Студопедия — Глава 7 Функциональный анализ культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 7 Функциональный анализ культуры






 

ОЧЕВИДНО, что если мы хотим действовать в соответст­вии с нашим определением науки, нам нужно будет ответить на ряд вопросов, которые выше, скорее, были только сфор­мулированы, но не разрешены. В понятии института, а так­же в утверждении о том, что каждая данная культура может быть проанализирована через институты и что основной об­щей меркой всех культур является набор типов институ­тов, — во всем этом имплицитно уже содержатся несколько обобщений или научно установленных закономерностей процесса и результата.

Остается прояснить соотношение между формой и фун­кцией. Мы настаивали на том, что каждая научная теория Должна начинаться с наблюдения и вести к наблюдению. ина должна быть построена индуктивно и быть верифици-

 

руема_опытом. Иными словами, она должна отсылать к че­ловеческому опыту, который поддается определению, не яв­ляется сугубо индивидуальным, то есть доступен любому наблюдателю, рекуррентен и потому содержит в себе воз­можность индуктивных обобщений, а значит, является предсказуемым. Из всего этого следует, что в окончательном анализе каждое положение научной антропологии должно отсылать к явлениям, которые возможно вполне объективно определить с точки зрения их формы.

В то же время, как мы указывали, культура, будучи тво­рением рук человека и средством достижения его целей, по­зволяющим человеку выжить и установить некие нормаль­ные условия безопасности, комфорта и процветания, таким средством, которое дает человеку силу и позволяет созда­вать продукты и ценности, далеко выходящие за пределы его животных, органических потребностей^ — так вот, буду­чи таковой, культура должна пониматься как способ полу­чения некоторого результата, то есть рассматриваться с ин­струментальной или функциональной точки зрения. Следо­вательно, если мы правы в обоих пунктах, должно быть дано четкое определение понятиям формы, функции и отноше­нию формы и функции.

Как мы могли увидеть выше, человек изменяет физиче­скую окружающую среду, в которой он живет. Мы утверж­дали, что никакая организованная система видов деятельно­сти невозможна без физической основы и обеспечения арте­фактами. Следует показать, что любая характерная фаза любой человеческой деятельности не обходится без исполь­зования материальных объектов, артефактов или потреби­тельских товаров — короче говоря, без включения элемен­тов материальной культуры. И в то же время нет такой индивидуальной или согласованной с другими людьми дея­тельности человека, которую можно рассмотреть как чисто физиологическую, то есть «естественную» или не подверг­шуюся формирующему влиянию обучения. Даже такие ви­ды деятельности, как дыхание, работа органов внутренней секреции, пищеварения и кровообращения, происходят в ис­кусственной среде, условия которой определяются культу­рой. Физиологические процессы человеческого тела зави­сят, например, от условий вентиляции, режима питания и перечня употребляемых в пищу веществ, от состояния удовлетворения или тревоги, страха или надежды. В свою

 

очередь, такие процессы, как дыхание, испражнение, пище­варение и работа желез внутренней секреции, прямо или косвенно затрагивают культуру и порождают культурные системы, отсылающие к представлениям о душе, колдовстве или метафизике. Постоянно происходит взаимодействие организма с его вторичной средой — культурой. То есть че­ловек живет в соответствии с законом, обычаями и традици­ями, которые являются результатом взаимодействия орга­нических процессов, действия и преобразования окружаю­щей среды человеком. Это значит, что мы сталкиваемся здесь с еще одной кардинальной составляющей культурной реальности — все равно, назовем ли мы ее нормой или обы­чаем, привычкой, «нравом» или традиционным образом действия. Для простоты я буду использовать термин «обы­чай», чтобы обозначить все регулируемые традицией и стан­дартизованные формы поведения — деятельности, опосре­дованной человеческим телом. Как мы можем определить это понятие, чтобы прояснить его очертания и открыть его для научного подхода, связав форму и функцию?

Культура, впрочем, включает в себя ряд элементов, кото­рые, казалось бы, нельзя потрогать и потому они остаются недоступными для непосредственного наблюдения, так что ни их форма, ни функция неочевидны. Мы еще довольно свободно говорим об идеях и ценностях, интересах и верова­ниях, обсуждаем сказочные мотивы и догматические кон­цепты в анализе магии и религии. Но в каком смысле мы мо­жем говорить о форме, обращаясь, скажем, к единобожию, или к понятию «мана», или анимизму, преанимизму или то­темизму? Некоторые ученые прибегают к гипотезе коллек­тивного цензора и гипостазируют Общество как «объектив­ное моральное существо, которое налагает свою волю на своих членов». Между тем понятно, что нечто, недоступное наблюдению, не может быть объективным. Большинство специалистов, анализирующих магию или религию, позна­ние или мифологию в примитивных обществах, удовлетво­ряются описанием в терминах интроспективной индивиду­альной психологии. Но опять же здесь, апеллируя к наблю­дению, мы никогда не придем к окончательному решению, выбрать нам ту или другую теорию, поддержать тот или другой из противоположных выводов, ведь мы не способны проследить с помощью наблюдения, как у дикаря — или вообще у кого бы то ни было - протекают мыслительные процессы.

 

Следовательно; от нас требуется еще и определить объективный подход к тому, что грубо может быть обозначе­но как духовная часть культуры, и указать функцию идеи, верования, ценности и этического принципа.

Как, вероятно, уже стало ясно, проблема, с которой мы здесь сталкиваемся и которую пытаемся более или менее тщательно и даже слегка педантично развить, есть фундамен­тальная проблема всякой науки: идентификация феноменов, подлежащих изучению. Едва ли кто-нибудь, знакомый с внутренними противоречиями истории, социологии и ант­ропологии, станет спорить с мнением, что эта проблема все еще ждет своего решения и что в науке о культуре все еще от­сутствуют реально работающие критерии идентификации, то есть критерии того, что и как наблюдать, сравнивать и просле­живать эволюцию и диффузию. В антропологии, например, существует школа, сторонники которой большую часть своих исследований строят на понятии гелиолитической культуры18. Те, кто отвергают эту теорию, просто отрицают наличие в реальности такой культуры по всему свету. Они оспаривают соответствующие идентификации мегалитических памятни­ков, дуальной организации, символа слоновьего хобота, ин­терпретацию сексуальной символики раковин каури и, вооб­ще, все постулируемые этой школой реалии.

Внутри функциональной школы — не будем далеко хо­дить за примером — ведется спор о том, должно ли основное функциональное объяснение вращаться вокруг фактора «социальной плотности», солидарности группы, ее интегра­ции и таких явлений, как эйфория и дисфория, которые представителями одной ветви функционализма признаются реальными, а другой — неидентифицируемыми19. Хотя большинство антропологов соглашается, что, по крайней

18 Имеется в виду т.н. «гелиолитическая школа», позиции которой были впервые сформулированы Графтоном Эллиот Смитом («Древние египтяне и их влияние на европейскую цивилизацию» (1911), «Мигра­ции ранней культуры» (1915)). Предполагалось, что в комплекс черт «гелиолитической культуры» входили такие признаки, как, например, мумификация покойников, мегалитические памятники, связанные с культом солнца, символ свастики, обрезание, татуировка, деформа­ции черепа, мифы о потопе, божественном происхождении царей, воз­ведение избранных людей к предкам, вступившим в инцестуальный союз. Эти черты культуры распространялись из Египта на запад и на восток, морским путем попали в Америку и в Океанию.

19 Понятия «эйфория» и «дисфория» предложены Радклифф-Брауном.

 

мере, семья действительно является вычленяемой единицей культурной реальности, которая может быть обнаружена повсюду в мире, немало антропологов все еще оспаривают идентичность этого образования в культуре. Большинство антропологов убеждены, что тотемизм существует. Покой­ный А. А. Гольденвейзер в своем блестящем эссе, опублико­ванном в 1910 году20 и ставшем, на мой взгляд, важной вехой в развитии методов антропологии, поставил определение тотемизма под вопрос. Иными словами, он усомнился в пра­воте тех, кто пишут об этом явлении, прослеживают его про­исхождение, развитие и распространение и доказывают, что и в наблюдении, и в теоретических построениях мы можем пользоваться понятием тотемизма как правомочным само­стоятельным элементом культуры.

Таким образом, разрешить задачу установления крите­риев идентификации явлений в полевой работе и в антропо­логической теории, а также в философских рассуждениях о человеке и культуре, при выдвижении гипотез и в при­кладной антропологии, возможно, было бы самым важным вкладом в становление Науки о человеке как подлинно на­учной дисциплины. Я подойду к этому вопросу, исходя из элементарной проблемы, встающей перед полевым исследо­вателем. Когда он впервые оказывается среди людей, чью культуру он хочет понять, зафиксировать в записях и пред­ставить всему свету, перед ним встает вопрос: что значит идентифицировать факт культуры? Ведь идентифициро­вать — то же самое, что понять. Мы понимаем, скажем, пове­дение другого человека, когда можем перечислить его моти­вы, побуждения, привычки, то есть, в целом его реакцию на ситуацию, в которой он оказался. Пользуемся ли мы интрос­пективной психологией — мы говорим, что понимание озна­чает обнаружение у этого человека некоторых мыслитель­ных процессов, — или, как бихевиористы, утверждаем, что его поведенческий ответ на совокупный стимул ситуации следует формам, знакомым нам из нашего собственного опыта, — все это не меняет дела. В конечном итогел бы на­стаивал на бихевиористском подходе в полевой работе, по­тому что он позволяет описать лишь наблюдаемые факты. Хотя обычно мы интуитивно реагируем и отвечаем на

20 Малиновский имеет в виду работу Goldenweiser A. A. Totemism, an analytical study //Journal of American Folklore 23: 178-298.

 

поведение других, прибегая к механизму нашей собственной интроспекции.

И тут сразу приходит в голову очень простой принцип, ко­торым слишком часто пренебрегают. Действия, материаль­ные средства и способы коммуникации, значения которых в наибольшей степени понятны из непосредственного наблю­дения, связаны с органическими нуждами человека, его эмо­циями и практическими способами удовлетворения его нужд. Когда люди едят или отдыхают, когда их явно влечет друг к другу или они кокетничают, когда они согреваются у огня, спят в постели, приносят воду и продукты для приготовления пищи, мы не удивляемся, нам вовсе не трудно представить се­бе, что происходит, и донести это до сведения носителей на­шей, совсем иной, культуры. И печальный результат этого ос­новополагающего факта — антропологи пошли по пути своих предшественников, не имевших специальной подготовки, и в какой-то мере пренебрегают этими элементарными фаза­ми человеческого существования только потому, что они ка­жутся им слишком очевидными и общечеловеческими, не та­ящими в себе сенсации или какой-либо проблемы. А между тем понятно, что отбор по принципу поиска экзотических, сенсационных и диковинных отклонений от общечеловече­ских форм поведения сам по себе не является научным отбо­ром, потому что даже самые обыкновенные способы удовлет­ворения элементарных человеческих потребностей очень важны для всей системы организованного поведения в целом. Нетрудно показать, что историк тоже неизменно пользу­ется в качестве основания для своей реконструкции аргу­ментом физиологии, что все человеческие существа, хотя и живут не хлебом единым, но прежде всего все-таки хле­бом; что всякая армия должна держаться на мужестве и от­ваге, но, вероятно, и на более внушительных организацион­ных основаниях; как в известном выражении, вся история может быть сжата в одном предложении: «Они жили, люби­ли и умерли». Primum vivere, deinde philosophari2I — прин­цип, согласно которому спокойствие людей можно мудро поддерживать, обеспечив их хлебом и зрелищами; то есть понимание, что имеется некая система потребностей — ка­кие-то из них фундаментальные, другие, может быть, разви­ты искусственно, но все они требуют удовлетворения — все

21 Прежде жить, а затем философствовать (лат.).

 

это составляет арсенал разумной, пусть интуитивной, исто­рической реконструкции. Ясно, по-моему, что любая теория культуры должна начинать с органических потребностей человека, и если их удастся соотнести с более сложными, косвенными, но, возможно, столь же категорическими по­требностями, которые мы называем духовными, экономиче­скими или социальными, то такая теория даст нам ряд зако­номерностей, именно таких, какие требуются для здравой научной теории.

А когда полевой исследователь-антрополог, антрополог-теоретик, социолог или историк чувствуют, что для объяс­нения фактов требуется предложить гипотезу, масштабную реконструкцию или психологическое построение? Очевид­но, в тех случаях, когда человеческое поведение кажется странным и не связанным с нашими собственными потреб­ностями и обычаями, — короче, там, где люди перестают ве­сти себя «как все» и практикуют куваду, охоту за головами, снятие скальпа, поклонение тотему, предку или странному божеству. Характерно, что многие из этих обычаев относят­ся к сфере магии или религии и производны — или нам ка­жется, что производны, — от недостатков примитивного зна­ния или способа рассуждения. Чем дальше от органических потребностей та или иная форма поведения, тем скорее она будет зачислена в разряд вышеуказанных явлений, давших обильную пищу для антропологических спекуляций. Но это справедливо лишь отчасти. Ведь даже в том, что касается питания, половой жизни, роста и старения существует ряд непонятных, экзотических и странных форм поведения. Каннибализм и пищевые табу, обычаи брака и родства, ги­пертрофированная ревность или внешне полное ее отсутст­вие, классификационная номенклатура терминов родства и ее безразличие к биологическому порождению, да и, нако­нец, крайняя путаница, разнообразие и противоречивость похоронных обычаев и эсхатологических идей составляют еще один обширный корпус культурно обусловленных форм поведения, которые на первый взгляд представляются. нам странными и непостижимыми. Здесь мы имеем дело с феноменами, неизбежно заключающими в себе сильную эмоциональную реакцию. Все, что связано с питанием, поло­вой жизнью и жизненным циклом, включая рождение, взросление, созревание и смерть, всегда сопровождается изменением физиологического равновесия тела и нервной

 

системы индивидуума и его близких. Это еще раз "склоняет нас к мысли, что, если мы хотим подобраться к сложным и запутанным явлениям в культурных формах поведения, мы должны связать их с органическими процессами в теле человека и сопутствующими формами поведения, которые мы зовем желанием или побуждением, эмоцией или физио­логическим расстройством и которые по той или иной при­чине должны регулироваться и координироваться аппара­том культуры.

Есть еще один пункт, относящийся к поверхностному слою понятности поведения, который мы опустили в этой части нашего обсуждения. Имеется целая сфера человече­ского поведения, которая полевым исследователем должна быть изучена особо и донесена до его сведущих соотечест­венников-читателей. Это специфический символизм каж­дой культуры и, прежде всего, ее язык. Но это уже прямо ка­сается поставленной нами проблемы определения символи­ческой функции предмета, жеста, артикулированного звука, которая должна быть сопряжена с общей теорией потребно­стей и форм их удовлетворения.

 

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 501. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия