Студопедия — Глава 5 Теория организованного поведения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 5 Теория организованного поведения






 

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ фактор нашей жизни в культу­ре, нашего культурного опыта и нашего научного наблюде­ния культуры заключается в том, что люди организованы в стабильные группы. Эти группы связаны некоторым со­глашением, традицией или обычаем, чем-то вроде обще­ственного договора по Руссо. Они всегда сотрудничают в рамках определенного материального окружения, каковым является используемая группами часть окружающей среды, оснащение орудиями деятельности и артефактами и по пра­ву принадлежащая им доля благ. В своем сотрудничестве группы руководствуются техническими правилами, соот­ветствующими их статусу и занятию, социальными прави­лами этикета, обычаями взаимного уважения, а также рели­гиозными, юридическими и этическими обычаями, опреде­ляющими их поведение. С социологической точки зрения всегда возможно выяснить, каковы результаты деятельно­сти группы, какие потребности эти результаты удовлетворя­ют и что дает группа самой себе и сообществу в целом.

Было бы полезно подкрепить это общее утверждение не­большим эмпирическим примером. Давайте посмотрим для начала, при каких условиях частная инициатива становится фактом культуры. Изобретение нового технического

 

устройства, открытие нового закона, формулирование новой идеи или, например, религиозное откровение, этическое или эстетическое движение остаются культурно иррелевантными до тех пор, пока они не представлены в виде организованного ряда типов совместной деятельности. Изобретатель должен оформить патент и организовать компанию для производства нового устройства. Это значит, что прежде всего ему нужно убедить кого-то, что внедрение его изобретения окупится, и потом уже других людей нужно будет убеждать, что этот товар стоит купить. Требуется создать и зарегистрировать компанию, найти капитал, разработать технологию, и тогда этот производственный проект будет запущен. Он состоит из производственной, торговой и рекламной де­ятельности, которая может удаться, а может и потерпеть крах. Иными словами, этот проект может выполнить опре­деленную экономическую функцию, удовлетворяя некую вновь созданную потребность, как это случилось с радио, или более успешно удовлетворить уже имевшуюся потреб­ность, как это произошло с продуктами вроде искусственно­го шелка, нейлона, более эффективной косметикой или ка­ким-нибудь новым сортом виски.

Точно так же и новое откровение вроде того, которое снизошло на Мэри Бейкер Эдди, Эйми Семпл Макферсон, Джозефа Смита или Франка Бачмена, должно первым делом быть донесено до некоторой группы людей. После чего эти люди организуются, подыскивая себе какое-то вещественное оснащение, и принимают ряд правил, касающихся их статуса и рода деятельности, в соответствии с которыми они выполняют свои ритуалы и претворяют в жизнь свои догматические и моральные принципы. Тем самым они удовлетворяют определенные духовные потребности, которые, несомненно, в меньшей степени фундаментальны, чем те, что связаны с искусственным шелком или новым сортом виски, но от этого они не становятся менее реальными. Научное открытие тоже должно быть фактически воплощено и подтверждено с помощью материального оснащения-лаборато­рии, записей наблюдений или статистических сводок, а за­тем предано гласности в печати. Оно должно убедить людей. Оно должно быть применено практически или, по крайней мере, соотнесено с другими областями знания, и только в этом случае можно говорить, что открытие выполнило свою функцию, увеличив объем научного знания. Если мы

 

рассмотрим с этой точки зрения любое общественное движение, будь то запрет на продажу спиртного или контроль рождаемости, фундаментализм или нудизм, комитет по межрасовым отношениям или организации вроде Бунда, Ку-клукс-клана или Общественного действия отца Кафли-на, в их основе мы увидим согласие членов движения отно­сительно их общей цели. Кроме того, мы изучим организа­цию движения в отношении лидерства, прав и собственно­сти, разделения функций и деятельности, обязанностей и благ. Мы зафиксируем технические, этические, научные и юридические права и установления, управляющие поведе­нием группы, причем хорошо бы проверить, как эти правила воплощаются в реальных действиях людей. И наконец мы определим место этой группы в сообществе, а значит, и ее функцию.

Верные нашим принципам, мы обратились к собствен­ной цивилизации из-за уверенности в том, что антропология вполне может начинаться у нас дома. Мы начали с проверки, может ли какая-нибудь идея, какой-нибудь принцип, при­способление или религиозное откровение иметь обществен­ную значимость в отрыве от культурной организации. И наш ответ был отрицательным. Всякая точка зрения, эти­ческая система или величайшее техническое открытие для культуры не существуют, пока они ограничены разумом од­ного человека. Если бы Гитлер развивал свои расовые докт­рины и лелеял видения нацистской Германии и порабощен­ного мира, убивал бы евреев, поляков, голландцев и англи­чан и завоевывал бы мир только в своем воображении, наш мир был бы счастливее, а наука о культуре и дикости лиши­лась бы одного из самых уродливых и одновременно самых наглядных примеров того, как частная инициатива, попав на плодородную почву, может привести к всемирной катастро­фе и кровопролитию, голоду и разложению. Хотя совсем в другойобласти и иной форме, похожее может быть сказано и об открытиях Исаака Ньютона, драмах Шекспира, идеях пророка Мухаммеда или Св. Франциска или о самом основа­теле христианства. Ни история, ни социология, ни антропо­логия не занимаются тем, что происходит и остается внутри головы одного человека, сколько бы там ни было гениально­сти, провидения, вдохновения или злых замыслов. И в этом проявляется общий принцип науки о поведении человека, которая начинается с изучения организации.

 

Существуют, однако, виды согласованной деятельности, не вытекающие из осуществления индивидуальной инициа­тивы в рамках некоторого общественного движения. Все люди, рождаясь, становятся частью семьи, исповедуют опре­деленную религию и систему знаний, относятся к опреде­ленному социальному слою в рамках некоторого политиче­ского устройства, и часто все это к моменту появления чело­века на свет уже просуществовало много веков и Не изменя­ется за время его жизни. Поэтому давайте дополним наш анализ и посмотрим вокруг, проанализируем нашу собст­венную судьбу в рамках нашего рабочего дня и нашего жиз­ненного пути. И тут мы снова обнаружим, что всякое дейст­вие, результат которого — удовлетворение потребностей и интересов индивида, будет эффективно только как орга­низованная деятельность в рамках организованной группы. Взгляните на собственную жизнь или на жизнь кого-нибудь из своих знакомых. Человек засыпает и просыпается у себя дома, в общежитии или лагере, или в каком-то «заведении», будь то тюрьма Синг-Синг, монастырь или интернат. Каж­дое из перечисленных мест представляет систему организо­ванной и согласованной деятельности, где предоставляется минимум или максимум удобств, которые стоят некоторых денег и за которые требуется платить; здесь имеется органи­зованная группа управляющих, а также свод более или ме­нее кодифицированных правил, которым обязаны следовать его обитатели.

Организация каждого из этих заведений, будь то дом, об­щежитие или исправительное учреждение, базируется на некотором законном основании, на системе ценностей и со­глашений. Каждое заведение отвечает ряду потребностей обитателей и общества в целом и тем самым выполняет свою функцию. Если речь идет не о монастыре или тюрьме, то че­ловек, проснувшись, производит необходимые санитарные и гигиенические процедуры, завтракает и уходит. Он на­правляется к месту своих занятий, или идет за покупками, или каким-то образом пытается продвинуть свои товары или идеи. В любом случае его действия определяются тем, как он связан с производственным или торговым предприя­тием, с учебным или религиозным заведением, с политиче­ским объединением или учреждением досуга, где он работа­ет в каком-либо качестве. Наблюдая в течение дня поведе­ние любого человека — мужчины или женщины, молодого

 

или старого, здорового или больного, — мы обнаружим, что все фазы его существования оказываются связаны с той или иной системой организованной деятельности, на которые можно подразделить нашу культуру. Дом или работа, обще­житие или больница, клуб или школа, штаб-квартира поли­тической партии или церковь — все они имеют такие при­знаки, как место расположения, состав членов группы, пра­вила распорядка, инструкции поведения, учредительные положения и функция.

Более полный анализ показал бы, в дополнение к этому, что в каждом случае у нас имеется вполне определенное объективное основание для нашего анализа; таким основа­нием является изучение специфических объектов окружаю­щей среды, зданий, оборудования, а также средств, вложен­ных в данный институт. Мы бы обнаружили, что для пони­мания работы атлетического клуба или научной лаборато­рии, церкви или музея нам нужно познакомиться с юриди­ческими, техническими и административными нормами, со­гласовывающими деятельность людей. Персонал этих уч­реждений должен рассматриваться как организованная группа. Это значит, что мы можем установить иерархию, разделение деятельности и статус каждого члена группы, равно как и его отношения с другими. Впрочем, эксплицит­ные нормы и правила всегда отражают лишь идеальное по­ведение членов группы. Сравнение этого идеала и реального поведения как раз и составляет одну из самых важных задач антрополога или социолога в его полевой работе. Поэтому в нашем анализе мы всегда будем проводить ясное и отчет­ливое различие между тем, как должно быть в норме, и ре­альной деятельностью.

Организация всякой системы деятельности предполага­ет принятие некоторых базовых ценностей и законов. В том числе это всегда некая организация людей, созданная ради достижения некоторой цели, признанной самими этими людьми и обществом в целом. Даже если мы рассмотрим банду преступников, то увидим, что у них тоже есть своя «хартия» (charter), определяющая цели и задачи, тогда как общество в целом, особенно органы правосудия и порядка, считают эту организацию преступной, а значит, опасной для общества, стремятся ее обнаружить, выявить всех ее членов и наказать. Отсюда опять же ясно, что признанная цель группы, то есть, собственно, ее хартия, и общий результат ее

 

деятельности, то есть ее функция, должны отчетливо разли­чаться. Хартия — это идея, лежащая в основе культурного института, поддерживаемая его участниками и определяе­мая обществом в целом. Функция же — это роль данного ин­ститута в целостной схеме культуры — в том виде, как эта роль определяется исследователем культуры, будь эта куль­тура развитой или примитивной.

Короче говоря, если мы хотим описать жизнь индиви­дуума в нашей цивилизации или в любой другой культуре, мы должны связать его деятельность с социальной схемой организации жизни, то есть с системой превалирующих в этой культуре институтов. А лучшее возможное описание культуры в терминах ее конкретных реалий состояло бы из указания и анализа всех институтов, составляющих эту культуру.

Я полагаю, что именно этот тип подхода к исследованию общества, хотя часто и не декларируется, но де-факто уже практикуется историками, экономистами, политологами и представителями других ветвей гуманитарного знания при изучении различных обществ. Историки в большей ме­ре заняты политическими институтами. Экономисты рабо­тают с институтами, организованными для производства, распределения и потребления товаров. Историки науки и религии, а также ученые, работающие в области сравни­тельного анализа систем знания и верований, более или ме­нее успешно оперируют явлениями познания и веры как они представлены в соответствующих формах культурной орга­низации. Тем не менее в том, что касается так называемых духовных аспектов цивилизации, трезвый и предметный подход в терминах социальной организации до сих пор не был признан. Авторы работ по истории философской мыс­ли, политической идеологии, научных открытий или худо­жественного творчества слишком часто пренебрегают тем фактом, что любая индивидуальная форма вдохновения мо­жет стать полностью фактом культурной реальности, только если она согласуется с общепринятым мнением группы, на­ходит материальные средства выражения и таким образом становится определенным культурным институтом.

С другой стороны, экономист иногда склонен недооце­нивать тот факт, что, хотя системы производства и собст­венности, безусловно, определяют целый ряд проявлений человеческой жизни, сами они в свою очередь определяют-

 

ся системами знания и этики. Другими словами, крайняя марксистская позиция, рассматривающая экономическую организацию общества как основной определяющий фак­тор культуры, упускает два ключевых пункта приводимого нами анализа: во-первых, понятие хартии, при помощи ко­торого мы показываем, что всякая система производства за­висит от системы знания, от жизненного стандарта, опреде­ляемого целым рядом культурных факторов и системой за­конов и политической власти, и, во-вторых, понятие функ­ции, которое показывает, что распределение и потребление в такой же степени зависит от общего характера культуры, в какой и от самой организации производства. Иначе гово­ря, предлагаемый анализ определенно склоняет к мысли, что в пределах каждой специфической обществоведческой дисциплины следует не замыкаться в узком кругу реалий, а помнить о взаимном плодотворном воздействии на них других аспектов культуры, что поможет избежать гипертро­фирования отдельных явлений в поисках первопричины всего остального.

Если мы перейдем от нашей собственной культуры к любой менее нам известной и более экзотической, мы об­наружим там ту же самую ситуацию. Так, китайская циви­лизация отличается от нашей в семейной жизни и в отно­шении к культу предков, в том, как устроено китайское се­ление и местное управление; там имеется обширная клано­вая система и, разумеется, другая экономическая и полити­ческая организация общества. Изучая, скажем, какое-ни­будь австралийское племя, мы проследили бы небольшие семейные группы, а также группы, в которые объединяются отдельные семьи, брачные классы, возрастные классы и то­темные кланы. Описание каждой такой единицы обще­ственного устройства стало бы значимым и осмысленным, только если бы мы связали социальную организацию с со­ответствующей материальной средой, если бы мы сумели составить свод правил для каждой из этих групп и, кроме того, показали бы, как эти правила выводятся носителями культуры из общих принципов, всегда имеющих легендар­ное, мифологическое и историческое обоснование в виде прецедента или откровения. Связывая типы деятельности и их результаты с жизнью сообщества в целом, мы смогли бы подойти к функции каждой из систем организованной дея­тельности и тем самым показать, как их совокупность обес-

 

печивает носителям культуры пропитание и убежище, об­щественный порядок и обучение, предлагает систему ори­ентации в природной среде, а также верования, при помощи которых эти люди существуют в гармонии со своей общей судьбой. Исследователь как высоких цивилизаций, так и более примитивных культур Индостана обратился бы к анализу кастовой системы в ее отношении к брахманизму и к жизни буддийских монастырей. Наблюдение над дере­венскими общинами, ремеслами, рынками и промышлен­ными предприятиями постепенно подвело бы его к понима­нию и объяснению того, как местные жители получают средства к существованию из доступных им ресурсов окру­жающей среды.

Таким образом, как в примитивных, так и в развитых об­ществах мы прежде всего видим, что всякое результативное действие человека ведет к организации поведения. И это ор­ганизованное поведение может быть подвергнуто анализу при помощи определенной схемы. Мы выяснили, что типы культурных институтов, то есть изолированных единиц ор­ганизованного поведения, содержат некоторые фундамен­тальные сходства по всему обширному спектру культурного разнообразия. Теперь мы готовы приступить к эксплицит­ному, почти схематическому определению понятия инсти­тута, которое, как я считаю, является легитимной изолиро­ванной единицей анализа культуры.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 537. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия