Студопедия — История развития панк-культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История развития панк-культуры






История панк-движения, панк-культуры, как феномена развития человеческого общества, насчитывает почти полвека. За это время панк испытал неоднократно взлеты и падения, совершал новые эксперименты в музыке и в способах проявления своих идей и эмоций. В обществе панк клеймили и отрицали его право на существование. Постоянные гонения со стороны властей, общественности и других контркультур заставляли панков уходить в глубокое подполье. Многие даже считали, что в определенный момент панк-движение как таковое исчезло, перешло в панк-рок субкультуру, ставшую частью мейнстрима. Однако это ошибочное представление – панк-движение существует по сей день и продолжает развиваться, охватывая почти весь мир.

В данной главе мы выделим и рассмотрим ключевые идейные основания и характерные особенности панк-движения и проследим процесс его эволюции и трансформации в историческом контексте, с тем, чтобы в дальнейшем при работе с рассматриваемым интернет-ресурсом и размещенными на нем источниками иметь более четкое представление об этой специфической культуре. Важен будет анализ проблемы бытования сайта Punxunite.ru и его востребованности среди представителей панк-сообщества и интернет-пользователей в целом.

Необходимо подчеркнуть, что под панк-движением подразумевается политизированная, активная часть всего многообразия явлений, называемых панком, которая формировалась с конца 1970-х гг., на фундаменте, расчищенном первой, нигилистической и саморазрушительной, волной панка (Великобритания, 1976-1978 гг.), которая представляет собой «жизненную позицию (с музыкальным и литературным сопровождением), переросшую в массовое международное движение, за счет активности людей»[48]. Панк-движение является всемирной андеграундной сетью, противостоящей и составляющей альтернативу шоу-бизнесу, или массовой культуре и господствующей культуре. «Панк-группы», транслирующиеся коммерческими СМИ, и их слушатели к панк-движению не относятся; они принадлежат к панк-субкультуре или, в большинстве случаев, являются псевдопанками, дискредитирующими само движение.

Время и место рождения панк-движения до сих пор являются предметом спора. Либо нью-йоркская сцена конца 60-х — начала 70-х гг., либо британский панк 1975-76 гг. имели честь быть первыми. Вообще, принято считать, что в Нью-Йорке был изобретен музыкальный стиль, в то время как в Британии получила распространение политическая позиция панка и яркий внешний вид[49]. Взгляд на истоки возникновения английской сцены поможет понять, в каких условиях родился современный панк.

Панк в Британии по своей сути был движением малообеспеченной английской рабочей молодежи, использовавшей его как способ борьбы за свои права и выражения недовольства своим социальным положением. Панки не признавали и считали своими врагами добровольных конформистов, отвергая любые проявления их взглядов. Нонконформизм рассматривался панками в качестве средства выражения своих идей не только с позиций другого подхода во внешних проявлениях, будь то одежда, прическа, музыка, но и с позиций отличного от господствующего образа мышления. Нонконформист не опирается на других в восприятии волнующих его проблем: профессии, национальной принадлежности, семьи и сексуальных отношений, еды и даже самоопределения и самопознания.

Панк, нонконформизм и анархия – понятия взаимосвязанные. Вот почему так часто панк ассоциируется именно с анархией. Панки аполитичны, они не испытывают уважения к власти в любых ее проявлениях. Принудительная власть на протяжении всего существования панка воспринималась его представителями как главный символ зла. Многие течения панк-движения в основу своей идеологии закладывают именно борьбу с любым порождением власти. Поэтому в истории мы встречаем многочисленные стычки панков с полицией, которые чаще всего заканчиваются кровопролитием, массовыми арестами панков. Властью, обществом, панки воспринимаются как бунтари, революционеры и социально опасные «элементы».

Один из представителей панк-сообщества, участник английских групп «Subhumans» и «Citizen Fish»Дик Лукас (Dick Lucas), передал в одной фразе все те чувства, которые испытывают многие панки в отношении массовой культуры и общества в целом: «Я никогда не свыкнусь с мыслью, что я «часть общества», и что я должен выстраивать линию своего поведения в соответствии с господствующими в обществе настроениями, настроениями конформизма, покорности и стремления к успеху. Затуманенное при помощи жесткого воспитания разума школой и СМИ, массовое сознание западной культуры вращается вокруг стремления поддержать прошлое, чтобы обеспечить будущее, в то время как страдания в настоящем находятся вне нашего контроля, в «надежных» руках правительства, которое скармливает массам настоящее, представляющее собой продукт технологического, материального, промышленного прогресса»[50].

Панк как культурный феномен, как одно из видов искусства, часто сравнивают с другими течениями, с которыми панк во многом связан, в своей идеологии, в своих традициях. Первые панки использовали ту же тактику, что и представители предшествующих авангардных течений: необычный внешний вид, неразрывная связь между искусством и повседневной жизнью, сочетание несочетаемого в поведении и многое другое.

Наиболее часто употребляемое сравнение — панк и известное художественное течение дада. Дада просуществовало примерно с 1916 по 1922 год, приобретя себе дурную славу во Франции после Первой мировой войны тем, что на корню отвергало все ранее существующие общественные и эстетические нормы[51]. Это сравнение в определенной степени правомерно: оба этих течения разрушительны по своей сути, но, в отличие от дада, подрывная сущность панка выражается менее абстрактно и абсурдно.

Течением, с которым панки находили наибольшее сходство, был футуризм. Футуризм как течение был основан в 1909 году Филиппо Маринетти, манифест которого был опубликован в крупной ежедневной парижской газете «Le Figaro». Как и другие течения в истории авангарда, футуризм включал в себя изобразительное искусство, литературу и перформанс. Он был основан на отвержении традиционных форм в искусстве, ненатуралистическом выражении и вовлечении зрителей в действие. Вовлечение публики является важным связующим звеном между футуризмом и панком, так как и панк, и футуризм пытались разрушить барьеры стандартных отношений, сложившихся между зрителем и художником. Частью провокационной линии поведения панка были выступления, во время которых исполнителей рвало на сцене, они плевались в публику и демонстрировали раны, нанесенные ими же самими при помощи бутылок, рыболовных крючков и ножей. Ярким примером могут служить шокирующие импровизации одного из самых известных панк-певцов, Игги Попа, резавшего тело разбитой бутылкой, одевающегося в женские платья и пр.[52] Публике также отводилась определенная роль: она беспрерывно бросалась в исполнителей вырванными креслами, стаканами, пивными бутылками и всем тем, что подвернется под руку[53].

Подобного рода взаимодействие между публикой и исполнителем наблюдалось в ранний период панка, но постепенно эта связь стала исчезать. По мере того, как количество зрителей возрастало, росла и популярность панк-коллективов, концерты становились все более развлекательными. Маленькие залы все еще сохраняют прежнюю атмосферу, в то время как выступления в больших все больше походят на обычные рок-концерты. К тому же, описанные выше черты панк-выступлений стали более приглушенными. Если же они имеют место, то зачастую воспринимаются как устаревший способ выражения шоковых ценностей или просто стремление вернуть те «славные добрые времена», когда у панка не было никакой политики, кроме выражения гнева.

На более позднее панк-движение оказала влияние манера одеваться, которая была принята у футуристов. Футуристы пытались донести свое антихудожественное послание на улицы через вызывающую одежду, серьги и грим. Это было впоследствии скопировано на Кингз Роуд в Лондоне теми панками, которые делали упор на моду.

Необходимо также отметить одну очень важную вещь: панк эволюционировал за пределы «шоковой тактики» волос, крашенных в яркий цвет, и собачьих ошейников в сторону целостной философии, которая не имела ничего, или почти ничего общего с конкретным стилем одежды. Несмотря на то, что шокирование людей своим внешним видом было важным на начальном этапе и до сих пор доставляет много веселья, сейчас оно отошло на второй план, уступив место шокирующим идеям.

Подобное краткое сопоставление панка и авангардных течений в искусстве, по мнению ученых, говорит о том, что панк не являлся уникальным в средствах выражения бунтарских настроений и что необходимо понять, что из себя представляет современная панк-сцена, и что она может сказать миру сегодня.

Панк «это не мода, не определенный стиль одежды, не проходящая «фаза» бунта на коленях против родителей, не новейшее «крутое» течение или особый стиль музыки; на самом деле это идея, которая ведет вас по жизни и придает ей смысл». Панк-сообщество было создано и существует с целью поддерживать и воплощать в жизнь эту идею через музыку, искусство, фэнзины и другие средства выражения личной творческой силы. Тут же возникает вопрос – что это за идея? «Думай самостоятельно, будь самим собой, не просто принимай то, что дает тебе общество, создавай свои собственные правила, живи своей собственной жизнью».

Молодые люди традиционно переживают стадию взросления, когда их бунтарство направлено против родителей, школы и какого бы то ни было влияния, власти в целом. Панку был ошибочно прикреплен ярлык подросткового протеста, когда личность в период своего становления старается выделиться среди окружающих. Стиль одежды и музыки, характерный для панка, часто оказывается вызывающим и шокирующим для широкой общественности, но мнение о том, что панк — это движение, в котором главным является то, как ты выглядишь, является ошибочным. Безумное временное бунтарство может быть привлекательным, но оно не является столь эффективным и полезным. Панк пошел гораздо дальше внешнего вида - недостаточно отличаться внешне от толпы, главное при этом оставаться собой.

Бунтарство является одной из неоспоримых черт, характеризующих панк. Бунтарство сокрыто в самом смысле панка, в его музыке и текстах. Находится ли молодой человек в этой среде достаточно долго, чтобы сделать для себя важные выводы или нет, но всякий, кто вовлекается в панк, обычно привлечен той или иной формой бунта. Будь то бунт против родителей, власти или всей системы в целом. Молодые люди достигают возраста, когда они ощущают потребность делать что-то самостоятельно. Для тех, кто становится частью движения, этот начальный протест превращается в силу, побуждающую к образованию и личному развитию.

Самое важное для панков — это брать на себя ответственность. Прежде всего, это касается их самих, того, как они организуют и проживают свою собственную жизнь, а потом распространяется и на остальных. Эта ответственность выражается в таких признаках, как: думать головой, относиться к людям с уважением, не оценивать людей по внешним признакам, поддерживать других в борьбе за право быть самими собой, даже способствовать позитивным переменам в мире.

Что же все-таки такое панк? Мы упомянем три определения, имеющие право на существование и считающиеся верными в панк-сообществе.

Первое – дал Рассел Вард в своем письме в фэнзин «MRR» (1991. Дек. № 103). Панк — это молодежное течение. «Я скажу тебе, что такое панк — это кучка молодых людей с забавными прическами, несущих псевдополитическую чушь и исторгающих из себя либеральные философские теории, о которых они почти ничего или совсем ничего не знают»[54].

Второе определение принадлежит Питеру Белсито и Бобу Дэвису, которое они поместили в своей книге «Hardcore California», опубликованной в 1984 г. Панк, по их мнению, — это внутренний бунт и стремление к переменам. «Хардкор(овец) — шестнадцатилетний, выкрасивший волосы в светлый цвет молодой человек, бросающий вызов и живущий в дешевой съемной комнате, не очень хорошо, но самостоятельно. Хардкор(овец) — получатель социального пособия, которому правительство платит, чтобы он не ввязывался в неприятности, и который на свое ежемесячное пособие снимает студию для репетиций. Хардкор(овец) — корпоративный лакей, который увольняется с работы, чтобы стать менеджером группы прыщавых подростков»[55].

И, наконец, третье определение панка, размещенное в фэнзине «Profane Existence», (1900. Июнь. № 4). Панк — это грозный голос сопротивления. «Мы создали свою собственную музыку, свой образ жизни, свое сообщество и свою культуру... Мы создаем движение на основе любви, действуя в надежде на то, что однажды, в конце концов, на Земле будет достигнут мир. Мы можем оступаться, но мы будем продолжать бороться. Свобода — это то, что мы создаем каждый день, и от нас зависит, сбудется ли она»[56].

Тогда как третье высказывание выглядит идеалистичным по отношению к двум другим, первое мнение обычно преподносится прессой. Это, по сути, наименее точный, но наиболее популярный образ панка.

Для людей, впервые соприкасающихся с андеграундной панк-сетью, необходимо дать пояснения некоторых терминов (см. Приложение 1). Мы назовем те, которые связаны непосредственно с DIY (Do It Yourself) панк-культурой.

Поскольку понятие «панк» уже давно стало синонимом антифашизма, а уважение к Другому и лозунг «Все мы разные, все мы равные!» являются основами панк-движения, важное место в его философии занимают понятия, связанные с различными видами дискриминации, против которых выступают панки: по половому признаку – сексизм, по сексуальной ориентации – гомофобия, по возрастному признаку – эйджизм, в зависимости от вида - спишисизм (по отношению к животному и растительному миру), по принадлежности к определенному классу - классизм.

Из представленного материала нам становится понятным, что такое панк-движение, какова его судьба, и почему на протяжении всего его существования общество относилось к нему столь негативно. В истории панка, как и в истории любого другого движения, произошла масса изменений. Сначала – огромная популярность среди мировой молодежи, затем падение, попытки возрождения, противостояние обществу, его «загнивающим» устоям и морали, и снова бешеный взлет. Во многом подобные скачки отразились в одном из проявлений панк-движения, в его культурном аспекте, т. е. музыке. Зародившись в Англии/США, панк-рок получил распространение по всей Европе и за ее пределами.

Панк-роком называют жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х годов в США и, чуть позже, в Великобритании. В панк-роке сочетались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и задорность раннего рок-н-ролла.

Смыслом, который вкладывали ранние панк-рок группы в свой жанр, было стремление играть, главенствующее над умением играть; благодаря такому определению сформировалась разнородная ранняя американская панк-сцена в диапазоне от примитивных и легковесных «Ramones»[57] до сложных и экспериментальных «Television». Подобный подход позволил панк-року стать основной целого ряда субкультур — панк, DIY, культуры фэнзинов, позже — straight edge[58]. В 1976—1977 годах панк-рок начинает зарождаться в Великобритании, в более скандальной и политизированной форме; благодаря этому к 1977 году жанр становится одним из самых заметных явлений в рок-музыке Великобритании.

Со временем панк-рок породил множество разновидностей. Крупнейшими из них являются более мелодичный и легковесный поп-панк, агрессивные хардкор и Oi!, а также комбинации с другими жанрами — ска-панк и ставший отдельным крупным жанром постпанк.

Слово «punk» в английском языке многозначно, но до появления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство. Среди значений, в зависимости от контекста, могло быть «проститутка», «гомосексуалист» или просто «подонок», во всех случаях это эмоциональное нецензурное выражение.

Первое упоминание слова «punk» в связи с рок-музыкой относится к 1970 году, когда в газете Chicago Tribune в рецензии на альбом авангардной гаражной группы «The Fugs» их музыка была охарактеризована, как «панковский рок, сантименты деревенщины». Лестер Бэнгс, один из предположительных изобретателей термина «хэви-метал», использовал слово в статьях об Игги Попе. Но впервые как термин, а не эпитет, начали употреблять сочетание «панк-рок» критики Дэйв Марш и Ленни Кей в 1970-е гг.

В 1976 году появился фэнзин «Punk», созданный Легсом МакНилом. Журнал был посвящен американским панк-року и новой волне, уже четко объединяя их в направление. Именно этот журнал и дал жанру окончательное название.

Для композиций панк-рока в целом свойственны быстрый темп, иногда — небольшая продолжительность по времени, простой аккомпанемент, развязная и зачастую агрессивная манера пения. Тексты панк-рок-групп как правило нигилистичны, иногда в них делается упор на социальные проблемы. Нередко панк-рок-группы имеют эпатажный имидж: так, «New York Dolls» одевались на сцене в яркую женскую одежду, «The Adicts» подражали главным героям фильма «Заводной апельсин»; позже появляются такие детали панк-имиджа, как рваная одежда (Ричард Хэлл), булавки («Sex Pistols»), прически ирокез («The Exploited»).

Музыкальные корни панк-рока прослеживаются критикой вплоть до конца 1950-х годов; в основном в то время примитивную и жесткую музыку играли группы гаражного рока. Ключевыми представителями ранней прото-панк музыки являются «The Sonics», «Monks», «The Seeds», «The Who» (альбом «My Generation»), «The Kinks» (песня «You Really Got Me»). Целый ряд записей конца 1960-х — начала 1970-х был уже в том или ином смысле близок к тому, что позже будет названо панк-роком; в настоящее время эти записи принято условно называть прото-панком. К ним относятся первые альбомы «The Velvet Underground», «The Stooges» (и Игги Поп), «MC5», «New York Dolls», Патти Смит (альбом Horses), «The Dictators» (альбом Go Girl Crazy!), Дэвид Боуи.

Ранняя панк-сцена формировалась в первую очередь в Нью-Йорке вокруг нескольких клубов; эта сцена уходила своими истоками в конец 1960-х, «Фабрику» Энди Уорхола, и детройтскую гаражную сцену, а ее центром был клуб CBGB. Первой настоящей панк-группой принято считать нью-йоркских «Ramones»; их предельно упрощенная музыка, ускоренная настолько, что в получасовые концерты влезало по 30 песен, а также «уличный» имидж и предопределили все основополагающие принципы жанра. В Великобритании по следам американской панк-сцены пошли «The Damned» и «Sex Pistols». Примеру этих групп последовало большое количество молодых коллективов. В то время как в США панк был сенсацией андеграунда, в Великобритании он стал полномасштабным общественным феноменом, где расценивался как реальная угроза благополучию истеблишмента. Множество британских групп слепо копировало «Sex Pistols», однако многие нашли свое, оригинальное звучание («Buzzcocks», «The Clash», художественные эксперименты групп «Wire» и «Joy Division»).

К началу 1980-х обнаружился некоторый спад в развитии панка. Волна популярности первых групп сошла на нет. Однако в это время начались эксперименты по приданию панк-звучанию большей брутальности; группы вроде Black Flag и Circle Jerks породили крупный поджанр хардкора, Sham 69 и Cockney Rejects — oi!, Crass — анархо-панк. Начались эксперименты по объединению панка с металлом (The Exploited, Discharge, D.R.I.), ска (Social Drinking, Operation Ivy). В большинстве своем панк-группы 80-х не привлекали широкого общественного внимания, находясь в андеграунде. Однако в то же время развивались жанры альтернативного рока, нойз-рока, постпанка; ключевые группы этих направлений (Sonic Youth, Pixies, Big Black, Hüsker Dü) сохраняли сильное панк-влияние, при этом развивая новые музыкальные идеи.

К концу 80-х — началу 90-х благодаря группам Bad Religion и NOFX получил популярность поп-панк; этот вид панк-рока существенно отличался от поп-панка 70-х (Buzzcocks) и добился крупной популярности. Группы Offspring, Green Day, Rancid стали основой поп-панка 90-х; однако, принято считать, что жанр стал вырождаться с появлением неоригинальных коллективов вроде Blink 182.

Отечественная рок-, в частности, панк-музыка развивается иначе, чем на Западе. Впрочем, во всех странах есть свои различия в этом процессе, и порой они оказываются очень су­щественными. У нас на первое место вышло слово, фраза, тексты песен – ведь рок-музыка оказалась единственной, особенно в застойные годы, трибуной, с которой молодежь обращалась к обществу со своими лозунгами и требова­ниями. Рок-музыка была в Союзе публицистичной «до мозга кос­тей». Это одна из главных причин (существуют и другие: неразви­тость поп-индустрии, убогость средств массовой информации), почему в СССР так и не произо­шло «рок-революции» даже тогда, когда рок был официально разре­шен.

На Западе же таких «револю­ций» случилось две: в 1956/57 го­ду появился рок-н-ролл и в 1976/77 - панк-рок. С первого началась вся рок-музыка в целом. Второй произвел на свет новую волну и практически всю (кроме метала) современную рок-музыку.

В СССР не было таких условий, которые спровоцировали появление панк-движения на Западе – роста безработицы, усиления расистских движений, что не нравилось молодежи в Великобритании, например. Кроме того, к тому времени рок-н-ролл из музыки детей-бунтарей превратился в музыку для родителей и подростки захотели вернуться к корням. В СССР была другая ситуация. Здесь всегда была почва для бунта – тоталитаризм. У панков в России изначально были корни и смысл для появления, в отличие, например, от скинхедов. Если на Западе боролись с социальными проблемами, то в России протест больше политический. Панки выражали сове недовольство несогласие с режимом через поведение, одежду, украшения, грим, музыку, концертные выступления, хэппининги, авангардные шоу. Панк-рок родился сам по себе, конечно же на Западе, но отечественное панк-рок движение не сдирало ничего, а просто шло и росло параллельно этому[59].

В СССР панк-рок зародился в 1979 году в Ленинграде с созданием группы Андрея Панова «Автоматические Удовлетворители» («АУ»). К сожалению, на сегодняшний день не существует каких-либо полноценных «летописей» по истории российской панк-культуры и все события мы восстанавливаем с помощью воспоминаний представителей панк-сообщества, панк-сцены и всех, кто был или остается связан с ней. Существует множество мнений и рассказов о том, где, когда и кем был «изобретен» российский панк. Но все они связаны с именем Андрея Панова и его группой.

Андрей Панов, сын «приличных», как говорили в советское время, родителей – балетных танцоров Валерия и Лии Пановых, получил хорошее образование, имел музыкальный вкус и эрудицию. Он и другие участники «Автоматических удовлетворителей» были первыми в Санкт-Петербурге, кто познакомился с западной панк-культурой, можно сказать, воочию. В 70-х гг., в городских киосках, торгующих иностранной литературой, продавалась французская газета «Humanité», а по пятницам выходило также приложение «Humanité Demanche». В 1977 г. в нем была напечатана статья про новое молодежное движение на Западе – панк-рок, сопровожденная многочисленными фотографиями, на которых были изображены те самые панки. Так впервые питерские музыканты увидели то, о чем раньше только слышали по радио (BBC с Сэмом Джонсом, Севой Новгородцевым, «Голос Америки»). После этого Панов купил у моряка пластинку британских панков «Sex Pistols», «Newermind the Bollocks», ставшую эталоном для молодых артистов. В 1979 г. группа, тогда еще называвшаяся «Хуй», начала устраивать первые концерты в Москве, организацией которых стал заниматься Артемий Троицкий, в то время уже известный журналист. Москва, как сцена, была выбрана неслучайно. По словам одного из участников «АУ», Пиночета, в Москве были люди из известных семей, они меньше боялись КГБ. Они были связаны с западными журналистами и нашими диссидентами[60]. Так Троицкий стал устраивать первые квартирники в Москве. Однако вскоре ему пришлось передать дела группы в ведение Ильи Смирнова, редактора самиздатовского журнала «Ухо». В конце 70-х гг. «КГБ основательно взялось за эту тусовку. В Питере многих ребят посажали в тюрьму за мелкое хулиганство, многих отправили в армию, чтобы разогнать тусовку. В Москве соответственно. И лет на пять все развалилось». В 1982 г. началась вторая волна панка в России. Появляются группы «Народное ополчение», «Отдел самоискоренения», «Бригадный подряд» и другие. Почти все концерты того времени проводились в бомбоубежищах. Чаще всего они сопровождались массовым употреблением алкоголя, наркотиков и пр. Причем публика, посещающая выступления групп, была совершенно разношерстной. «В середине 80-х смотришь в зал – там и панки, и какие-то непонятные люди»[61].

Существенное влияние на развитие панка в России оказало в конце 70-х гг. появление и дальнейшая деятельность Рок лаборатории. Рок-лаборатория была организована под эгидой комсомола Александром Агеевым и Ольгой Опрятной в Старопанском переулке. Вокруг этой лаборатории ходило много слухов, в том числе, о ее связи с КГБ. Однако для многих музыкантов это была единственная возможность как-то получить статус концертных коллективов, то есть получить возможность официально проводить концерты. Первыми такое право получили Петр Мамонов, «Бригада С» - в Рок-лаборатории им выдали трудовые книжки. Они ездили по дворцам культуры и выступали, а все деньги шли в Рок-лабораторию, которая выплачивала зарплату и оплачивала репетиционные базы. Взамен руководство Рок-лаборатории принудило нескольких музыкантов подписать письмо против целого ряда групп и нескольких самиздатовских журналов, обвиняя их в антисоветской деятельности, разложении молодежи и пр. После этого они были официально запрещены. В основном это были панк-группы. Таким образом, они могли участвовать только в подвальных, бункерных и андеграундных концертах.

В начале 90-х гг., в период перестройки, Рок-лаборатория продолжала свою деятельность. Как и раньше, о ней отзывались как о «КГБэшной конторе, которая продолжала контролировать идеологию молодежи». Ежегодно Лаборатория выбирала группы для Фестиваля Надежд, который являлся отчетным и показывал, что группы сделали за год. В рок-лаборатории работали «Ва-Банк», «Ногу свело», «Монгол Шуудан», «НАИВ», «Четыре Таракана».

С распадом СССР распалась и система государственных учреждений. Все организации, каким-либо образом поддерживающие молодежь, развалились. Большинство групп были предоставлены сами себе: можно было писать пластинку на свои деньги или искать спонсоров, можно было не оговаривать, что группа некоммерческая. Ситуация менялась очень быстро. Были группы, составы, песни, рынок. Группы старались найти себе подобных, образовывались разные «тусовки». Так, например, в 90-е гг. «Четыре таракана» (позже «Тараканы!»), «НАИВ», «Ва-Банк», «Ногу свело» проводили совместные концерты, репетиции. Появились первые так называемые клубы: рок-кафе «Отрадное» («Отрыжка»), «загубленное детство». В «Отрыжке» проводились концерты 3-4 раза в неделю, играло несколько групп, продавалась выпивка и закуска[62].

В постсоветский период количество панк-групп по всей стране значительно возросло. Самые стойкие коллективы, образовавшиеся в СССР, продолжали свою деятельность, выбираясь из подвалов на сцены клубов и бывших дворцов культуры. Другие группы только начинали свою деятельность. Так, в 90-е гг. России, главным образом в Москве и Санкт-Петербурге, появляется и продолжает творческую деятельность целый ряд популярных панк-рок и поп-панк групп (НАИВ, Тараканы!, Бригадный Подряд, Пурген, Ник Рок-н-ролл, Элизиум, Смех, Тени Свободы и многие). Русский ска-панк представлен группами Spitfire, Distemper, ЯйцЫ Фаберже. Проводятся многочисленные ежегодные фестивали, организуются концерты по всей России, в странах СНГ и ближнего зарубежья, а особо именитые группы посещают с концертами Японию, Финляндию и другие заграничные страны. Открываются новые клубы и студии звукозаписи. Панк, благодаря росту финансовых возможностей, появлению новой аудитории, новых технологий в звуко-, видеозаписи, получает шанс выбраться из подвалов и стать одним из способов выражения идей и взглядов современного поколения молодежи и тех, кто имеет отношение к панк-культуре.

Философия панка, его социо-культурные проявления, творческая деятельность показывают, как далек панк от тех стереотипов, которые созданы средствами массовой информации и властными структурами и слепо принятые обществом. Любые выражения агрессии со стороны панк-сообщества – всего лишь ответ на изначальную агрессию со стороны государства. Панк – это вызов, способ привлечь внимание к проблемам, которые беспокоят любого сознательного человека: войны, эпидемии, голод, высокий уровень безработицы и бедности, коррупция, глубокий социальный разрыв между различными слоями общества и многое другое. Панк-движение и панк-рок культура продолжают существовать и развиваться, потому что для этого есть объективные причины. В каждой стране панк-движение имеет свою специфику и особенности, которые зависят от менталитета общества, его устройства, традиций, характера взаимоотношений и т. д. что касается российской действительности и места панка в ней, то необходимо понимать, что мы живем в огромной, многонациональной, поликонфессиональной стране. Поэтому и панк в своих проявлениях в России будет намного разнообразнее, чем в любой другой стране. К тому же система коммуникации внутри отечественной панк-сообщества будет более сложной: организация концертов, выпуск специальной литературы, атрибутики иногда становится проблематичным или вообще невозможным из-за отсутствия Интернета и даже телефонной связи. Поэтому многие панк-коллективы из мегаполисов редко посещают провинциальные города, и наоборот, группы из глубинки не имеют возможности играть на сценах в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и др.

Таким образом, данные по истории панк-рок движения, привлеченные для реконструкции событий, позволяют говорить о том, что на сегодняшний день заметна тенденция к интеграции, объединению различных сцен и направлений внутри панк-сообщества, не только внутри одной страны, но и во всем мире. Многочисленные панк-концерты и фестивали с участием коллективов со всех концов земного шара, записи совместных альбомов, организация фэнзинов, рассчитанная и на зарубежную публику и т.д. – все это является следствием того, что панк обретает статус мировой контркультуры. Прошлое его может быть туманным, многое из истории панк-движения может оставаться неизвестным для нас. Однако мы знаем достаточно для того, чтобы изучать его настоящее и повлиять на будущее. Для этого необходимо обратиться к источникам, которые могут содержать всю необходимую нам информацию.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 987. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия