Несколько слов по поводу методов антирелигиозной литературы. Как легко можно видеть, факты часто оказываются против утверждений наших атеистов. Тем не менее, атеисты продолжают выступать в том же духе и весьма плодовито. Каким же все-таки образом они находят выход из создавшегося положения? Вот, например, один путь: из различных высказываний того или иного лица выбирать именно те, которые наиболее для них приемлемы, хотя бы сам высказавший это давно полностью это отверг и осудил. Так случилось именно с Энгельсом, который под влиянием новых находок и открытий смог в своем сочинении признать факт воскресения Иисуса Христа.
Еще хуже обстоит дело с другими учеными, на которых принято ссылаться.
Ракович, Шахнович и Ленцман, да и другие атеисты тоже любят делать ссылки на те сочинения, которые написал известный немецкий историк-библеист Ю. Вельгаузен (1844-1918). Однако нигде не упоминается о позднейшем, причем самом фундаментальном, свыше двух тысяч страниц, труде Вельгаузена "Иудаизм", заключительная глава которого заканчивается словами: "Библия выдержала самую жестокую, самую придирчивую, более того - самую злобную критику и осталась навсегда памятником, достойным полного доверия!"
Вельгауэен - лишь один из примеров выборочного цитирования. Есть еще один путь, излюбленный антирелигиозниками: из цитаты выбирается только то, что их устраивает, обрезая цитату из сочинения, например, знаменитого Брестера: "Неудивительно, что возникло много серьезных оснований для сомнения в правдивости Библии". Эту цитату Ракович оборвал на запятой, не желая привести дальнейшие слова Брестера, идущие непосредственно после слов цитируемых. После запятой у Брестера стоит: "... однако эти основания по мере накопления фактов отпали!" Перечень оборванных таким образом цитат мог бы составить целый том внушительного размера.
Третий путь - это уже можно назвать, пользуясь одним выражением Горького, просто "бредовым путем". Он заключается в нагромождении самых диких нелепостей. Например, не в одной, а в одиннадцати статьях я нашел утверждение, что попы уверяют, будто земля стоит на трех китах, и научают этому в церкви. Интересно было бы увидеть хоть одного священника, верующего в подобные бессмыслицы. Беззаботность - это характерная черта наших атеистов. Например, Колесников информирует читателей, что одним из опаснейших мракобесов, живущих ныне за рубежом, является митрополит Антоний Храповицкий, а немного спустя сообщает, что этот Храповицкий умер еще в первые годы эмиграции. Но в действительности он скончался 11 августа 1936 года. Некий Синько сделал замечательное открытие: он сообщает в журнале "Радяньска литература" об антирелигиозной сатире Жуковского. В действительности оказалось, что это произведение не Жуковского, а Гете, и ничего антирелигиозного в нем найти не удалось, да и к тому же это совсем не сатира. Но превзошел своих собратьев по "смелости" в своем измышлении некто Аверкиев. Силясь доказать, что христианские воззрения возникли из языческих представлений, он оперирует, между прочим, суевериями, связанными с числом тринадцать и обыгрывает эти суеверия прямо решительным образом. Он пишет: "На почве языческих представлений о роковом числе тринадцать возникло и сказание об Иуде - предателе, так как именно он был тринадцатым Апостолом" (??). Несомненно, Аверкиев - это первый человек, нашедший тринадцатого Апостола. Но это "открытие" уже вошло в "железный фонд" антирелигиозной литературы. И это измышление уже охотно печатно повторили Павеликин, Туров, Быковский и другие.
Вообще при ознакомлении с нашей антирелигиозной литературой все настойчивее возникает вопрос, какого мнения о своих читателях придерживаются эти авторы? По-видимому, они думают, что их читатели совершенно лишены возможности и желания читать что-либо иное, кроме их литературы. Например, статья Гришина в журнале "Наука и жизнь". Он пишет, а редакция пропускает в печать, что Библия ошибочно повествует о пребывании евреев в Египте, а это, по мнению Гришина, явный абсурд. К сведению Гришина, а главное - редакции всесоюзного журнала, очевидно, претендующего на авторитетность, могу сообщить, что пребывание евреев в Египте вполне достоверно. Об этом историческом факте можно узнать из абсолютно всех авторитетных исследований, как по истории Египта, так и по истории Иудеи. Об этом также говорят памятники Древнего Египта. Например (Сухапет):
"В плену у нас столько израильтян, сколько песчинок на берегу Нила".
И еще:
"Ушли из нашего плена израильтяне".
А в эпитафии египтянину Сэф сказано:
"Ты гнался за народом иудейским, уходящим под предводительством Моисея из нашего плена".
И это лишь небольшая часть свидетельств подобного рода.