Студопедия — Культура. Люди различаются между собой по двум основаниям: внешнему облику и социальному опыту, или уровню культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура. Люди различаются между собой по двум основаниям: внешнему облику и социальному опыту, или уровню культуры






Люди различаются между собой по двум основаниям: внешнему облику и социальному опыту, или уровню культуры. Физическая антропология, пользующаяся сложным аппаратом определений, описаний, терминов и несколько более точными по сравнению со здравым смыслом и спонтанным наблюдением методами, описала различные линии развития человека, зависящие от строения и физиологических свойств его тела. Однако люди отличаются друг от друга еще и по другому основанию. Чистокровный негритенок, вывезенный во Францию, вырастет абсолютно непохожим на того человека, каким он стал бы, воспитываясь в родных джунглях. Он унаследует иной социальный опыт: другой язык, другие привычки, идеи, убеждения; он окажется включенным в иную социальную и культурную среду. Ключевым понятием культурной антропологии, представляющей собой еще одну из отраслей сравнительного исследования человека, является социальный опыт. Современная антропология и социальные науки обычно называют его культурой. Иногда термин «культура» используется как синоним цивилизации, однако эти понятия следует различать, считая цивилизацию специфическим признаком наиболее развитых культур. Культура включает в себя передаваемые из поколения в поколение артефакты, предметы, технические процессы, идеи, привычки и ценности. Сущность социальных культур можно познать лишь при условии их рассмотрения в контексте культуры; при таком подходе отдельные направления, изучающие человеческую деятельность, объединения людей, идеи и убеждения, встретятся и оплодотворят друг друга в ходе сравнительного культурологического исследования.

Чтобы выжить, человек должен постоянно перестраивать среду обитания. Везде, где он контактирует с внешним миром, создается искусственная, вторичная среда. Человек строит дома и укрытия, более или менее тщательно готовит пишу, добываемую при помощи оружия и орудий труда; прокладывает дороги и пользуется транспортом. Если бы человек рассчитывал только на свои физические возможности, то немедленно был бы уничтожен или погиб бы от голода и холода. Даже в самых примитивных человеческих сообществах защита, питание, передвижение в пространстве, физиологические и духовные потребности удовлетворяются опосредованно при помощи артефактов. Природного человека, Naturmensh, не существует.

Материальная продукция человека - артефакты, построенные дома, управляемые корабли, орудия труда и оружие, предметы магического и религиозного культа - составляют наиболее осязаемую и зримую часть культуры. Они определяют ее уровень и производительность. Однако материальная оснащенность культуры не имеет самостоятельного значения. Для создания и использования артефактов, орудий труда, оружия и других достижений необходимо знание, неразрывно связанное с духовной и нравственной дисциплиной, источниками которой являются религия, законы и этические нормы. Обладание и пользование вещами требует понимания их ценности. Применение орудий труда и процесс потребления товаров требует сотрудничества. Совместная работа и совместное использование ее результатов зависят от общественного уклада. Таким образом, материальную культуру следует дополнить более сложным и трудным для описания и анализа конгломератом, включающим знание, систему моральных, духовных и экономических ценностей, общественный уклад и язык. С другой стороны, материальная культура необходима для формирования, или обуславливания, новых поколений людей. Вторичная среда обитания, являющаяся частью материальной культуры, представляет собой лабораторию по формированию рефлексов, импульсов и эмоциональных устремлений человека. Благодаря орудиям труда руки, ноги, глаза приобретают способность к осуществлению необходимых в данной культуре технических навыков. Нервные процессы видоизменяются таким образом, чтобы обеспечивать существование представлений, эмоций и чувств, лежащих в основе распространенных в обществе науки, религии и морали. Культура представляет собой высокоорганизованную структуру, подразделяющуюся на две фундаментальные составляющие -совокупность артефактов и систему обычаев, а также, что совершенно очевидно, на более мелкие подструктуры или единицы. Анализ составляющих культуру элементов, их связей друг с другом и с человеческими потребностями, со средой, а также с повсеместно признанными целями человечества, достижение которых они обеспечивают, являются важнейшей задачей антропологии.

Культура состоит из множества предметов потребления и инструментов, а также из обычаев, телесных и душевных привычек, которые прямо или косвенно служат удовлетворению человеческих потребностей. Если такое представление правильно, то все элементы культуры должны функционально, активно и эффективно действовать. Динамический характер элементов культуры и их связей заставляет предположить, что наиболее важной задачей антропологии является изучение функций культуры. В первую очередь функциональную антропологию интересуют функции институтов, обычаев, инструментов и идей. Это значит, что культурный процесс подчиняется определенным закономерностям, которые следует искать в функциях существующих элементов культуры. Рассмотрение свойств культуры в отрыве и изоляции друг от друга считается бесплодным, поскольку значение культуры состоит в связи между ее элементами, а существование случайных культурных комплексов не признается.

Культура влечет за собой глубокие изменения в личности человека; помимо всего прочего, она заставляет людей в определенной степени отказываться от себялюбия и своекорыстия. Это происходит потому, что человеческие отношения основываются не только и не столько на внешнем принуждении. Люди могут работать сообща и друг для друга только благодаря нравственным силам, возникающим на основе личной привязанности и преданности. Изначально они формируются в семье, в процессе отношений с родителями и родственниками, однако впоследствии неизбежно развиваются и обогащаются. Любовь родителей к детям, детей к родителям, любовь между мужем и женой, между братьями и сестрами служит прототипом и одновременно ядром преданности клану, добрососедских чувств, родового гражданства. И в первобытном и в цивилизованном обществе сотрудничество и взаимопомощь базируются на неизменных чувствах.

Религия самым существенным, хотя и непрямым образом связана с фундаментальными, т.е. биологическими потребностями человека. Подобно магии, она является порождением проклятия предвидения и воображения, павшего на человека с тех пор, как он шагнул за пределы своей грубой животной натуры. С ней связаны значительно более серьезные вопросы, касающиеся личностной и социальной интеграции, по сравнению с вопросами, встающими в связи с практической реализацией рискованных действий и опасных начинаний. Множество опасений, предчувствий и проблем, касающихся судьбы человечества и места человека во вселенной, возникает, как только человек начинает действовать заодно не только со своими согражданами, но и с прошлыми и будущими поколениями. Религия возникла не из размышлений или рефлексии и, тем более, не из иллюзий или непонимания, а является порождением реальных трагедий человеческой жизни, конфликта между планами и реальностью.

Каждый переломный момент человеческой жизни приводит к сильному эмоциональному сдвигу, психическому конфликту и возможности личностной дезинтеграции. Смысл веры в благоприятный исход состоит в борьбе с опасениями и дурными предчувствиями. Сущность религиозной веры состоит в традиционной стандартизации позитивной стороны психического конфликта, благодаря чему удовлетворяется определенная индивидуальная потребность, вырастающая из психологических производных структур общества. С другой стороны, религиозные убеждения и обряды, делая решающие для человека поступки и социальные договоры публичными, традиционно стандартизованными и подчиненными сверхъестественным санкциям, укрепляют сплачивающие людей узы.

Этика религии определяет жизнь и поведение людей и становится одним из наиболее могущественных средств социального контроля. При помощи своих догматов она наделяет людей мошной сплачивающей силой. Потребность культуры в религии явно вторична и опосредована другими потребностями, однако, в конечном счете, зависит от средств, при помощи которых в данной культуре удовлетворяются первичные человеческие потребности.

Искусство является, по-видимому, наиболее своеобразным и одновременно самым интернациональным, даже межрасовым, видом культурной деятельности. Музыка, без сомнения, представляет собой наиболее чистый вид искусства, лишенный примеси внешних интеллектуальных или технических влияний. Будь то австралийское корробори с его монотонным, но проникновенным пением, симфония Бетховена, песни, под которые танцуют индейцы или пение меланезийских моряков, искусство говорит само за себя, не прибегая к интеллектуальным символам и условностям, взывая лишь к непосредственной реакции на звукосочетания и ритм. В танце ритмический эффект достигается посредством телодвижений, прежде всего рук и ног, осуществляемых в сочетании с вокальной или инструментальной музыкой. В декоративном искусстве используются украшение тела, различные цвета и формы в одежде, рисование или вырезание предметов, символическая живопись или рисунки. Пластическое искусство, скульптура и архитектура, дерево, камень или сложные материалы облекаются в определенную форму, соответствующую определенному эстетическому критерию. Несмотря на то, что поэзия, использование языка для создания эстетического эффекта и драматическое искусство исключительно разнообразны по форме, они обязательно присутствуют в каждой культуре.

Все проявления искусства воздействуют на человека, как правило, непосредственным чувственным образом. Говоря языком физиологии, тембр голоса, вибрирующие струны и мембраны, ритмические шумы, человеческая речь, цвет, линия, форма, движения тела представляют собой ощущения и чувственные образы. Они, так же как и их комбинации, создают особое эмоциональное притяжение, являющееся первоосновой (materia prima) искусства и сущностью эстетической привлекательности. Императив искусства представляет собой первичную потребность человека, а важнейшей функцией искусства является удовлетворение страстной потребности человеческого организма в комбинациях сложных чувственных образов.

Искусство связывается с другими видами культурной деятельности и приобретает ряд вторичных функций. Оно играет важную роль в процессе возникновения ремесел и экономических ценностей. Искусство и знание находятся в тесном родстве друг с другом. В натуралистическом изобразительном искусстве всегда присутствует точное наблюдение и стремление к изучению окружающей среды. Символизм искусства и научные диаграммы порой тесно связаны друг с другом. Современные критики, как правило, рассматривают произведение искусства как оригинальное послание творческой личности к публике, как выражение эмоционального или интеллектуального состояния, передаваемого посредством искусства от одного человека к другому. Такое представление имеет смысл только в том случае, если при этом не забывается значение целостного культурного контекста и традиций искусства. Подобно многим артефактам, или продуктам человеческой деятельности, произведения искусства становятся частью общества, и их развитие, так же как и их функцию, можно понять, лишь изучая их в социальном контексте.

Таким образом, культура по существу представляет собой инструментальную реальность, удовлетворяющую потребности человека способами, далеко выходящими за пределы непосредственной адаптации к среде. Культура наделяет человека средствами, расширяющими возможности его тела, надежной броней защит и предохранительных устройств, способами повышения оперативности и скорости в тех ситуациях, где этого нельзя добиться при помощи непосредственных физических способностей. Культура, совместное творение людей, расширяет возможности отдельного человека и повышает производительность его деятельности; она придает мышлению такую глубину, а кругозору такую широту, какие немыслимы у животных. Источником этого является кумулятивный характер индивидуальных достижений, а также эффективность совместной работы людей. Таким образом, культура превращает индивидов в организованные группы и наделяет их способностью к практически бесконечному существованию. Однако человек не является стадным животным в том смысле, что его согласующиеся с другими людьми действия не осуществляются только на основе физиологических и врожденных способностей и не реализуются в той же форме, что и действия животных других видов. Поскольку организация и согласованное поведение людей являются результатом преемственности традиций, возникает предположение, что каждой культуре свойственна особая форма. Культура существенно изменяет внутренние возможности человека, при этом не только дарует ему счастье, но и накладывает на него определенные обязательства, требует принесения в жертву общему благу множества личных свобод. Отдельный человек должен подчиняться порядку и закону; он должен знать традиции и следовать им; он должен особым образом изгибать свой язык, чтобы приспособить гортань к произнесению разнообразных звуков; он должен приспосабливать свою нервную систему к разнообразным обычаям. Он работает, создает нужные людям предметы и, в свою очередь, зависит от чужого труда. Наконец, его способность к накоплению и использованию опыта для предсказания будущего открывает новые перспективы и создает проблемы, которые могут быть разрешены внутри систем знания, искусства, магических и религиозных убеждений. Несмотря на то, что культура возникла на основе удовлетворения биологических потребностей, сама ее сущность превращает человека в нечто совершенно отличное от животного. Ни одну из своих потребностей человек не удовлетворяет только как животное. Человеческие потребности - это потребности существа, изготовляющего и использующего орудия труда, общающегося и рассуждающего члена группы, хранителя традиций, трудовой единицы кооперативного сообщества людей, того, кого преследует или манит прошлое, кого грядущие события наполняют надеждой или тревогой, и, наконец, того, кто, благодаря разделению труда и накоплению запасов на будущее, обрел свободное время и возможность наслаждаться цветом, формой и музыкой.

 

 

' Malinowski В. Culture // Selections from encyclopedia of the social sciences. - N.Y., 1979.-P.621-645.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 502. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия