Романтическая лирика (1808-1812)В 1808-1812 гг. Жуковский создает лирический цикл, в котором раскрываются «мечты» поэта, вырисовывается романтический мир, возникший в его воображении как противопоставление печальной действительности. Два события из жизни Жуковского нашли отражение в его романтической лирике этих лет: потеря друга (смерть А. И. Тургенева) и «неразрешенная» любовь. Цикл открывается посланием «К Филалету» (1808). Тема смерти, намеченная в финальных стихах элегий «Сельское кладбище» и «Вечер», связывается теперь с конкретными событиями жизни Жуковского - смертью друга и зародившимся чувством к юной племяннице. (У старшей сестры Жуковского по отцу, Екатерины Афанасьевны Протасовой, подрастали две дочери - Мария и Александра. Жуковский согласился быть их домашним учителем. Так начался возвышенный и чистый любовный роман Жуковского и Маши Протасовой, который продолжался до преждевременной смерти его героини в 1822 году. Мать Маши, узнав о чувствах дочери к Жуковскому, заявила сурово и решительно, что брак между влюбленными невозможен по причине близкого родства. Никакие уговоры не смогли подействовать на Екатерину Афанасьевну. Всякие надежды на земной брак для скрепления "брака духовного" были у Жуковского и Маши потеряны навсегда.) Следующие произведения этого цикла посвящены теме любви, понимаемой романтически: «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой…»), «К Нине», «Путешественник», «К ней», «Песня» («О милый друг! теперь с тобою радость!..»), «Желание», «Певец», «Пловец», «Мечты». В "Песне" 1808 года оно светлое, радостное, исполненное надежд. В следующей "Песне" 1811 года, после отказа Екатерины Афанасьевны, тональность поэтических чувств решительно изменяется в сторону меланхолии. Период войны 1812 В начале лета 1812 года войска Наполеона перешли через Неман и вторглись в русские пределы. 12 августа Жуковский покинул родной край поручиком Московского ополчения. Ночь на 26 августа он провел в засаде на окраине Бородинского поля, в резерве армии Кутузова. Участвовать в самом сражении Жуковскому не пришлось. В штабе Кутузова под Тарутином Жуковский написал большое патриотическое стихотворение "Певец во стане русских воинов", распространившееся в списках и получившее популярность в армии еще до его публикации в конце 1812 года в "Вестнике Европы" и двумя отдельными изданиями в 1813 году. Вслед за "Певцом..." Жуковский пишет послание "Вождю победителей", в котором славит Кутузова, сломившего гордыню тщеславного Наполеона. Ж. вспоминает предков в назидание потомкам, рисует портреты полководцев, призывает стоять за Родину, отмечает оборонительный характер войны. Все это - гражданская поэзия. Расцвет романтики В 1814 была написана «Эолова арфа» — баллада на тему о неравной любви. В ней утверждается торжество любви над смертью и превосходство нравственного достоинства человека над общественным положением, социальным неравенством. Это произведение — одно из высших достижений поэта. 1815 стихотворение «Славянка» - романтический осенний пейзаж Павловска, переживания о минувшем и грядущем. В 1815 году Жуковский стал одним из главных участников литературного общества «Арзамас», в шуточной форме ведшего упорную борьбу с консерватизмом классической поэзии. Там он знакомится с вологодским поэтом Константином Николаевичем Батюшковым и становится одним из его друзей и покровителей. С сентября 1815 начинается период его придворной службы Жуковского В.А. в должности чтеца при вдове Павла I, императрице Марии Федоровне. С 1826 воспитателя наследника, будущего царя Александра II. В 1831, когда Василий Андреевич жил в Царском Селе, ежедневно встречаясь с Пушкиным и очень часто с Гоголем, он пережил вновь необыкновенный подъем творческих сил. Творческое вдохновение не покидало его и за границей, куда он уехал лечиться в 1832—33. В 1831 Василий Андреевич написал три сказки: «Сказка о царе Берендее», «Спящая красавица», «Война мышей и лягушек», много баллад из Шиллера «Поликратов перстень».
|