Студопедия — ГЛАВА 11. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА 11. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА






 

В VII в. произошло политическое объединение племен арабов-кочевников, населявших Аравийский полуостров. Это объединение под эгидой новой, возникшей здесь религии — ислама — повлекло за собой завоевания арабов в Азии, Се­верной Африке, позднее — в Европе. В результате происхо­дит исламизация громадной территории — от Испании на за­паде до Персии на востоке, включая Египет.

Искусство ислама развивалось в отрицании греко-рим­ской античности. В мусульманском искусстве доминирует де­коративное начало. Две основные особенности художествен­ной культуры мусульманских стран — это отсутствие изобра­жений живых существ и любовь к абстрактному декору, особенно геометрическому. Как известно, этот запрет был наложен пророком Мухаммедом, для того чтобы предотвра­тить возрождение идолопоклонства, и потому в первую оче­редь касался мест отправления культа. Но это не ограничива­ло фантазии художников, обратившихся к мотивам деревьев, листьев и цветов, стилизованные изображения которых позже были названы термином «арабески».

Две другие особенности мусульманского искусства — ков­ровые, не терпящие пустот композиции и яркая красочность узоров.

Орнамент. Орнамент в арабо-мусульманском мире суще­ствует не сам по себе, а в комплексе с чрезвычайно важным компонентом, входящим в его канву: словом, словесным из­речением. Это изречение, начертанное, увековеченное для потомков, — обязательный элемент для любого значимого произведения архитектуры или предметного искусства. Вна­чале это были изречения из Корана, вдохновлявшие арабов на завоевание мира, затем — славословия владыкам, увекове­чивавшие их деяния, философско-поэтические высказывания и, наконец, любовная лирика.

Как и в случае с римским декором, не было исконного раз­вития арабского орнамента от становления до расцвета. Арабы опирались в своем орнаментальном творчестве на уже сложив­шиеся декоративные традиции завоеванных ими культур.

Главное прибежище для развития орнаментальных идей в арабо-мусульманском искусстве — архитектурный декор, как ковром покрывающий экстерьеры и интерьеры зданий, вы­полненный в однотонной резьбе или же в цветных мозаиках, фресках, изразцовых покрытиях. В орнаментике мусульман­ского мира существуют несколько типов декора. Это ислими, гирих, куфи и насхи.

В арабо-мусульманской культуре единство между архитек­турой и декором возникает как результат единства их компо­зиционной основы, так как ни орнамент, ни архитектура здесь уже не имеют связи ни с какими смысловыми явления­ми. Само конструктивное членение зачастую приобретает чисто декоративный смысл.

Арабское письмо по своему виду носит чрезвычайно об­разный характер. Само же книжное дело арабского мира на­ряду с архитектурой может служить еще одним великолепным образцом воплощения декоративно-орнаментального прин­ципа. Орнамент из книжной миниатюры обильно покрывает стены зданий, одежды и прочие предметы. Вся миниатюра композицией фигур, ритмом цветовых пятен, графикой ри­сунка создает подчеркнуто декоративный образ.

Но все же искусство стран ислама развивалось незамкну­то и в некоторой мере испытало влияние других культур: Древнего Востока, эллинизма и Китая. Это объясняется ис­пользованием мусульманскими правителями труда мастеров подвластных им стран.

В основном, сфера бытования искусства на мусульман­ском Востоке ограничивалась дворцами и крупными города­ми. Правители и их придворные были главными заказчиками востребованных в столице предметов роскоши.


Ювелирное искусство. В иранском искусстве в Средние века было сравнительно мало украшений, что объясняется суровостью религиозных догм. Национальное своеобразие проявлялось в использовании стилизованных изображений животных. Изделия из серебра свидетельствуют о высоком мастерстве ювелиров, унаследовавших сасанидскую художест­венную традицию: кувшинчики, блюда с гравированным ор- каментом, чеканные вазы с надписями, птицами и цветами иранской работы X — XI вв. Изделия часто имеют надписи с указанием имени автора и даты.

Мусульманские ювелиры особенно любили перегородчатую эмаль. Орнамент состоял из медальонов, в которых на фоне растительных побегов изображены фигуры людей и животных.

Литературные памятники хранят описания безвозвратно утраченных замечательных произведений ювелиров и сокро­вищ халифов VIII в., имевших столько ожерелий, сколько дней в году. Они рассказывают также о серебряном дереве с золотыми ветвями, на которых сидели золотые и серебряные птицы, или о золотых птицах с глазами из драгоценных кам­ней и эмалевыми перьями.

При Сельджуках декор ювелирных изделий многократно усложняется. Производится большое количество частично или целиком позолоченных серебряных изделий. С конца X—XII в. в ходу серебряные с чернью блюда и ларчики, укра­шенные арабесками и розетками с куфическими надписями.

Стихийные раскопки в Гургане (к юго-востоку от Каспий­ского моря) открыли серебряные и золотые сосуды с филигра­нью, зернью и инкрустацией драгоценными камнями. Это были клады времен монгольского нашествия. Эмиграция иран­ских ювелиров, бежавших от захватчиков, способствовала рас­пространению их традиционных орнаментальных растительных и анималистических мотивов в искусстве других стран.

Керамика. Толчком к развитию художественной керамики в странах Среднего и Ближнего Востока, вероятнее всего, по­служили китайские фарфоровые изделия, завезенные на ру­беже VIII — IX вв. В Месопотамии, Египте, Турции и осо­бенно Персии создавали превосходную керамическую утварь. Особенно выделялись сосуды с росписью люстром, тонко об­точенные предметы с бирюзовой глазурью из персидского го­рода Кашана, сложные изделия в стиле «минаи» из древней Раги (ныне Рей в Иране), бело-голубая керамика из турецко­го города Изника.

Керамические центры Узбекистана, Таджикистана и Туркмении имеют наиболее ценные исторически сложившие­ся традиции, которые сохраняются в творчестве современных мастеров. Привычно связанная с повседневным бытом кера­мика представлена разнообразной по назначению посудой и сопровождающей ее игрушкой.

По художественным особенностям и приемам изготовле­ния среднеазиатскую керамику делят на два вида: лепную (более древнюю) и поливную (исторически сложившуюся много позже).

Лепную керамику представляет искусство мастериц Тад­жикистана, живших в горных районах республики. В отличие от поливной керамики, выполняемой на гончарном круге мужчинами, древнюю традицию ручной лепки бытовых кера-i мических сосудов хранят женщины. Эта керамика выполня­ется для узкого круга потребителей, она имеет конкретную предназначенность бытового использования (кувшины для воды, сосуды для молока, рукомойники, маслобойки, чаши). Их формы приземисты и тяжеловесны. Несложные налепы в виде точек или волнообразной линии украшают эти сосуды. Ручки массивны и добротно соединены с туловом и горлови­ной сосуда. Иногда и на них появляются налепы, обогащаю­щие силуэт ручки, но сделанные для удобства пользования.

Поливную керамику изготавливают преимущественно на гончарном круге и покрывают для предохранения красочной росписи прозрачной глазурью — поливой. В тех случаях, ко­гда гончарный сосуд имеет гладкую поверхность или сдер­жанно украшен лепными поясками, для его декорирования рельефными деталями используют глухую цветную глазурь, которая покрывает сосуд потеками, придающими живопис­ность строгой форме сосуда. Гончарная поливная керамика отличается выразительной формой, а ее оформление — кра­сочностью крупных орнаментальных мотивов, представляю­щих по схеме построения необычайное разнообразие розеток, как правило, обрамленных несложной каймой или гладким пояском. Особенно характерно такое оформление для таре­лок, мисок, чашек, имеющих открытую и замкнутую по краю поверхность, удобную для росписи. Принцип симметричного расположения элементов орнамента и откровенно ритмично­го повторения мотива является наиболее распространенным практически во всех керамических центрах. Так декорируют большие блюда и маленькие блюдечки, сосуды с крышкой для кислого молока и кружки. Этот принцип не создает жест­кости рисунка в орнаменте, поскольку роспись выполняется свободно, от руки, а цвет керамических красок-глазурей из­меняется при обжиге и смягчается по контуру.

Палитра цветов также разнообразна. И наряду с голубым {бирюзовым) цветом, символически обозначающим воду и Небо, в росписи некоторых гончарных центров отдается пред­почтение сочетаниям зеленого с коричневым, черного с голу­бым. Около X в. в Персии рождается искусство люстрирования и распространяется по исламским регионам. Люстр соз­давался с целью имитации посуды из золота и серебра, поскольку употребление утвари из драгоценных металлов за­прещалось Кораном. Люстром, включающим в себя соли смоляных кислот и оксиды металлов, покрывалось уже глазу­рованное и обожженное изделие и подвергалось затем треть- ому, так называемому восстановительному, обжигу. При вы­сокой температуре происходило химическое восстановление металлов на поверхности сосуда. Лучшими образцами пер­сидской люстрированной керамики считаются рейские фаян- сы: блюда, бокалы, чаши, расписанные фигурками людей и зверей — верблюдов, леопардов, длинноухих зайцев. К XVI—XVII вв. относятся «металлические» бутыли для шер­бета, чаши для риса и вазы для цветов с большим централь­ным отверстием, окруженным маленькими боковыми; тонкие керманские и гомрунские полуфаянсы в «китайском духе». Мастера Гомруна создали даже ажурные изделия, пытаясь имитировать китайскую технику «рисового зерна».

К овроделие. Не менее известны миру культура и искусство восточного ковроделия. Можно сказать, что Восток — родина ковров. Восхитительная красота и превосходное качество пер­сидских ковров известны по всему миру. Нет ни одной стра­ны, в истории, культуре и повседневной жизни которой ковер играет такую же громадную роль, как в Иране. Мебели в иран­ских домах немного, и роль главного элемента домашней об­становки выполняют ковры. В основном, здесь распростране­ны ворсовые ковры. Ворсовые ковры ручной работы иначе на­зывают коврами узелковой структуры. Они имеют с лицевой стороны ворс, образованный узорообразующим шерстяным утком. Ворсовая поверхность такого ковра состоит из отдель­ных узелков цветной шерстяной пряжи (цветного узорообра- зующего утка), их ровно подстриженные кончики вместе со­ставляют ровную ворсовую поверхность. Плотность ворсовых ковров достигает 400 тысяч узлов на 1 м2. Родина ворсового ковра — страны Востока: Персия, Турция, Индия, а также Средняя Азия и Кавказ. Ворсовые ковры как вид народного декоративного искусства прошли тысячелетний путь развития. Персия, по мнению многих специалистов, — родина ворсово­го ковроделия. Здесь этот вид производства был развит уже в III в. и достиг совершенства в XVI столетии. В зависимости от места изготовления персидские ковры — ферганские, шираз- ские, хамаданские, хорасанские — различаются орнаментикой, цветовой гаммой, плотностью и высотой ворса. Наиболее до­рогие керманские ковры, тонкие, плотные, мягкие, нежного гармоничного колорита с преобладанием разных оттенков зе­леного и оранжевого цветов. Самый распространенный рису­нок персидского ковра — помещенный в центре поля медаль­он в виде розетки, ромба или овала, от которого во все сторо­ны расходится растительный узор. Нередко встречаются композиции без центральной фигуры, с фоном, сплошь запол­ненным одинаковыми мотивами, но с обязательной широкой тройной орнаментальной полосой.

В мотивах туркменского орнамента в предельно обобщен­ной форме переданы образы реальной действительности, ок­ружающей природы, жизни и быта туркменского народа. Для туркменских ковроделов характерны насыщенная густо-крас­ная тональность, иногда переходящая в красновато-корич­невый тон, и строгое, ритмичное медальонное построение. Основными элементами туркменского орнамента являются медальоны «гёли», многократно повторяющиеся в централь­ном поле туркменского ковра. «Гёли» подразделяются на три типа: салорский, йомудский и эрсаринский. Медальоны- «гёли» туркменского ковра отражают сложную систему пред­ставлений древних скотоводческих племен, населявших эту территорию, о мироздании. Ученые видят в «гёли» условное, орнаментированное изображение загона для скота или усадь­бы с водоемом, обсаженным деревьями. Более верным объяс­нением можно считать то, что «гёли», например, салор­ский, — это родовой знак, знак одного племени или рода (та­ким родовым знаком клеймили скот, чтобы не спутать и не растерять). Этот знак, тамга, сам по себе непременно отобра­жал нечто важное для рода, характерное, приметное, это мог­ло быть и условное изображение загона для скота.

Мусульманский мир — один из самых молодых. Тем не ме­нее прикладное искусство самостоятельно и самодостаточно. Возможно, это связано с тем, что этот мир появился не на пус­том месте, а на территории Древнего Востока, где существовало разнообразное и сильное искусство. Черпая силу из прошлого, наполняя искусство новым религиозным видением, на земле арабов сложилась и развивается восхитительная культура.








Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 565. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия