Студопедия — Источники и системы феодального права
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Источники и системы феодального права






В современной историко-правовой науке общепризнанным является положение, согласно которому, несмотря на определенную свою самобытность, средневековое право многим в своем становлении и развитии обязано римскому правоведению. Как и античное право восприняло многие положения правовых систем Древнего Востока, так и средневековое право не являлось абсолютно новым явлением. Это прослеживалось уже в условиях раннефеодальных государств Западной Европы, когда происходило становление раннефеодального права. Но феодальное право все-таки серьезным образом отличалось от римского. В его основе лежало, в первую очередь, сословное деление общества, связанное с фактическим и формальным неравенством людей.

Можно выделить следующие характерные черты феодального права:

− основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, и нормы, обеспечивавшие внеэкономическое принуждение;

− феодальное право, будучи «правом привилегий», закрепляло неравенство различных сословий;

− в феодальном праве отсутствовало деление на отрасли права;

− огромное влияние на феодальное право оказывали церковные нормы, нередко являвшиеся и нормами права;

− партикуляризм права.

Первоначально в «варварских королевствах» правоотношения строились на обычном праве.

Достаточно быстро в условиях ранней государственности это право было записано. Так возникли своды, названные «варварскими законами» («правдами»). Наиболее древними считаются Вестготская (конец V в.), Бургундская и Салическая (конец V − нач. VI вв.). Все они в основном носили узконациональный характер, строились на казуистическом принципе, отличались символизмом процедур, бессистемностью в изложении, фрагментарностью. Кроме обычаев, многие их них базировались на римском праве, а также раннем королевском законодательстве.

Именно королевское законодательство являлось следующим по важности источником раннефеодального права. Его наиболее известными примерами могут служить капитулярии франкских монархов, «Римский закон вестготов» (Бревиарий Алариха), законы короля Луитпраида (VII в.) и т.д.

В этот период стала складываться множественность и обособленность (партикуляризм) правовых источников и даже правовых систем, отражавшие разобщенность общества. И даже позднее в политически объединенных государствах эти моменты не были ликвидированы.

В целом же в период средневековья основными источниками права являлись: местное обычное право, королевское законодательство, каноническое право, городское право и реципированное римское право.

Развитие феодальных отношений к IХ-Х вв. привело к тому, что источники права, действовавшие ранее, в том числе варварские правды, потеряли свою силу. Решающая роль перешла к обычному праву.

Во Франции эти обычаи носили название кутюмов. Особо велика их роль была на севере страны, которую нередко называли «страной обычного права» или «страной неписаного права».

Первоначально применение обычаев строилось исключительно на их авторитете, а, следовательно, их исполнение было добровольным. Со временем они стали подкрепляться решениями судебных властей.

Последующее усложнение общественной жизни привело к тому, что начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться. В итоге появилось множество правовых компиляций, составленных частными лицами и поэтому носивших только справочный характер. Самым известным и популярным в средневековой Франции был сборник под названием «Кутюмы Бовези», составленный в 1283 г.

Все частные сборники не отличались полнотой, в них не было и четкой судебной процедуры. Это приводило к серьезным трудностям, которые попыталась решить королевская власть. В 1454 г. Карл VII потребовал от всех бальи свести в единые сборники кутюмы их бальяжей и отправить их для обобщения в Парижский парламент. В итоге в XV в. были составлены, а в XVI в. отредактированы 60 больших сборников кутюмов и не менее 300 малых.

Не менее важную роль обычное право играло в Германии. Здесь в его применении были свои особенности. Именно Германию считают страной «классического партикуляризма». Германское право периода средневековья характеризуется многочисленностью и разрозненностью правовых укладов, относящихся как к определенным территориям, так и к определенным лицам.

Именно сословный подход привел к выделению особых комплексов правовых норм. Например, нормы, касающиеся высшего феодального сословия, входили в состав ленного права. Вопросы жизни других слоев населения регулировались земским правом. Плюс для горожан существовало городское право, для духовенства − каноническое право.

Старые германские обычаи первоначально действовали на всей территории Германии. В дальнейшем они приобрели местную окраску. Наиболее явно она прослеживается в местных систематизациях норм обычного права, включавших в себя также положения имперского законодательства и судебную практику («Саксонское зерцало», «Швабское зерцало», «Франконское зерцало» и т.д.).

Действовало обычное право и в Англии, но здесь, в отличие от континента, оно было общим для страны. Существовали и другие важные особенности.

В Англии достаточно рано сложилась стойкая преемственность в отношении обычая. И главным гарантом соблюдения этого выступали общегосударственные королевские суды. Именно с их деятельностью, наиболее активно развернувшейся в XII в. при Генрихе II, было связано формирование особой правовой системы «общего права».

Как считают многие исследователи, ее возникновение было первоначально связано с деятельностью разъездных судей, которые, отправляя правосудие на местах, знакомились с местными обычаями и отбирали из них наилучшие. Так происходила унификация норм.

Само же «общее право» создавалось двумя путями.

Первый – через издаваемые королевской канцелярией «приказы о праве». Они основывались на заявлениях потерпевших и первоначально содержали требование к обидчику или шерифу восстановить нарушенное право, а в более позднее время − предстать перед судом.

Второй важнейшей составляющей «общего права» являлись конкретные судебные решения.

В XIV в. в итоге формализма, косности многие новые проблемы перестали находить адекватное отражение в имеющихся нормах. В ответ на запросы времени в XIV в. появляется суд справедливости и особая система под названием «право справедливости». Первоначально неудовлетворенные судами общего права люди стали обращаться лично к королю с просьбой «о справедливости» и монарх сам решал эти дела в совете, отбрасывая все формальности. Когда же в XV в. число подобных дел увеличилось, монархи передали их рассмотрения лорд-канцлеру.

В дальнейшем сложился комплекс новых судебных инстанций, действовавших на базе новых принципов. На основе их юридической практики к XVI в. возникла особая область английской правовой системы – «право справедливости». И если первоначально здесь многое отводилось судебному усмотрению, то к началу XVII в. установилось правило, что решение лорда-канцлера имеет значение прецедента, подобно решению судов общего права, но только для судов справедливости.

В итоге в Англии в период средневековья сложился дуализм права, который был закреплен затем традицией.

Следующий источник средневекового права – законодательство. В зависимости от государства и временного отрезка мы можем говорить о королевском, имперском или княжеском законодательстве.

Органы государственной власти всегда принимали активное участие в развитии права. При этом прослеживается своеобразная эволюция как в перемене статуса королевской, центральной власти, так и в перемене статуса королевского законодательства. Первоначально имело место его мирное сосуществование с другими системами, затем рост конфронтации, а далее, как правило, господство и доминирование в условиях абсолютной монархии.

Во Франции в интересах объединения страны издаются королевские установления, эдикты, ордонансы, приказы и другие акты, касающиеся главным образом уголовного, гражданского и процессуального права. Цель данных документов – утверждение приоритета королевской юстиции. С правления Филиппа Красивого (конец XIII – начало XIV вв.) все эти документы получили название ордонансов (от «ordonner» − приказывать).

Именно королевское законодательство во Франции сыграло роль первых кодификационных актов. Одним из самых ранних документов был Ордонанс 1629 г. (Кодекс Мишо).

Особенно активная кодификационная работа развернулась в период правления Людовика XIV (1667-1695 гг.). В указанное время была издана серия обширных ордонансов, охвативших значительную правовую сферу, в том числе комплекс абсолютно новых вопросов.

Однако законодательные акты королей все-таки затрагивали сравнительно небольшой круг общественных отношений (главным образом сферу публичного права) и не смогли ввести во французское право единообразие и системность. Тем более, что стремление королевского законодательства вмешиваться во все правовые отношения, ломая традиции кутюмного права, негативно воспринималось как знатью, так и народом. Именно это и стало одной из предпосылок роста общего недовольства королевской политикой во Франции.

Еще более сложным было отношение к королевскому, а вернее императорскому, законодательству в Германии. Здесь оно носило название «общеимперского законодательства». Именно на его базе возникло «имперское право».

Первым этапом законотворческой деятельности германских императоров был период XII – первой трети XIII вв. Его основной функцией было поддержание земского мира. Цель – пресечение как феодальных усобиц, так и любого насилия по отношению к подданным империи.

Затем законотворческая деятельность императоров ослабевает вплоть до XVI в. Исключение составляли документы, определявшие принципы общегерманского единства и соотношения государственных прав императора и германских светских и духовных властей. Наиболее известным таким документом являлась Золотая булла 1356 г.

Новая активизация роли общеимперского законодательства приходится на XVI в. Произошло это также в уголовно – правовой деятельности. В данный период был создан крупнейший памятник германского общеимперского права «Уголовное уложение (конституция) Карла V», или по латинскому названию «Каролина». Реально это первый в европейском праве уголовный и уголовно-процессуальный кодекс, утвержденный и опубликованный от имени рейхстага 27 июля 1532 г.

Будучи общеимперским законом, «Каролина» провозглашала верховенство имперского права над местным, отменяла старые обычаи, «неразумность» которых была очевидна. Одновременно она допускала сохранение всеми сословиями, в первую очередь высшими, «исконных и справедливых» обычаев.

В Англии королевскому законодательству отводилось важное место еще в англосаксонский период. Особенно же его роль усилилась после нормандского завоевания.

Первоначально законы короля имели самые разные названия: ассизы, хартии, ордонансы, статуты. Именно на основе данных документов XII-XIII вв. сформировалось «общее право».

С возникновением парламента постепенно за конкретными формами решений государственных органов закрепляются определенные названия. Статутами стали называться акты, принятые парламентом и утвержденные королем. Они отличались от других источников английского права тем, что их законность не могла обсуждаться в судебном порядке. Так возникло особое «статутное право».

Что же касается актов самого короля, то они получили название ордонансов. Эти решения не могли влиять на содержание статутов. Правда, в период абсолютизма данное положение было отброшено.

Следующим, не менее важным источником средневекового права, а вернее даже особой системой, было каноническое право.

Каноническое (церковное) право реально возникло вместе с христианской церковью, но оформилось значительно позднее. Наиболее активно его становление происходило в период с VI по XII вв., когда сложилась богословская доктрина, общая служба и целый набор канонов.

Говоря о средневековой Европе, мы, конечно, говорим о католической церкви и ее праве, хотя первоначально источники канонического права для западной и восточной церквей были одинаковы: 1) священное писание; 2) произведение отцов церкви; 3) постановление церковных соборов; 4) римское право. Исключение составляет пятый источник – Апостольские конституции, т.е. сборники правовых предписаний первых апостолов (IV в.), так как после разделения церквей данный документ стали относить к западной. Также после разделения церквей на важное место вышел еще один источник – декретарии римских пап.

Окончательное же выделение церковного права как особого института произошло в ходе внутрицерковных реформ 1075-1122 гг.

Усложнение церковного права подтолкнуло его кодификацию. Наиболее значимое событие в этой сфере связано с именем монаха Грациана, который в 1140 г. проделал обработку существовавшего на тот момент канонического права, с включением в него библейских текстов и декретариев. В дальнейшем кодификация продолжалась фактически в виде дополнения сборника Грациана новыми сборниками декретариев. В итоге к 1582 (1583) г. был составлен Свод канонического права, который признавался единственно разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции. Изменения в него были внесены только в 1917 г.

С помощью канонического права в рассматриваемое время регулировались многие сферы жизни: внутрицерковные вопросы, споры между священниками, тяжбы между светскими и церковными властями, тяжбы подвластного церкви населения, проблемы брачно-семейного права и т.д.

Следующая система – городское право. Его возникновение связано с особым положением городов и их особой значимостью. Появившись в Италии, городское право распространилось и на другие государства. Его расцвет пришелся на XII-XIII вв.

Как правило, городское право состояло из совокупности правовых обычаев и требований городских статутов, жалованных грамот, уставов цехов и гильдий. Влияли на него также решения городских судов, римское право, каноническое право и другие источники. Важной особенностью городского право являлось то, что с самого начала оно было писаным.

По своему содержанию городское право – сословное право, т.е. это право сословия горожан.

В европейском городском праве известны свои классические системы, в первую очередь Любекское и Магдебурское право. У каждой из них были свои особенности и территориальные рамки, выходившие за границы конкретных городов.

В целом же городское право уделяло большое внимание имущественным отношениям, коммерческому праву (именно из Любекского права ведет свое начало современное торговое право), а также к уголовному праву, которое было достаточно жестким в сравнении с другими источниками.

Последний источник средневекового права, к которому мы обратимся, это римское право.

В средние века происходит рецепция («перенимание», «заимствование») римского права многими национальными системами. Первые подобные опыты происходили «в варварских королевствах».

Постепенно с укреплением королевской власти римское право выходит из употребления.

Интерес к нему возрождается в XI-XII вв. в связи с развитием общественных отношений. Оказалось, что они с успехом могут регулироваться на базе римских традиций. Центрами возрождения стали Южная Франция и Северная Италия, где активную работу вели преподаватели местных университетов.

Рецепирование прошло несколько этапов.

Первый из них (XI-XIII вв.) связан с деятельностью глоссаторов (толкователей) (от слова «глосса», означавшего на средневековой латыни иностранное, непонятное слово и его объяснение). Они объясняли содержание отдельных законов, главным образом содержащихся в Своде гражданского права Юстиниана, путем составления заметок на полях римских текстов. Главная заслуга глоссаторов в том, что они восстановили и обработали памятники римского права, разъяснили устаревшие понятия и термины.

Следующий этап рецепции связан с деятельностью школы постглоссаторов (XIV-XV вв.). Они не проявляли прямого интереса к классическому римскому праву. Они занялись толкованием правовых понятий и норм из кодификации Юстиниана, содержащихся в работах глоссаторов. Их целью было выведение общего мнения ученых. Именно они начали согласовывать римское право с нормами канонического, городского и обычного права. Они вывели общие понятия, которых не было в древнем праве: собственность, держание, обязательство и т.д.

К началу XVI в. схоластизм постглоссаторов стал явным тормозом. Начинается очищение римского права и в первую очередь благодаря трудам представителей гуманистического направления права, сложившегося во Франции.

Именно гуманисты, обратившись напрямую к римским источникам, очистив их, увидели процесс развития римского права. Оказалось, что оно не было «писанным разумом».

Что же касается практики применения его норм в средневековой Европе, то наибольшее распространение римское право получило в Германии. Именно на него сделала ставку императорская власть в борьбе с независимостью своих вассалов. Значительное влияние оно имело и во Франции, где римское право даже конкурировало с национальным.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 1730. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия