Студопедия — Глава 2. Сенсорики и интуиты
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 2. Сенсорики и интуиты






 

Сенсорный тип, или сенсорик — это тот, кто, как говорят психологи, «живет здесь и теперь». Его восприятие исключительно конкретно, он легко замечает не только крупные, но и самые мелкие изменения в предметах, находящихся рядом, в бытовой обстановке, на улице, в одежде окружающих его людей. Бывает, что он фотографически точно может воспроизвести даже мельком увиденную картину. Сенсорик прекрасно ощущает потребности не только собственного тела, но и других людей. Он чувствителен к комфорту и уюту, которые, как правило, легко организует вокруг себя (поскольку к этому стремится). Ему трудно ждать, когда наступит благополучие. Ему надо получить желаемое сегодня (еще лучше — сейчас). Его девиз — действие. Ориентированный на детальное восприятие, сенсорик без раздражения может выполнить рутинную работу, получая удовольствие от тщательности и аккуратности своих действий. Для него характерно умение быстро переключаться, следовать за изменениями обстоятельств и легко приспосабливаться к ним.

В отличие от сенсорного типа, восприятие типа интуитивного, или интуита — целостное. Что это означает? К примеру, читая текст, интуит видит все слово целиком, в отличие от сенсорика, который воспринимает его по отдельным буквам. (Поэтому, в частности, интуиту так трудно бывает «вычитывать» текст, а лучшие корректоры — сенсорики.) Интуит схватывает общие контуры (обстановки помещения, домов, пейзажа...), в то время как сенсорик хорошо видит прежде всего детали.

Интуит интегрирует непосредственные впечатления в образы, символы. Он может, отстраняясь от отвлекающих внешних мелочей, «увидеть» глубинную суть явлений или процессов. Поэтому внешние проявления всего сущего — для него лишь толчок, чтобы пробудить фантазию, ощутить желание к изобретению нового, к прогнозам на будущее. Так же легко он может уйти мыслями в прошлое, подчас переживая его заново, как будто это происходит с ним снова и снова. В обыденной жизни интуит может оказаться рассеянным, не замечать того, что происходит вокруг, поскольку его мысли принимают произвольное направление, быстро отрываясь от конкретики и непосредственных впечатлений. Такому человеку чрезвычайно трудно выполнять рутинную работу, поскольку при каждом повторе одного и того же действия его тянет привнести в это действие что-то новое, отличное от прежнего, хотя это новое не всегда может оказаться лучше, чем хорошо проверенное старое.

Наверное, читателю понятно, что интуитивный тип не очень любит заниматься хозяйственной деятельностью, создавать вокруг себя комфорт и уют. Хотя нельзя сказать, что он безразличен ко всему этому, но подчас может не замечать беспорядка, поскольку его мысли витают где-то в облаках и не сосредоточены, как у сенсорного типа, на конкретных предметах, непосредственно его окружающих.

Здесь, так же как и в паре логик — этик, мы можем легко заметить обратную зависимость. Сенсорик, чье внимание целиком занято конкретными предметами окружающего мира, вряд ли будет сколько-нибудь долго погружаться в мечты и фантазии. Интуит, соответственно, не будет утруждать себя разглядыванием подробностей предметного мира — образ ему дороже реальности. Таким образом, каждый человек находится либо на одном, либо на другом типологическом полюсе — он либо сенсорик, либо интуит.

Проиллюстрируем сказанное выше снова примерами из романа Толстого. Начнем с сенсориков.

Один из самых пленительных сенсорных образов романа — образ графини Наташи Ростовой. Вот она вечером прибегает в спальню к матери — ей очень хочется поговорить о Борисе, который влюблен в нее:

«Мама, можно поговорить, да?сказала Наташа. (...) И она обхватила шею матери и поцеловала ее под подбородок. В обращении со своею матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватывала руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери было ни больно, ни неприятно, ни неловко.

Ну, о чем же нынче?сказала мать, устроившись на подушках и подождав, пока Наташа, побрыкав ногами и также перекатившись раза два через себя, не легла с ней рядом под одним одеялом, выпростав руки и приняв серьезное выражение. (...)

Скажите мама, он мил? (...)

Ты ему вскружила совсем голову, зачем? Что ты хочешь от него? Ты знаешь, что тебе нельзя выйти за него замуж (...). Оттого, что он молод, оттого, что он беден, оттого, что он родня, оттого, что ты и сама не любишь его (...).

Наташа не дала ей договорить, притянула к себе большую руку графини и поцеловала ее сверху, потом в ладонь, потом опять перевернула и стала целовать ее в косточку верхнего сустава пальца, потом в промежуток, потом опять в косточку, шепотом приговаривая: «Январь, февраль,... май».

Итак, сенсорик прекрасно ощущает свое тело, его потребности — Наташа долго укладывается и устраивается в постели у матери, и это у сенсорных типов никогда не бывает кое-как. Руки сенсорика при желании умеют быть чуткими и ловкими, они способны прикасаться так, чтобы не причинить другому неудобство, ведь сенсорик хорошо ощущает потребности тела не только своего, но также и другого человека.

И, наконец, Наташа выражает свою любовь к матери вполне конкретно и сенсорно — целует руку ее и так, и сяк, и в косточку, и отдельно.

А вот уж чего сенсорик совершенно не умеет, так это — ждать. Его восприятие «здесь и теперь» делает ожидание чего-либо совершенно бессмысленным, ведь жизнь проходит, и проходит каждый ее миг безвозвратно — это сенсорик переживает очень тяжело: «Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуки со своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое она употребила бы на любовь к нему, неотступно мучила ее. (...) Ее же письма к нему не только не доставляли ей утешения, но представлялись скучной фальшивой обязанностью. Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой, взглядом». (Заметим, выразить эмоционально и сенсорно.)

Сенсорик, как правило, уверен в своей правоте. Если какая-то идея овладела им, он будет искать все возможные способы для реализации задуманного. Волевой напор, целеустремленность и решительность, как правило, приводят его к цели. Давайте вспомним, как Наташа Ростова воздействует на свою мать, чтобы та разрешила отдать повозки для вывоза раненых, вместо того чтобы вывозить собственные вещи — ведь наступающая армия французов была уже недалеко от их имения:

«Это гадость! Это мерзость!закричала она...Это не может быть, чтобы вы приказали (...). Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе!закричала она.Они остаются...

Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?

Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе... Маменька!... Это не может быть... (...)

Графиня взглянула на дочь, увидела ее пристыженное за мать лицо, увидела ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.

Ах, да делайте, как хотите!»

Мы уже отмечали, что сенсорики хорошо ощущают потребности тела как своего, так и других, поэтому они умеют, например, очень хорошо ухаживать за больными, — вспомните ту же Наташу, которая день и ночь не отходит от раненого князя Андрея.

Сенсорики зачастую также прекрасные кулинары, художники в приготовлении пищи, в умении удовлетворить самому изысканному и прихотливому вкусу. Именно таким человеком описан граф Илья Андреевич, глава семейства Ростовых, который с большим удовольствием и знанием дела занимается организацией обеда в честь героя войны, князя Багратиона: «Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару Английского клуба, о спарже, свежих овощах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф со дня основания клуба был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир».

К своему внешнему виду сенсорики относятся также очень внимательно, никакая мелочь не ускользает от их внимания. Например, сенсорика может совершенно «выбить из колеи» то, что в его одежде что-то не очень модно или причиняет неудобство, или неожиданно оторвалась пуговица, хлястик, сосед за столиком кафе нечаянно облил его чаем...

Наверное, читатель даже по такому краткому описанию уже понял, что именно среди сенсорных типов больше практических деятельных людей.

А теперь подробнее поговорим об интуитах,и на этот раз включим в наш психологический анализ одного из главных героев романа — графа Пьера Безухова. Пьер — побочный сын знаменитого екатерининского вельможи, очень богатого графа Безухова. Пьер мучительно ищет смысл во всем происходящем, хотя внешне кажется беспутным молодым человеком, его образ жизни не встречает одобрения окружающих. Тем неожиданнее для самого Пьера и тех, кто надеялся получить хотя бы небольшую долю огромного богатства умирающего старого графа Безухова, известие, что все состояние завещано Пьеру. И Пьер превратился из объекта презрительных насмешек во влиятельного представителя высшего света и очень завидного жениха — графа Пьера Безухова.

Напомним, что для интуита характерно целостное, общее восприятие окружающего мира, стремление к философскому поиску смысла происходящего, желание проникнуть в его суть. Именно эти вопросы волнуют Пьера Безухова, о чем он размышляет в разговоре с князем Андреем Болконским: «На земле, именно на этой земле (Пьер указал на поле), нет правды — все ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечнодети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого?»

Целостность интуитивного восприятия, при которой сложно замечать конкретику и вдаваться в подробности бытия, позволяет интуиту легко соединить в своем воображении события и факты, которые не могли бы реально произойти одновременно и в одном месте. Поэтому среди интуитов встречаются и ученые, и философы, и писатели-фантасты, и мечтатели-поэты, способные угадать возможности, заложенные в том или ином явлении. Интуитивность обусловливает и чуткость ко всему новому, необычному, умение увидеть перспективность в той или иной ситуации.

Будучи оторван от окружающей реальности, интуит тем не менее часто бывает способен усмотреть будущий результат какого-то настоящего события:

«И в ту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только могла, но и должна быть его женою, что это не может быть иначе.

Он знал это в эту минуту так же верно, как бы он знал это, стоя под венцом с нею. Как это будет и когда, он не знал; не знал даже, хорошо ли это будет (ему даже чувствовалось, что это нехорошо почему-то), но он знал, что это будет».

Читатель, конечно, помнит, что это предвидение Пьера осуществилось не только браком с Элен, но и разводом с нею.

А в том, что касается сиюминутных реакций на происходящее — интуит может оказаться совершенно беспомощным, поскольку, физически присутствуя в каком-то месте пространства, он одновременно мыслями часто находится совсем в другом.

Вот как описывает Толстой поездку Пьера в Петербург.

«Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете?спрашивал камердинер.

Пьер ничего не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и все продолжал думать о том жестоль важном, что он не обращал никакого внимания на то, что происходило вокруг него».

Именно поэтому интуиты часто выглядят рассеянными, бывает и так, что они плохо ощущают свое тело в пространстве, оказываются порой неловкими: «Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти (...). Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее».

Так же как и для сенсорика, ожидание чего-то не является для интуита любимым занятием, но его собственная богатая фантазия помогает ему наполнить жизнь смыслом, даже если в окружающем мире ничего не происходит — ведь у интуита и нет этой прочной связи с конкретной предметностью.

Еще одним важным проявлением интуитивности является умение усмотреть в том, что происходит вокруг, возможности, скрытые от конкретного взгляда сенсорика. Поэтому внимание интуита зачастую направлено ко всему новому, неожиданному, сулящему многообещающую перспективу в той или иной ситуации, творческий подход к порученному делу. Последнее свойство интуитивной натуры очень образно описано Толстым в образе артиллериста, капитана Тушина:

«Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен. (...) Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик (...). «Ну-ка, наша Матвеевна»,говорил он про себя. Матвеевной представлялась в его воображении большая крайняя старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий (...).

Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

Ну, Матвеевна, матушка, не выдавай!говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:

Капитан Тушин! Капитан!

Тушин испуганно оглянулся.

Вы что, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы...

«Ну, за что они меня?»думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.

Я... ничего,проговорил он, приставляя два пальца к козырьку».

Вот ведь как бывает у интуитов: увлекшись боем, капитан Тушин, в пылу сражения, которое он разукрашивает собственной фантазией, совсем забывает об опасности, ведет себя в азарте боя прямо как малый ребенок.

Заметим в заключение, что никогда не может быть так, чтобы в психике конкретного человека присутствовал бы исключительно только один полюс при полном отсутствии другого. Это замечание мы уже сделали в альтернативной паре признаков этика — логика. То же самое можно сказать и о паре сенсорика — интуиция.

Действительно, не может же, в самом деле, интуит всегда только витать в облаках? Ведь каждому человеку приходится, хочет он того или нет, заботиться о своем жилище, одежде, здоровье, а ведь это все — область сенсорики. Точно так же трудно представить себе человека, который вообще никогда бы ни о чем не фантазировал, не прогнозировал событий, не попытался бы оценить ситуацию «в целом». А все это — область интуитивная. Поэтому в психике каждого человека всегда присутствуют обе стороны, однако одна проявляется, как правило, гораздо сильнее, чем другая.

 

Внешне сенсорный тип (19—21) выглядит достаточно уверенным, его взгляд конкретен, направлен на тот предмет, который его в настоящий момент занимает. Его интерес может быть как логического (19, 20), так и этического (21) характера.

В отличие от сенсорика, взгляд интуита блуждает неведомо где (22, 24), он расфокусирован, чувствуется, что перед его мысленным взором проходят какие-то картины, которые его занимают гораздо больше, чем то, что рядом. Для интуита также характерен заинтересованный взгляд, чем-то напоминающий взгляд ребенка при виде новой игрушки (23), чувствуется в этом взгляде ожидание чего-то нового, перспективного, что человек видит за простой внешностью предмета.

У сенсориков более плотная, уверенная походка, они буквально «ходят по земле», хорошо ощущая себя, свое тело в пространстве, в то время как для интуитов, как заметил один юноша, «все углы — мои». Действительно, интуит часто натыкается на эти самые углы, его походка лишена уверенности и устойчивости, именно потому, что он гораздо слабее, чем сенсорик, ощущает свое тело в пространстве.

 

Просуммируем сказанное выше.

Сенсорик:

воспринимает мир как чувственную реальность, в ее конкретных формах, ощущениях, цвете и запахе;

больше интересуется результатом реально выполненного труда;

легко запоминает подробности, фактуру предметов окружающего мира;

ему доставляет непереносимый дискомфорт домашний беспорядок;

хорошо ощущает потребности своего тела.

Интуит:

его сознание легко уходит в мир воображения;

больше всего его интересуют заманчивые возможности и перспективы;

ему легче заметить общие очертания предмета, чем его подробности и фактуру;

он спокойно мирится с домашним беспорядком, если увлечен своим делом;

он плохо ощущает свое тело и его потребности, может, например, не сообразить, что голоден или болен.

Подведем некоторые итоги.

Если шкала логикаэтика отвечает на вопрос о приоритете интереса: предмет, факт, теория, абстракция, или — человек, отношения людей, их чувства; то шкала сенсорикаинтуиция характеризует способ выбора информации: конкретно, детально, с хорошим видением подробностей — сенсорно, или в общем и целом, с привнесением собственной фантазии — интуитивно?

Часто задают вопрос: «А кто лучше, этик или логик, сенсорик или интуит?»

Конечно же, никто не лучше другого, а каждый хорош и полезен в своей области, выполняя свою социальную роль. Если речь идет о производственной деятельности, о научной работе, технологических процессах организации хозяйственной деятельности, борьбе с правонарушениями, службе в армии — конечно, уравновешенные логики в этих сферах окажутся более эффективны, чем эмоциональные этики, но в социальной или гуманитарной сферах — где требуется умение понять и почувствовать состояние каждого человека, в медицине, организации сферы услуг, в воспитательной работе, в тонкостях духовного опыта, в искусстве — вряд ли можно обойтись без этиков. Каждый хорош на своем месте.

То же можно сказать и о второй паре свойств психики, соответственно, о сенсориках и интуитах. Без интуитов немыслимо предвидение, фантазия, творчество, неординарность решения задач, религия, поэзия — все, что уходит от конкретики. И все это прекрасно, но... без сенсориков интуиты бы умерли с голоду, замерзли от холода зимой и не смогли бы реализовать свои идеи, внедрить их в жизнь.

Наверное, не случайно то, что соционика, несмотря на свою несомненную перспективность, до сих пор не обрела своего широкого общественного признания, ибо ею занимаются, в основном, интуитивные типы, прекрасно умеющие увидеть захватывающие возможности использования этого знания. А вот для сенсориков пока эта область в широких масштабах не представляет интереса. Однако для внедрения чего-либо нужны сенсорные возможности, умение «пробить» новое направление, выделить на его развитие деньги и т. д. Будем, однако, надеяться, что теперь уже не понадобятся десятилетия, чтобы соционика наконец обрела свое достойное место среди наук о человеке.

 

 

Глава 3. Совместное действие двух альтернатив. «Клубы»

 

До сих пор мы исследовали только две соционические шкалы, логика—этика и сенсорика—интуиция (всего их — четыре), но уже сейчас можем получить вполне важный практический результат.

Из определения рассмотренных выше альтернативных пар ясно, что эти признаки описывают совершенно разные стороны психики людей, и эти шкалы не зависят друг от друга, а это означает, что, например, среди логиков могут встречаться как сенсорики, так и интуиты. То же самое можно сказать и об этиках. Аналогично, среди сенсориков одинаково часто встречаются как этики, так и логики, что также справедливо и для интуитов.

Следовательно, удобнее всего это обстоятельство отобразить на плоскости двумя взаимно перпендикулярными осями, одна из которых представляет собой шкалу логика—этика, а другая — сенсорика—интуиция.

 

Схема 1. Четыре варианта психотипов

 

Мы получили, таким образом, четыре области, в каждой из которых представлены два наиболее сильных полюса наших шкал:

I — сильны логика и сенсорика, такие люди чувствуют себя уверенно в практической жизни, почему и получили название ПРАКТИКИ.

II — сильны логика и интуиция, качества, совершенно необходимые для философов, ученых, тех, кто занимается любыми исследованиями, поэтому название этой группы — ИССЛЕДОВАТЕЛИ.

III — сильны этика и сенсорика, представители этих ведущих сторон психики способны эмоционально откликнуться на чужие потребности и оказать конкретную сенсорную помощь, это — СОЦИАЛЫ.

IV — наконец, обладатели сильной этики и сильной интуиции — наиболее из всех перечисленных выше групп оторваны от реальности, склонны к фантазиям, поэзии, музыке, литературному творчеству. Они получили название ГУМАНИТАРИИ.

В соционике эти четыре группы названы «клубы», поскольку очевидно, что в клубы люди собираются по интересам. Наличие же одинаковых ведущих функций и обеспечивает одинаковость как интересов, так и возможностей.

А теперь давайте снова вернемся к героям Толстого, о которых уже шла речь выше, и постараемся выяснить, каковы же вторые сильные полюса в их характерах, — ведь пока мы определили для них только по одной сильной функции.

Начнем со старика Болконского и его дочери княжны Марьи. Напомним читателю, что, как мы установили выше, отец — логик, а княжна — этик. А как проявляются их психологические особенности в области сенсорики и интуиции? Вспомним замечание Толстого о том порядке, в котором старый князь держал свои вещи, как он «обтер стамеску»,закончив работу, в то время как письменный стол княжны Марьи всегда завален «тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен».

Могут ли эти качества быть просто воспитанными с детства? Вряд ли, тем более что отец регулярно сам занимается со своею дочерью и ежедневно наставляет ее, стараясь привить ей те черты характера, которые присущи ему самому. Однако его усилия не приводят к желаемому результату. И снова в этой паре героев мы находим проявления теперь уже другой альтернативной пары характеристик: сенсорность старого князя и интуитивность его дочери, княжны Марьи.

Приведем еще некоторые выдержки из романа, в которых явно прослеживаются деятельность, конкретность восприятия старого князя и оторванность от непосредственно происходящего — княжны Марьи. Вот описание отца:

«И он, как всегда, бодрыми шагами вошел в гостиную, быстро окинул глазами всех, заметил и перемену платья маленькой княгини, и ленточку Вourinne, и уродливую прическу княжны Марьи, и улыбки и Bourinne и Анатоля, и одиночество своей княжны в общем разговоре. «Убралась, как дура!подумал он, злобно взглянув на дочь.Стыда нет! А он ее и знать не хочет!». Так способен отметить все мелочи в своем сознании только человек с исключительно конкретным, сенсорным восприятием.

А что же княжна? Она выходит замуж за графа Николая Ростова и очень счастлива в этом браке. Примечателен с интересующих нас позиций разговор ее с мужем:

«Она смотрела на него и не то что думала о другом, а чувствовала о другом. (...) Кроме этого чувства, поглощавшего ее всю и мешавшего ей вникать в подробности планов мужа, в голове ее мелькали мысли, не имеющие ничего общего с тем, что он говорил (...). Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна. На лице ее выступило строгое выражение затаенного высокого страдания души, тяготящейся телом».

Очень наглядна разница в последних двух цитатах между сенсориком — отцом и интуитом — дочерью, заключающаяся в том, что в отличие от сенсорика, интуит не привязан к непосредственному окружению, а напротив — он часто и непроизвольно отрывается от него, уходя в свой мир переживаний и видений.

Теперь выясним, каковы вторые сильные полюса в психике интуита Пьера Безухова и сенсорика Наташи Ростовой....

Наверное, читателю не надо приводить особенно много аргументов в пользу того, чтобы отнести Наташу к этикам, а не к логикам. Достаточно вспомнить несколько эпизодов очень характерного поведения Наташи.

«Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.

Соня! что ты?... Что с тобой? У-у-у!

И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала».

Как видите, Наташа немедленно включилась в эмоциональную ситуацию, сердцем почувствовала горе своей подруги и, даже не зная причины этого горя, почувствовала то же, что чувствовала Соня. Этик действительно умеет настроиться в резонанс с чувствами другого человека.

Вот еще один эпизод:

«Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши и знала, что что-нибудь есть между ее отцом и Анной Михайловной и что-нибудь касающееся брата и что Анна Михайловна приготавливает».

Именно оттенки интонаций более всего способен отличать этик, это и есть как раз то свойство характера, которое сильно отличает этика от логика. Ведь логик тоже способен испытывать и улавливать эмоции, однако ему трудно почувствовать все их тонкости. Нюансы чувств, их оттенки от логика ускользают.

Что же касается характера Пьера Безухова, то здесь естественно сделать выбор в пользу Пьера-логика. Действительно, мы уже приводили ранее цитату о философских поисках Пьера, его размышлениях о смысле жизни, смысле происходящего вокруг, поиск ответов на эти вопросы в масонской ложе, в которую вступает Пьер, — все эти мучительные раздумья сопровождают его на протяжении всего романа. Сравните эти поиски логика Пьера с религиозностью этика — княжны Марьи, для нее религия — это безусловная вера без размышлений, в то время как для Пьера — это логический анализ.

Возможно, читатели возразят такой характеристике, вспомнив, например, эпизод спасения Пьером девочки из огня или факты беспримерной доброты этого человека в финансовых делах. Однако более подробно этот вопрос мы исследуем в нашем дальнейшем рассмотрении — ведь и логики могут быть и добрыми, и самоотверженными людьми, а, кроме того, неумение считать деньги скорее относится к слабой сенсорике и просто к тому факту, что деньги отнюдь не являются предметом заботы Пьера — он очень богат.

Поскольку наш анализ позднее включит в себя, кроме названных выше героев романа — отца и дочери Болконских, Наташи Ростовой и Пьера Безухова, также и подробное рассмотрение психотипов князя Андрея Болконского, отца и сына Ростовых, капитана Тушина — мы не будем сейчас перегружать наше исследование всех особенностей их характеров. Заметим только, что Николай Ростов — так же как и Наташа — сенсорик, он практичен и деятелен, ему чужды философствования, в отличие от князя Андрея, который вместе со своим другом Пьером очень любит рассуждения о смысле жизни, о поисках справедливости, он часто уходит в свои фантазии, например, о славе.

Старый граф Ростов, которого мы определили как сенсорика, по второй альтернативной паре признаков — конечно же, этик, вспомните его любовь к тому, чтобы всем угодить, доставить удовольствие вкусной едой, ну а капитан Тушин — логик, для него военные действия — что-то вроде логической игры на местности-карте, которая находится перед глазами.

Теперь рассмотрим 4 варианта пар сильных функций с учетом тех примеров поведения, которые мы привели ранее для героев романа «Война и мир». Посмотрите еще раз на схему, приведенную выше.

I — ПРАКТИКИ, у них сильны логика и сенсорика. Логиками и сенсориками мы определили раньше старого князя Н. А. Болконского и молодого графа Николая Ростова. Оба они конкретны и деятельны, уверены в своей правоте, их сознание и опыт опираются на практическую сторону жизни, им чужды оторванность от реальности и мечтательность. Николай — прекрасно ведет свое хозяйство, а в годы службы в армии он проявляет себя великолепным офицером, который не только не тяготится военной дисциплиной и порядком, но и находит в них определенный стержень, что служит для него надежным жизненным ориентиром.

II — ИССЛЕДОВАТЕЛИ, обладатели сильной логики и интуиции, они явно отличаются от практиков. Отличие лишь в одном качестве (интуиция вместо сенсорики) — и сразу же перед нами оказываются люди совершенно другого склада, в романе Толстого это граф Пьер Безухов и капитан Тушин. Именно интуитивность постоянно вовлекает Пьера в поиски смысла жизни, в философское отношение к происходящему, а Тушин с легкостью загорается новыми возможностями победить стоящего перед ним врага, он смело экспериментирует и фантазирует.

III — СОЦИАЛЫ, те у кого сильны этика и сенсорика. Конечно, нам сразу же вспоминаются граф Илья Андреевич Ростов и его дочь Наташа. Оба героя эмоциональны, проявляют душевную щедрость и умение позаботиться о тех, кто рядом. Наташа не может допустить, чтобы раненые остались беззащитными перед наступающими французами, Илья Андреевич, как никто другой, умеет устроить праздник и пир, не считаясь с собственными затратами — лишь бы всем было приятно. В этих людях сочетаются способность сопереживать и почувствовать душою боль другого человека вместе с умением конкретно позаботиться, сделать то, что в их силах, чтобы помочь, в том числе накормить, одеть и обуть, обеспечить уход за ранеными и больными.

IV — ГУМАНИТАРИИ, это те, у кого сильны этика и интуиция. В романе Толстого мы также встретились с героями, которые относятся к этому «клубу». Это брат и сестра Болконские, княжна Марья и князь Андрей. Представители этого клуба характеризуются сильной эмоциональностью и склонностью к мистике, философии, религии и фантазиям, частой оторванностью от реальности.

 

Перед вами портреты представителей всех четырех «клубов» — Практиков, Исследователей, Социалов и Гуманитариев. Каждая горизонтальная тройка лиц — один «клуб». Вглядитесь внимательно в их лица и постарайтесь найти внешние сходства внутри одного «клуба» и отличия между ними.

Практики выглядят спокойными людьми, беспристрастно рассматривающими окружающий мир; в их глазах оценка того, что перед их глазами, желание понять, какая от этого может быть практическая польза. В лицах (25 и 27) хорошо ощущается волевая решимость добиться того, что они считают необходимым.

В глазах же Исследователей хорошо заметен пытливый интерес к происходящему (28, 30), иногда — вопрос (29). И те и другие, будучи логиками, мало заботятся о том, какое они производят впечатление на окружающих, поэтому в выражениях лиц нет стремления очаровать собеседника или проявить какие-то иные эмоции.

В группе Социалов, напротив, очень хорошо заметна эмоциональность, желание понравиться (31, 33). Юноша (32) проявляет явное живое участие в происходящем, при этом взгляд его совершенно конкретен, как у истинного сенсорика. Как правило, у Социалов самые «теплые» лица, выражающие готовность помочь.

А вот Гуманитарии-интуиты выглядят несколько холоднее социалов, поскольку гуманитарии зачастую просто «отсутствуют», погруженные в свои фантазии. Читателю может показаться несколько неожиданной «неулыбчивость» приведенной тройки представителей этиков-интуитов. В чем дело? В следующей главе, когда речь пойдет об экстраверсии и интроверсии, мы этот вопрос легко решим. Сейчас отметим только то, что не каждый этик готов внешне проявлять свои эмоции — вспомните княжну Марью. Лицо мужчины (34) по характеру очень близко к тому типу, к которому принадлежит княжна, в глазах — боль за человека, стремление к самоусовершенствованию. Среди Гуманитариев также много тех, кто от природы наделен артистическими талантами. Такие люди готовы играть где угодно и кого угодно (36). В женщине (35) хорошо ощущается хрупкость, ранимость натуры.

 

Все перечисленные психологические особенности Практиков, Исследователей, Социалов и Гуманитариев можно встретить не только на страницах романов разных литературных произведений, они встречаются на каждом шагу в реальной жизни.

В заключение этого раздела приведем фамилии известных деятелей, расположив их также по «клубному» принципу. Заметим однако, что, когда речь идет об этих людях, можно только делать предположение об их принадлежности к тому или иному типу, поскольку, по понятным причинам, проверить это, спросив прямо, мы не можем. Поэтому к любым определениям такого рода следует относиться лишь как к версии автора.

ПРАКТИКИ

П. Романов (Петр I), В. Ульянов (Ленин), Джугашвили (Сталин), П. Столыпин. Г. Коль, М. Тэтчер, Д. Дудаев, С. Хусейн, А. Масхадов, Н. Назарбаев, А. Лукашенко.

Г. Жуков, Ю. Лужков, А. Лебедь, Г. Старовойтова.

А. Кристи, Ж. Сименон.

Н. Михалков, М. Ульянов, К. Лавров, Л. Гурченко, И. Розанова, А. Карпов.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Ф. Рузвельт, У. Черчилль, Д. Кеннеди, Н. Крупская.

К. Юнг, И. Ньютон, А. Эйнштейн, Р. Фейнман, Р. Вуд, К. Циолковский, Н. Бор, А. Сахаров, А. Аугустинавичюте.

Л. Бетховен, Л. Толстой, С. Рахманинов, А. Чехов, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Е. Мравинский, М. Растропович.

С. Бондарчук, Г. Уланова, М. Плисецкая, Д. Мазина, Э. Пиаф, П. Ришар, Ю. Никулин, М. Жванецкий.

СОЦИАЛЫ

Наполеон I, M. Горбачев.

Ж. Верн, Дюма-отец, Дюма-сын, И. Тургенев.

Б. Бардо, Э. Тейлор, М. Плачидо, Е. Леонов, О. Табаков, А. Калягин, Л. Куравлев.

A. Пугачева, С. Ротару, В. Добрынин, Ф. Меркьюри, П. Маккартни.

ГУМАНИТАРИИ

Иван Грозный, Н. Романов (Николай II), В. Жириновский.

B. Ван Гог, К. Паустовский, Д. Лихачев, А. Солженицын.

Ф. Шаляпин, А. Вертинский, Ч. Чаплин, А. Райкин, С. Лемешев, А. Миронов, О. Меньшиков, В. Спиваков, Э. Рязанов, Д. Леннон.

Уже по тем фамилиям, которые приведены в списке, а также по названиям сильных функций представителей того или иного «клуба», можно сделать вывод о профессиональных возможностях этих людей.

Очевидно, что Практики, кроме буквально практической деятельности, связанной с промышленным производством, сельским хозяйством, организацией дела любого масштаба, вплоть до руководства государством, также прекрасно могут реализовать себя в силовых структурах — службе в армии и органах правопорядка. Практики могут оказаться востребованными и в спорте, в том числе профессиональном.

Для Исследователей наиболее притягательной оказывается научная работа, обратите внимание, как много имен выдающихся ученых в списке, и это, конечно, не случайно. Также здесь мы видим и политиков, и представителей художественной интеллигенции, однако большинство из них являются деятелями скорее академического направления, как в писательском деле, так и в музыке. Некоторые исследователи — успешные бизнесмены.

Среди группы Социалов также много артистов, музыкантов, однако, в отличие от Исследователей, направленность их в большинстве случаев иная: для них притягательны более легкие жанры, в том числе эстрадные. Не чужды Социалы и политики, хотя и в меньшей степени, чем представители других «клубов», кроме того, как и положено Социалам, они хорошо реализуют себя в медицине, сфере услуг, посреднической деятельности, рекламе — вообще в работе с людьми.

Гуманитариям можно посоветовать любую деятельность, связанную с искусством, работу в печатных органах, журналистике, а также в психологии и в области духовных знаний. Некоторые предс







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1363. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия