Студопедия — Царица мученица, святая Александра
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Царица мученица, святая Александра






(память её – 23 апреля)

Святая Александра, супруга императора Диоклетиана, была тайной христианкой. Видя твердость веры святого Георгия во время его мучений, она решилась открыто свидетельствовать о своей вере в Иисуса Христа. Она отправилась к месту, где мучили св. Георгия, упала к ногам великомученика и перед всеми объявила себя христианкой.

Возмущенный Диоклетиан приговорил царицу к смерти. Святая Александра мужественно приняла этот приговор и кротко пошла на место казни, молитвенно обращая свой взор на небо. По дороге она, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Прислонившись к стене одного здания, она потеряла сознание, и все подумали, что она умерла. В связи с этим память ее празднуют одновременно с великомучеником Георгием, 23 апреля по юлианскому календарю(старому стилю).

Святая царица Александра, о мнимой кончине которой было записано в мученических актах святого Георгия, составленных сразу после его кончины, сподобилась, однако, мученического венца несколькими годами позже в 314 году. За эти годы произошло много событий. Император Диоклетиан в 305 году отрекся от престола и власть перешла к его соправителю Максимиану Галерию (305 – 311), фанатику язычества, грубому и жесткому воину. Его женой была дочь святой царицы Александры – святая мученица Валерия, которую Диоклетиан выдал замуж против ее воли еще в годы своего правления. Святая Александра воспитала дочь в христианском благочестии. Когда умер Галерий, император Максимиан стал домогаться ее руки. Получив отказ, он сослал святую Валерию в Сирию, где она жила вмести с матерью. После смерти Максимиана в 313 году мать и дочь прибыли в Никомидию, надеясь на милость императора Ликиния (313 - 324). Вместе со святым равноапостольным царем Константином он подписал Миланский эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания, однако в тайне оставался врагом христианства. Ликиний приказал казнить святую царицу Александру и дочь ее Валерию. Они были обезглавлены, и тела их бросили в море.

Итак, 23 апреля (по старому стилю) храмовый праздник в домовой церкви института благородных девиц, освящённой в честь мученицы царицы Александры. Первый раз его отпраздновали в 1834 году. 23 апреля в день храмового праздника церкви, на литургии присутствовали Одесский градоначальник А. И. Левшин, члены Совета института Благородных девиц и многие знатные особы.

Из книги протоиерея И. Стрельбицкого «Церковь Одесского института Николая I» изданной в Одессе в 1907 г. известно, что настоятелем церкви св. мчц. Александры с 1835 г. по 1838 г. был протоиерей Михаил Карпович Павловский. Он из семьи священнослужителя, окончил Киевскую духовную академию и всю свою жизнь служил в Одессе. Павловский преподавал богословие во многих учебных заведениях Одессы. Был настоятелем церквей при Ришельевском лицее, Новороссийском университете, где ему было присвоено звание заслуженного профессора университета. Это был выдающийся деятель своего времени, активное участие принимал в епархиальных делах, за что награжден орденом Анны I и Владимира II ст.

Церковь св. мчц. царицы Александры занимает особое место в истории Одессы. Она была одной из первых (первая – Ришельевский лицей) открытых в учебном заведении. И ещё в императорском ведомстве, под покровительством императрицы Александры Фёдоровны. Всё это говорит не только о высоком статусе учебного заведения, но и церкви при ней.

Ведомости о церкви св. мчц. Царицы Александры, что в Одесском институте благородных девиц за 1839 г. сообщают:

1) Построена 1834 году на казенный кошт

2) Здание каменное, без колокольни, крепкое

3) Престол в ней один в честь мчц. Царицы Александры

4) Утвари достаточно

5) Причта положено: Священник один, долженствующий быть законоучителем в институте.

6) Земли при церкви усадебной, пашенной и сенокосной не имеется

7) Помещения для Священника в институте нет, а живет он в нанимаемом им самим доме

8) За служение по церкви и должность законоучителя Священник получает от института 1000 р. в год

9) Зданий прилежащих к сей церкви нет

10) Размещена сия Церковь от херсонской духовной консистории в одной версте

11) Ближайшие к сей церкви Петропавловский и кафедральный Собор

12) Свечной продажи при церкви нет никакой, свечи необходимые для служения в церкви покупаются за счет сумм институтских.

Прот. Николай Иванович Соколов был настоятелем с 1838 г. по 1851 г.. Сын священника, кончив курс учения в Орловской Семинарии 1827 году, поступил в киевскую Духовную академию, после окончания курса богословских наук в 1831 году октября 1-го дня Комиссией духовных училищ удостоен степени Кандидата Богословия и определен смотрителем Херсонских Духовных училищ 26 февраля 1837 года.

1 декабря 1839 года он был определен настоятелем церкви в Одесском институте благородных девиц, учителем церковной истории и греческого языка в Семинарии и законоучителем в упомянутом институте и городском девичьем училище. 20 ноября 1833 года получил признательность Архиепископа Гавриила. В семействе у него жена Варвара Ивановна. Дети: Николай, Любовь, Надежда, Вера.»

Особое внимание в институте уделяли нравственному воспитанию, которое должно было быть основано на религии, утверждать у девиц веру в Бога. И если вначале создания учебного заведения девицы в основном исповедовали греко-католическую религию, то уже с 1833 года православную. При институте в штате при церкви был не только священник, но и церковнослужитель.

Поскольку институт был монаршим учреждением, то его неоднократно посещали члены императорской фамилии и другие высокие лица.
В 1837 году на литургии присутствовал сам император Николай I с государыней Александрой Фёдоровной.

13 мая 1833, только начав своё существование в новом, построенном здании, институт благородных девиц мог вместить с трудом 100 воспитанниц, а желающих учиться становилось всё больше и больше. Теснота, неудобства. А в 1837 году здание пострадало от землетрясения, стены его были укреплены контрфорсами, но в дальнейшем требовали ремонта.

В 1851 году принято решение о постройке нового здания впереди первого. Проект нового здания (теперь старый корпус) был составлен архитектором Шашином, который проектировал первое здание Университета. Проект был утвержден Николаем I 31 июля 1854 года. В том же году, с началом Крымской войны, институт благородных девиц временно перевели в г. Вознесенск, а в здании разместили военный госпиталь.В 1855 году институт благородных девиц был причислен к 1 разряду учебных заведений. И хотя это было не высшее учебное заведение, но выпускницы получили право преподавать.

Постройка нового трех этажного здания рассчитанное на 200 воспитанниц, была начата подрядчиком Волоховым 1 июля 1855 года. Стоимость постройки составила 300 000 рублей серебром.

В новое здание институт вселился 21 июня 1859 года. До этого возвратившийся из Вознесенска институт благородных девиц размещался в одном из флигелей Ришельевского лицея.

Старое, первое здание института просуществовало только до 1854 года, и было продано на слом в 1859 году за 3155 руб. и снесено в том же году, но только до фундамента, во избежание повреждения близко стоящего нового здания.

Сад института простирался до обрыва (до ул. Балковской ныне) и занимал 9 десятин 2337 квадратных сажен.

Решетка впереди здания, проект, который составлял Ф. К. Боффо, и «высочайше утвержденная ещё в 1837 году была - оставлена перед новым зданием».

Церковь существовала при институте в первоначальном виде до эвакуации института в Вознесенск. Затем она была освящена в новом здании. Освящение новой церкви состоялось 1 июля 1859 года преосвященным Антонием епископом Одесским, викарием Херсонской епархии. Новая церковь по сравнению со старой была обширна, удовлетворяла потребности института 38 лет и была расширена в 1897 году.

В институтском архиве сохранилось дело за 1861 г. (№23) «Об учреждении при одесском институте должности церковного старосты и об определении на такую должность купца Максима Пахомова». Это дело заинтересовало нас тем, что до этого года во всех случаях касающихся церкви о старосте не упоминалось. Очевидно, только теперь впервые возбуждается об этом вопрос. Настоятель институтской церкви прот. Серафимов подал на совет института рапорт о назначении старосты. Совет обратился в четвертое отделение, откуда последовал ответ, что староста в без приходных церквах избирается городской думой. Дума и консистория не препятствовала избранию Пахомова для утверждения его в должности. Следовательно г. Пахомов был первым старостой в институтской церкви. Вопрос был ли кто старостой до него, остается открытым.

Для нас, прихожан современной церкви интересно, описание иконостаса, которое даёт прот. И. Стрельбицкий. Во-первых, это дар императрицы Александры Фёдоровны – иконы Спасителя, Богоматери, архангелов Михаила и Гавриила. А также храмовая икона св. мчц. Александры, отрок Иисус в Храме, беседа Господа о судьбе Иерусалима, тайная вечеря во II ярусе и другие иконы в храме – Млекопитательница, подаренная прот. Стрельбицким, икона жен мироносиц.

Много аналойных икон, которые были подарены бывшими воспитанницами и богатыми людьми – Николая угодника, вмч. Варвары, казанской иконы Божьей Матери, равноапостольной Марии Магдалины, иконы святых Софии, Веры, Надежды, Любви, Николая Чудотворца; в 1882 г. икона Александра Невского в память Императора Александра II убиенного; а в 1880 г. подарок старосты церкви Кошкина икона «Всех святых».

В воспоминаниях прот. Стрельбицкого описывается особое религиозное торжество, посвященное первому посещению церкви 11. января 1859 г. иконой Божьей Матери «Касперовская».

Газета «Правда» от 31 декабря 1879 года рассказывает ещё об одном знаменательном событии в институте благородных девиц, которое дает представление о статусе этого учебного заведения, который носил имя Николая I.

В субботу 29 декабря 1879 года, Одесский институт благородных девиц праздновал пятидесятилетний юбилей своего существования.

«Торжество началось литургией совершенной в институтской церкви протоиереем Павловским в сослужении настоятеля институтской церкви протоиерея Войтковского. По окончании литургии был отслужен молебен архиепископом Платоном, на котором присутствовали Одесский генерал-губернатор граф Э. И. Тотлебен, гор. Одесский градоначальник генерал-майор А.К. Гейнс, городской голова камергер Т.Г. Маразли и др. высокопоставленные лица. При большом количестве присутствующих военных и гражданских лиц и бывших воспитанниц института.

Литургия и молебен совершались при участии двух хоров – воспитанниц и архиерейских певчих. 50 лет назад институт взяли под покровительство императрицы Александры Фёдоровны. В актовом зале института празднично оформленном воспитанницами на 8 роялях 16 воспитанниц при участии оркестра и двух хоров был исполнен концерт на мотив «Боже Царя Храни». Торжество продолжено во время роскошного завтрака для всех приглашенных гостей и воспитанниц, во время, которого продолжалось благодарение императора Александра II и императрицы Марии Фёдоровны. Начальница института Анна Фёдоровна Чикуанова была особенно отмечена всеми присутствующими. Это большое событие в г. Одессе в честь достойного учреждения народного образования».

Заметим, что Чикуанова А. Ф. возглавляла институт с 1870 г. более 15 лет, и была очень образованной и просвещенной личностью. А после её смерти в октябре 1889 г. высочайшим повелением императрицы Марии Фёдоровны на должность начальницы института была назначена Кандыба Варвара Платоновна, которая находилась на своем посту, видимо, до закрытия этого учебного заведения в 1920 году.

Невозможно ничего не сказать о настоятеле церкви св. мчц. Царицы Александры с 1870 г. по 1888 г, Войтковском Василии Мироновиче. Он был сыном священника, окончил Духовную Академию в Санкт-Петербурге, человек высокообразованный, читал курс всемирной истории, греческий язык, богословие, церковную историю и каноническое право. С 1888 по 1900 г. был профессором Новороссийского университета и настоятелем церкви св. Александра Невского. Работал за границей служителем посольской церкви. Награжден: орденами св. Владимира 3 и 4 ст., св. Анны 1, 2, 3 ст.

Поскольку институт был монаршим учреждением и находился под патронатом императрицы, то неоднократно его посещали члены императорской фамилии, министры и др. высокие лица. Они присутствовали на литургии, обедах воспитанниц и значительные средства жертвовали церкви.

28 сентября 1859 г., сразу после постройки нового здания институт посетил император Александр II, а в 1861 и 1867 г. даже дважды государь, императрица с детьми, княжной Марией и князем Константином присутствовали на литургии. Каждый раз, когда императорская семья ездила в Крым на отдых, они заезжали в Одесский институт. Был здесь и император Александр III и его наследник князь Николай Александрович.

Институт благородных девиц был очень престижным учебным заведением. Учиться в нем было почетно, воспитанницы получали здесь хорошее образование, так как многие учителя, по традиции, со времен Ришельевского лицея, а с 1865 уже Новороссийского университета, по-прежнему преподавали и в институте благородных девиц. Количество обучаемых девиц постоянно возрастало и уже в 1862 году, как показывают документы, достигло 220.

Мы видели Одессу начала XIX века, в течение нескольких десятков лет она сделалась четвертым городом в империи, а население её за 50 лет выросло до 100 тыс. К столетнему юбилею Одесса насчитывала полмиллиона жителей и считалась самым благоустроенным городом в империи. Мощённые гранитом улицы, освещенные; водопровод лучший в России, а потом и канализация, трамвай вначале на конной тяге, а потом и электричестве и т. д.

Заметим, что активная застройка привела к сокращению зеленой зоны. И Внешний бульвар (ныне улица Мечникова) превратился просто в улицу. Следовательно, все дома рядом с институтом были построены конце XIX века.

Одесса заняла первое место в империи по внешнеторговому обороту, который составлял более 200 млн. рублей в год. Одесские фабрики производили товаров на 75 млн. рублей. Из Одессы вывозилось зерна больше, чем из всех портов России вместе взятых.

Таким образом, Одесса стала крупным городом, с большим населением, поэтому желающих учиться становилось всё больше, в том числе и в институте благородных девиц. В 1897 году к существующему зданию были сделаны пристройки с двух сторон, которые и сейчас существуют, хотя увидеть это здание не просто после постройки вплотную к нему девятиэтажного корпуса института инженеров морского флота. Часть старого здания видна с улицы Дидрихсона, а часть с улицы композитора Нищинского. Архитектором этой пристройки был Ю. М. Дмитренко, длительное время работавший в институте благородных девиц архитектором.

Ю. М. Дмитренко - выдающийся архитектор конца XIX – начала XX века. Его великолепные сооружения украшают Одессу и сегодня. К примеру, гостиница «Лондонская», нынешний Дворец студентов, Андреевское подворье Афонского монастыря. Он участвовал и в сооружении памятников: А. С. Пушкину и императрице Екатерине II основателям города Одессы князю
Г. А. Потемкину Таврическому, вице-адмиралу
И. М. Дерибасу, генерал-губернатору края
П. А. Зубову и строителю порта и города
Ф. П. де Волану. Ещё много домов, дач и других зданий тоже творения Ю. М. Дмитренко.

Добавлю, что электрическое освещение в институте благородных девиц было подведено только в 1905 году.

В целом институт обладал зданием, большой площадью и уже не на окраине, а в центре города Одессы. Располагался он по адресу ул. Мечникова, 34, как и сейчас.

Как сказано выше, институтская церковь, освященная в 1859 году удовлетворяла потребности института 38 лет и была расширена в 1897 году, когда здание пристраивалось. Расширение церкви сделано за счет комнат, прилегавших к ней с западной стороны, при этой переделке хоры были уничтожены на западной стороне и перенесены на южную сторону, оставляя прямое продолжение дортуарного коридора, и будучи предназначены для прислуги. В западной стороне уничтожена стена и одна комната присоединена к нефу церкви. При этой переделке Церкви был настлан паркетный пол, устроены клиросы и обновлена живопись, как на иконостасе, так и на некоторых иконах церкви и алтаря. Все работы произведены средствами старосты институтской церкви Н. М. Шапошниковым. Освящение обновленной церкви произошло в октябре 1897 года и совершено архиепископом Херсонским и Одесским Иустином в сослужении протоиерея Селецкого и законоучителя и настоятеля церкви Иоанна Споровского (1893 – 1898).

А с 1898 года и по 1906 настоятелем церкви был протоиерей Стрельбицкий Иоанн Христанович, который был сыном протоиерея, окончил Киевскую духовную академию и получил степень кандидата богословия. Работал много лет в Одесской духовной семинарии, в 1904 году даже исполнял в ней должность ректора. Награжден орденом св. Анны 3 ст.

Есть сведения, что 26 сентября 1910 года в здании института благородных девиц были открыты Высшие медицинские курсы, как частное учебное заведение (по всей вероятности, они существовали параллельно с действующим институтом благородных девиц). Церковь же и кафедра Богословия возглавлялась профессором и протоиереем А. М. Клитиным. Он окончил Московскую духовную семинарию и работал в ней в должности профессора кафедры богословия. А с 1903 года – настоятель церкви св. Александра Невского Одесского университета, после чего стал настоятелем церкви св. мчц. царицы Александры. Был награжден скуфией, набедренником и камилавкой, орденом Станислава 3 ст., св. Анны 3 ст., а в 1913 году медалью в честь 300-летия дома Романовых. После 1916 года его жизнедеятельность неизвестна.

В материалах Одесского областного архива сведений о закрытии церкви не обнаружено, хотя в некоторых публикациях называется 1920 год. В справке из фондов партийного архива содержится перечень закрытых в городе Одессе церквей по состоянию на 01.декабря. 1929 года, в этом перечне церковь св. мчц. царицы Александры значится под первым номером. Церковь закрыли, но в этом здании продолжали действовать учебные заведения. С 1920 года 10 лет в нем был Политехнический институт, а в 1930 году открыт Институт инженеров морского флота, который существует и поныне, только изменилось название – Одесский национальный морской университет. Само здание тоже изменилось, к старому зданию достроили четвертый этаж, а позже в 1974 году было построено впереди старого корпуса девяти этажное монументальное здание, оригинальное здание библиотеки и лабораторный корпус. Двор был превращен в сквер. И теперь этот компактный комплекс – одно из лучших строений высших учебных заведений города Одессы.

После долгих лет навязываемого атеизма возродилась в здании морского университета церковь св. мчц. царицы Александры. 8 февраля 2002 года церковь освящена его Высокопреосвященством митрополитом Агафангелом.

Восстановление храма святой мученицы царицы Александры в здании Одесского национального морского университета было начато в декабре 2001 года. Большой вклад в возрождение храма внесли выпускники водного института разных лет, в числе которых бывший начальник Одесского морского порта Николай Пантелеимонович Павлюк (выпускник 1961 г.), начальник морского торгового порта Вентспилс Олег Николаевич Степанов (выпускник 1985 г.). Благотворителем также был предприниматель Виктор Алексеевич Сударев.

Неоценимую руководящую и координирующую роль в деле воссоздания храма сыграл тогдашний ректор Одесского водного Юрий Леонидович Воробьёв. Он содействовал размещению храма в его прежнем помещении, занимаемым на тот момент институтским музеем.

Самое место положения храма предполагало всестороннюю просветительскую и миссионерскую деятельность среди студенчества и не только. В 2003 году в стенах ОНМУ была организована двухгодичная катехизическая школа с общим числом учащихся около ста человек. Занятия проходили в специально выделенных двух аудиториях (для первого и второго классов) Одесского Национального Морского Университета. Своей задачей учредители и основные лекторы (иерей Вячеслав Рубский и Дмитрий Арабажди) ставили преодоление сложившейся к тому времени проблемы богословского образования среди православных христиан. Второй целью образования школы было – воцерковление учащихся и просто прихожан, которые приходя на курсы в основном невоцерковлёнными людьми, выходили, как правило, уже регулярно посещающими Церковь.

Уже с первого года своего существования кустарным методом (на домашнем принтере и ксероксе) было изготовлено 80 толстых папок с набором статей почти по всем предметам школы: для первого и второго курса. Позже силами прихожан университетского храма был куплен ризограф, с помощью которого полукустарным методом в специально предоставленном складском помещении ОНМУ был налажен выпуск необходимых учебных пособий. Все эти расходы совершенно не окупались, и в целом богословская школа храма святой мученицы царицы Александры с точки зрения финансовой была убыточна. Но для основного состава преподавателей это не имело важного значения.

Катехизические курсы, как их стали именовать в 2005-2007гг., имели подчёркнуто некоммерческий характер. Занятия проводились бесплатно 5 дней в неделю по 2 урока (по 75 минут каждый). Итого, каждому классу в течении недели начитывается по 10 лекций по 75 мин. С 2005г. были введены также циклы лекций по истории наук: физики, астрономии, русской литературы, биологии и философии. Для этого специально приглашались преподаватели различных точных и гуманитарных наук ВУЗов г. Одессы. Каждый цикл имел 3-4 лекции. Имелся и внеурочный кружок по сектоведению иерея Вячеслава Рубского, в рамках которого организовывались встречи с представителями протестантизма в университете и за его стенами.

Был куплен кассетный диктофон с дистанционным микрофоном, на который записывались все лекции школы. Таким образом, создавался кассетный комплект лекций для того, чтобы им могли пользоваться ученики, по какой-либо причине пропускавшие то или иное занятие. В ход шла также храмовая библиотека и кассетный фонд других лекторов (диак. А.Кураева,
А.И. Осипова и проч.).

Преподавательский состав в истории школы постепенно обогащался преподавателями Одесской духовной семинарии (5 человек), Политехнического института, священниками и др.

Программа стремилась к разнообразию, сохраняя основные предметы церковного направления: история РПЦ, иконография, сектоведение, Ветхий и Новый Завет, философия, литургика, догматика, основное богословие, религиоведение и т.д.

Школа была с шумом закрыта в 2007г. по требованию епархиального начальства под тем предлогом, что в Одессе уже и так существует православная семинария.

В настоящее время еженедельно здесь совершаются богослужения для студентов университета и прихожан нашего города. Община растёт. Храм придерживается традиции тесного семейного духовного общения: дважды в неделю прихожане собираются на чаепитие, на которое приглашаются все пытливые умы и просто желающие полезно провести время.

Много внимания уделяется просветительской деятельности: ежегодно настоятелем читается цикл лекций об основах христианкой мысли для 1 и 2 курсов, организовываются вечера, доклады и неформальные встречи со студентами.

Действует воскресная школа для детей, организовываются паломнические поездки. 10 лет с момента восстановления храма, его настоятелем является протоиерей Вячеслав Рубский. Трудами настоятеля и всей дружной общины, при помощи бывших выпускников морского университета обновлён иконостас, доукомплектована и украшена церковная утварь.

Приложение 1:







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 1273. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия