Студопедия — Теперь займемся собой!
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теперь займемся собой!






После всех размышлений о критиках, доброжелателях и врагах предлагаю наконец подумать о себе (задвинув на задний план мнения и пожелания других). Мы решили, что хотим заниматься творчеством и сделать его своей профессией, поставили всех перед фактом и стараемся двигаться к цели, задвинув подальше сомнения. (Которые, как известно, враг успеха!)

Некоторые счастливчики точно знают ответ на этот вопрос. Они могут спокойно пролистывать эту главу. Есть люди, мечтающие о каком-то деле с детства. Или с ранних лет. Просто раньше не получалось посвятить этому жизнь: все было сложно, подвернулись более очевидные решения. А как продвинуться в деле мечты, было неясно.

Другие спонтанно влюбились в какое-то дело позже, когда выбор профессии уже был сделан (а может, он был сделан, чтобы выбрать уже хоть что-то). Просто дело их мечты встретилось им не сразу или они не сразу распознали, что это — оно. Третьи метались между несколькими (или многими) желаниями, не в состоянии принять решение, но потом все же сделали выбор. Возможно, так же перебрав рецепты, которые я собираюсь описать в этой главе.

Иногда выбрать что-то одно не представляется возможным. Кажется, что всего хочется с одинаковой силой. Или вообще непонятно, насколько чего-то хочется. Многие занятия при более близком знакомстве оказываются гораздо менее симпатичными, чем на первый взгляд. Либо есть большие сомнения, что в этом деле получится добиться успеха.

В первую очередь я хотела бы рассмотреть очень популярный вопрос: «Мне это очень понравилось, это меня вдохновляет, но разве этим можно хоть что-то заработать?» В таком случае стоит сразу задаться встречным вопросом: «А где оно вообще встретилось?»

Действительно, бывает, что попадается какой-то мастер, делающий невероятные вещи. Нам очень хотелось бы именно этим заниматься с утра до вечера, но можно ли сделать это профессией? Тот, у кого мы это видели, давно на пенсии и делает свои красивые побрякушки для собственного развлечения. Если же вдуматься, за сколько их нужно продавать, чтобы это окупилось, охватывает ужас. В таком случае стоит поинтересоваться, существует ли такой бизнес, благо во времена интернета можно узнать практически все. Попытаемся описать увиденное и приписать к этому слова «купить» или «магазин». Кто-то такое продает? Может быть, кто-то такое выставляет и продает как предмет искусства? Если это уже стало профессией, значит, заработать этим можно! Нужно только правильно все посчитать и правильно подать. (Кстати, если аналогичный бизнес уже существует, можно сразу поинтересоваться, какие цены назначают другие. Это поможет планировать собственное дело.)

В остальном я не очень верю в теории вроде «Вот это приносит больше денег, чем то!» С одной стороны — все мы знаем множество примеров, когда кто-то умудрился раскрутить маленькое дело до масштабов, которые никому раньше и не снились! Порой — изменив какую-то мелочь в концепции. С другой стороны — если главной целью является зарабатывание денег, стоит подумать, нужна ли вам творческая профессия. Потому что неспроста художникам часто говорят: «Хочешь денег — торгуй лесом!» Безусловно, это циничное высказывание, к тому же неправильное. При определенных обстоятельствах искусством можно заработать гораздо больше, чем продажей леса. Если вдуматься, эта поговорка о другом. В этой книге мы обсуждаем «творческий труд», подразумевая профессии, в которых автор либо сам производит весь свой товар, либо вкладывает много своего труда в производство авторских серий. Любой маркетолог скажет вам, что работать самому всегда менее выгодно, чем продавать чужой труд. В любой такой работе есть некий предел, дальше которого отдельный человек не может ничего произвести, потому что у него просто не хватит рук и сил. Конечно, можно повышать цены на работы, если в нужной степени автора популяризировать. Но и здесь есть некие потолки, выше которых очень трудно прыгнуть. Дальше начинается производство товара чужими руками, торговля чужим трудом. И совсем иные масштабы бизнеса, с вовлечением представителей других профессий.

Все это может остаться творческим трудом и творческим проектом, но чем больше масштаб предприятия, тем сложнее сохранить «душевность» проекта. И если изначально человеку хочется быстро заработать по-настоящему много денег, возможно, стоит присмотреться к другим бизнесам и профессиям. Где не будет столько «эмоциональных сложностей» и можно сразу замахиваться на совсем иные масштабы.

Если же мы говорим о средних заработках, которых можно добиться в разных творческих профессиях, то здесь очень трудно сказать, что именно приносит больше или меньше денег. И мне кажется пагубным выбирать какое-то направление деятельности, руководствуясь этим вопросом. Много успеха и денег принесет то, чем автор занимается с любовью, неподдельным интересом, мотивацией и отдачей. Чтобы дело шло хорошо, нужно заниматься им каждый день, не жалеть времени и сил для получения хороших результатов. Дело нужно любить! Соответственно, ответ простой: что мы больше всего любим, в том и будем наиболее успешными. Нужно искать, что мы любим и что доставляет нам удовольствие!

О том, что такое талант, сотни лет ведутся споры. В словарях и энциклопедиях написано, что талант — это то, что у человека особенно хорошо получается, что ему легко и к чему у него есть склонность. Но это недостаточно точное определение. Например, у многих людей довольно хорошо получается целый ряд вещей. Что вовсе не означает, что ко всему этому у них есть талант.

Скажем, человек с хорошей мелкой моторикой, способностью к тонким работам, хорошей обучаемостью, симпатией к естественным наукам и любовью к прекрасному, наверное, мог бы стать отличным хирургом. Но также неплохим ювелиром, скрипичных дел мастером, продавцом препарированных бабочек и много кем еще. Что не означает, что чем-то из перечисленного он когда-либо решит (и сможет) серьезно заняться.

С другой стороны, многие считают, что практически любому ремеслу можно научить даже обезьяну Я вхожу в число тех, кто верит в эту теорию: я знаю, что при желании довольно бесталанного человека, полностью свободного от хорошего вкуса и всяких полезных данных, можно научить очень хорошо рисовать. Или обучить дизайну. Он будет писать очень качественные и правильные картины, трудно будет придраться к их качеству. Возможно, в них не будет содержаться «необъяснимого божественного», но это будет добротное, профессионально исполненное произведение. И дизайн в исполнении такого студента будет хорошим, уверенным, стильным. Он будет производить много сильных работ и выигрывать много международных конкурсов. Истории известны такие случаи. Просто надо пойти туда, где работают люди, умеющие научить. И хорошо чувствующие этот самый минимум, нужный, чтобы результат выдержал очень много строгой критики коллег.

При этом я не верю, что любую обезьяну можно научить программированию, хотя это регулярно пытается мне доказать один мой друг-программист. Здесь я руководствуюсь собственным опытом. Некоторым вещам меня смогли научить через силу, даже если вначале они у меня плохо получались. Программированию меня не смогли научить никак, хотя я десять лет проработала веб-дизайнером. Я довольно скоро упиралась в непреодолимые барьеры и искала какие угодно выходы, только бы не делать это самой. Естественно, выходы находились: интернет полон скриптов, спрограммированных теми, кто умеет. Многие из них можно использовать бесплатно. Также в случае необходимости можно попросить о помощи друзей либо, в конце концов, заказать такую работу за деньги. Человек, неспособный сам заниматься каким-то делом, согласится на любые варианты.

На этом месте мы столкнулись: программист говорит, что он бы никогда не научился рисовать. Я же, в свою очередь, утверждаю, что не могу научиться программировать. На мои слова он отвечает: «Это вопрос терпения. Эту науку можно разложить по мельчайшим полочкам. Соответственно, можно маленькими порциями вколотить эти знания в кого угодно. Рано или поздно, по кусочку, это усвоит каждый».

Я так же думаю про рисование — если долго вколачивать, оно вколотится, но при условии, что ученик достаточно сильно хочет результата. Многие сами в себя вколачивают знания и навыки именно таким способом: ищут пути к результату. Пробуют, падают, встают, спотыкаются, пробуют еще, таким образом отрабатывая нужные тысячи повторений.

Выходит, у многих что-то получается лучше, чем у других, просто потому, что они больше этим занимались. У них мелкая моторика лучше потому, что в пятилетнем возрасте им хотелось ровно вырезать какую-то фигурку из бумаги и они попробовали это десять тысяч раз, пока не получилось. А может, они без устали нанизывали на нитку бусинки, желая сделать самые длинные бусы (или потому, что просто нравилось это занятие). Я рисовала лучше других детей в школе, потому что мне хотелось этим заниматься все свободное время. Трудно описать количество бумаги, вынесенное мной на помойку в процессе. Но эти горы испорченных рисунков никто не видел. Все видели только результат: что после всех тренировок я садилась и лучше всех выполняла задание «срисовать с картинки герб». Из чего все сделали вывод: «Видимо, у нее талант!»

Талант — это способность заниматься чем-то достаточно усердно и долго для получения выдающегося результата. Мы занимаемся делом с таким рвением, если нам очень нравится процесс и совершенствование в определенных навыках доставляет удовольствие. Если результат настолько окрыляет нас, что мы временами не замечаем, сколько раз пробовали, пока не получилось. У нас нет времени, чтобы расстраиваться по поводу неудач. Упав, спортсмен немедленно встает и пробует еще, с мыслью: а если в следующий раз сделать иначе? Должно получиться лучше. И очень хочется попробовать немедленно! И делает еще один круг, плюнув на боль и синяки. Когда процесс обучения выглядит так, человек порой не замечает, как проходят дни и недели, — он видит только ближайшую цель, и остальное его мало интересует. При таком подходе он будет более успешен в этом деле, чем остальные, у которых боль от синяка сильнее, чем желание прыгнуть как надо.

Как же выявить свой талант к какому-то делу? Я знаю только один рецепт. Чтобы втянуться в какое-то дело и не суметь оторваться, нужно начать делать. Пока мы смотрим, как это делают другие, мы ничего не знаем о том, какие ощущения это занятие вызовет лично у нас. Каждый человек устроен иначе, каждый может пережить свое собственное разочарование или наоборот — очарование. Рассказы о каком-то занятии, фильмы, фотографии, наблюдение за мастерами могут пробудить какие-то чувства. Навести на мысли «так я хочу уметь» или «этим я хочу заниматься». Но окончательное решение можно принять, только когда все ощущения, связанные с процессом, мы пережили сами!

Во многих странах существует производственная практика для детей и подростков. Их водят на предприятия и в разные компании, чтобы они посмотрели, как там все работает. Начиная с определенного возраста даже дают поработать над простыми заданиями в надежде на то, что у кого-то загорятся глаза и он поймет, что хочет узнать все тонкости процесса и делать более сложные вещи.

Также в Европе во многих вузах не допускают к вступительным экзаменам, пока претенденты не пройдут производственную практику, связанную с будущей профессией. Дело в том, что иной раз можно разочароваться в профессии мечты, если попробовать в ней поработать! Я часто слышала: «Я очень хотела быть воспитательницей, пока неделю не поработала в детском садике. После этого сразу поняла, что это совсем не мое!» Это то самое — собственное — ощущение от работы, которое никто нам не сможет описать. Только в процессе выясняется, насколько нам интересно, приятно и есть ли азарт продолжать и совершенствоваться.

А что делать, если очень хочется заниматься сразу несколькими делами и непонятно, какое выбрать? Пробовать все? Да, придется пробовать все. Многие известные коучи любят рассказывать истории о том, как к ним приходят клиенты, которые якобы хотят заниматься сотней вещей, но ничего не могут выбрать. Они восклицают: «Меня интересует все, но я не могу разорваться!» Однако при выполнении первого же задания (перечислить все дела, которыми очень хочется заниматься) выясняется, что многие сильно преувеличивают проблему. Обычно никто не набирает даже четырех десятков. Хотя казалось, что дел сотни или даже тысячи. В среднем получается список из десяти-пятнадцати дел, редко двадцать и больше. Профессионалы, работавшие с несколькими тысячами людей, видят список из сорока и больше пунктов не более пяти раз за всю свою карьеру. Согласитесь, перепробовать десять или пятнадцать дел — не такое уж непосильное задание!

Очень многое можно попробовать на семинарах или воркшопах либо даже дома, найдя необходимую информацию в книгах и интернете. При этом нужно прислушиваться к своим ощущениям: как я себя чувствую в конце дня, целиком проведенного за этим занятием? Могу ли я себе представить, что занимаюсь этим каждый день? Месяцами? Годами? Например, мне очень нравилось и нравится заниматься шелкографией. Для меня это занятие моего детства, что-то, что делал мой папа, когда я была маленькая. У меня с этим связано много приятных воспоминаний, и процесс доставляет мне удовольствие. Переехав в Германию, я на некоторое время забыла про возможность заниматься шелкографией. А когда мне снова захотелось попробовать, я поняла, что в здешних магазинах продаются незнакомые мне товары, с которыми я не умею обращаться. Чтобы разобраться, я записалась на пятидневный семинар по шелкографии.

На семинаре мы пробовали разные техники с утра до вечера, две-три за день. Мы должны были делать сами всю работу: не только накатывать краску на бумагу, но и готовить матрицы, засвечивать их, мыть, обезжиривать, выбивать из них фотоэмульсию. В первый же день я начала жаловаться, потому что приходилось все время возиться в холодной воде. Семинар проходил осенью, в мастерской было сравнительно тепло, но все были одеты в кофты с длинными рукавами. После каждой операции мы либо мыли матрицы из шланга, склонившись над большой ванной, либо выбивали из них что-то струей воды из компрессора: то же самое, только под еще б ольшим давлением. Во всех случаях капли отлетали рикошетом от натянутого шелка, и нас постоянно окутывала туча мелких брызг. После этого вся одежда была сырой, мы мерзли, руки размокали от холодной воды. К концу первого дня я уже не могла сосчитать, сколько раз я сегодня мыла руки, сколько раз почти вся промокла. Мои волосы свисали сосульками, потому что они тоже тридцать раз пропитались мокрым туманом. Я мерзла. При этом получила массу удовольствия от процесса. Но уже четко понимала, что заниматься вот этим триста дней в году точно не буду!

Через пять дней я была счастлива: я многому научилась и точно знала, что в этой технике я с удовольствием буду делать что-нибудь раз или два в год. Но я также поняла, что мне нравится только малая часть всего процесса. Мне нравилось печатать, прогоняя краску через готовую матрицу. Покрывать все фотоэмульсией, мыть, засвечивать, снова мыть, чистить мне не нравилось. Я быстро нашла людей, готовых взять на себя эту часть работы за небольшие деньги, и решила, что вот он — идеальный вариант! Когда я захочу сделать какую-то шелкографскую работу, я пойду к ним. И попрошусь немного поучаствовать в процессе печати — больше мне не надо. Позже я так и поступила и наблюдала за работой людей, которые как раз все делают по правилам: моют, купаются в этом водяном тумане, возятся с фотореактивами. После того как я приходила к ним на полдня, они брались за следующего клиента, и потом еще за следующего. Каждый раз, когда мы договаривались, они рылись в календаре: на каждый день у них была очередь из тех, кто не хочет заниматься всем сам. Человек, который работает в шелкографской мастерской уже двадцать лет каждый день, — это тот самый, кто когда-то на семинаре сказал: «А мне нравится!» И понял, что он готов заниматься этим постоянно. Его не смутила ни одна часть процесса.

Несколько таких семинаров или домашних экспериментов — и список дел, между которыми придется выбирать, сильно укоротится. Про какое-то дело станет ясно, что им заниматься вообще не хочется, про другое — что оно очень радует, но только пять дней в году. Это замечательно, с этим тоже можно что-то сделать. Понятно, что это не годится на роль основного бизнеса, но сделать какую-то акцию раз в году всегда можно. Для разнообразия, для души, чтобы порадовать клиентов выдающимся мероприятием.

Остается открытым очень непростой вопрос: как взрослому человеку познакомиться с делом, которое не попробуешь дома, начитавшись про него в интернете. Например, кому-то может всю жизнь казаться, что дело его мечты — скульптура. Настоящая, по камню, в больших масштабах — где научиться такому? Или хочется попробовать делать ювелирные изделия, но по-настоящему, за специальным столом, из драгоценных металлов. Где взять такие навыки? Опыт показал, что нужно ходить по тем местам, где кто-то этим занимается, и просто спрашивать. Некоторые готовы взять практикантов (для начала можно попроситься учиться и работать бесплатно, например во время отпуска или каникул). Другие по всей форме ищут учеников! Третьи знают кого-то, кто учит, либо школу, где можно получить соответствующее образование. Нередко искомое можно найти в интернете. К тому же для самых невероятных профессий и сложных процессов уже существуют семинары. Мастера, тихо работающие в своем бизнесе, часто подрабатывают обучением. Все уже привыкли к тому, что самые разные люди готовы заплатить за то, чтобы попробовать что-то новое «просто так» или по каким-то личным причинам. Нужно только поискать!

Многих уже на стадии «поисков себя» охватывает пессимизм: все это требует таких вложений времени и денег, где их взять? Понятно, что ни один профессионал не свалился с неба, все когда-то начинали, каждый потратил годы на обучение. Но ведь нужно на что-то жить?

Особенно трудно тем, кто уже вступил во взрослую жизнь, состоялся в какой-то профессии или где-то успешно поработал и привык жить один, кормить себя. Не говоря уже о тех, кто последние годы кормил семью, а теперь хочет взяться за новое дело, которое не принесет сразу таких же заработков, как предыдущее. Понятное дело — подобный переход нужно планировать. Вспомним о студентах. Как они переживают четыре года обучения? Многие живут у родителей (это связано с разными неудобствами, но дешевле). Другие получают комнаты в общежитиях или снимают квартиру вскладчину. Про них говорят, что «им хорошо» — потому что у них еще нет семьи и детей, которых нужно кормить. Они молоды, в молодости все проще и романтичнее, можно просидеть в холоде и практически без еды до конца месяца, питаясь только самыми дешевыми макаронами. И они, конечно же, все подрабатывают. Опять же: им легко найти подработки кассиром, официантом, барменом. Их не смущает малооплачиваемый труд. И вообще многое не смущает.

Но не у всех студентов жизнь выглядит именно так! Многие к моменту поступления в вуз уже имеют семью, детей, не могут жить в общежитиях, и подработки барменом им мало. Разное в жизни бывает, и люди выкручиваются по-разному. Все возможно, если семья понимает, что происходит. В случае с обучением сценарий понятен. Нужно пережить годы обучения, чтобы потом поскорее найти квалифицированную работу либо начать строить собственный бизнес. Можно попытаться отложить заранее денег на обучение, можно найти всем дополнительные заработки в процессе. То же самое нужно делать, если кто-то решает сменить профессию и серьезно заняться творчеством. Такой переход не может совершиться за одну секунду. Нужно произвести достаточное количество товара, продумать, как его продавать, найти клиентов. А во многих случаях, как мы видим, для начала нужно всему этому научиться! В любом случае нужно иметь план, что делать, пока дело мечты не приносит достаточно денег.

Однако не нужно думать, что между первой попыткой и получением диплома денег не заработаешь. Можно продавать любые навыки, любой товар, пусть даже маленький и простенький. Опять же — посмотрите на студентов. В художественном вузе очень многие сразу начинают делать деньги на мелочах, которым уже научились. Я умела рисовать большие буквы плакатным пером или широкой кистью. Это очень простой навык, и много им не заработаешь. Но перед парадами, два раза в году, в Советском Союзе немало денег приносило написание лозунгов.

Позже я научилась писать ровные буквы на стекле, что дало мне возможность делать вывески для разных организаций. А умение ровно рисовать гербы и флаги принесло много мелких заказов — я оформляла большие агитационные стенды для разных контор.

В это время рядом с нами самовыражались модельеры, у которых была очень интересная жизнь. Простые сумочки из двух прямоугольников они сшили уже в первый день. Особенно легко это было делать в художке, где для обработки швов можно было пользоваться дефицитным тогда оверлоком. Еще не успев научиться чему-то более серьезному, они нашили авосек из всевозможных отходов тканей и торговали ими где только возможно. Через некоторое время их ассортимент пополнился простыми шапочками и шарфами, потом юбками и дальше по нарастающей. Уже на втором курсе все они неплохо жили, зарабатывая шитьем интересных брюк с миллионами кармашков, курток и прочих одежек.

Такое возможно практически в каждом деле. Я хорошо помню, как одна девочка, проходившая обучение в школе керамики, начала делать небольшие картинки из образцов. Ученики пробовали разные глазури, наносили их на кусочки глины, на плитки, по одной или сразу по несколько. Это местами выглядело очень мило, девочке было жалко их выбрасывать. Никакой функции черепки не несли, и она просто начала красиво оформлять их в глубокие рамочки со стеклом, подписывая какими-то смешными словами.

Другой парень, пока учился на стекольщика, экспериментировал с лазером, с помощью которого резали стекло. Он попробовал отрезать от бутылки половину и красиво отшлифовать край. Получился стакан-тумблер. Спустя пару месяцев он уже активно торговал наборами из этих стаканов. А для получения сырья ежедневно нырял в помойку ближайшего бара. Он красиво описал свою концепцию: переработка использованных бутылок во что-то новое и полезное, красиво оформил электронный магазин и открыл торговлю.

Чему он научится в своей школе стекольщиков, мы еще не знаем, и кем будет потом работать — тоже. Какими будут его взрослые и сложные заказы, когда он станет настоящим мастером? Неизвестно. Но он уже нашел достаточно приятный способ профинансировать свой путь.

Точно так же было с семинаром по шелкографии, который я описывала выше. Я пришла туда, чтобы разобраться со своими желаниями, попробовать, научиться, узнать рецепт. Я начала придумывать картинку, с которой хочу работать, за день до семинара. Помимо меня там было еще четыре человека: пенсионер, медсестра и два дизайнера. Пенсионер и медсестра пришли, чтобы просто развлечься, а дизайнеры пришли с делом. Они не только точно знали, что собираются сделать, они сразу взялись печатать товар.

У мальчика была картинка, которую он пронес через весь семинар: он напечатал около пятидесяти штук на бумаге, потом нанес ее на ткань для сумок и к концу запечатал ею два десятка футболок. У него был свой магазин, и он выставлял туда все товары по мере поступления. У него были читатели и поклонники, которые уже ждали плакат, сумочку, футболку.

У девочки был не менее четкий план, хотя она задумала совсем иное. Она сделала три простенькие картинки, которые, однако, повторила на одной большой раме два десятка раз. После этого она печатала с рамы листы, заполненные этими картинками, и разрезала их на открытки. Таким образом, за первый день семинара у нее получилось около трех сотен открыток. На следующий день она запечатывала той же картинкой ткань, из которой собиралась позже нашить фартуков и прихваток для кухни. На третий день те же картинки приземлились на коллекции футболок. Девочка-дизайнер тоже очень четко все посчитала и планировала акцию по продажам новых товаров. Чтобы окупить расходы на семинар и еще заработать денег. Этим двум участникам не хотелось, как мне, стоять там пять дней и просто «пробовать что-нибудь», они сразу придумали несколько коммерческих проектов.

В идеале нужно так мыслить с самого начала и пытаться придумать нечто подобное для любой фазы обучения. Чтобы путь к первому товару был не слишком долгим. В любом обучении довольно скоро начинаются простые задания, в результате которых изготавливается хоть какая-то вещь, пусть незатейливая. Чтобы она стала достойной продаж, нужно ее так красиво исполнить и подать, чтобы не было ощущения, что она слишком проста. Тут тоже помогает покрутиться в интернете: возможно, то, как подают и продают аналоги, наведет на собственные идеи. Или по крайней мере станет ясно, что нужно сделать и на что обращать внимание, чтобы такая простая вещь приобрела товарный вид.

Многие терзают себя и других двумя очень близкими по смыслу вопросами.

Первый: «А что, если талант есть, если я молодец, а никто не признает? Как тогда жить, как мотивировать себя продолжать?» Второй: «А что, если таланта нет? Если мои работы не купят просто потому, что это недостаточно хорошо?»

Сначала к первому вопросу: мне кажется, что это изначально неправильный путь: едва начав что-то делать, раздумывать о том, какое именно место есть шанс занять среди признанных мастеров этого дела. Прицениваться, сколько из этого выйдет славы, денег и успеха, Творчество, безусловно, тоже может быть профессией, но главное то, что им хочется заниматься, даже если это кажется безнадежным во всех отношениях. Оно греет душу в любом виде и при любом раскладе. Я не знаю почему. Некоторые говорят, что это потому, что творчество возвышает человека. Что он раскрывает душу и растет духом, когда пытается дотянуться до чего-то такого. И также известно, что вдохновение — одна из самых сильных мотиваций, а мотивация — это смысл жизни и радость бытия.

Естественно, думая о том, что я хочу сделать рисование своей профессией, я неоднократно размышляла, чего я могла бы достичь (или не достичь). Когда есть такой страх, рекомендуется рассмотреть самый страшный вариант: ничего не вышло, я прорисовала, скажем, сорок лет, заполнила дом никому не нужными картинами, меня не заметил и не похвалил вообще никто. Ничего у меня за всю мою жизнь не купили, и вот я умру, оставив миру кучу малоинтересных работ, которые будут вынесены на помойку. Я спросила себя: «Стала бы я рисовать, если бы мне предсказали такой финал?» — и однозначный ответ был «Да!». Потому что не в признании, и не в продажах дело, и не в дальнейшей судьбе картин, а в том, что пока я живу, это меня питает, радует, вдохновляет и составляет немалую долю смысла моей жизни. А дальше, после такого внутреннего диалога, человеку каждый ценитель его искусства, каждая продажа, каждый комплимент начинает казаться дополнительным подарком. Сверх того, что он ждал от своего творчества.

Но это была пессимистичная часть! Из тех, кто захотел по-настоящему рискнуть, пустить все свои ресурсы на искусство, решив, что это призвание, какого-то минимального успеха добились все, кого я знаю. Если человек ежедневно тренируется, старается улучшить качество своих работ, пытается их показывать и продавать (а если не умеет — учится показывать и продавать) и занимается только этим — когда-то все это выстреливает. В самом плачевном случае художник усердно рисовал больше двадцати лет, прежде чем его признали художником, но после этого он таки начал регулярно выставляться, и теперь у него регулярно покупают работы. Безусловно, из таких художников мало кто становится миллионером, и многие остаются на уровне небольшой зарплаты и вечных жалоб на то, что хотелось бы большего. Но это такая же профессия, как любая другая. Я это пишу всего лишь к тому, что обычно достаточно относиться к творчеству как к профессии, и оно ею станет.

Что же касается людей, которые не признают свой талант, — с этим труднее. Некоторые отмахиваются от комплиментов, потому что искренне считают свои произведения «ничем особенным». Другие на самом деле кокетничают. А многие действительно не в состоянии оценить собственный уровень и боятся похвалить себя слишком сильно.

В любом случае нужно понимать, что без уверенности в себе работать и продавать свой труд не получится. Это касается любой работы: профессионализм отчасти выражается в том, что человек обладает определенными навыками и знаниями и сознает, какой у него примерно уровень. Здесь очень хорошо помогает настоящее образование: при последовательном обучении человек понимает, в какой точке пути находится. Ему дают все более сложные задания, подразумевая, что он справился с предыдущими. Чтобы сдать экзамены и тесты, нужно знать некий минимум. Все ступени роста проходятся с ясным пониманием, что вот здесь и там мы поднялись на одну ступеньку выше и всего их было уже вот столько. Самоучкам сложнее — у них не было преподавателей, тестов и экзаменов, они не защищали диплом. У них нет доказательств, что хотя бы какие-то из необходимых стадий развития они успешно завершили. Неясно, насколько поступающая критика компетентна или предвзята.

И тем не менее — нужно пытаться ориентироваться в собственных достижениях, знать себе цену и отстаивать свое дело. Для начала нужно научиться оценивать и понимать уровень коллег: смотреть много чужих работ, читать комментарии к ним, а лучше всего, конечно, услышать комментарии по-настоящему компетентных специалистов. Желательно еще с объяснением, почему одно лучше другого. Со временем появляется понимание, что портит работу, что делает ее особенной, что подразумевается под качеством, сильным исполнением. Параллельно нужно не прекращать пробовать самостоятельно, подражая, естественно, самым сильным образцам. Только при попытке повторить хорошее можно прочувствовать, что в этом сложного. И когда не получится добиться каких-то тонкостей, которые очевидно делают работы некоторых коллег всеобщими фаворитами, станет ясно, над чем надо работать.

Таким образом, мы в какой-то момент начинаем понимать насчет целого ряда образцов, что «я тоже так могу». И понимаем, что это не иллюзия. Так можно оставлять позади разные фазы развития и понимать это, несмотря на отсутствие наставников и опекунов, помогающих вам ориентироваться в собственных достижениях. И нужно немного верить в свои силы. Не забывать, что тысяча часов работы улучшает результаты любого! И если вы просидели над чем-то больше тысячи часов, вы не могли не вырасти!

— Чаще общаться с теми, кто вас хвалит. Звучит просто и не совсем скромно, но это очень полезно. Если кто-то вас хвалит, значит, у него есть на это причины. Может быть, ему искренне нравятся ваши работы или вы сами. Или то и другое вместе! В любом случае, почему не услышать лишний раз о себе и своих произведениях что-то хорошее?

— Тянуться к тем, кто вас поддерживает! Прислушивайтесь к тому, что вам предлагают. Нередко, увидев хорошие работы, люди начинают предлагать помощь: напечатать открытки, устроить выставку, вместе продавать товары на ярмарке, взять работы на реализацию в свой магазин. При этом очень многие либо сами не знают, о чем говорят, либо предлагают невыгодные и излишне трудоемкие варианты. Но иногда кто-то предлагает вполне дельные вещи! Расспросите человека, каков его план. Если не очевидно, какими затратами и прибылью это обернется, попросите время на размышления и обсудите предложение с кем-то, у кого больше опыта. Или почитайте об этом в интернете, попробуйте посчитать. Сказать нет вы всегда успеете.

— Также стоит прислушаться, если кто-то предлагает недорогое или бесплатное место для работы или советует, как удобнее и приятнее организовать ваш труд. Возможно, этот кто-то относится к вашему труду даже серьезнее, чем вы сами, и понимает, что в лучших условиях вы бы смогли творить еще эффективнее! Соглашайтесь! Пусть вам все помогают!

— Радоваться, когда родные и близкие поощряют вашу затею и покупают плоды вашего труда. Многие думают, что «своим» нужно все дарить. Но нужно чувствовать границу. Подарить понравившуюся вещицу или картину любимому человеку — очень хороший широкий жест. Я с удовольствием дарю свои вещи самым близким: маме, семье сына. Но когда мои двоюродные братья сообщают, что хотят купить у меня подарки друзьям, это другое дело. Кстати, я очень люблю поддерживать малые бизнесы родственников и друзей, которые они ведут с любовью и отдачей. И считаю это очень важным — вносить свой вклад в их процветание. Поэтому, например, отправляясь на поиски новогодних подарков, я первым делом осматриваю магазины родных и близких. Раздаривая их вещи, я также делаю им рекламу. И пусть то же самое делают с вашими произведениями — этому нужно уметь просто радоваться.

— Вообще почаще показывать свои работы другим. Чем больше людей их увидят, тем больше найдется поклонников вашего творчества. Только если, например, ваши вещи в среднем нравятся каждому десятому, нужно показать их сотне людей, чтобы приобрести десятерых поклонников. Так нужно быстрее охватывать эту сотню! Показывать свои вещи везде. Завести себе сайт или блог, выставлять фотографии работ в интернет. Давать интервью всем, кто просит. Даже если это небольшой провинциальный журнал — пусть у вас будет еще одна публикация! Когда в интернете спрашивают, можно ли где-то сослаться на мои работы или переопубликовать их с указанием автора, я всегда соглашаюсь. Пусть они расползаются по миру, чем больше, тем лучше. Набейте себе карманы визитками, раздавайте их всем. Чем больше визиток вы раздарите, тем больше получите писем вроде: «Я посмотрел твои работы, ты, оказывается, делаешь такие чудесные вещи!»

— Коллекционируйте комплименты. Выбрасывайте в помойку ругань. Если кто-то вас активно ругает, пишет вам неприветливые письма, вспомните о его мотивах.

Продолжая тему отношения к себе и своим работам, мне хотелось бы привести тут еще одну историю, оказавшую на меня в свое время очень большое влияние. Лет в двенадцать мне очень сильно влетело от художника Владимира Серебровского, который одновременно был другом семьи и моим другом, выслушивателем всех проблем, наставником и советчиком в делах как житейских, так и художественных. Однажды я ему протянула какую-то свою работу и сказала нечто вроде: «Вот, я тут навозюкала». Собственно, желая пококетничать слегка или дать понять, что я не претендую на то, что это шедевр. И тут он так меня отругал!

— Не смей! Никогда не смей так говорить о своей работе! Никогда! Никогда нельзя ни о каком своем рисунке, ни о каком наброске говорить «я тут намазал», или «вот мои кривульки», или что-нибудь еще такое. Нельзя свои работы даже в шутку называть ни какашечками, ни мусором, ни художественными помоями. Никаких оскорбительных или унизительных слов в адрес своих произведений. Никогда! Это важно! Это твое искусство! Это твое самое важное занятие! Ты должна никогда не мазать, не калякать, даже если ты пробуешь что-то на клочке бумаги, — ты рисуешь, ты ищешь, творишь, работаешь. Если тебе не нравится твоя работа, или эскизы, или что-то еще, ты можешь все выбросить или засунуть в печку. Но никогда нельзя в разговорах с другими людьми называть свои работы неуважительными словами! И никогда нельзя позволять другим людям так называть твои работы! Если ты не будешь уважать свое призвание, его не будет уважать никто! Начинать надо с себя!

Мне этот совет запомнился, и я ему следовала всю жизнь. И передавала его студентам. Забавно, что я сама себя приучила просто по определению никакими такими словами не отзываться о творчестве (неважно чьем) и в результате всегда искренне обижаюсь за искусство, когда это делает кто-то другой. То есть я расстраиваюсь так же, когда совершенно посторонние мне люди обзывают свои собственные произведения, и уж тем более негодую, когда кто-то говорит нехорошие и неуважительные слова о чужом творении. Может быть, это слишком трепетное отношение к вопросу, но вот так меня воспитали. И мне кажется, что Серебровский был прав: к искусству, з







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 342. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия