Бронислав Каспер Малиновский (Bronislaw Kaspar Malinowski)
Бронислав Малиновский
Родился в 1884 г. в Кракове (Польша). После окончания школы он поступил в Краковский университет, где изучал физику и атематику. Получив в 1908 г. докторскую степень, Б. Малиновский два года занимался физической химией в Лейпциге, но затем отказался от юношеских пристрастий к точным наукам и решил посвятить свою жизнь антропологии. С 1910 по 1914 г. он изучал антропологию и этнографию в Лондонской школе экономики, общаясь во время учебы с Дж. Фрэзером, Ч. Зелигманом, Э. Вестермарком и другими виднейшими специалистами в избранной им области. С 1914 по 1918 г. Б. Малиновский проводил полевые этнографически э исследования в Новой Гвинее и на островах Тробриан, а затем провел год на Канарских островах и два года в Австралии. Возвратившись в Европу, Б. Малиновский стал преподавать социальную антропологию в Лондонском университете и получил там в 1927 г. звание профессора. В 1938 г. Он уехал в Америку для преподавания в Йельском университете и проведения полевых исследований в Мексике. Умер Б. Малиновский в 1942 г. в Нью Хейвене (США). Для религиоведов наибольший интерес представляют следующие работы Б. Малиновского: "Аргонавты западной части Тихого океана" (1922), "Магия коралловых садов" (1935), "Основы веры и морали"(1936), "Научная теория культуры и другие очерки" (1944), "Магия, наука и религия и другие очерки" (1948), "Секс, культура и миф"(1962). Б. Малиновский считается основателем функциональной школы в этнографии и антропологии. Согласно его воззрениям, культура представляет собой органическую совокупность взаимосвязанных элементов, служащих для удовлетворения как первичных (биологических), так и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей. Каждый из этих элементов, или социальных институтов, выполняет определенные функции, выявлением которых и должен заниматься исследователь общества и культуры. Включенный в антологию фрагмент из работы Б. Малиновского "Магия, наука и религия" содержит в себе краткий обзор существовавших в то время антропологических теорий и дает представление о функциональном подходе к изучению магии и религии. Перевод выполнен Б. С. Элбакян по изданию: Malinowski В. Magic, Science and Religion and Others Essays. Glencoe, 1948. Б. Малиновский. Магия, наука и религия МАГИЯ, НАУКА И РЕЛИГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ РЕЛИГИИ Не существует народов, на каких бы стадиях разви- Тия они ни находились, без религии и магии. И нет, это Должно быть сразу же оговорено, ни одного дикого наро- Да, у которого бы полностью отсутствовали научные Воззрения, хотя обычно дикарям приписывают этот не- Достаток. В каждом первобытном коллективе, изученном Заслуживающими доверия и компетентными исследова- Телями, были обнаружены две четко различимые сфе- Ры - сакрального и профанного, иными словами, сфера Магии и религии и сфера науки. С одной стороны, это традиционные действия и обря- Ды, которые туземцы считают сакральными, выполняют С благоговением и трепетом, окружают запретами и осо- Быми правилами поведения. Такие действия и обряды Всегда связаны с верованиями в сверхъестественные Силы, особенно в магические силы, или с понятиями о Сущностях высшего порядка, духах, призраках, умер- Ших предках или о богах. С другой стороны, даже мимо- Летное размышление делает очевидным, что ни искус- Ство, ни ремесло, сколь бы примитивными они ни были, Ни организованные формы охоты, рыбной ловли, земле- Делия или собирательства не могли существовать без Внимательного наблюдения за природными процессами, Без твердой уверенности в их регулярности, без способ- Ности к размышлениям и без веры в силу разума, т. е. без Зачатков науки. Заслуга разработки основ антропологического изуче- Ния религии принадлежит Эдуарду Б. Тайлору. В своей Знаменитой теории он утверждает, что ядром первобыт- Ной религии является анимизм - вера в духовные сущ- Ности. Он показывает, что эта вера имеет своим источни- Ком, хотя и ошибочное, но все же последовательное Толкование снов, видений, галлюцинаций, каталептиче-
|