Студопедия — Продвижение территорий средствами PR на примере города Бердска Новосибирской области 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Продвижение территорий средствами PR на примере города Бердска Новосибирской области 4 страница






неистовствовал меч и бушевал огонь, одна цивилизация сменяла другую - и

каждый раз на месте города мертвых вырастал город живых.

Каждый день раскопок приносил новую неожиданность. Шлиман предпринял

свои раскопки для того, чтобы разыскать гомеровскую Трою, но за сравнительно

небольшой период он и его помощники нашли не менее семи исчезнувших городов,

а позднее еще два - девять окон в прошлое, о котором до того времени ничего

не знали и даже не подозревали!

Но какой из этих девяти городов был Троей Гомера, городом героев,

городом героической борьбы? Было ясно, что нижний слой относится к

отдаленнейшим временам, что это самый древний слой, настолько древний, что

людям той эпохи было еще неизвестно употребление металлов, а верхний слой,

очевидно, самый молодой; здесь и должны были сохраниться остатки того Нового

Илиона, в котором Ксеркс и Александр совершали свои жертвоприношения.

Шлиман продолжал свои раскопки. Во втором и третьем слоях снизу он

обнаружил следы пожара, остатки гигантских валов и огромных ворот. Без

колебаний он решил: эти валы опоясывали дворец Приама, эти ворота были

Скайскими воротами.

Он открыл бесценные сокровища с точки зрения науки. Из всего того, что

он отсылал на родину и передавал на отзыв специалистам постепенно все яснее

вырисовывалась картина жизни далекой эпохи во всех ее проявлениях,

представало лицо целого народа.

Это был триумф Генриха Шлимана, но одновременно и триумф Гомера. То,

что считалось сказками и мифами, то, что приписывалось фантазии поэта, на

самом деле когда-то было действительностью - это было доказано. Волна

воодушевления прокатилась по всему миру. Теперь Шлиман, который переворотил

во время раскопок более 250 000 кубометров земли, почувствовал, что имеет

право сделать передышку. Он уже начал задумываться о новых исследованиях.

Пятнадцатое июня 1873 года было ориентировочно назначено последним днем

раскопок. И вот тогда-то, всего за сутки до этого срока, Шлиман нашел то,

что увенчало всю его работу, то, что привело в восторг весь мир... Это

событие было поистине драматическим. Даже сегодня о нем нельзя читать без

волнения.

Дело было утром жаркого дня. Шлиман вместе со своей супругой наблюдал

за обычным ходом раскопок, не слишком рассчитывая найти что-либо новое, но

все же, как всегда, полный внимания. На глубине около 28 футов была

обнаружена та самая стена, которую Шлиман принимал за стену, опоясывавшую

дворец Приама. Внезапно взгляд Шлимана привлек какой-то предмет; он

всмотрелся и пришел в такое возбуждение, что дальше действовал уже словно

под влиянием какой-то потусторонней силы. Кто знает, что предприняли бы

рабочие, если бы они увидели то, что увидел Шлиман? "Золото..." - прошептал

он, схватив жену за руку. Она удивленно уставилась на него. "Быстро, -

продолжал он, - отошли рабочих домой, сейчас же!" - "Но..." - попробовала

было возразить красавица гречанка. "Никаких но, - перебил он ее, - скажи им

все, что хочешь, скажи, что у меня сегодня день рождения и я только что об

этом вспомнил, пусть идут празднуют. Только быстрее, быстрее!.."

Рабочие удалились. "Принеси твою красную шаль!" - крикнул Шлиман и

прыгнул в раскоп. Он работал ножом, словно одержимый, не обращая внимания на

огромные каменные глыбы, грозно нависшие над его головой. "В величайшей

спешке, напрягая все силы, рискуя жизнью, ибо большая крепостная стена,

которую я подкапывал, могла в любую минуту похоронить меня под собой, я с

помощью большого ножа раскапывал клад. Вид всех этих предметов, каждый из

которых обладал колоссальной ценностью, придавал мне смелость, и я не думал

об опасности".

Матово поблескивала слоновая кость, звенело золото...

Жена Шлимана держала шаль, наполняя ее постепенно сокровищами

необычайной ценности. Сокровища царя Приама! Золотой клад одного из самых

могущественных царей седой древности, окропленный кровью и слезами:

украшения, принадлежавшие людям, подобным богам, сокровища, пролежавшие три

тысячи лет в земле и извлеченные из-под стен семи исчезнувших царств на свет

нового дня! Шлиман ни минуты не сомневался в том, что он нашел именно этот

клад. И лишь незадолго до его смерти было доказано, что в пылу увлечения он

допустил ошибку. Что Троя находилась вовсе не во втором и не в третьем слое

снизу, а в шестом и что найденный Шлиманом клад принадлежал царю, жившему за

тысячу лет до Приама.

Таясь, словно воры, Шлиман и его жена осторожно перенесли сокровища в

стоявшую неподалеку хижину. На грубый деревянный стол легла груда сокровищ:

диадемы и застежки, цепи и блюда, пуговицы, украшения, филигрань. "Можно

предположить, что кто-либо из семьи Приама в спешке уложил сокровища в ларь,

так и не успев вынуть из него ключ, и попытался их унести, но погиб на

крепостной стене от руки врага или был настигнут пожаром. Брошенный им ларь

был сразу же погребен под обломками стоявшей неподалеку дворцовой постройки

и пеплом, образовавшими слой в пять-шесть футов". И вот фантазер Шлиман

берет пару серег, ожерелье и надевает эти старинные тясячелетние украшения

двадцатилетней гречанке - своей красавице жене. "Елена..." - шепчет он.

Но как поступить с кладом? Шлиман не сможет сохранить находку в тайне,

слухи о ней все равно просочатся. С помощью родственников жены он весьма

авантюристическим образом переправляет сокровища в Афины, а оттуда на

родину. И когда по требованию турецкого посла его дом опечатывают, чиновники

не находят ничего - золота и след простыл.

Можно ли назвать его вором? Законодательство Турции допускает различные

толкования вопроса о принадлежности античных находок, здесь царит произвол.

Стоит ли удивляться тому, что человек, который ради осуществления своей

мечты перевернул всю свою жизнь, попытался спасти для себя и тем самым для

европейской науки золотой клад? Разве за семьдесят лет до этого Томас Брюс,

лорд Эльджин и Конкардин не поступили так же? Афины в те времена еще

принадлежали Турции. В фирмане, полученном лордом Эльджином, содержалась

следующая фраза: "Никто не должен чинить ему препятствий, если он пожелает

вывезти из Акрополя несколько каменных плит с надписями или фигурами".

Эльджин очень широко истолковал эту фразу: он отправил в Лондон двести

ящиков с архитектурными деталями Парфенона. В течение нескольких лет

продолжались споры о праве собственности на эти великолепные памятники

греческого искусства. 74 240 фунтов стоила лорду Эльджину его коллекция, а

когда в 1816 году декретом парламента она была приобретена для Лондонского

музея, ему заплатили 35 000 фунтов, что не составило и половины ее

стоимости.

Найдя "сокровища царя Приама", Шлиман почувствовал, что достиг вершины

жизни. Можно ли было после такого успеха рассчитывать на что-нибудь большее?

 

Глава 5

МАСКА АГАМЕМНОНА

В области археологии Шлиман достиг трех вершин. "Сокровища царя

Приама", о которых мы рассказали в предыдущей главе, были первой; второй

суждено было стать открытию царских погребений в Микенах.

Одной из наиболее мрачных и одновременно одной из самых возвышенных,

полной темных страстей глав истории Греции является история Пелопидов из

Микен, история возвращения и гибели Агамемнона.

Девять лет стоял Агамемнон перед Троей. Эгист использовал это время:

 

Тою порою, как билися мы на полях Илионских,

Он в безопасном углу многоконного града Аргоса

Сердце жены Агамемнона лестью опутывал хитрой...

Эгист поставил часового, который должен был предупредить его о

возвращении супруга Клитемнестры, и окружил себя вооруженными людьми. Потом

он пригласил Агамемнона на пир, но, "преступные козни замыслив", убил его,

"подобно тому, как быков убивают за жвачкой". Не спасся и никто из друзей

Агамемнона, никто из тех, кто пришел вместе с ним. Прошли долгие восемь лет,

прежде чем Орест, сын Агамемнона, отомстил за отца, расправившись с

Клитемнестрой, своей матерью, и Эгистом - убийцей.

Эти события вдохновляли многих авторов трагедий: Агамемнону посвящена

самая выдающаяся трагедия Эсхила; французский писатель Жан-Поль Сартр

написал драму об Оресте. Память о "царе среди мужей", одном из самых

могущественных и богатых правителей, владыке Пелопоннеса, никогда не

угасала.

Но Микены были не только кровавыми. Троя, судя по описаниям Гомера,

была очень богатым городом. Микены же были еще богаче:

Гомер везде называет этот город "златообильным". Околдованный

"сокровищами царя Приама", Шлиман принялся за поиски нового клада и, кто бы

мог себе это представить, нашел его!

Микены находятся на полпути между Аргосом и Коринфским перешейком. Если

взглянуть на эту бывшую царскую резиденцию с запада, прежде всего бросаются

в глаза сплошные развалины - это остатки огромных стен, позади которых

вначале отлого, а затем все более круто вздымается Эвбея с часовней пророка

Ильи.

Примерно около 170 года н.э. здесь побывал Павсаний. Он описал все, что

ему довелось увидеть; это было безусловно больше того, что смог увидеть

Шлиман. Но в одном задача археолога отличалась здесь от той, которую

приходилось решать в Трое: Микены не нужно было искать, их месторасположение

было видно совершенно отчетливо. Правда, развалины были покрыты пылью

тысячелетий, и там, где, некогда ступали цари, ныне мирно паслись овцы, но

эти развалины, эти руины, немые свидетели былого могущества, роскоши и

великолепия, все-таки существовали. Главный вход во дворец, так называемые

Львиные ворота, перед которыми в изумлении застывали все, кому довелось их

увидеть, был открыт всем взорам точно так же, как и сокровищницы (в свое

время их принимали за печи для выпечки хлеба), в том числе и самая

знаменитая среди них Сокровищница Атрея, первого Пелопида, отца Агамемнона.

Это было подземное куполообразное помещение высотой более тринадцати метров,

своды которого были сложены из циклопических камней, связанных друг с другом

лишь силой собственной тяжести.

Некоторые античные писатели считали, что именно здесь, в этом районе,

находится гробница Агамемнона и его друзей, убитых вместе с ним.

Местоположение города было ясным, вопрос же местоположения гробницы был по

меньшей мере спорным. Найти наперекор всем ученым Трою Шлиману помог Гомер;

на этот раз он опирался на одно место из Павсания, которое считал неверно

переведенным и неверно интерпретированным. По общепризнанному мнению (два

крупнейших авторитета - англичанин Додуэлл и немец Курциус - придерживались

именно этой точки зрения), Павсаний относил гробницу Агамемнона за кольцо

крепостного вала. Шлиман же доказывал, что она лежит внутри этого кольца.

Это мнение, в основе которого лежало опять-таки не столько научно

обоснованное убеждение, сколько ортодоксальная вера в письменные

свидетельства древних авторов, он высказал впервые еще в своей книге об

Итаке. Впрочем, это не столь важно; важно то, что раскопки подтвердили его

правоту.

"Я приступил к этой большой работе 7 августа 1876 года вместе с 63

рабочими... Начиная с 19 августа в моем распоряжении находились в среднем

125 человек и четыре телеги, и мне удалось добиться неплохих результатов".

Итак, первое, что он обнаружил, не считая бесчисленного множества

различных ваз, был какой-то круг, образованный двойным кольцом вертикально

поставленных камней. Ничтоже сумняшеся, Шлиман решил, что он раскопал

Микенскую агору: этот странный каменный круг он принял за скамью, на которой

восседали отцы города во время совещаний и судебных заседаний, ту самую

скамью, на которой стоял вестник, призывавший в "Электре" народ на агору.

И когда он у того же Павсания обнаружил еще одно упоминание об агоре -

"Здесь собирались они на свои собрания, на том месте, где покоился прах

героя", - он уже нисколько не сомневался (та же маниакальная уверенность

привела его через шесть городов к "сокровищам царя Приама"), что стоит на

могиле Агамемнона.

Затем он обнаружил девять гробниц - пять из них были шахты-могилы и

находились внутри крепости, а остальные четыре, на которых еще великолепно

сохранился рельеф, относились к следующему веку; они имели куполообразную

форму и находились вне крепостных стен. Теперь у Шлимана пропали последние

сомнения, ему изменила присущая исследователям осторожность, и он записал:

"В самом деле, я нисколько не сомневаюсь, что мне удалось найти те самые

гробницы, о которых Павсаний пишет, что в них похоронены Атрей, царь эллинов

Агамемнон, его возница Эвримедон, Кассандра и их спутники".

Между тем работа у сокровищницы возле Львиных ворот продвигалась

медленно: слой был тверд, как камень. Но и здесь Шлиманом руководила все та

же уверенность маньяка. "Я убежден в правильности традиции, согласно которой

в этих таинственных постройках хранились сокровища царей". И уже первые

находки, сделанные среди мусора, который пришлось отгребать в сторону для

того, чтобы отыскать вход, намного превзошли своим изяществом, красотой и

качеством материала аналогичные находки Шлимана в Трое. Обломки фризов,

расписные вазы, терракотовые статуэтки Геры, формы для отливки украшений

("Эти украшения, вероятно, изготавливались из золота и серебра", - тут же

заключил кладоискатель), глазурованные украшения из глины, стеклянные бусы,

геммы...

О том, какую работу проделал Шлиман вместе со своими рабочими, можно

судить по следующему его замечанию:

"До сих пор мне еще не встретился слой мусора толщиной более чем в 26

футов, да и тот только около самой стены - здесь целый утес, но далее слой

мусора не превышает 13-20 футов".

Но игра стоила свеч.

Шестым декабря 1876 года датирована запись Шлимана об открытии первой

могилы. Далее надо было действовать с величайшей осторожностью. В течение

двадцати пяти дней его жена Софья, верная и неутомимая помощница, работала

буквально не разгибая спины; она просеивала руками землю, рыхлила ее ножом.

Вместе они нашли еще пять могил, а в могилах - останки пятнадцати человек.

Королю Греции была отправлена телеграмма: "С величайшей радостью сообщаю

Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, в которых были

похоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умерщвленные во

время трапезы Клитемнестрой и ее любовником Эгистом". Можно себе

представить, какое потрясение испытывал Шлиман, когда он отрывал останки

тех, кто, как ему казалось, жил в страстях и ненависти более двух тысяч лет

тому назад.

Шлиман не сомневался в своей правоте. И в самом деле, разве мало было

оснований придерживаться подобной точки зрения, разве не казалось, что факты

полностью подтверждают его выводы? "Тела усопших были буквально осыпаны

драгоценностями и золотом... Разве обыкновенным смертным положили бы такие

драгоценности в могилу?" - спрашивал Шлиман. Было найдено дорогое оружие,

которое должно было служить умершему защитой от всяких случайностей в

царстве теней. В то же время Шлиман указывал на совершенно явные следы

поспешного сожжения тел. Те, кто хоронил их, даже не дали себе труда

дождаться, пока огонь полностью сделает свое дело: они забросали

полусожженные трупы землей и галькой с поспешностью убийц, которые хотят

замести следы. И хотя драгоценные украшения свидетельствовали о каком-то

соблюдении обычаев того времени, сами могилы, не говоря уже об усопших,

имели такой откровенно неприличный вид, который мог уготовить своей жертве

только изощренный в ненависти убийца. Разве покойные не были, "словно

падаль, брошены в жалкие ямы"? Шлиман призвал на помощь авторитетных для

него древних писателей. Он приводил цитаты из "Агамемнона" Эсхила, из

"Электры" Софокла и "Орестеи" Эврипида. У него не было ни малейшего сомнения

в своей правоте, и все же - сегодня мы это знаем совершенно точно - его

теория была неверной. Да, он нашел под агорой царские погребения, но не

Агамемнона и его друзей, а людей совершенно другой эпохи - погребения,

которые были по меньшей мере лет на 400 старше погребения Агамемнона.

Но это, в общем, несущественно. Важно было то, что он сделал еще один

великий шаг по дороге, которая вела к открытию древнего мира, что он вновь

подтвердил правдивость сведений Гомера и что он открыл сокровища - не только

в научном смысле этого слова, - которым мы обязаны сведениями о той

культуре, что лежит в основе всей европейской цивилизации.

"Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже и

не подозревал".

И этот удивительный человек, который вновь - в какой уж раз - находится

на вершине успеха, который посылает телеграммы министрам и королям, человек

необычайно гордый, но отнюдь не высокомерный, помнит в тот момент, когда

весь мир ожидает от него новых известий, о самых незначительных делах и

способен до глубины души возмутиться малейшим проявлением несправедливости.

Однажды здесь в числе многих других посетителей раскопок появляется

император Бразилии; осмотрев Микены, он, уезжая, дал полицейскому Леонардосу

сорок франков (поистине царские чаевые!). Леонардос всегда дружелюбно и

лояльно относился к Шлиману, и Шлиман пришел в негодование, когда узнал о

распространяемых завистливыми чиновниками слухах, будто Леонардос на самом

деле получил не сорок, а тысячу франков и скрыл это. Когда вслед за этим

Леонардоса отстранили от должности, Шлиман начал действовать. Всемирно

известный ученый готов ради безвестного полицейского прибегнуть к самым

могущественным из своих связей. Он телеграфирует прямо министру: "В награду

за те многие сотни миллионов, на которые я сделал Грецию богаче, прошу

оказать мне любезность - простить моего друга полицейского Леонардоса из

Науплиона и оставить его на своем посту. Сделайте это для меня". Но ответ

задерживается, и он посылает вторую телеграмму: "Клянусь, полицейский

Леонардос честный и порядочный человек. Все только клевета. Даю гарантию, он

получил только 40 франков. Требую справедливости". Более того, он идет на

самый невероятный шаг: посылает телеграмму императору Бразилии, который тем

временем уже успел прибыть в Каир: "Покидая Науплион, Вы, Ваше Величество,

дали полицейскому Леониду Леонардосу 40 франков для раздачи всем

полицейским. Бургомистр, стремясь оклеветать этого честного малого,

утверждает, будто он получил от Вас 1000 франков. Леонардоса отстранили от

должности, и только с величайшим трудом мне удалось спасти его от тюрьмы.

Поскольку я уже много лет знаю его как честнейшего на свете человека, прошу

Вас, Ваше Величество, во имя святой правды и человечности протелеграфировать

мне: сколько получил Леонардос - 40 франков или более?"

И ученый Генрих Шлиман, действуя во имя справедливости, заставляет

императора Бразилии перед лицом всего мира признаться в своей скупости.

Полицейский Леонардос спасен. Так действует Шлиман - фантазер и мечтатель,

когда речь идет о древних мирах, холодный, рассудительный детектив, когда

охотится за кладами, Михаель Колхас, когда сражается за правое дело.

Клад, найденный Шлиманом, был огромен. Лишь много позже, уже в нашем

столетии, его превзошла знаменитая находка Карнарвона и Картера в Египте.

"Все музеи мира, вместе взятые, не обладают и одной пятой частью этих

богатств", - писал Шлиман.

В первой могиле Шлиман насчитал пятнадцать золотых диадем - по пять на

каждом из трех усопших; кроме того, там были золотые лавровые венки и

украшения в виде свастик.

В другой могиле - в ней лежали останки трех женщин - он собрал более

700 тонких золотых пластинок с великолепным орнаментом из изображений

животных, медуз, осьминогов. Золотые украшения в форме львов и других

зверей, сражающихся воинов, украшения в форме львов и грифов, лежащих оленей

и женщин с голубями... На одном из скелетов была золотая корона с 36

золотыми листками: она украшала голову, уже почти обратившуюся в прах. Рядом

лежала еще одна великолепная диадема с приставшими к ней остатками черепа.

Он нашел еще пять золотых диадем с золотой проволокой, при помощи которой

они закреплялись на голове, бесчисленное множество золотых украшений со

свастиками, розетками и спиралями, головные булавки, украшения из горного

хрусталя и обломки изделий из агата, миндалевидные геммы из сардоникса и

аметиста. Он нашел секиры из позолоченного серебра с рукоятками из горного

хрусталя, кубки и ларчики из золота, изделия из алебастра. Но самое главное,

что он нашел те золотые маски и нагрудные дощечки, которые, как утверждала

традиция, употреблялись для защиты венценосных усопших от какого-либо

постороннего воздействия. Ползая на коленях, он соскребал слой глины (ему и

на этот раз помогала жена), под которым были скрыты останки пяти человек из

четвертой могилы. Уже через несколько часов головы усопших превратились в

пыль. Но золотые мягко поблескивающие маски сохранили форму лиц; черты этих

лиц были совершенно индивидуальны, "вне всякого сомнения, каждая из масок

должна была являться портретом усопшего".

Он нашел перстни с печатями и великолепными камеями, браслеты, тиары и

пояса, 110 золотых цветов, 68 золотых пуговиц без орнамента и 118 золотых

пуговиц с резным орнаментом, нет, на следующей же странице он упоминает еще

о 130 золотых пуговицах, на последующих - о золотой модели храма, о золотом

осьминоге... Но, пожалуй, достаточно. Мы не будем продолжать это

перечисление; описание находок Шлимана занимает 206 страниц большого

формата. И все это золото, золото, золото.

Вечером, когда окончился этот день и ночные тени опустились на

Микенский акрополь, Шлиман приказал зажечь здесь костры "впервые после

перерыва в 2344 года", напоминающие о тех кострах, которые оповестили в свое

время Клитемнестру и ее возлюбленного о грядущем прибытии Агамемнона. На

этот раз, однако, костры должны были отпугивать воров от одного из самых

богатых кладов, когда-либо изъятых из гробниц умерших царей.

 

Глава 6

ШЛИМАН И НАУКА

Третьи большие раскопки Шлимана не дали золота, но в результате их он

открыл поселение в Тиринфе. Благодаря этим раскопкам и предыдущим открытиям

Шлимана в Микенах, а также тем открытиям, которые сделал на Крите десять лет

спустя английский археолог Эванс, постепенно начали вырисовываться очертания

древней цивилизации, распространенной когда-то на всем Средиземноморье. Но

прежде чем рассказывать об этом, мы позволим себе сказать несколько слов о

месте Шлимана в науке своего времени. Этот вопрос не потерял своей

актуальности: ведь и сегодня еще каждому исследователю приходится вести свою

работу под перекрестным огнем критики публики и ученого мира. Донесения

Шлимана имели совершенно другую аудиторию, чем "Донесения" Винкельмана.

Светский человек XVIII столетия, Винкельман писал для людей образованных,

для небольшого круга посвященных, для владельцев музеев или по крайней мере

для тех, кто благодаря своей принадлежности к высшему обществу имел доступ к

памятникам искусства древности. Этот узкий мирок был потрясен раскопками

Помпеи. Известие о каждой находке новой статуи приводило его в восторг, но

интересы этого мирка никогда не шли дальше художественно-эстетического

любования. Влияние Винкельмана было весьма действенным, но он нуждался в

посредниках, в медиумах - поэтах и писателях, которые помогли ему вынести

его идеи за пределы узкого круга просвещенных людей.

Шлиман действовал без посредников. Он сам сообщал о всех своих находках

и сам был их первым почитателем. Его письма распространялись по всему свету,

его статьи печатались во всех газетах. Если бы в те времена существовали

радио, кино, телевидение, Шлиман был бы первым, кто воспользовался ими. Его

открытия в Трое вызвали бурю не в узком кругу образованных людей, но в душе

каждого человека. Винкельмановские описания статуй были близки сердцу

эстетов, приводили в восхищение знатоков. Шлимановские золотые клады

потрясли умы людей, принадлежавших к эпохе, которая получила название "века

грюндерства", - людей, живших во время хозяйственного подъема, ценивших так

называемых selfmademan'oв и обладавших здравым смыслом, людей, которые стали

на сторону Шлимана тогда, когда "чистая наука" отвернулась от "профана и

дилетанта".

Через два-три года после шлимановских газетных сообщений 1873 года один

директор музея вспоминал: "Когда появились эти сообщения, волнение охватило

и публику и ученых. Повсюду: в домах, на улицах, в почтовых каретах и

железнодорожных вагонах только и было разговоров, что о Трое. Удивление и

любопытство охватило всех".

Если Винкельман показал нам, по выражению Гердера, "тайну греков лишь

издали", то Шлиману принадлежит честь открытия всего мира античности. С

удивительной смелостью он вывел археологию из освещенных тусклым светом

керосиновых ламп кабинетов ученых под залитый солнцем свод эллинских небес и

с помощью заступа решил проблему Трои. Он совершил прыжок из сферы

классической филологии в живую предысторию и превратил ее в классическую

науку.

Темпы, которыми осуществлялась эта революция, неизменный успех Шлимана,

сам он - не то купец, не то ученый, достигший, однако, поразительных успехов

и на том и на другом поприще, "рекламный характер" его публикаций - все это

шокировало весь ученый мир, и в первую очередь немцев. Чтобы представить

себе размах вспыхнувшего против него мятежа, достаточно вспомнить, что в

годы, когда деятельность Шлимана уже развернулась, вышло в свет 90 работ,

посвященных Трое и Гомеру, авторами которых были кабинетные ученые. Основной

огонь своих филиппик противники Шлимана обрушили на его дилетантизм. Нам и в

дальнейшем на протяжении всей истории археологии встретится мрачная фигура

археолога-профессионала, который с тупой цеховой ограниченностью преследует

тех, кто отваживается помыслить о новом прыжке в неизвестное. Нападки на

Шлимана носили весьма серьезный характер. Именно поэтому здесь следует

привести некоторые выдержки и цитаты. Первое слово предоставляем одному

весьма озлобленному философу - Артуру Шопенгауэру:

"Дилетанты, дилетанты - так пренебрежительно называют тех, кто

занимается какой-либо наукой или искусством из любви, per il loro diletto и

испытывает от этого радость, те, кто превратил эти занятия в средство для

заработка.

Это пренебрежение основывается на присущем им низком, гнусном

убеждении, что ни один человек никогда серьезно не возьмется за то или иное

дело, если к этому его не побуждает голод, нужда или еще что-нибудь в этом

роде. Публика воспитана в том же духе и поэтому придерживается того же

мнения. Она обычно с почтением относится к "специалистам" и с недоверием к

дилетантам. В действительности же, наоборот, для дилетанта его дело - цель,

а для специалиста оно всегда лишь средство, и лишь тот с полной серьезностью

отдается делу, кто интересуется им, кто занимается им con ашоге. Именно

такие люди, а не поденщики совершили все великое".

Профессор Вильгельм Дерпфельд, сотрудник Шлимана, его советчик и друг,

один из немногих специалистов, которых Германия дала ему в помощь, писал в

1932 году: "Он так и не понял и никогда не мог бы понять, почему некоторые

ученые, и в частности немецкие филологи, встретили его работы о Трое и Итаке







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 341. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия