О страшныхъ страстяхъ Господа нашего Iисуса Христа.Братiя и Отцы! Всегда и во всякое время святыя страданiя Господа нашего Iисуса Христа, когда придутъ на память благоговѣйнаго человѣка, производятъ въ немъ умиленiе и слезы, и приводятъ душу въ великое смиренiе. Особенно же онѣ могутъ произвести сiе нынѣ въ эти святые дни, когда все это совершилось. Что же такое? Совѣтъ, составленный о убiенiи Его; связанiе, когда взяли Его и связали, и когда влекли Его на судъ, какъ преступника; предстоянiе на судѣ предъ Пилатомъ; истязанiе и допросъ, когда водили Его по прочимъ судамъ къ Ироду, Аннѣ и Каiафѣ, и чрезъ всю ночь заушенiя, оплеванiя, поношенiя, поруганiя, восшествiе на крестъ, пригвожденiе рукъ и ногъ, вкушенiе желчи и оцта, прободенiе ребра, и прочiе, вмѣстѣ съ симъ просiявшее и возсiявшее, чего весь мiръ не можетъ вмѣститъ, и чего изрещи никто не можетъ, какъ должно, не только языкъ человѣческiй, но и всѣхъ Ангеловъ. Вникнемъ, братiя, и разсмотримъ величiе этой неизреченной тайны. Тотъ, Кто объявляетъ совѣты сердечные, и отъ Кого не таит с я ни одна мысль, ни помыслъ человѣческiй, противъ Того составляютъ совѣтъ умертвить Его. Тотъ, Кто содержитъ и управляетъ весь мiръ повелѣнiемъ Своимъ и силою Своею Божественною, Тотъ предается въ руки грѣшныхъ человѣковъ. Тотъ, Кто повелѣваетъ облакамъ дождить на землю, Того влекутъ связаннымъ на судъ. Тотъ, Кто измѣри небо пядiю и всю землю горстiю, Кто постави горы въ мѣрилѣ и холми въ вѣсѣ (Исаiи 40, 12), заушается отъ раба. Кто украсилъ землю цвѣтами и произрастенiями и всякаго рода деревьями и травами, Того главу увѣнчали нынѣ терновымъ вѣнцемъ. Кто насадилъ въ раю древо жизни, Того облекли въ червленую одежду и повѣсили Его нынѣ на древѣ казни. Какое великое и вышеестественное зрѣлище! Увидѣло сiе солнце, и сокрыло свои лучи; увидѣла луна, и помрачилась; ощутила земля, и отъ страха своего вся затрепетала и поколебалась; увидѣли камни, и распались; весь мiръ смутился, и всѣ творенiя пришли въ смятенiе отъ страданiй Творца Своего. Что же мы, братiя? Если бездушныя и безчувственныя стихiи, какъ бы одушевленныя и живыя, ужасались и измѣнили чинъ свой отъ страха Господня и отъ видѣнiя бывшаго: то мы люди разумные и получившiе отъ Бога столько благодѣянiй, за которыхъ Христосъ умеръ, не умилимся ли и не всплачемъ ли въ сiи дни? Не были ли бы мы безсловеснѣе и неразумнѣе безсловесныхъ животныхъ и безчувственнѣе самыхъ камней? Нѣтъ, братiя, нѣтъ. Напротивъ мы со страхомъ и трепетомъ будемъ воспѣватъ и прославлять Божественныя страсти Спасителя Христа Бога нашего, измѣняясь добрымъ измѣненiемъ, и сораспинаясь съ нашимъ Владыкою, то повиновенiемъ и отсѣченiемъ своей воли, то удаленiемъ плотскихъ наслажденiй и худыхъ пожеланiй. Для сего посмотримъ, сколь многое понуждаетъ и побуждаетъ насъ къ любви Божiей. Ибо кто изъ насъ по любви къ другу своему вверженъ былъ въ темницу, или захотѣлъ умереть за возлюбленнаго своего? Но благiй нашъ Богъ не одну или двѣ, но многiя и безчисленныя страсти изволилъ претерпѣть ради насъ, осужденныхъ. Помышляя это, блаженный Павелъ истинно сказалъ: извѣстихся, яко ни самая смерть, ни животъ, ни Ангели, ни начала, ниже силы всѣхъ Ангелъ, ни настоящаго времени дѣла, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божiя, яже о Христе Iисусѣ (Рим. 8, 38, 39). Ибо такую любовь къ намъ Богъ показалъ, яко и Сына Своего единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Iоан. 3, 16). Посему и святые желали принести нѣкое воздаянiе Богу за столь великую любовь, которую Онъ имѣетъ къ намъ; а такъ какъ они не имѣли что принести, то одни принесли кровь свою, т, е., мученики; другiе изнурили и изсушили тѣло свое постомъ и иными подвижническими трудами, т, е., преподобные и праведные; а иные роздали имѣнiе свое въ милостыню, воспѣвая съ Божественномъ Давидомъ: что воздамы Господеви о всѣхъ яже воздаде намъ (Псал. 115, 3)? Будемъ и мы, братiя, всегда повторять сiи слова, служа Ему съ ненасытною любовiю и желанiемъ души нашей, повседневно прилагая тщанiе и усердiе въдѣлахъ нашего спасенiя, дабы намъ со Святыми содѣлаться наслѣдниками вѣчныхъ благъ, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.
|