Студопедия — Воспоминания Константина из Кургановки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Воспоминания Константина из Кургановки






Некоторое время я жил у батюшки в Пензе и был сви­детелем многих удивительных случаев.

Как-то к батюшке пришла одна женщина и стала слез­но молить его о помощи:

— Батюшка, помолитесь, дочь уже несколько месяцев болеет. Никакое лечение не помогает, уже назначили операцию.

Батюшка что-то еще спросил у этой женщины и потом сказал:

— Хорошо, помолюсь.

Фактически батюшка молился круглые сутки. Мы все, живущие рядом, удивлялись, сколько силы в нашем ба­тюшке. Часто нам в послушание приходилось ночью чи­тать псалтирь в комнате, смежной с батюшкиной. Мне приходилось читать и с 12 до 2 часов ночи, и с 1 до 3 ча­сов. Конечно, спать хотелось сильно.

Но самое интересное заключалось в том, что если я ошибался, батюшка меня сразу же поправлял. Все читали по-разному: один тараторил, второй бубнил, а кто и на­распев. А утром батюшка спрашивал:

— Кто это красиво ночью так читал, как-будто пел?
Ему отвечают, что это, к примеру, Виталик. Одним словом, мы все замечали, что батюшка ночью не спит.

И вот через три дня приходит вновь женщина, которая просила батюшкиных молитв, и с радостью сообщает:

— Батюшка, по вашим молитвам здоровье дочки улучшилось, ей отменили операцию и она пошла на поправку.

Женщина начала всячески восхвалять батюшку. А он этого очень не любил. Посмотрел он на эту женщину, как-будто впервые ее видит, и спрашивает:

—Зина, кто это? Что ей надо?

—Это женщина, которая вас просила помолиться о еедочери. Вот пришла благодарить вас за помощь.

—А я ее не помню и вовсе не молился. Я в это время сам болел и все время спал.

Как-то к батюшке приехало несколько человек из ка­кого-то города, все незнакомые. Стали подходить под благословение и рассказывать о своих проблемах. Я взял у батюшки благословение сходить в баню и пошел мыть­ся. Мылся долго, больше часа, хотя батюшка и не разрешает долго размываться. Когда вернулся в дом, то увидел, что все сидели за столом и уже заканчивали трапезничать. Почти все было съедено. Я сел в стороночке и подумал, что сейчас все разойдутся и потом покормят меня. Но как только я так подумал, батюшка сказал:

—Женя, корми Костика.

—Батюшка, первого не осталось, только второе.
Я стал отговариваться, но батюшка сказал:

—Молись и садись за стол.

Тетя Женя принесла большую миску с гречневой ка­шей и хотела мне из нее на тарелку положить, а батюшка говорит:

— Всю ставь на стол.

А сам смотрит на меня и улыбается. Я вообще-то нередко за столом привередничал. То просил поменьше мне положить, то варенья попрошу, то перчику, то лучку, то водички холодной или еще чего. Старался я это все про­сить у тети Жени потихонечку. Я знал, что батюшка всег­да мои просьбы слышал, но ничего мне об этом не гово­рил, только сестры меня иногда поучали:

—Ешь то, что подали, и ничего лишнего не проси.
Батюшка посмотрел на кашу и говорит:

—Женя, что-то каша сухая, положи туда варенья.
Тетя Женя берет пиалку с вареньем:

—А сколько положить?

 

—Все клади и перемешай. И кисель туда вылей. И салату добавь, и перчику горького.

—А перца много класть?

—Весь высыпай, весь бутылек.

Я сижу за столом в метре от батюшки и с недоумением слежу, что творится перед моим носом. Все за столом притихли и тоже напряженно наблюдают за батюшкой и тетей Женей. Батюшка говорит:

— Клади в миску всего, что еще осталось съедобного на столе, и все хорошенько перемешай.

Тетя Женя собрала все съестное в миску и перемешала. Получилась полная миска с верхом. Я думаю про себя, вот это попал под раздачу, лучше бы еще полчасика попа­рился. Батюшка благословил миску и говорит:

— Тебе, Константин, три полные ложки с верхом. Ешь и ничем не запивай.

Съел я первую ложку, у меня глаза на лоб полезли. Вкус не поймешь какой и во рту печет как огнем. Еле-еле пер­вую ложку проглотил, а батюшка торопит:

— Давай следующую.

Кое-как съел я три полные ложки с верхом этой меша­нины. На уме только одно, куда бы убежать и чем бы за­пить. А батюшка следующих потчует. Всем благословляет, кому одну ложку, кому две, а кому совсем чуть-чуть. Мне

получилось больше всех. Гости за столом едят, морщатся, но ослушаться не решаются. Только спрашивают:

—Батюшка, это что-то означает. Наверное, нас ждет такой же огонь, как во рту, или еще что?

—Потом, позже узнаете.

Я для себя понял, что это за мои грехи. Живя с батюш­кой и каждый день находясь рядом с ним, я не исправлял­ся. Продолжал творить свою волю, не оставлял своих плохих привычек, чем и огорчал батюшку. И батюшке приходилось нас очищать и вразумлять и укреплять раз­ными средствами, в том числе и такими.

Живя на Победе, батюшка иногда брал меня ночевать к себе в келью. Я с неохотой шел к батюшке ночевать по одной простой причине. Батюшка ложился очень поздно, за полночь, а вставал очень рано. И мне приходилось также вставать, то в четыре часа, то в пять. Иногда я не спал всю ночь. Это сейчас я понимаю, какое это было для меня счастье и благодать - находиться рядом с батюшкой. А тогда я этого не понимал, роптал на него и очень хотел спать.

В один из дней батюшка мне сказал:

— Костик, ты сегодня будешь спать у меня.

Я сразу понял, что меня ждет бессонная ночь. С неохотой сходил за матрацем и возвратился в батюшкину келью. Батюшка молился, сидя в своей колясочке перед иконами, а я читал у него за спиной вечернее правило и молитвы, которые он мне говорил. Легли, как обычно, очень поздно.

В пять часов утра батюшка всех поднял. Его усадили в колясочку и пока матушка его одевала, умывала и причесывала, я тоже умылся и быстренько вернулся. Хотя я мало спал, но чувствовал себя бодро. Матушка закончила приводить батюшку в порядок и сказала:

 

 

 

— Вы молитесь, а я схожу по делам.

Колясочку поставили перед иконами, батюшка взял четки и стал молиться, а мне велел читать канон Иисусу Сладчайшему. Я стал чуть сзади батюшки и начал читать. Прочитал и ощущаю странное чувство, вроде небольшо­го недомогания. Думаю, странно, вроде бы встал бод­реньким, а тут сухость во рту и головокружение. А ба­тюшка говорит:

— Читай канон Пресвятой Богородице.

Смотрю на батюшку, а он голову откинул назад и глаза прикрыл. Ну думаю, уснул. Сейчас я быстренько дочитаю и уйду на улицу освежиться. Начал я торопиться и сбился. То ли неправильно уда­рение поставил, то ли слово не так прочитал. Батюшка сразу открыл глаза и меня поправил. Пришлось это место перечитать заново. Думаю, да батюшка вовсе и не спит и торопиться не стоит, а то ведь приходится из-за ошибок дважды перечитывать. Читаю, а меня пот прошибает холодный, голова кру­жится, во рту еще сильней сухость, тошнота подступает. Но терплю, не подаю виду. Только думаю, с чего бы это, может, несвежее что-нибудь вчера съел. Дочитал я второй канон, а батюшка говорит:

— Читай молебный канон Пресвятой Богородице.
Стал читать третий канон, а мне уже невмоготу. Меня прямо раскачивает, не могу ровно стоять. Бросает то в жар, то в холод, тошнота подступает к самому горлу, весь взмок, языком еле ворочаю. Думаю про себя: все, больше не могу.

Продолжаю я дальше, а в мыслях только одно, что я не дочитаю и вот-вот упаду. Думаю про себя, если батюшка скажет еще что-либо читать, то откажусь. Потом мне пришла мысль, Господь человеколюбец и не попустит больше моих сил. От этой мысли мне стало немного по­легче.

Значит, у меня еще есть резервы. Дочитал молебный канон, а батюшка говорит:

— Читай канон Ангелу Хранителю.

А мне хоть на колени падай, стоять уже не могу. Одно утешает, что этот канон самый короткий. Читаю очень медленно, в глазах темно, язык как деревянный, стараюсь не ошибаться, чтоб не перечитывать дважды. Рубаха мок­рая от пота, даже вся потемнела. Ощущение такое, что вот-вот стошнит. Не помню, как я дочитал канон. Ба­тюшка ни разу во время чтения не глянул на меня. Хотя монашеское правило еще долго нужно было читать, но он, чувствуя мое состояние, сказал:

— Достаточно.

Я попросился выйти. Батюшка, не оборачиваясь ко мне, ответил:

— Иди.

Я в одной рубашке выполз из кельи и сел на завалинку возле окна. На улице стоял мороз -20°. От меня шел пар, как-будто я вышел из бани. Мимо проходила матушка Тавифа, увидела меня и спрашивает:

— Константин, что с тобой? Ты весь какой-то зеленый.
Я ничего не ответил, только показал рукой на батюшкину келью. Матушка все поняла и сказала:

— А ты думал, легко молиться рядом со старцем?

Обитель на Победе разрасталась, и надо было возводить всякие постройки. Но постоянных строителей в обители не было, и приходилось чаще всего пользоваться услугами "приезжих" специалистов. Зачастую один советовал одно, второй иное, а третий свое тянул. Получалась не стройка, а сплошной спор.

Однажды начали строить какое-то здание. Собрались "знатоки" и начался "консилиум". Спорят и спорят. Подошел к ним батюшка и стал говорить, как надо строить и что нужно строить. Но они даже не послушали и начали доказывать, что так не строится, что по-другому будет лучше и быстрее. Я в строительстве тоже немного понимаю и попытался внести свою лепту, но меня сразу же отсекли.

Наконец начали строить и что-то у них не получается никак. Пытаются снова, опять не выходит. Батюшка си­дит недалеко, наклонил голову, наблюдает и перебирает четки. Я говорю:

—Батюшка, вы ведь знаете, как правильно, скажите им.

—Я им говорю, а они меня не слушают.

—А вы заставьте, чтобы они сделали по-вашему.

—Господь Сам управит и все построится, если не с пер­вого раза, так с третьего. Но смирение дороже. И ты так
старайся всегда поступать. А если в обители что делаешь, то всегда делай как-будто для себя.

Я с отцом Геннадием приехал к батюшке в Пензу. Захо­дим в дом, а батюшка угощает всех сухариками из Дивеевского монастыря. Он подозвал и меня с Геннадием и благословил сухариков. Я подошел первым. Батюшка дал мне несколько сухариков и сказал, что можно съесть пря­мо сейчас.

Я сразу высыпал все сухарики в рот, стал их грызть и слегка поперхнулся, но виду не подал. А батюшка в это время сильно раскашлялся.

Матушка Зиновия спросила:

— Батюшка, может воды подать или чаю?

Не дожидаясь ответа, она попросила тетю Женю при­нести бокал с водой. К этому времени у меня сильно пер­шило в горле, я с трудом сдерживался, чтобы не закаш­ляться и про себя подумал:

— Вот бы и мне водички.

Тетя Женя быстро принесла бокал воды и мать Зино­вия стала предлагать воду батюшке. А он чуть-чуть пригу­бил ее и сказал:

— Дай Костику, Костику дай, ему нужно воды.

Принесли кружки и из батюшкиного бокала налили воды мне и Геннадию. Мне вода пришлась особенно кстати, иначе я бы просто задохнулся.

Было прощеное воскресенье. Многие думают, что в этот день надо у всех просить прощения и всех прощать. Так думал и я. Хожу по батюшкиному дому и кого встре­чаю, у всех прошу прощения. Батюшка сидел посреди комнаты, где всегда трапезни­чают и ни к кому не обращаясь, запрокинув голову назад, медленно произнес:

— Ангел Господень выгонял Адама из Рая. Тот не хотел выходить, а надо. И плакал. Адам прощался с Раем. По­этому и назвали "Прощеное Воскресенье".

Однажды Рождественским постом батюшка приехал на Победу. Было много гостей. Накрыли праздничный стол и все стали трапезничать. На столе была рыба, так как был воскресный день.

Вдруг мать Анна вспомнила, что в холодильнике есть рыбные пельмени, их передали сестры из Заречного и предложила приготовить для батюшки. Матушка Зино­вия сказала:

- Было бы не плохо.

Пельмени быстро сварили и поставили перед батюш­кой. Но он сказал:

— Я эти пельмени есть не буду. Мать Зиновия добавила:

- И мне они кажутся подозрительными.

Она спросила сидящих за столом: - Кто будет есть пельмени?

Мария и Валентина, приехавшие из Нижнего Новго­рода первые откликнулись:

— Мы будем.

Батюшка благословил пельмени, и гости стали "со сма­ком" есть. Они хвалили их и приговаривали:

— Очень вкусные пельмени и точно из рыбы. Да, да, батюшка, они рыбные.

Вдруг зазвонил телефон. Батюшка мне говорит:

— Константин, иди подними трубку и поговори.

Я поднимаю трубку. На том конце провода быстро за­тараторили:

—Скажите мать Анне, что те пельмени, которые мы пе­редали для батюшки не рыбные, а мясные. Их батюшке нельзя варить.

Батюшка спросил:

—Что они там говорят?

—Говорят, что пельмени не рыбные, а мясные.
Мария и Валентина, доедая пельмени, настаивают:

—Рыбные, рыбные. Точно рыбные.
Я говорю в трубку:

—Говорят, что рыбные.

— Нет, нет, они мясные. В пост их есть нельзя. Пере­дайте, чтобы их не ели.

Сестры, евшие пельмени, после этого звонка запеча­лились.

Батюшка в это время поднял руку как для благослове­ния в сторону Марии и Валентины и с улыбкой сказал:

— Ешьте, ешьте. Они рыбные.

Как-то батюшка мне сказал:

—Костенька, поехали собирать живую милостыню.

—А что это такое?

—Вот и узнаешь.

Поехали мы в одну деревню, а проезжать нужно было мимо нашего села. Я попросил батюшку заехать ко мне, так как долго не был дома, да и все мои домочадцы были всегда рады приезду батюшки. Батюшка сказал:

— Вот с твоего дома и начнем.

Подъехали к дому. Все домашние очень обрадовались приезду батюшки и выбежали благословляться. В то вре­мя мы держали большое хозяйство. Корову, телочку, уток, курочек. В этом году вывелось много цыплят. Они уже подросли и бегали по двору. Батюшка всю мою семью благословил и с улыбкой мне говорит:

—Костик, с твоего двора пять курочек.

—Хорошо, батюшка.

Я подошел к жене и говорю:

—Батюшка сказал дать ему пять курочек.

—Ой, у нас курочек мало, больше петушков. Спроси, может лучше дать ему семь петушков.

Я спрашиваю:

—Батюшка, а может лучше семь петушков дать?

—Да, очень хорошо, давай семь петушков... и пять ку­рочек.

Все так и заулыбались.

Как-то к батюшке пришла одна пожилая женщина и начала рассказывать о своей жизни:

— Паспорта у меня нет, нигде не работаю, пенсию не получаю. Ко мне несколько раз приходили из собеса и заставляли получать пенсию. Но я им отвечала, что ваша советская власть от беса и мне от вас ничего не надо.

Батюшка, наклонив голову, молча слушал эту женщи­ну, а потом тихо сказал:

— А я грешный и паспорт имею, и пенсию получаю.

В Крещение все насельники обители, взяв благослове­ние у батюшки, окунались в речке. Первый раз я смалодушествовал и не пошел со всеми. На следующий день батюшка меня спросил:

—А ты окунался вчера?

—Нет, батюшка.

—А почему?

—Да я сильно устал пред этим и лег отдохнуть. Заснул и все проспал.

—Эх ты трусишка.

После этих слов я твердо решил, что в следующее Кре­щение, обязательно окунусь.

Прошел год. Приближался праздник Крещение. Я же­не говорю:

— В этот раз я возьму у батюшки благословение и обя­зательно искупаюсь.

Жена меня поддержала, и все дети с радостью изъяви­ли желание тоже погрузиться в крещенскую купель. Мы всей семьей собрались и поехали на Победу.

После литургии, взяв благословение у батюшки, все пошли на речку. Как правило, "открывал иордань" отец Геннадий. За ним в воду вошел я. Когда окунулся, меня обожгло как огнем. Потом я стал заводить в речку всех своих семерых детей и помогал им погружаться.

Последней я окунал самую младшую дочь Аню. Ей бы­ло четыре года и поэтому мне пришлось второй раз погружаться, держа ее на руках. В течение сорока минут, я в одних трусах и босиком, пробыл на двадцатиградусном морозе. Но после крещенского купания, я не только не заболел, а даже насморка не получил. Вот такую силу имеет батюшкино благословение.

Наши старшие приемные дети имели нехорошие при­вычки. Наталья обманывала и была нечиста на руку, а Са­ша очень много ел. Мы с Валентиной много над ними ра­ботали, но особых перемен не было видно. Как-то раз мы отправили их к батюшке в Пензу на по­слушание. Через неделю мы их забрали, и дома стали спрашивать, чем они там занимались и какие послушания выполняли. Наташа рассказала чем она занималась, а потом добавила:

—Однажды батюшка дал мне книгу и велел читать ему вслух.

—А про что была книга?

—Про женщину, которая всех обманывала и воровала.
А потом эту женщину бесы в аду мучили.

—Саша, а тебе батюшка давал что-нибудь читать?

 

—Да, и мне давали читать, но я не помню про что.
Наташа говорит:

—Что ты обманываешь? Все ты помнишь.

—Да нет, не помню.

Тогда мы попросили, чтобы Наташа рассказала, про что Саша читал.

— Батюшка дал ему читать книгу о женщине, которая за один раз съедала целую курицу. Потом пять. А потом
ела, ела, никак не могла остановиться... и лопнула.

А ведь мы с Валентиной до этого не рассказывали ба­тюшке о пристрастиях наших приемных детей.

На первое августа батюшка всегда ездил в Дивеево к Преподобному Серафиму Саровскому. В одну из таких поездок мы решили поехать на источник в Цыгановку. Приехали. Я первым трижды окунулся в открытом источ­нике и спрашиваю:

—Батюшка, а Вы будете погружаться?

—Конечно буду, для чего же я сюда приехал.

Мы подвезли батюшку к месту, где все погружались, но матушка Зиновия сказала:

— Батюшка, вам негоже со всеми окунаться, пойдемте в кабинку.

Мы пошли к кабинкам. В одну из них зашли мы с ба­тюшкой, а в другую зашли пять женщин. Мы стали ба­тюшку раздевать, а за перегородкой было слышно как женщины уже начали погружаться. Вдруг одна из них на­чала грубым мужским голосом кричать:

—Ой, сдохну, сдохну здесь.
А батюшка ей отвечает:

—Не сдохнешь. Иди, иди.

В это время женщины, находившиеся с ней в кабинке, стали ее уговаривать:

— Ну давай, прыгай в воду и окунайся с головой.
Но женщина продолжала истошно кричать:

—Ой горю, горю.

Батюшка тихонько повторяет:

— Гори, гори.

Мы засмеялись. Женщина снова кричит:

— Ой, боюсь, боюсь.

Батюшка в это время своей ручкой благословляет в ее сторону и улыбаясь, говорит:

— Иди, иди, не бойся.

После этих батюшкиных слов, было слышно, как жен­щина плюхнулась в воду. Она еще немного покричала, а потом уже стихла. Все порадовались за нее.

Мы раздели батюшку. Я взял его на руки и стал по сту­пенькам опускаться в купель. Вдруг я поскользнулся и стал падать в воду. Но так как я обеими руками держал ба­тюшку, то сам не смог задержаться. Успел только крик­нуть:

— Александр, падаю. Держи.

Александр успел схватить меня за левую руку, когда моя голова была уже наполовину в воде. Я восстановил

равновесие и попытался со скользкой ступеньки стать на дно, но у меня ничего не вышло, так как вода доходила почти до глаз. Я опять поднялся на нижнюю ступеньку и с помощью Александра трижды окунул батюшку в воду.

Когда я вышел из купели, то меня бил озноб от страха за батюшку, что я его чуть было не утопил. Мне сразу по­думалось, это бес злился на батюшку, что тот выгонял его из кричавшей женщины и хотел погубить. Но Господь уберег!

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия