалый кусок работы, после чего переходит к своей части задачи следующий. Я уже несколько раз попадала в ситуацию, когда такой

 


проект начинали, потом на середине несколько участников «зависали», не делали свою часть и уходили, начинались поиски новых людей и других решений, все затягивалось и проект умирал.

 

При этом первые, успевшие вложить в это несколько дней или недель работы, оставались не у дел. Они потратили много времени, и ничего из этого не вышло.

 

Особенно опасно затевать проекты, которые сильно растягиваются во времени. Например, я один раз позвала четырех авторов рисовать вместе со мной азбуку. Дорисовали свою часть работы только двое. Другие двое замедлялись, пока не остановились. Так как на первых этапах все дружно делали по одной букве, чтобы вместе их опубликовать, медленные тормозили пыл быстрых. Кто-то уже три буквы нарисовал, а кто-то все свою вторую не дорисует. В результате проект умер.

 

Позже мы сто раз говорили об этой творческой неудаче и придумали ряд сценариев, как можно было сделать это иначе и лучше. Но главной ошибкой было то, что мы выбрали такой объемный проект. Нарисовать около тридцати картинок — у кого найдется столько времени? Как трудно довести такой проект до конца, не бросив! Да еще и с попыткой держать одинаковый темп. После этой истории я всегда присматриваюсь к таким затеям внимательно: сколько там действительно работы? Есть ли у меня столько времени? Сколько таких проектов я могу себе позволить в месяц? В год? И достаточно ли интересен именно этот, чтобы занять такое почетное место в моих планах?

 

А еще очень многие творческие личности пропускают торжественный момент, когда они сами становятся достаточно популярными, чтобы привлекать людей. Они придумывают проекты, которые обходят весь интернет и которые с удовольствием посылают друг другу тысячи людей. Их видео, статьи и альбомы расползаются по всему миру, у них большая аудитория. И однажды наступает счастливое время, когда толпа читателей и поклонников только и ждет, когда они выдадут что-нибудь новенькое. Обычно именно в это время вдруг появляется много приглашений к сотрудничеству, с которыми «что-то не так». И требуется немало времени, чтобы понять, что именно не так. Очень часто все становится ясно, когда работа уже началась: они делают б о льшую ее часть в проекте, для которого практически сами все придумали. Вся ответственность на них, расходы — часто тоже (по принципу «ты опытный, у тебя для этого все есть, вот мы твоими средствами и сделаем»), и вообще все меньше понятна роль других. И становится очевидно, что человеку «продали» проект, в котором он прекрасно все сделал бы сам, и другие ему мало помогают, а иногда даже мешают и прибавляют забот — но при этом проект их популяризирует.

 

Распознавать такие истории удается не сразу, и мне потребовались годы, чтобы научиться от них отказываться. Многие не просто зовут участвовать в таких акциях, они настаивают, буквально пытаются затащить туда, преодолевая сопротивление. И очень обижаются, когда им отказывают, особенно если несогласный говорит все как есть — что он вообще собирался

 


сделать такое сам, и ему самому будет проще, и он не совсем понимает, зачем ему увеличивать свою часть работы в три раза только для того, чтобы другим от этого прибавилось славы.

 

Несколько раз в такие проекты меня пытались затащить друзья. Таким образом рискуя (или жертвуя) нашей дружбой. Потому что, когда я им предлагала просто дружить, не пытаясь таким сомнительным способом извлекать пользу из наших хороших отношений, они обижались. Другие (часто люди, появившиеся совсем недавно ниоткуда) в ответ на отказ объявляли войну. Подобное происходит и со многими моими коллегами.

 

Тем не менее, если такое случилось с вами — радуйтесь! Это первый признак того, что ваше участие в чьих-то делах стало кому-то так полезно и интересно, что ради него люди готовы шантажировать вас! В любом случае нужно учиться оценивать все проекты, в которые вас пытаются вовлекать. Отличать безобидные, для которых можно что-то дать и за пять минут получить лишнюю публикацию. И сомнительные, способные обернуться горой работы и хлопот, которые вам были совершенно не нужны, и еще множеством обид и выяснений отношений с разными людьми. И учиться отказывать. Желательно такими словами, чтобы никому не было обидно, но была ясна ваша позиция. Не стоит никого обвинять в том, что вас хотят использовать, обмануть и за ваш счет обрести славу и деньги. Даже если это в какой-то степени так — участие всегда добровольное, никто вас не заставляет. Возможно, в следующий раз у того же организатора будет больше возможностей, он немного подрастет, его проекты станут популярнее, и участвовать в них станет полезнее — и в следующий раз вы согласитесь. Просто сейчас, в данном случае, у вас слишком много дел и на такую задачу нет свободных ресурсов. Мой любимый ответ, когда я не хочу участвовать в какой-то массовке, потому что мне это кажется недостаточно привлекательным заданием: «Извини, но я сейчас не могу себе этого позволить!»

 

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 346. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.048 сек.) русская версия | украинская версия