Студопедия — Пос. Ясиня. Мост через р. Тиса.

Пос. Ясиня. Мост через р. Тиса.

На кордоне лесничества нас встретил дядя Володя. На вид лет 28, рубаха-парень. Его уверенные, размашистые движения руками, кивание головой на все наши вопросы создавали вид, что все уже давно приготовлено к нашему приезду. При этом он что-то тщательно прожевывал. Развернув карту, я попытался расспросить его как удобнее будет пройти наш маршрут. Через несколько минут я понял, что работа с картой для него, скорее всего, закончилась на уроках географии, в средней школе и очень давно, а цель его беседы с нами заключалась в том, чтоб оставить нас ночевать на хате за 25 гривен и довезти до турбазы по 50 гривен с носа. К тому времени нам опротивело ночевать в помещениях и ждать хорошей погоды. Поэтому, мы ограничились записью в его журнале и пошли вверх по ручью. Почувствовав, что добыча уходит, Володя предложил нам бесплатно комнатку на чердаке КПП, но мы, поблагодарив, зашагали дальше. Отойдя метров на 200 от строений, раскинули лагерь на холме живописной полянки, усеянной цветами. Собрали хворосту, запалили костер, приготовили еду. Сидели в сумерках у палатки и не нарадовались – это был наш первый костер за неделю похода.

На следующее утро мы заметили поднимающихся к нам двух мужиков. Я приготовился к вероятному неприятному разговору (территория, где мы находились, была огорожена забором из длинных жердей – участок сенокоса), но продолжал трапезу. Когда они приблизились, я громко поздоровался и спросил в чем дело. Они начали объяснять, что здесь – зона сенокоса и нужно спрашивать разрешения… Я стоял и молча кивал головой, соглашаясь. Затем они произнесли фразу, которая уже набила нам оскомину: «Звидки будете?» Я по привычке ответил: «Из Мурманска». «Из Му-у-рманска?!»,- сказали они с интонацией, будто мы с Чукотки. «Ну, ладно. Будьте осторожны с огнем»,- и удалились.

После обеда мы отправились в путь, оставив часть вещей у местных ребят. Предстояло пройти 8 км пути до турбазы. От поселка до альпийских лугов есть дорога, но проехать можно только на «газике» или «Ниве» и советской бронетехнике. Через несколько минут нас подобрал мужик на ЗИЛе. Эдик не верил своим глазам. После кампании на Братковску у нас были неисправны ноги, у Эдика при ходьбе сильно болело колено. Он признался. Что про себя думал, чтобы остановиться, либо вернуться. Как ни странно, мужика тоже оказался дядей Васей. Мы смекнули, что Васи – наши спасители и покровители в этом путешествии. Закинув рюкзаки в кузов, я махом залетел в кабину. Эдька немного тормозил – похоже, что подобная ситуация для него впервые. Вообще, он позже признался, что изменил свои представления о походе. Еще бы!

Дядя Вася был тучным мужчиной со светлыми, короткими волосами, стриженными под «ежа». Он весело болтал с нами, шутил. Как оказалось, родом он из Латвии, а сейчас основной бизнес – сдача жилья туристам и их доставка в места отдыха, турбазы. В дальнейшем, своим поведением и внешностью он все больше и больше напоминал мне Валерия Эдуардовича Черника из мурманского Педа. Вскоре, углы наклона дороги стали экстремально большими, предоставляя нам шанс оценивать возможности ЗИЛа. Порой, при переключении передач машина начинала катиться назад секунды две-три прежде, чем тяги было достаточно для движения вперед. В эти секунды мы с замиранием сердца смотрели на окружающие нас обрывы, следили за сосредоточенным лицом водителя. Я же нервно нащупывал ручку двери, пытаясь вспомнить в какую сторону дергать для отпирания. Жить пока хотелось! Дядя Вася же, заметив волнение на наших лицах, пошутил: «Да, вот это уклон! А еще 3 тонны в кузове и тормоза херовые»! - и поспешил нам рассказать историю от том, как однажды тормоза не сработали, и его родственникам пришлось тикать из машины на ходу. Нам ничего не оставалось, как отвечать ему смехом.

Дорога по р. Свидовец заканчивается комплексом частных турбаз. Они располагаются выше старой турбазы, обозначенной на картах (ГШ), приблизительно на два км., под горой Стиг. Ландшафты вдоль дороги после стройки сильно нарушены. Кругом – месиво из частей тяжелой техники, строительный мусор. Верхний полог леса сильно разрежен рабочими. Может это и нормально для мест, где живут люди, но никак не для мест отдыха на лоне природы. По- моему, это большая проблема славянской нации – делать бизнес в ущерб природе. Итак, по сей день, я получил следующие впечатления об украинских Карпатах:

• Карпаты – это елки, елки, елки;
  • Здесь дышится полной грудью;
  • Ранний подъем (6-7 часов) здесь воспринимается легко и естественно;
  • Карпаты – это ужасные по размерам вырубки лесов.

Лес здесь имеет право рубить любой в любых количествах, просто купив участок земли! При этом, высадка молодых деревьев не осуществляется. На мой взгляд, леса Карпат – это единственное, что может привлечь туристов, любителей природы, конечно, а не умельцев тратить деньги. В Карпатах нет сверкающих ледников, действительно стоящих водопадов, озер, каньонов, в сравнении с другими горными районами стран СНГ.

Последнее время, в беседах и размышлениях на тему путешествий, прихожу к выводу, что не могу считать туризмом посещение труднодоступных мест природы автобусом или с помощью подъемника, либо же спускание денег на турбазе в высокогорье. Красивые, уникальны места, природа не даром прячет от взоров большинства «зевак». Нужно заслужить свое пребывание здесь, придти туда самому – лишь тогда формируется совершенно другое отношение к сокровищам природы. Мы начинаем по-настоящему ценить, проникаемся красотой и величием природы, уважением к мирозданию и его Создателю. Культуру же любителей выпить водочки на природе или пожевать поп-корна на вершине с отменным видом вокруг, будучи доставленными туда фуникулером, нужно истреблять. К сожалению, такой вид туризма становится популярным, его-то и начинают неумело развивать, т.к. он приносит доход, а настоящий туризм, который был и приветствовался в СССР, когда человек сам проникал в труднодоступные уголки природы, чахнет, хотя и несет огромную воспитательную ценность. Во-первых, это иное отношение к природе посредством качественно другое взаимодействие с ней. Во-вторых, умение взаимодействовать в коллективе, нести ответственность за себя и других членов компании, видеть интересы и желания других и т.д. Я уже не говорю о пользе приобретаемых навыков жизни вне городской среды. Как делился своими впечатлениями один мой друг: «Попав в некомфортную ситуацию в лесу, я вдруг осознал, что останься один в лесу, заблудившись, даже не буду знать, что делать. Я совершенно не обучен жить в таких условиях – готовить пищу, соорудить себе жилище. Мы родились в городской среде и с рождения нас адаптируют к жизни в неестественных условиях, здесь же понимаю, что я полностью бессилен». Иногда меня радует мысль о том, что «автобусный» или «массовый» туризм погас с 90-х годов. Будь сейчас такой наплыв людей в призаповедные места при нынешней организации мер по защите окружающей среды, природа не выдержала бы. Нужно менять отношение к природе от обывателя до управленца, а затем развивать туризм, иначе красивейшие места нашей страны превратятся в помойку с базами отдыха и подъемниками.

К вечеру дядя Вася привез нас до строившегося дома. Это был трехэтажный особняк г-на Климпуша, бывшего министра транспорта Украины, срубленный из дерева, с красивыми мансардами и высаженной в клумбах черникой.

В гостях у министра.

Представил нас строителям как своих родственников. Затем был стол, смех, горилка, истории. Приняли горячий душ, осмотрели здание с уймой спален. Выделили нам гостиную комнату с камином и видом на хребет, поросший еловым лесом. Обустроенная кухня также была в нашем распоряжении. Мы с Эдькой лежали в этаких хоромах и поверить не могли – буквально два дня

назад мы ночевали в грязной колибе с двумя окосевшими дедками, а сегодня на даче министра, сидя на мягкой дорогой мебели, смотрим телевизор, причмокивая фасолевым супом под шкурой медведя. О таком комфорте даже мечтать не приходилось. Но меня не покидало при этом

противное чувство в связи с вышеописанными обстоятельствами, но такая остановка была кстати – у нас были неисправные ноги, а у Эдика еще колено забарахлило. Что касается его, Эди, то у него глаза светились счастьем и улыбка не сходила с его лица. Единственное, о чем он пожалел, что согласился на первую чекушку со строителями за столом…. Я благодарил Господа за такой прием, повторяя его имена на четках.

Пробыли мы на даче две ночи. На следующий день залезли на гору Стиг и пришли до г. Близница (1880 м) – туда идет хорошая тропа. Оттуда открылся вид через долину реки Тиса на гору Петрос. Чуть в отдалении возвышалась г. Говерла, покрытая дымкой. Сняли с вершины записку и положили свою, мурманскую. Пусть подивятся. Юго-западная часть склонов более пологая, с другой стороны гребня обрывается северо-западная, более крутая. Лес на склонах поднимается до уровня 1600-1700 м. Налюбовавшись пейзажами, двинулись в обратный путь и вскоре заметили всадников, скачущих по хребту навстречу. Это были жители с деревни по другую сторону хребта, искали потерявшегося жеребенка.

Паренек лет 17 подошел ко мне и протянул небольшой белый цветок с вытянутыми лепестками. «Да это же Эдельвейс!»,-воскликнул я.

Оказалось, их часто можно встретить меж скал. Чтож, встретить эдельвейс – добрый знак. Я еще долго шел и разглядывал необычный цветок. Вся его жизнь – непрестанная борьба с суровыми условиями. Такое впечатление, что он обречен на рождение средь снегов, холодных ветров и вечную борьбу.

На следующий день, поблагодарив строителей за прием, отправились далее по маршруту. Обойдя г. Стиг слева, мы вышли на тропу-дорогу по другую сторону гребня. Она обозначена на картах (ГШ) и зашагали в сторону г. Унгаряска с одноименным озером. Главное здесь – не уйти от основного хребта по ответвлению влево. Издали был виден большой цирк, а в понижении озеро.

Эдик с утра намазал голеностоп целебной мазью, которая сначала пощипывала, а затем стала неимоверно жечь ноги. У Эдика среди родственников каждый второй – врач. Все они, узнав о том, что парень отправляется не по Бродвею гулять, приняли активное участие в сборе медикаментов в дорогу. О его аптечке можно было писать отдельные рассказы. «Что же за снадобье подложила мне моя тетя»,- кривя лицо от боли, ворчал он. Остановившись, ради прикола прочитали состав. Оказывается, что среди компонентов есть красный перец – для разогрева, так сказать. Была еще рекомендация не мочить обработанные участки кожи «…во избежание ожогов». Пострадавший болтал в воздухе ногами без носок, а я смеялся от души. На следующем перевале нас с лаем встретили пастушеские собаки, с белесой длинной шерстью. Они решительно побежали в нашу сторону. Но вдруг из-за холма послышались игривые звуки свирели. Псы остановились, как по мановению волшебной палочки, и побежали выполнять свои повседневные обязанности – пасти барашков. Я сразу ощутил себя во времена средневековья в Европе.

Горные луга, кучевые облака на небе, пастухи в традиционной одежде с колпаком на голове, украшенным бумбоном, стада скота, звуки свирели, а где-то вдали виднеется замок лорда…. Иностранцы именно за этим и приезжают в украинские Карпаты. Главное это вовремя понять и не настроить везде коттеджей и турбаз. Экологический и эстетический туризм – вот конек большинства природных объектов России и стран СНГ. Дальнейшую часть пути прошли без приключений, погода была благосклонна. Встретили нескольких туристов, один дядька оставил адрес в селе Косовская поляна (Раховский район, м. Косовская поляна, ул. Пофрей 440а. Охват Вася). «Опять Вася»,- подумал я. Сказал, что за 30 гривен – сауна, спортзал, комнаты отдыха. На озере сварили чай, отдохнули у снежника и пошли обратно к г. Стиг, но на этот раз стали спускаться по ответвлению основного хребта на север, к полонине Татул. Тропка сначала прослеживается, затем теряется. С высоты видны капельки озер.

Далее по карте тропа сворачивает на северо-восток, удаляясь от п. Татул так и не пересекая ее. Этой тропы мы не нашли и приняли решение спускаться прямо к домикам на полонине по левой стороне хребта, увидев полянку м. на 15 ниже. Спуск крутой. Вышли на коровьи тропы, затем к домикам. Там сидели двое ребят и девчонка. Мы присели и попросили молока и хлеба. Побеседовали также с группой туристов из Киева, отдыхавших неподалеку. Они направлялись как раз к озерам, которые мы видели с хребта.

- «А потом куда? Там особо больше некуда идти - везде стены хребта»,- поинтересовался я.

- «На хребет полезем»,- ответил руководитель группы.

- «Но ведь там реально круто»,- возразил я, вспоминая, как мы спускались, едва не переломав ноги.

- «Ничего!»,- решительно сказал парень.

- «Ну-ну»,- подумал я, вспоминая ироническую запись в своем путевом блокноте: «Рвение, импульсивность, готовность выкладываться просто так – то есть безрезультатно».

Мы зашагали вниз по дороге, желая затемно добраться до долины реки Черная Тиса. Мне с уроков географии в школе как-то запало в сознание название этой речки. Наши детские образы рисуют нам свою, неповторимую реальность, которую мы храним и порой не знаешь стоит или не стоит глядеть на это в живую, чтобы не разрушить эти ощущения. Вот, по прошествии стольких лет, я сам шагаю к этой реке. Преодолевая усталость, добрались до заброшенной турбазы на урочище Апшинец. У Эдди ужасно болело колено, и каждый шаг причинял ему боль. Некоторое время сидели и просто молчали от усталости. Но медлить было некогда – время уже за 7 часов и солнце склонялось за лесистые хребты, освещая своими золотистыми вечерними лучами долину. Разбили палатку на небольшом возвышении и разбрелись за дровами. По внешнему виду моего напарника, который сидел, уставившись в одну точку, можно было только мечтать о костре и сытном ужине, но одна вещь изменила ход событий координально. Это был оставленный кем-то хороший топор с длинной рукоятью. Пока я возился с костром, он приволок с леса дерево и, тщательно расчленив его, принялся с азартом рубить дрова, пока у костра не образовалась целая поленница отменных дровишек.

Настроение от такой картины у меня резко поднялось и этим вечером, наконец-то, получился сладкий рисовый молочный суп, который я безуспешно пытался сварить прежние два раза. «В человеке сокрыты огромные резервы»,- подумал я. «Главное, найти способ их раскрыть и тогда…». Кушали уже в сумерках. Где-то впереди, за плесами, заросшими кустарником и осиной несла свои воды Черная Тиса. Тут я почувствовал, что хорошо попотел сегодня и не засну, если не приму вечернюю ванну. Через минуту мы были на бурном ручье неподалеку. Эдик держал фонарь, а я с восторженными возгласами намыливался и плескался, как ребенок. Избавившись от злостного пота во всех местах, я пошел к костру удовлетворенный. Человек – часть природы и вовсе не обязательно прибегать к искусственным средствам. Все должно быть естественно. Недаром ведь я – выпускник Естественно -экологического факультета МГПУ. Эдик ушел спать, а я еще долго любовался звездами и тенями окружающего нас леса, прислушиваясь к звукам костра и уходящей на покой природы. За сегодняшний день было пройдено около 30 км.

Видимый на западе хребет делился на части реками Апшинец и Черная Тиса. Вдоль рек, в их верховья идут дороги, переходящие в тропы. Одна – к памятнику истоков Тисы, другая на хр. Свидовец, и озеру у г. Догязка. На следующий день погода была замечательной и мы остались на дневку, исследуя окрестности. Искупались в р. Апшинец, добрели до Тисы.

На склоне располагалась действующая турбаза, сливаясь с окружающей местностью. Проехали пару машин с туриками в кузове. Мы смекнули, что отсюда можно уехать нахаляву. Эдик все подбивал меня унести с

Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 347. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия