О томъ, чтобы намъ украшать вѣчную свою обитель божественною добродѣтелiю.Братiя и Отцы! Если кто изъ мiрянъ хочетъ построить большой и великолѣпный домъ, то онъ вовсе не имѣетъ покоя ни днемъ, ни ночъю, трудится, заботится и терпитъ нужды, пока не окончится постройка дома. Они имѣютъ такое тщанiе и усердiе къ дѣлу сему, что умъ и мысли ихъ, и днемъ и ночью, ничѣмъ инымъ не бываютъ заняты, какъ только тѣмъ, какъ бы кровля вышла красивѣе и изящнѣе, и какъ бы весь низъ и все прочее такъ украсить и отдѣлать, чтобы всякiй, кто бы ни посмотрѣлъ, пожелалъ имѣть этотъ домъ. А если бы кто захотѣлъ удерживать ихъ отъ сего дѣла, то это для нихъ также было бы тяжело, какъ понести великую обиду. Что я хочу этимъ сказать вашей любви, братiе честнѣйшiе? Такъ какъ и каждый изъ насъ строитъ и созндаетъ для своей души, не домъ чувственный и тлѣнный, который бываетъ изъ камней и деревъ, но обитель небесную, нетлѣнную и вѣчную, которая созидается изъ добродѣтелей и даровъ Св. Духа: то, скажите мнѣ, ужели мы будемъ нерадивѣе и лѣнивѣе созидающихъ временные дома? Не тяжкую ли понесли бы мы потерю? Тѣмъ болѣе, что домъ тлѣнный и временный принимаетъ въ себя плотскихъ людей, и послѣ того, когда перемѣнится много владѣтелей дома, и самъ ветшаетъ, разоряется и надаетъ; а духовный нашъ домъ, который созидается изъ добродѣтелей, воспринимаетъ Св. Духа, какъ и Апостолъ говоритъ: вы есте храмъ Бога живаго, и Духъ Божгй живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16). И когда наступитъ для насъ время оставить мiръ сей, и Тотъ послѣдуетъ за нами на небеса, и будемъ тамъ вѣчно. Начало созиданiя добродѣтели есть страхъ Божiй, какъ и Божественное Писанiе говоритъ: начало премудрости страхъ Господень (Псал. 110, 10). А потомъ четыре великiя добродѣтели, т, е., мудрость, мужество, цѣломудрiе и правда, и прочiя съ ними, одна съ другою совокупляемыя и созидаемыя союзомъ любви, возрастаютъ въ святый храмъ Господа. Будемъ же, братiя, созидать эту обитель и украшать ее добродѣтелями, дабы намъ сподобиться имѣть въ себѣ Духа Святаго, и чтобы возвеселить святыхъ Ангеловъ, и людямъ принесть пользу чрезъ совершенiе добродѣтелей. А такъ какъ и воздержанiе есть одна изъ великихъ добродѣтелей, въ которой мы нынѣ подвизаемся, то воздадимъ славу Богу, сподобившему насъ совершить одно поприще святой седьмицы. Лица наши, измѣнились и стали блѣдны, но сiяютъ благодатiю воздержанiя. Отъ желчи, поднявшейся въ слѣдствiе поста, въ устахъ нашихъ ощущается горечь, но души наши усладились упованiемъ и благодатiю спасенiя. Ибо сiи два, т, е., душа и плоть, по природѣ ратуютъ одна противъ другой, и когда одна укрѣпляется, другая бываетъ слабѣе. Итакъ, будемъ, братiя, радоваться, что мы лучшую сторону, т, е., душу содѣлали болѣе крѣпкою. Можетъ быть кто скажетъ: ѣсть каждый день, но однажды не нарушитъ ли совершенства воздержанiя? Нѣтъ, сего не должно бояться; потому что если бы было такъ, то не повелѣлъ бы намъ Христосъ въ молитвѣ «Отче нашъ» просить потребную пищу на всякiй день, или не приносилъ бы воронъ Пророку Илiи всякiй день пищу, а также и божественному Павлу Ѳивейскому; и Антонiй Великiй не счелъ бы за лучшее ѣсть понемногу всякiй день, нежели пребывать въ постѣ по три, по четыре и по семи дней. И думается мнѣ, что причина этому слѣдующая: такъ какъ тѣло наше отъ дневнаго труда изнемогаетъ и ослабѣваетъ, то Богъ, создавшiй насъ, такъ его устроилъ, чтобы оно повседпевпою пищею подкрѣплялось, и мы могли бы исполнять заповѣди Божiи, а не былъ бы человѣкъ, какъ разслабленный, что бываетъ съ тѣми, которые постятся по два и по три дня; они ни частыхъ колѣнопреклонепiй совершать не могутъ, ни упражняться, какъ слѣдуетъ, въ чтенiяхъ и псалмопѣнiяхъ, ни исполнять исправно прочихъ служепiй, не говоримъ о томъ, что бываетъ сверхъестественно. Итакъ, повседневное употребленiе пищи, но указанному нами правилу и чину, есть дѣло не несовершенпыхъ, но и весьма совершенныхъ: впрочемъ все у насъ установлено Божественными Отцами хорошо и боголюбезно. О если бы и еще болѣе даровалъ намъ Господь здравiя и силы душевной и тѣлесной, чтобы служить Богу живому и истинному, и ожидать намъ послѣдняго дня воздаянiя, въ который о дабы вы со всѣми отъ вѣка святыми просiяли подобно солнцу, получивши въ наслѣдiе небесное царство, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ славаи держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.
|