Студопедия — ДЕЛАНИЕ ТЕЛЕСНОЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДЕЛАНИЕ ТЕЛЕСНОЕ






 

Проходя же телесные деяния, не должно иметь мнение, будто бы что доброе делаем, потому что они суть только приуготовление земли и сеяние, могущее со временем, помощию Божиею, принести плод. Не так, как та дева, о которой святой Петр Дамаскин в 9 Слове 2 книги написал: она думала, что нечто стя­жала духовное чрез сии делания, а когда спросил ее старец о безстрастии, терпении и любви, то она оказа­лась чуждою сих плодов (1,7,32).

 

Дела добрые без смирения не имеют никакой цены пред Богом

 

Святой Исаак в 46 Слове пишет, что смирение и кроме дел может нас спасти, а дела без оного напро­тив безполезны суть (V, 42, 82).

 

Малые дела ваши, и при всех немощах, когда в оных приносите покаяние и себя зазираете, приняты Богом будут лучше, нежели великие труды и подвиги, совершаемые с высокоумием и мнением о себе (V, 106,183).

 

Все ее бедствия и наказания суть плоды гордости, ибо гордым противляется Бог, а на смиренные призи­рает. Она созидала храмину своего спасения из мнимых добродетелей... и трудов; но полагала сии камни без брения, или без извести, а в отношении к доброде­телям, трудам и подвигам — без смирения; то как дом, строенный без известки, развалится, так и добродете­лей здание — без смирения, не только не воспользует, но еще, мнением помрачив ум, лишает душевного мира и подвергает наказанию, по отвращению Божию, дабы смирились и познали свою нищету (V, 213, 327).

 

Ты описываешь свои неисправности и не ви­дишь надежды спасения в делах своих. Плоха нам надежда на дела наши. Хоть бы и были они, то без любви и смирения никакой пользы от них не получим; а смирение и одно сильно спасти нас; о сем надобно попещись — стяжать оное; и надежду на заслуги Спасителя нашего и на Его милосердие... (V, 370, 498—499).

 

Ты имеешь ревность не по разуму, ищешь возда­яния своим трудам — ошибаешься; милость Божия изливается особенно на смирение, а один труд не получит воздаяние. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя, — глаголет Пророк (Пс. 24, 18). Труд — наш посев, а надобно плоды снискать: мир, любовь, кротость, смирение и прочее; все снискивается при прохождении нами послушаний, ибо там случаются укоризны, досады, неудобство, пре­пятствие; когда оные принимаем с самоукорением, терпением и смирением, тогда смягчается наша само­любивая часть и мы получаем свободу от страстей, — любим не только ближних, но и врагов; вот в сем-то и польза от трудов! А когда только трудимся и думаем иметь за сие воздаяние, а между тем нравом не изменяемся, но еще и в горшее приходим, в раздраже­ние и прочее, — то никакой пользы труды не принесут (V, 544, 727—725).

 

 

ДЕНЬГИ

 

Вас совесть не может упрекать за имение тлен­ных денег, ежели вы будете ими владеть, а не они вами; как же ими владеть, я думаю, вам довольно известно (I, 17, 51).

 

По званию Божию, из удалившихся мира в древ­ние времена, некоторые, при помощи Божией, подви­гами со смирением и остротою жития умертвив свои телеса, не требовали богатств мира сего; но слава, прошедшая о их добродетелях, привлекла к ним мно­гих, желающих получить спасение, которые не могли понести жестокости их жития, требовали более или менее немощам своим снисхождения... Таким обра­зом, нередко и по Божию откровению, составлялись братства, устроивались постепенно обители, киновии, монастыри и лавры, на созидание коих посылаемы были им от Бога, чрез царей и вельмож, сокровища мира сего, которые они, если принимали, то... не иначе, как испрося и на сие воли Божией, чрез внут­реннее или явное откровение, хотя и скорбя об ос­тавлении своем безмолвия; но, усматривая спасение ближних, в обителях сих быть имеющее, и в поздней­шие времена, предпочитали своей пользе спасение многих душ. Находившаяся в обителях братия, про­стирающаяся иногда до тысячи, и более и менее, требовали также содержания; хотя и от труда рук своих многие имели пропитание, но не отметали усер­дие приносящих от праведных своих стяжаний, упот­ребляя их на монастырские нужды... Вот, кажется, причина, побудившая древних отцов принимать со­кровища мира сего — причина спасения душ; ибо не все могли быть совершенными, как они; и паки: усердие приносящих сии дары служило на спасение многим. Они же сокровища сии принимали безстрастно, а потому — себе без вреда... (I, 43, 91—92).

 

 

ДЕТИ (ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ)

 

Приготовляя детей ваших для светской жизни, попеклись ли вы насадить в сердцах их веру и страх Божий, которые бы были руководителями их к буду­щей жизни? Молитесь Господу, да сохранит Он серд­ца их от плевел, насеваемых супостатом посреде пше­ницы (I, 72,151).

 

Детям дайте доброе воспитание относительно нравственности, и, когда они будут достойны и будет им полезно, Бог силен обогатить их или даровать нужное и довольное (I, 73,155).

 

Насажденное в юности принесет плод в свое время

 

Ты старайся воспитывать их <детей> православ­но-религиозно, смиренно; насади на юных сердцах их семена добродетелей... насажденное в юности прине­сет плод в свое время, аще бы и уклонились мало чрез сообращение. Это я вижу на многих и даже на ближ­них. Касательно театров — теперь можно отклонять от них, по юности их, и что для них непонятно и неполезно: а братья хотя и бывают, но они старше, или иную какую причину представить; а впоследствии, когда войдут в сообщество, нельзя от этого удержать, но пока теперь не допускать, по раннему их возрасту. Да они должны иметь примером вас <родителей>, что вы не бываете на сих зрелищах, познавши, что оные токмо обворожают чувственность, а пользы душе не приносят... (I, 237, 448—449).

 

Воспитывать детей должно в страхе Божием

 

Будьте осторожны, как поступать с С; Господь да вразумит вас, дабы и не слишком строго, и не слабо, а наблюдать средину. Вы учите ее басням, это не худо; только тут добродетель похваляется, а по­рок охуждается, только и всего; а надобно что-нибудь потверже предложить: страх Божий, ибо он есть начало премудрости (Притч. 1,7) и страхом Бо­жиим уклоняется всяк от зла (Притч. 16, 6). Надоб­но внушать, что Бог видит не токмо дела наши и слова, но даже и помышления, и за добродетель на­граждает, а за порок наказует; это учение находится во многих учениях христианских для детей. Не меша­ет катехизис ей учить, и следить за ее нравственно­стью; Писание говорит: «прилежит человеку помыш­ление на зло от юности его» (т. е. по падении чело­века); а навык к добродетелям облегчает это; так как и ко злу навык противится добродетелям; и потому надобно зло истреблять, а добродетель насаж­дать: уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15). О С. опять скажу слово: надобно, чтобы она замеча­ла свои пороки и смирялась чрез то, и раскаивалась бы в них. Басни я совсем не охуждаю, но она будет видеть только чужие пороки и осмеивать их, а се­бя — свободной от оных, и сим увлекаться в тщесла­вие (IV, 104, 261).

 

Не позволяйте детям исполнять свою волю

 

Пишешь, что N. скорбит на тебя за строгое с ним обращение; но в этом нет ли твоей вины в том, что в детстве и юности баловал его и снисходил шалостям, то это в нем и утвердилось; и тебе да будет пример и на других детях, чтобы не допускать их исполнять свою волю, то они и приобыкнут к сему. Строгое обращение не мешает иметь к N.. но иногда и снисходить и прощать, а особливо, когда сознается, и внушать ему, какой может быть большой вред для него от сотоварищества людей вольного обращения, и молить Господа, да укрепит его в исти­не, благости и разуме (I, 438, 733).

 

Надо удерживать детей от неполезных игр, чтобы они не перешли в страсти

 

Трудный вопрос о детях: когда бывают в кругу родных и сверстников, допускать ли их к картам и к танцам? Как это решить — не знаю. Что вошло в обычай светских обращений, трудно противостать, со­обращаясь с миром. Просто надобно быть исповед­ником, перенося укоризны, насмешки и презрение. Но и допустить с юных лет до карт, это может со временем обратиться в привычку и даже в страсть; также и танцы, которые назвал один мудрый пропо­ведник «Иродиадино искусство» и которые мир счи­тает невинным удовольствием в обществе, а в сущно­сти оные греховны. Сколько можно, надобно вну­шать детям, что для них вредно и то и другое; но они, смотря на других детей, упражняющихся в сих заба­вах, или будут им завидовать, или осуждать, а себя считать лучшими их. И тут подобает иметь муд­рость, но не с своим разумом, а молить Господа, да упремудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обыча­ев мирских (I, 250, 482—483).

 

К родителям должно иметь почтение и любовь

 

...Предлагаю тебе мой совет: иметь к матери почтение и любовь; кроме того, что она вас любит и имеет о вас материнское попечение, долг естест­ва и закон духовный повелевают любить родителей и дорожить их благословением, ибо оно доставляет де­тям всякое благо, и временное, и вечное. Ежели бы маменька твоя в чем и неправильно судила, тебе надобно с самоукорением потерпеть; а когда не укоришь себя, приимешь скорбь со укорением ее, хоть и не словом, но мыслию, — то у тебя и сделается в сердце неустройство, то есть враг, древний змий, излиет свой яд, и уже на лице явится маменьке немирствие, и ей возвещается сей твой залог; она же, не имея сведений духовного делания, еще более на тебя ос­корбится (I, 129, 267).

 

Пути промысла Божия в воспитании детей непостижимы

 

Вы думаете, что сыну вашему полезнее всегда быть при вас, но кто это знает? И при вас, если Бог попустит, он может испортиться, и на чужих руках — сохраниться без вреда. Но где бы ни были дети ваши, с вами ли или в каком-либо заведении, внушайте им христианские правила и поручайте их Богу и заступлению Божией Матери (I, 131, 272—273).

 

 

ДРУЖБА

 

Всякая дружба, не основанная на истинной люб­ви и смирении, а паче (дружба) по страсти, непрочна и разрушится (III, 54, 139).

 

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 328. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия