Студопедия — ПРОМЫСЛ БОЖИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ






 

В мире все совершается Промыслом Божиим

 

...Вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его Промысл, управляющий тварями Своими и вся на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти (Деян. 1, 7), и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего; и что без воли Его ни птица не падет, ни влас главы нашея не погибнет! (Мф. 10, 29; Лк. 21, 18). Каждому из нас предле­жит испытание веры, но не всем в одно время и не в одних и тех же вещах; один испытывается бедностию, обременен семейством, не имея дневного про­питания; другие лишением чести, бесславием, иной из богатства переходом к нищете, иной чрез несоглас­ность партии <брак>, недобрым поведением детей снедается сердечною печалию; или скорбит, не имея детей - надежды и подпоры старости его, иной лише­нием супруги, друга, брата, детей, родителей и родст­венников и прочими многими пестровидными скорб­ными приключениями отягощаются; но все сие про­исходит по всепремудрым и недоведомым судьбам Божиим (II, 73,109).

 

Всеобъемлющий Промысл Его простирается как на весь мир, так и в особенности на каждого из нас... (II, 172, 275).

 

...Бог силен помочь ему, когда он будет сего достоин. Он печется о тварях Своих и промышляет по премудрому Своему Промыслу и предведению, кого наказует и кого награждает. Судьбы Его нам непостижимы! (I, 6, 29).

 

Что вы так страшливы и малодушны, от всякого ветерочка колеблетесь, как трости, от всего смущае­тесь и беспокоитесь? Советуем вам не верить ничему, а утверждаться верою в Господа нашего Иисуса Христа, что Он со Отцем и Духом Святым, как всею тварию, так и нами грешными, управляет и промыш­ляет, и без Его святой воли, когда уже птица не падет и влас главы нашей не погибнет (Мф. 10, 29; Лк. 21, 18), то может ли что с нами случиться, Богу не попустившу? Хотя бы не только весь собор злых человек вооружался и нападал, но и сам изобретатель злобы, ничего не успеет. Это мы видим на праведном Иове и на свиниях; тогда мог действовать диавол, когда ему было попущено; тако и мы грешнии, ежели будет воля Создателя нашего и Промыслителя, то не имамы ли пити чашу пелыни судеб Божиих? (V, 430, 580).

 

Скорби попускаются за грехи или к испытанию веры

 

Мы, сердечно о вас сострадая и скорбя купно с вами о случившемся с вами несчастии, не можем вам ничем помочь и утешить, кроме того, что предаваться в волю Божию советуем и от Него искать милости, помощи и утешения. Веруйте твердо, что случилось сие не просто слепым случаем, но попущением Божи­им, по недоведомым нам судьбам, или в наказание за грехи, или ко искусу веры. И во всех случаях про­изошло от любви Его к вам; ибо: Он егоже любит наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет, и: аще наказание терпите, якоже сыновом обрета­ется вам Бог... аще же без наказания есте, убо прелюбодейчищи, а не сынове (Евр. 12, 6—8); сии слова не наши, а св. апостола Павла, из коих видите, что и чада Божий есте; только терпите, не малоду­шествуйте и благодарите Бога, то все на лучшее про­изведет (I, 64,141—142).

 

...Мы видим и несомненно веруем, что Промысл Божий, пекущийся о всякой твари, а вместе с тем и об нас, устроивает так быть для нашей душевной пользы, отводя нас от чего-нибудь неполезного или искушая веру нашу, иных же и наказуя за грехи, и с покорностию воле Его несем тяготу, на нас налагаемую по Его правосудию. Людей же, причиняющих нам скорби, должны почитать орудием, коим Бог дей­ствует в деле нашего спасения, и молиться за них. Другим же средством вы не можете найти себе уте­шения, а паче когда требуете от людей, чтоб вас любили, но, смотря сквозь завесу самолюбия, не вини­те себя... (I, 79, 169).

 

Наше спасение - в скорбях и болезнях

 

Бог печется и промышляет об нас более, нежели сами мы; Он устроивает наше спасение, однако ж не хощет, чтобы мы искали оного в здешней отраде, но в скорбях, в теснотах и в болезнях. Со ослабою ли вошли в Царство Небесное отцы и матери наши? Не паче ли тесным и прискорбным путем приобрели оное? Они скорбели, но не стужали и не малодушествовали, и сие служило им отрадою в лютейших скорбях, душевных и телесных, по претерпении коих и совершенном смире­нии, получили и совершенное успокоение и даже ду­ховное дарование (V, 461, 625—626).

 

Промысл Божий - спасение людей

 

...Видим и в настоящее время, что некоторые, по званию и виду, рабы и уничиженные, но из них многие не столько подвержены рабству страстей и наслажда­ются миром, благодаря Бога, довольны быв своим состоянием; но если бы открыт был им путь к чести, богатству и наслаждению, то и они уклонились бы в различные страсти и лишились мира; а которые в их состоянии не удерживают себя от грубых страстей, то терпят скорби, могущие очистить их от грехов и более не допустить до большего разврата; а что и почему они поставлены Промыслом Всевышнего на такой степе­ни — это дело не нашего разума и рассуждения. Что ж сказать о других, по званию и виду лучших оных? мирны ли они? спокойны ли? довольны ли своим положением? Немногих можно найти таковых; но, напротив, быв свободны, подвергаются рабству стра­стей и лишаются мира и спокойствия. Посему-то Господь и попущает различные скорби, войны, болезни смертоносные, чтобы обратить всячески к покаянию и спасти. Как пишет св. Григорий Синаит: «и сего ради попусти Господь наведение, и пленение и заколения умножи, отсещи хотя злобу, или спасти крепльшими врачевствами»... (II, 156, 246).

 

...Не тогда только есть о нас Промысл Божий, когда мы живем во всем изобильно: но надобно веро­вать, что, и в оскудении всего, отеческая Его любовь промышляет о нашем спасении. Это несомненно, что Он может обогатить всех; но когда видит, что не пользует, а вредит душе изобилие, то и отъемлет оное, и хощет, чтобы терпением и благодарностию воспол­нить наши прежние недостатки (III, 53,136).

 

В вашем купножитии я усматриваю особенный Промысл Божий, ведущий вас скорбями страстей ва­ших и подвигом против оных к благой цели спасения; и при вашем добром сопротивлении, самоукорении и смирении Господь сокрушит все силы вражии и дару­ет вам мир. А иначе для чего бы было ваше совокупножитие... (III, 277,491).

 

Дивны дела Божии и непостижимы для нашего помраченного ума; но сколько можно, познаем из Писания и из опытов, на наших глазах бывших, что Господь посылает болезни, скорби, лишения, глады, войны, мятежи, или наказуя за грехи, или предупреж­дая, чтобы не впали в оные, а иных испытует веру. Итак, мы должны благоговеть пред Его всепремудрым Промыслом и благодарить за все Его к нам неизре­ченное милосердие (IV, 162, 426).

 

Когда мы о тебе сердечно сожалеем, скорбим и соучаствуем в тебе и желаем тебе совершенного здравия, то кольми паче Бог, любящий тебя и призвавший на служение Себе, жалеет о тебе и хощет тебе не только быть телом здравою, но и душою, и спасти тебя в вечной жизни. Несомненно и то, что Он может даро­вать тебе исцеление, но мы не знаем, было ли бы тебе на пользу совершенное здоровье и не повредило ли бы оно душевного? А Богу, яко вся ведущему, это извест­но; итак, Он, любя же тебя, посещает болезнями телесными для душевного исцеления. Страсти наши многообразны, могла бы ты увлечься какою-нибудь дебелою страстию. Принимай с благодарением от руки Господней что Ему угодно послать тебе и веруй, что для пользы твоей (IV, 35, 73—74).

 

Конечно, это испытание, попущенное от Бога; я, хотя и не знаю всего в тонкости, но отчасти пони­маю; а может быть, и ошибаюсь. Только всякий и в свое время понесет свой крест; один нынче испыты­вает тягость оного, а другого завтра ожидает. А мо­жет быть, когда бы не было М. N. креста, то она могла бы увлечься честолюбием и пылкостию и нано­сила бы оными другим кресты, а теперь сама ими очищается. Глубина премудрых судеб Божиих нам непостижима; неужели же тут слепые случаи? Да не будет! (IV, 50,111).

 

Благодарение Господу, Он посылает по временам утешение и смиряет, да не превознесемся, но нисходим во глубину смирения; по мере смирения и утешение; а по мере гордыни и сокрушение. Слава обучающему нас в духовной жизни Господу! (IV, 69,167—168).

 

Вы пишете о болезнях, посетивших и вашу обит­ель, и о падеже скота. Все это больно и прискорбно, но кто может познать судьбы Божии? Он наказует нас, яко Отец чадолюбивый, ища нашего спасения; отъемлет временная благая, а вечных сподобимся; а то мы, как всем изобилуем, то более предаемся страс­тям, забывая Бога, сотворшего нас и промышляющего об нас (IV, 164,432).

 

...Нужна вера, чтоб видеть Промысл Божий, дей­ствующий над нами, а не считать людей виновными; да и в чем же? — в том, что отнимают от нас те вещи, коими бы мы могли себя повредить, — честолюбие. Смотрением Божиим это послано (V, 538, 721).

 

Недоумение и смущение, беспокоящие вас, каса­ются вас и детей ваших не только во временной жизни, но простираются и до вечности. Вы же, хотя избавить­ся неудобств в жизни, прибегаете к средствам матери­альным и просите Бога о ниспослании вам оных; не получая же скоро, доходите до уныния и отчаяния. Я предлагаю вам то, что и вам самим известно: судь­бы Божии неисповедимы! судеб Твоих бездна многа (Пс. 35, 7), и судьбы Твои, Господи, по всей земли (Пс. 104, 7). И апостол Павел восклицает: о глубина богатства и премудрости и разума Божия! кто испыта ум Господень, или кто советник Ему бысть? (Рим. 11, 33, 34). Из сего можно заключить, что Промысл Божий есть над всеми нами, и даже птица не падет без Его воли и влас главы нашея не погибнет (Лк. 21, 18). И ваше настоящее положение не состоит ли в воле Божией? Веруйте твердо, что Бог промышляет о вас; не давайте места сомнению, да не сбудется и на вас слово Писания: отъемлются судьбы Твои от лица его (Пс. 9, 26). Но вы просите и не получаете, что вас еще более смущает. А как вам известно из истории жизни человеческой и из приме­ров, пред глазами нашими бывающих, какими несчаст­ными случаями люди бывают поражаемы: семейство лишается иногда отца, муж — жены, жена — люби­мого мужа, родители — единородного сына — всей их надежды и радости; дети остаются сиротами, без при­зрения; иной лишается всего богатства, делается ни­щим, другой терпит различные несчастия, скорби, бо­лезни, лишается чести и прочее. Кто же всем этим распоряжает, как не Промысл Всевышнего, попуска­ющий каждому скорби по его мере, силе и устроению для того, чтобы наказать его, или испытать и укрепить его веру, или предохранить от грехопадений? По­стигнутые несчастием, верно, просили избавления и облегчения скорбей, но не получали скоро; а почему? Это знает Един Всемогущий Творец и Промыслитель всех. Нам известно, что Он весть ихже требу­ем, прежде прошения нашего (Мф. 6, 8) и что Он дает нам блага, каких мы и не ожидаем от Него; что Он всегда есть благовременный помощник в скорбях. Один церковный учитель говорит: «Господь хотя и невидимо, но действительно близок к нам, так, что может слышать все наши стенания и подать нам Свою помощь. Он знает и видит все наши нужды и несчастия, и любвеобильное сердце Его исполнено благости и готовности помогать, которую являл Он, когда обитал на земле, полный благодати и истины. Но Господь долго не избавляет меня от несчастия! Так, возлюбленный, но время и способ избавления Он положил в своей власти». Предавайтесь же и вы Его святой воле и изливайте скорбь вашу пред Ним со псаломником: пролию пред Ним моление мое: пе­чаль мою пред Ним возвещу (Пс. 141, 2)... И ожи­дайте от всещедрой и милосердой десницы Его помо­щи в скорбях ваших; но ежели вы долго не получаете желаемого и просимого, то укрепляйте себя вышеиз­ложенным рассуждением — и веруйте, что и должно быть так, а не иначе. Может быть, сим испытуется ваша вера и любовь к Богу; или просимое вами место могло бы быть вам не полезно в нравственном или физическом отношении... Ежели это и наказание, то Святое Писание говорит нам: егоже любит Гос­подь, наказует, биет же всякого сына, егоже при­емлет (Притч. 3, 12). И в самых скорбях является милость Божия и даруется духовное утешение (I, 131, 270—272).

 

Скорби - тоже Промысл Божий

 

Вы должны веровать и, полагаю, веруете несомнен­но в Промысл Божий, что Он всем и всегда управляет, и хочет нам спастися и в разум истины прийти. Не связуя нашей свободы, попущает нам идти по своей воле, но при уклонении от истинного пути, ведущего к приобретению в будущем блаженной вечности, обра­щает многообразными средствами к спасительному пути. Мы, по немощи ума нашего, полагаем блаженство и счастье в чувственных удовольствиях и, увлекаясь оными, забываем настоящую нашу цель — будущую жизнь, вечную, конца не имущую. И верно слово Господа нашего Иисуса Христа: пространный путь и широкая врата вводят в пагубу, и мнози суть ходя­щии по нем; а прискорбный путь и узкая врата вводят в жизнь вечную, и не мнози суть обретаю­щии его (Мф. 7, 13, 14). Премилосердый же Господь, промышляя о нашем спасении и не хотящих нас неволь­но сводит с пространного пути, и поставляет на тесный и прискорбный, коим можем получить вечную жизнь. Все это творит Господь, любя нас, ибо и воз­любленным ученикам Своим не радость обещал в мире, но скорбь: в мире скорбни будете (Ин. 16, 33). Но обнадеживал и в утешении после: но скорбь ваша в радость будет, и радости вашея никтоже возьмет от вас (Ин. 16, 20, 22). Однако ж прежде скорбь, а после радость (I, 87,185—186).

 

Горе нашему времени; ныне тесный и прискорбный путь, ведущий в живот вечный, оставляем, а ищем отрадного и спокойного; но милосердый Господь не­вольно сводит с сего пути многих и поставляет на прискорбный. Невольными скорбями или болезнями приближаемся ко Господу: ибо они нас невольно сми­ряют, а смирение, когда оное стяжем, и кроме дел может нас спасти, по слову св. Исаака Сирина... (II, 148,228).

 

...Не без Его же воли посылаются и скорби: чтоб нас искусить, яко злато в горниле. И вы, яко человек, имеете какие-нибудь свои немощи, а скорбями все это очищается; только благодарите премилосердого Гос­пода, имеющего об вас таковое отеческое попечение и любовь; ибо, посылая скорби к очищению, однако не попускает до конца и ниспасть в изнеможение (I, 59, 135).

 

Недостаток внешних скорбей Господь восполняет внутренними

 

...Делающаяся с тобою скука Промыслом Божиим попускается к искусу твоей к Нему веры и любви, и называется духовный крест. Ежели бы ты имела внешние скорби: поношения, досады, укориз­ны, во всем нужды, и терпела их со смирением, то избежала бы оного внутреннего огорчения, а как ты находишься от всех оных невольных прискорбий сво­бодною, то и налагается духовный крест, чтобы не быть осужденной за праздность и спокойствие. Ты должна не малодушествовать в оном, но принимать и терпеть великодушно и благодарить Бога, вся премудростию Своею устрояющего к нашей пользе. Бы­вает причиною оного и тщеславие, мнение о себе и похвала от людей (V, 334, 461).

 

Недостаток подвигов Господь восполняет через скорби и болезни

 

Слава Владыке нашему, обучающему нас духов­ной жизни; при оскудении вашем в делании подвигов душевных и телесных и при довольстве всех внешних потребностей, если бы еще не было и душевных по­трясений чрез внешние скорби и телесные болезни, то какая бы была надежда спасения? Но милосер­дый Господь, снабдив вас всеми благами, посылает и искушения, да научит вас искусству в духовных бранях и стяжете смирение (IV, 78,192).

 

Господь ведет нас ко спасению тесным и прискорбным путем

 

Люди большею частию желают и ищут благоден­ствия в сей жизни, а скорбей стараются избегать; и кажется это очень хорошо и приятно, но всегдашнее благоденствие и счастье человека вредит. Он впадает в различные страсти и грехи и прогневляет Господа; а проходящие скорбную жизнь более приближаются ко Господу и удобнее получат спасение; потому Господь отрадную жизнь назвал пространным путем: про­странная врата и широкий путь вводяй в пагубу и мнози суть ходящии им (Мф. 7, 13), а скорбную жизнь назвал: тесный путь и узкая врата вводяй в живот вечный, и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7, 14). Итак, по любви Своей к нам, Господь, провидя могущую быть пользу, кто того достоин, мно­гих сводит с пространного пути, а поставляет на тес­ный и прискорбный путь, чтобы терпением болезней и скорбей устроить их спасение и даровать жизнь вечную (I, 184,363—364).

 

И скорби и утешения посылаются Промыслом Божиим

 

...Все это во власти Божией; и скорби и утеше­ния по Его смотрению нам посылаются, по недоведомому для нас Его Промыслу; но, конечно, к нашей пользе. Дай Бог, чтоб только не изнемощи в терпе­нии и в избрании благого пути иметь благорассмотрение (II, 58, 79).

 

Огнем скорбей испепеляются терния страстей

 

...Описываешь, какие были волнения у вас в вашей обители при перемене игуменства... Неужели все это происходило без попущения и воли Божией? Он премудростию Своею устроивает так, чтобы ог­нем скорбей испепелить терние страстей, готовя N. к начальству ее; а ведь скорби невольно смиряют ду­шу и творят прибегнуть к Богу, прося помощи и защищения. Он мог бы все это отвратить и возвести на начальство тихо и мирно, так как и многие восходят; но, видно, так было надобно по усмотрению Божию: воли бо Его кто противитися может? (Рим. 9, 19). Св. Иосиф сколько претерпел скорбей и от братьев продан в неволю, и от Пентефрия всажден в темницу, два года томился в оной, смириша в оковах нозе его железо пройде душа его... иразже его (Пс. 104, 18, 19). Неужели Бог не мог и без этого возвести его на высоту власти? Но так, видно, было надобно. И Моисей, вождь народа Божия, сколько претерпел искушений и скорбей? Бежал из Египта, при всей его учености и премудрости, и был, при конце, в земле чуждей; сорок лет пас овец своего тестя; какой был труд? какие скорби не перенес он в это время! и за то сподобился видеть Бога в купине, огнем несгораемой; и послан во Еги­пет извести народ от работы Фараона; а не просто бесскорбно поставлен на сие дело (Ш, 63,152—153).

 

Всякого рода оскорбления попускаются Промыслом Божиим для нашей пользы

 

Как же мы познали бы сами себя, когда бы никто не наносил нам оскорблений, и как бы стяжали тер­пение, и как бы смирились? Все это бывает не без Промысла Божия; но премудрым Его смотрением попускаются каждому к искусу его произволения и терпения случаи, могущие смутить его и колебать, дабы познал свою немощь и смирился; или бы при­обрел добродетель терпения и любви (III, 85, 186).

 

...Ты оскорбилась за выговор неправильный: мы, как люди, еще не истребившие в себе страстей самолюбия и гордости, то, по мнению нашему, не заслуженное нами оскорбление трудно переносить; но если примешь в руководство духовный разум, то найдешь, что этот случай послан от Бога к испытанию твоему и к исправлению своего устроения; ибо от подобных столкновений мы познаем действия на­ших страстей и стараемся, при помощи Божией, о ис­целении оных самоукорением, смирением и любовию... Сколько для нас полезны такие случаи; оные бывают виновны исцеления наших душевных болез­ней. Во время движения страсти мы не можем здра­во судить, но когда утихнет, то увидим свою винов­ность в непонесении оскорблений. Господь заповедал терпеть; но что терпеть? не то, когда мы бываем виновны и за оное бываем оскорбляемы, но когда невинно оскорбляют нас, что самое святой Апостол ясно протолковал (1 Пет. 2, 19, 20); и никто не мо­жет нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе или к наказанию, или к испытанию и исправлению. А когда помыслим о заповеди Божией, о любви, простирающейся даже и до любви ко врагам, то и найдем себя безответны­ми... (III, 71,164—165).

 

Ты и не понимаешь, что Бог смотрительш по­пускает N. смущаться и делать тебе противное, что­бы ты сим врачевством исцелила свою болезнь; да не усльппишь: целихом Вавилона, и не исцеле (Иер. 51, 9). Можем ли мы исцелить себя от душевных болезней, когда не имеем случая к истреблению их? Никто не трогает, — думаем, и мирны; а страсти внутрь лежат, не истребляются, но еще более укоре­няются, и при случае в великую беду ввергают, так что св. авва Дорофей, при действии, поставляет та­ковых под адом. Надобно попещися о искоренении страстей, а не о поклонении им и уважении их (V, 347, 474—475).

 

Когда же смиримся, то находим, что и не того еще достойны, и должны веровать, что все случаи, против воли нашей бывающие, бывают по воле Божией, к нашему искусу; дабы мы, видя всегдашние свои не­мощи, приносили Господу покаяние (I, 62,138—139).

 

Вы живете по келье, — я уверен, — занимаетесь правилом, чтением и рукоделием, надобно же сему деланию вашему искус, дабы чтомому и понимаемому и на деле поучиться проходить: Бог вам и посылает; а вы принимайте незлобиво и с покорностию воле Бо­жией. Бог, испытывая Иова скорбями, сказал ему: не отвергай суда Моего, мниши ли Мя инако тебе сотворша разве да явишися правдив (Иов. 40, 3). По заповеди Божией любите их; они нам больше бла­готворят, нежели вредят; сами мы не видим своих недостатков, а еще обольщаемся мнением о исправле­нии: а они ясно все показывают нам. Мы поучаемся в отеческих писаниях, должны же приходить и на делание. Недоброжелатели наши больше нас пользу­ют, нежели вредят: они нас, дремлющих и невнимаюших своим проступкам, заставляют сторожить за со­бою. Вы не будьте уязвлены на них памятозлобием, но смотрите в сем руку Божию и Промысл Его, пекущий­ся о нашем спасении. Когда почувствуете скорбь, не взирайте на человеков, наводящих вам оную, но ска­жите: чашу, юже даде Мне Отец Мой Небесный, не имам ли пити ея! (Ин. 18, 11) (IV, 28, 57).

 

Видишь, как гордость снедает и угнетает сердце человека. Чрез оскорбление от сестер, которое сама называешь совершенно пустым, заноза оскорбления так глубоко вонзилась в твое сердце, что в продолже­ние целой недели не можешь вытащить ее. Неужели не видишь, что это происходит от твоего устроения гордого, по твоему слову. Бог, желая твоего исправ­ления и спасения, смотрительно попустил сей случай; у тебя лежал залог гордости, ты не видала его; случай тебе показал, как она зашевелилась, и вместо того, чтобы показать любомудрие, с помощию Божиею противостать ей самоукорением и смирением, а ты противное употребила действие. Они ли вложили в тебя эту страсть? Нет, она лежала, а чрез них, смот­рением Божиим, обличилась. От одного бы самоукорения и объяснения очистилось сердце твое от занозы, или, как пишет св. Иоанн Лествичник: «гвоздь, вон­зенный в сердце», а св. Симеон Новый Богослов назы­вает «ядом, излиянным в сердце от древнего змия»... (IV, 221, 516—517).

 

Кто обвиняет других в своих неудачах и не хочет в этом видеть Промысла Божия, того постигают еще большие скорби

 

О ком это сказано: отъемлются судьбы Твоя от лица его (Пс. 9, 26). Несть Бога пред ним и прочее (Пс. 9, 25). О тех, кои не видят Промысла Божия над собою, пекущегося о их спасении; не видят руки Божией, карающей их или милующей; оставляют Бога и восстают на людей, виня их в своих неудачах; и в неблаговолении за то бывают оставляемы от Бога, и скорби их отягощают от собственного их устроения и наказания Божия (VI, 35, 51—52).

 

Я знаю, что вы по-монашески принимаете крест сей, посланный вам от руки Божией к испытанию вашему или по другим неведомым нам причинам всепремудрого Его Промысла, действующего в деле спа­сения вашего: ибо без попущения Его не могло бы ничего такого скорбного последовать; хотя это проис­ходит и от людей, по-видимому неправильно посту­пающих, но они суть орудие Промысла Божия, дей­ствующего в деле спасения вашего (II, 57, 78).

 

...Ежели мы веруем в Господа, то веруем и уче­нию Его и Промыслу Его всеблагому, всепремудрому и вездесущему: а Он заповедал нам, чтобы любить не только любящих нас, а и самых врагов; и что никто не может нам сотворить никакого зла или оскорб­ления без воли Его; удостоверил, что Он имеет о всем Промысл, что даже и птица не падет без воли Его (Мф. 10, 29), и влас главы нашея не погибнет (Лк. 21, 18) — аще Он не попустит; и ежели кто нас оскорбляет, то явно, что попущением Его, к нака­занию нашему или искусу нашей веры; и заповедал любить оскорбляющих (Мф. 5, 44). Когда же мы сего не исполняем, обретаемся преступницы заповедей Его; а когда ропщем и обвиняем других, то еще более отягощаем свои скорби (III, 10, 48—49).

 

Есть в Писании: судьбы Господни по всей земли (Пс. 104, 7), а все мы находимся под Промыслом Божиим. Если и влас главы нашей не погибнет без воли Божией (Лк. 21, 18), и птица не падет без оной (Мф. 10, 29), то и все, случающееся с нами, без сом­нения, устраивается премудрым Промыслом Божи­им. Бог сего смиряет, а сего возвышает, убожит и обогатит, мертвит и живит (1 Цар. 2, 6—7). И кто может противиться Его воле и Промыслу? Св. апос­тол Павел, при всей его премудрости и святости, воскликнул: о глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытаны судьбы Его и неизследовани путие Его. Кто бо разуме ум Гос­подень? Или кто советник Ему бысть? (Рим. 11, 33—34). Что же мы скажем о себе? Не должны ли мы все скорбное и невольное, случающееся с нами, относить к Промыслу Божию, пекущемуся о нашем спасении? И если бы мы так принимали оное, обви­няя себя и считая себя достойными не только тако­вых, но и больших скорбей, то скоро избавились бы от них и успокоились бы, а если в скорбях ожесточа­емся, и ропщем, и обвиняем других, то еще более умножаем и отягощаем себе оные. Это не мои слова, а св. Исаака Сирина, в 51 Слове написанные. Скорби попускает на нас Бог, а люди, оскорбляющие нас, суть только орудия Его Промысла; но мы оставляем Бога и виним людей и, по слову св. аввы Дорофея, «песие страждем». На собаку если кто бросит ка­мень, то она оставляет бросившего и грызет камень (III, 48,126—127).

 

Бог не попустит скорбей выше нашей меры

 

...Люди, сколько бы сильныи велики ни были, могут то только сделать, что Богом попущено им будет; а более ничего не учинят; что же Бог попустит, то, верно, этому так быть должно, а не иначе, и нам это будет на пользу. Разум наш не может сего постиг­нуть, но вера успокоевает имеющих ее (I, 54, 121).

 

Не знаю, почему вы опасаетесь гонения от изве­стной особы? Может ли кто сделать вам оскорбле­ние, если не попустит Бог? А когда что случится, то надобно принимать это с покорностию воле Божией, смиряться и считать оскорбляющих нас орудиями Промысла Божия: за сие Господь и избавит из рук их (II, 119,183).

 

...Вы стараетесь волны сии принимать со смире­нием и веровать, что вам могут только то сделать, что попустит Бог к вашему исправлению и спасению. Ведь сколько же у нас страстей? Самолюбие, славо­любие, гордость и прочих исчести невозможно; надоб­но же их врачевать, когда мы сами не хотим искать исцеления (IV, 26, 52).

 

«Жаль сестер, что давят». Кто ж это смеет сде­лать, ежели Бог не попустит? А когда попускает, то надобно принимать с благодарением и рассуждением, что, видно, надобно так этому быть, а не иначе, для их спасения. От сего познают свою немощь и смиря­ются, а когда обращаются в ропот, то согрешают; кто ж этому виноват? — наше устроение; и что состоит не в нашей власти, того мы не можем переменить; всуе смущаеми, и венец терпения погубляем. Нам с тобою пора бы читать добре, а мы еще и по складам едва можем. Для чего нам книги св. Лествичника, Исаака, Дорофея, Зосимы и прочих, когда мы не по­нуждаем себя следовать их учениям, а все противное творим? Не видим руки Божией действующей, а че­ловеческую злобу смотрим, и тем сами себя сокруша­ем (V, 259, 380).

 

...От нее нанесенную тебе обиду не иначе на­добно считать, как Богом посланную. Ты пишешь, что она и опять может то же сделать, ежели ее не наказать; может, но только тогда, когда попустит Бог для твоей пользы, а в противном случае не только мать З., но и легионы бесов не смеют ничего сотво­рить, аще не попустит Бог (V, 34, 67).

 

Всякий случай есть наш учитель, обличающий наше внутреннее устроение

 

...Всякий случай есть наш учитель, обличающий наше внутреннее устроение «смотрением Божиим»; и надобно предаться всепремудрому Его Промыслу и водительству; как пишет св. Петр Дамаскин, о еже како стяжати веру: «волиши ли мя упокоити разумом Твоим, не противоглаголю; хощеши ли паки смирения ради искушения имети ми, такожде есмь с Тобою» и прочее (V, 42,82).

 

Искушения попускаются Промыслом Божиим для духовного преуспеяния

 

Рассуждая о ваших теперешних искушениях, по­лагаю, что не без воли Божией попущены вам оные ко смирению; и так как вы не имели никаких внешних искушений и оскорблений, то сей духовный крест попущен вам к преуспеянию душевному... смиряйте себя и предавайтесь воле Божией. Он выше меры искушений не пошлет... (III, 12, 57).

 

Господь попускает искушения постепенно и по мере нужды

 

Господь не вдруг посылает искушения, но по ме­ре нужды, против нашего устроения. Что уже пред­назначено для тебя Промыслом Божиим, того не избежишь; то есть какой проходить путь служения (II, 126,196).

 

Падения промыслительны для познания своей немощи и смирения

 

Смотрительно попускает нам Бог иногда падать или не достигать высоты за превозношение и осуж­дение ближних (III, 161, 287).

 

Ежели и не окажетесь победительницею, все это смотрением Божиим попущается к нашему смирению и чтобы ближних не осуждать; ибо пред Богом прият­нее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию (VI, 127,208).

 

Страсти тебя невольно смиряют; а когда бы стоя­ла непадательно, то не познала бы и зельности браней, и своей немощи, а других бы, стужаемых и побеждаю­щихся, считала бы ничтожными. А теперь смотри, как ты сама ничтожна и худша всех. Господь же призира­ет на смирение... (III, 124, 246).

 

...О болезнях бедной М. много скорблю, хотя все это отношу к воле и Промыслу Божию, устрояющему все на пользу душ наших... (IV, 29, 59).

 

...Мы не знаем судеб Божиих. Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хощет даровать нам будущее благо здешними краткими бо­лезнями (III, 137,261).

 

Смерть не случайна, но приходит Промыслом Божиим

 

...Ежели вас огорчает, что он в средних летах ото­шел отсюда, то сие по премудрым и нам неведомым судьбам Божиим устроилось, и по Писанию: восхищен бысть, да не злоба изменит разум его, или лесть прелстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале исполни лета долга; угодна бо бе Господеви душа его (Прем. 4, 11—14)… (I, 44, 96).

 

Благодать Божия отнимает силу к творению добра, когда мы совершаем его по тщеславию

 

Посмотрите на свое устроение, когда случится что-либо сделать доброе, нет ли мнения, тщеславия и кичения, а смирения — скудости? Когда сие есть, то и должно полагать, что благодать Божия отнимает силу у нас к творению оных, дабы, видя свою нищету, смирились; а оные мнимые добродетели не послужили бы нам во вред, то есть на обольщение, как видим, на многих таковые действия случаются. Пиша вам о сем, я не говорю, что должно совсем оставить добродетели: совсем нет; надобно иметь и о них попечение, и рас­суждать о том, отчего мы теряем силы к исполнению их (1,12,42).

 

Не всякое наше благое начинание есть добро и согласно с волею Божией

 

...Промысл Божий нам непостижимый; ты должен быть твердо уверен, что без Его мановения, содействия или попущения ничто не происходит; с твоей стороны, кажется, и по благому произволению, сделан шаг по пути, ведущему ко спасению, но не всегда бывает начинание согласно с волею Божиею; по-видимому, оно и добро, но, видно, в плане Божия смотрения не имеет существенной пользы, или еще не прииде время, или требуется искус твоему благому начинанию, твердо ли оно явится. Святой Исаак пишет в 33 Слове: «не бо всякое желание добро, от Бога впадает в сердце, но оно, пользующе овогда <иногда> бо желает человек блага, и не помогает ему Бог»... Посему должно молиться Господу, да будет избрание наше по воле Его и да поможет Он нам исполнити его, ибо без Него ничтоже можем сотворити (I, 82,174).

 

Наказания - действия любви Божией

 

Нам иногда что кажется полезным, то и стараем­ся искать и достигать, но Богу больше ведомо; и ежели не на пользу, то Он и отвращает оное от нас. Ибо мы более печемся о настоящей временной жиз­ни, а Господь старается и о спасении душ наших в вечности. Часто льстящие человечество почести, бо­гатства и наслаждения бывают для нас поводом к расстройству в нравственном отношении, по уклоне­нии воли нашей от настоящей цели; а милосердый Господь, лишая оных, приводит к покаянию, что ви­дим в наши времена, а паче во времена прошедшего столетия, совершившееся на великих людях, как ду­ховных, так и светских. И ежели считать наказанием Божиим постигающие людей в мире несчастные при­ключения, то сии наказания суть действия любви Божией... «сыне мой, не пренемогай наказанием Гос­подним, ниже ослабей, от Него обличаем. Егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, его­же приемлет» (Евр. 12, 5—6)... (I, 54,121—122).

 

Благодать Божия весть, что кому и когда полезно послать на пользу. Буди имя Господне благословенно вовеки!.. (III, 129, 251).

 

...Со смирением повинуйтеся всеблагому Его Промыслу, аще и наказующему, но любящему вас: егоже бо любит Господь, наказует (Евр. 12, 6). (I, 34, 68).

 

Знамения и чудеса посылаются Промыслом Божиим для утверждения в вере

 

Господь посылает и в нынешнее время чудеса к утверждению в вере, как-то: от иконы Св. Николая, описанное в Д<омашней> Беседе. И недавно в Петер­бурге икона Божией Матери Тихвинской, у бедной девицы, прославилась чудесами, которую перенесли в Исаакиевский собор. И в Москве было проявление... о каком-то Феодоре, но не осуществилось дальнейши­ми указаниями знамений; об этом же самом было явление в 1804 и в 1816 годах; и теперь оставлено до дальнейших, аще будет воля Божия, проявлений зна­мений и чудес. Это, конечно, Господь посылает к утверждению в вере и к обращению, а по выражению одного отца: «приготовляет милостиво к испытанию отеческого наказания»; говоря о северной столице, с сожалением выражается, что «оно лежит над столи­цею тяжелее дыма от заводов и фабрик; но между тем роскошь с безумным самохвальством и безумными увеселениями, как зараза, охватила всех; остановить это не могут ни проповеди, ни увещания, кроме чудес и бедствий»... (IV, 158, 414—415).

 

Пленение плотскими нечистыми помыслами от возношения сердца

 

Сие пишу я не то, чтобы хотел тебя обвинить, а к укреплению, чтобы видеть в действии сем Промысл Божий, врачующий наши страсти и чрез самоукорение привлекающий на себя Его помощь... В пополз­новении помысла твоего... да простит тебя Господь и подаст силу впредь противостоять оному; явно, что попускается к смирению твоему, при всей твоей болезненности, бороть тебя сим. Но я уверен, что ко­рень ума твоего утвержден на том, чтобы усвоить себе чистоту, любезную Ангелам, и верно, после бур­ной мысли, сочетавшейся с прилогом, уязвляешь серд­це свое болезненным сожалением и смирением; а попускается борьба и сражение за возношение... (III, 289, 517).

 

За все надо благодарить Господа и видеть во всем чудный Его Промысл

 

...О всем надобно благодарить Господа и видеть во всем Его чудный и целесообразный о нас Промысл; Он недостаток наших дел восполняет или болезнями, или скорбями, да сим не допустит нам возвыситься пред другими, а чтобы, видя свои немощи, считали себя последними всех, о чем мы поучаемся в книгах много, а делом и перстом не касаемся (IV, 55,129).

 

Для нас то полезно, что Бог творит

 

Упорно желать того, чтобы по нашей воле было продолжение жизни нами любимых и уважаемых, зна­чит желать разрушать планы судеб Божиих. Для тебя было приятно сожительство ее; положим, что и полезно; но это эгоизм: для нас то полезно, что Бог творит, и мы всякий день молимся Ему: да будет воля Твоя, — а не хотим, чтобы она совершалась над нами (V, 24, 55—56).

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 427. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия