Студопедия — Muse. Butterflies and Hurricanes
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Muse. Butterflies and Hurricanes

1 Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10-ти т. 2-е изд. Т. 7. М., 1958, с. 307.

1 Греков Б. Д. Автор «Слова о полку Игореве» и его время. — Историк-марксист, 1938, кн. 4, с. 10.

2 Свод параллелей к отдельным местам «Слова» см. в кн.: Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968. Библиографические сведения о работах других упомянутых здесь авторов см. ниже в подстрочных примечаниях.

1 Об отсутствии в Древней Руси стихотворства и лирики, потребности в которых удовлетворялись по преимуществу фольклором, фольклорной лирической песнью, см.: Лихачев Д. С. Система литературных жанров Древней Руси. — В кн.: Славянские литературы. Доклады советской делегации. V Международный съезд славистов. София, сентябрь 1963 г. М., 1963, с. 47—70.

2 Еремин И. П. «Слово о полку Игореве» как памятник политического красноречия Киевской Руси. — В кн.: «Слово о полку Игореве». Исследования и статьи. М. — Л., 1950, с. 111.

1 См. в наст. изд.: Устные истоки художественной системы «Слова», с. 182—229.

2 Mazon A. Le Slovo d’lgor. Paris, 1940, p. 160—163, 76—77 etc.

1 В последующее время это положение несколько меняется, особенно если произведение бывало посвящено крупнейшим историческим событиям — таким, например, как Куликовская победа.

1 Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975, с. 218—220.

1 Робинсон А. Н. «Слово о полку Игореве» и героический эпос средневековья. — «Вестник АН СССР», 1976, № 4, с. 104—112. В этой статье вопрос о близости «Слова» и «Песни о Роланде» рассмотрен с наибольшей широтой в культурологическом аспекте; там же библиография вопроса.

1 Близость «Слова о полку Игореве» и «Слова о погибели» была отмечена во многих работах. Обстоятельнее всего вопрос о принадлежности обоих произведений к «одной поэтической школе» освещен в работе А. В. Соловьева «New traces of the Igor’ tale in old Russian literature» («Harvard Slavic Studies», v. I. Cambridge Mass., 1953).

1 Аналогичное древнерусскому возрождение язычества в XII в. в Западной Европе отмечают ряд исследователей (Seznec. La survivance des dieux antiques. London, 1940; Vries J. De Skaldenkenningen metmythologischen Inhould. Haarlem, 1934). Р. О. Якобсон отмечает общее условие этого «возрождения»: язычество перестало быть опасным для христианства (The Puzzles of the Igor’ Tale on the 150 th anniversary of its first edition. — Speculum, 1952, January, c. 57). В своей работе «О закономерностях развития восточнославянского и европейского эпоса в раннефеодальный период» (в кн.: Славянские литературы. VII Международный съезд славистов. Варшава, август 1973 г. М., 1973, с. 217 и след.) А. Н. Робинсон рассматривает древнерусские и половецкие пережитки язычества в «Слове» как явления архаические для XII в. и вместе с тем приписывает им реально-идеологическое значение. Я настаиваю на том, что пережитки эти были типичны для XII—XIII вв. (см. дальше изложение взглядов В. Л. Комаровича) и частично являлись для автора «Слова» явлениями эстетического порядка.

1 Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914 (см. главы: «Два взгляда на язычество у древнерусских книжников» и «Боги в «Слове о полку Игореве» и новый взгляд древних книжников на язычество»).

2 См.: Комарович В. Л. Культ Рода и Земли в княжеской среде XII в. — ТОДРЛ, т. XVI. М. — Л., 1950, с. 84—104.

3 Mazon A. Le Slovo d’lgor, с. 62. О слове «внук» см.: Лотман Ю. М. «Слово о полку Игореве» и литературная традиция XVIII—XIX в. — В кн.: «Слово о полку Игореве» — памятник XII века. М. — Л., 1962, с. 372—373.

4 Повесть временных лет. Часть вторая. Серия «Литературные памятники». М. — Л., 1950, с. 249—250.

1 А. В. Соловьев считает, что часть, посвященная в «Слове» Всеславу Полоцкому, внесена автором «Слова» — придворным певцом Святослава Киевского; последний был женат на Марии Васильевне Полоцкой, правнучке Всеслава (см.: Политический кругозор автора «Слова о полку Игореве». — Исторические записки, 25. М., 1948).

2 См. подробнее: Лихачев Д. С. Человек в литературе древней Руси. М., 1958, с. 130—131.

3 Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь, с. 107—109.

1 Повесть временных лет. Часть первая. Текст и перевод. Серия «Литературные памятники». М. — Л., 1950, с. 64.

2 Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка. — Изв. ОРЯС, т. X. [СПб.], 1861—1864, с. 553.

1 Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского. — ТОДРЛ, т. XIII. М. — Л., 1957, с. 416.

1 Повести о Куликовской битве. Издание подготовили М. Н. Тихомиров, В. Ф. Ржига, Л. А. Дмитриев. Серия «Литературные памятники». М., 1959, с. 64.

1 Бодянский М. Кирилл и Мефодий. — ЧОИДР, 1863, кн. 2, с. 3.

2 Зарубин Н. Н. Слово Даниила Заточника по редакциям XII—XIII вв. М., 1932, с. 4.

3 Русские достопамятности, издаваемые Обществом истории и древностей российских при Московском университете, ч. I. М., 1815, с. 70.

1 Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского. — ТОДРЛ, т. XV, М. — Л., 1958, с. 332.

2 Там же, с. 334.

3 Там же, с. 340—341.

4 Там же, т. XIII, с. 411.

5 Пономарев А. И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, вып. III. СПб., 1897, с. 93—94.

1 Григориа, архиепископа российского, похвально иже в святых отца нашего Еуфимиа, патриарха Тръновского. — В кн.: Kałuźniacki Emil. Aus der panegyrischen Litteratur der Südslaven. Wien, 1901, с. 29.

2 Там же, с. 41.

1 Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского. ТОДРЛ, т. XIII, с. 415.

2 Там же, т. XV, с. 336.

3 Там же, с. 344.

1 Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского. — ТОДРЛ, т. XV, с. 340.

2 Jakobson R. L’authenticité du Slovo. — La Geste du prince Igor’, c. 292—293; The Puzzles of the Igor’ tale... — Speculum, 1952, January, c. 62—63.

1 Повести о Куликовской битве, с. 9 (реконструкция текста «Задоншины» В. Ф. Ржиги).

1 Flaker Aleksandar. Stilske formacije. Zagreb, 1976; Flaker A. Stilistic Formation. — Neohelicon, 1975, 1—2, с. 183—207.

1 Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского. — ТОДРЛ, т. XV. М. — Л., 1958, с. 331.

1 Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. Серия «Литературные памятники». М. — Л., 1958, с. 9. Слова и напев этого вступления к былине о Соловье Будимировиче замечательно использованы Н. А. Римским-Корсаковым в опере «Садко».

1 Мансикка В. Житие Александра Невского. СПб., 1913, с. 42.

1 Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском. Тексты. — ТОДРЛ, т. VII. М. — Л., 1949, с. 298.

1 Ср.: «Вопросы, от скольких частей создан бысть Адам». — В кн.: Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы, т. II. М., 1863, с. 439, 443—444.

2 Здесь и далее при цитировании «Шестоднева» листы указываются в тексте в скобках (примеч. В. П. Адриановой-Перетц. — Д. Л.).

1 Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968, с. 28—29, 118, 144.

1 См.: Афанасьев А. А. «Древо жизни и лесные духи». — В кн.: Афанасьев А. А. Древо жизни. М., 1982, с. 214—227.

1 Забелин И. Е. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900, с. 29.

1 Под общим владением в крестьянском быту я понимаю общинное землевладение, в княжеском — общее владение Русской землей единым княжеским родом, восходящим к единому прадеду — Рюрику. Именно это сознание делало возможным передвижение князей из княжества в княжество путем «лествичного восхождения». Князь поэтому одновременно и связан со своим княжеством, и не связан с ним, переходя путем наследования с менее важного стола на более важный как «совладелец» Русской земли.

1 Средневековый историзм как характерная черта древнерусской литературы был впервые отчетливо отмечен в «Заключении» второй части второго тома «Истории русской литературы» (М. — Л., 1948, с. 428—432); историзм как черта древнерусской живописи отмечен с большою подробностью в интереснейшей по обилию наблюдений книге Г. К. Вагнера «Проблема жанров в древнерусском искусстве» (М., 1974, с. 82—122). О сюжетной связи древнерусской живописи с литературой говорится у меня в книге «Поэтика древнерусской литературы» (Л., 1967, с. 24—39).

1 О культе предков в княжеской среде XI—XIII вв. см. превосходное исследование В. Л. Комаровича «Культ Рода и Земли в княжеской среде XI—XIII вв.» (ТОДРЛ, т. XVI. М. — Л., 1960).

1 Понятие «главный» — относительно. В общественном аспекте главными следует признать исторические жанры: летописи и исторические повести.

1 Еремин И. П. Литература Древней Руси (Этюды и характеристики). М. — Л., 1966, с. 144—163.

1 См. наст. изд., с. 197 и сл.

1 Молитва святого Феодосия Печерьскаго за вся крестьяны. — Цит. по кн.: Буслаев Ф. Историческая христоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861, стб. 91.

2 Цит. по кн.: Буслаев Ф. Историческая христоматия... стб. 96—97.

1 Подробнее об этом см. наст. изд., с. 288—292.

1 Цит. по кн.: Буслаев Ф. Историческая христоматия... с. 84—85.

2 Изборник 1076 года. Издание подготовили В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина, В. Г. Демьянов, Г. Ф. Нефедов. М., 1965, с. 151.

1 Хронограф БАН, 45.13.4; см.: Истрин В. М. Хронограф Академии наук 45.13.4 — В кн.: Летопись Историко-филологического общества при Новороссийском университете, т. XIII. Одесса, 1905, с. 330.

2 Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Под ред. А. И. Пономарева. Вып. I. СПб., 1894, с. 39.

1 См. также соображения Л. А. Дмитриева о том, что само название реки Каялы происходит от глагола «каяти» (Дмитриев Л. А. Глагол «каяти» и река Каяла в «Слове о полку Игореве». — ТОДРЛ, т. IX. М. — Л., 1954).

2 Аналогичные сравнения битвы с земледельческими работами имеются в «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия (были указаны А. С. Орловым в кн. «Слово о полку Игореве» 2-е изд. М. — Л., 1946, с. 41), в «Александрии» и в «Слове Иоанна Златоуста в неделю всех святых» (последнее указано в книге: Ѣорѣе Трифуновиѣ. Српски средневековни списки о кнезу Лазару и Косовском боју. Крушевац, 1968, с. 357).

1 Никольский Н. К. О древнерусском христианстве. — Русская мысль, 1913, кн. 6, с. 12—14.

2 Приселков М. Д. Борьба двух мировоззрений. — Россия и Запад. Исторические сборники под ред. А. И. Заозерского, т. 1. Пб., 1923, с. 36—56.

1 Повесть временных лет. Часть первая. Текст и перевод. Серия «Литературные памятники». М. — Л., 1950, с. 156.

2 Лихачев Д. С. Етическата система на Владимир Мономах. — Език и литература, 1966, кн. 4, с. 10 и след.

1 Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского. — ТОДРЛ, т. V. М. — Л., 1947, с. 174.

2 Архиепископ Вениамин. Новая Скрижаль. Часть 1. 9-е изд. [Б. м., б. г.], с. 69.

1 Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского, с. 177, 178—179.

2 Там же, с. 179.

3 Müller L. Des Metropoliten Ilarion Lobrede. Wiesbaden, 1962, с. 126.

1 Müller L. Des Metropoliten Ilarion Lobrede, 1962, с. 124.

2 Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971; Робинсон А. Н. Русская земля в «Слове о полку Игореве». — В кн.: Робинсон А. Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья. XI—XIII вв. Очерки литературно-исторической типологии. М., 1980, с. 219—241.

1 Цитирую по переводу с латинского А. В. Соловьева (Политический кругозор автора «Слова о полку Игореве». — Исторические записки, 25. [М.], 1948, с. 98).

1 Соловьев А. В. Политический кругозор автора «Слова о полку Игореве», с. 73.

1 Вяземский П. Замечания на «Слово о полку Игореве». СПб., 1875; Исследования о вариантах. СПб., 1887.

2 Огоновський О. «Слово о полку Игореве» — поетичний памятник руської письменності XII в. Львів, 1876; Буслаев Ф. Историческая христоматия древнерусской литературы. М., 1861, стб. 611.

1 Песнь о походе Игоря. — «Украинец», 1859, кн. I, с. 109, примеч. 38.

2 Соловьев А. В. Политический кругозор автора «Слова о полку Игореве»..., с. 84.

1 ПСРЛ, т. XI, 1889, с. 99; т. XVIII, 1913, с. 172.

1 См.: Слово о полку Игореве. Серия «Литературные памятники». М. — Л., 1950, с. 450—452.

1 Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 441—442.

1 Греков Б. Д. Киевская Русь. М. — Л., 1944, с. 288.

1 Вряд ли автор «Слова» настолько различал и ставил в один ряд Киев и киевский стол, что мог упомянуть именно о них в словах «отъ нихъ», слишком неточно соединенных для этого в целом изумительно точного в выборе выражений произведения.

1 Мавродин В. В. Очерки истории Левобережной Украины. Л., 1940, с. 167.

1 Срезневский И. И. Древние памятники русского языка и письма. — Изв. ОРЯС, т. X. [СПб.], 1861—1864, с. 551—578.

1 Исторический журнал, 1940, № 2.

2 Данилевич В. Очерк истории Полоцкой земли до конца XVI ст. — Киевские университетские известия, т. 61, с. 65, 80; Леонардов Д. С. Князь Всеслав Полоцкий и его время. — Полоцко-Витебск. старина. Витебск, 1913, вып. 3, с. 127—133; Пассек В. Княжеская и докняжеская Русь. — ЧОИДР, т. III. М., 1870, с. 47—48; Алексеев Л. В. Полоцкая земля. М., 1966.

3 Беляев И. Д. Рассказы из Русской истории. М., 1872, кн. IV. История Полотска, с. 315—316.

4 Шахматов А. А. Разыскания..., с. 628.

5 Там же, с. 457

1 Мавродин В. В. Очерки истории Левобережной Украины, с. 192.

1 Соловьев А. В. Политический кругозор автора «Слова о полку Игореве», с. 75.

1 Эта точка зрения высказана И. У. Будовницем: Идейное содержание «Слова о полку Игореве». — Изв. АН СССР. Серия истории и философии, 1950, № 2, с. 154—156.

1 Чернышевский Н. Г. Рецензия на книгу «Областные учреждения России в XVII в. Соч. Б. Чичерина. М., 1856». — Полн. собр. соч., т. 3. М., 1947, с. 570.

1 О древнерусских понятиях «честь» и «слава» имеется следующая работа: Лотман Ю. М. Об оппозиции «честь» — «слава» в светских текстах Киевского периода. — Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та, вып. 198. Труды по знаковым системам, т. 3. Тарту, 1967, с. 100—112. Ю. М. Лотман предлагает строго различать эти понятия. Не вдаваясь здесь в оценку правильности этого разделения и противопоставления, отмечу только, что в данном нашем рассуждении оно нам не нужно.

1 Приселков М. Д. Летописание Западной Украины и Белоруссии. — Учен. зап. ЛГУ. Серия Исторические науки, вып. 7, Л., 1941, с. 10—11.

1 Ср. «иде в Русь архиепископ Нифонт с лучшими мужи» (Новг. I лет., под 1135 г.); «бежащю же Святославу из Новагорода идущю в Русь к брату» (Лавр. лет., под 1141 г.).

1 Ср. похвальбу Игоря и Всеволода в рассказе Лаврентьевской летописи о походе Игоря: «... сами поидоша о собе рекуше: „мы есмы ци не князи же? поидем, ты же собе хвалы добудем“» (Лавр. лет., под 1186 г.).

1 На это обстоятельство обратил мое внимание в частной беседе И. У. Будовниц.

2 Соловьев А. В. Политический кругозор автора «Слова о полку Игореве», с. 74.

1 Мавродин В. В. Очерки истории Левобережной Украины, с. 146. Ср. также характеристику «кметей», которую дает В. В. Мавродин в другом месте своей работы: «Кмети — мелкие зажиточные хозяйчики, превращающиеся или уже превратившиеся в феодалов. У западных славян термин «кмет» означает служилого однодворца, в Сербии — начальника, старосту, на Украине — зажиточного крестьянина. Но даже если не все кметы уже стали феодалами, то путь один — к служилому люду, землевладельцу, феодалу типа позднейшего «комонства», «всадников», мельчайшего дворянства. Поэтому кметы, генетически связанные с земским мельчайшим боярством, стремясь к укреплению своей власти и обогащению, пытаются добиться этого, опираясь на князя и входя в его дружину. Так по крайней мере было в Северской земле» (там же, с. 154).

1 Мавродин В. В. Очерки истории Левобережной Украины, с. 146.

2 Там же, с. 148—149.

1 Пресняков А. Е. Лекции по русской истории, т. 2, вып. 1. М., 1939, с. 45.

1 Пастернак Я. Галицька катедра у Крилосі. Выдбитка із «Зап. наук. ім. Шевченка. У Львові» (1937). Ср: Его же. Старый Галич. Л., 1944.

1 Кроме этих трех сыновей Мстислава Изяславича, был еще Владимир, но он умер значительно раньше. Год смерти Святослава точно не известен. В генеалогических таблицах ошибочно указывается год смерти Святослава — 1171 (у С. М. Соловьева, М. С. Грушевского и их предшественников), однако в Ипатьевской летописи Святослав Мстиславич упоминается под 1173 г. (о том, что год смерти Святослава неизвестен, говорит и М. С. Грушевский (історія Украниіни — Руси, т. II. Л., 1905, с. 366). Мысль о том, что под «тремя Мстиславичами» разумеются три сына Мстислава Изяславича, подсказана мне Ив. М. Кудрявцевым.

1 Пресняков А. Е. Лекции по русской истории, т. 2, вып. 1, с. 23—24.

1 Робинсон А. Н. О закономерностях развития восточнославянского и европейского эпоса в раннефеодальный период. — В кн.: Славянские литературы. VII Международный съезд славистов. Варшава, август 1973 г. М., 1973, с. 192 и 193.

1 Маркс К. Письмо к Энгельсу от 5 марта 1856 года. — Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд. Т. 29, с. 16.

1 Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV—XV вв. Л., 1938. Следует учесть, что существование Владимирского полихрона М. Д. Приселков отрицает и относит Владимирско-Суздальские известия Ипатьевской летописи к Владимирско-Суздальскому своду 30-х годов XIII в.

1 Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV вв. Л., 1940, с. 49 и сл.

2 Там же.

1 Ипат. лет., под 1196 г. Все летописные цитаты далее по этой летописи.

1 Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV вв., с. 50.

2 Там же, с. 51.

1 Приселков М. Д. История русского летописания, с. 51.

2 См. об этом: Орлов А. С. «Слово о полку Игореве». М. — Л., 1938, с. 164; Приселков М. Д. «Слово о полку Игореве» как исторический источник. — Историк-марксист, 1938, № 6.

1 Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV вв., с. 67.

1 Пресняков А. Е. Лекции по русской истории, т. 1, 1938, с. 239.

2 См. об этом подробно в работе В. В. Мавродина «Очерки истории Левобережной Украины» (Л., 1940, с. 210—211).

3 Соловьев С. М. История России. Изд. 2-е. Т. 2, гл. 6, с. 531.

1 Как предполагает Лященко (Этюды о «Слове о Полку Игореве». — Изв. ОРЯС, т. XXXI, 1926), именно в 1180 г. была условлена между Кончаком и Игорем свадьба сына Игоря Владимира на дочери Кончака. Вот почему еще в 1183 г. Кончак именуется «сватом» Игоря, хотя свадьба состоялась лишь в 1185 г. Свойством и дружбой с Кончаком, очевидно, объясняется та сравнительная свобода, которой пользовался Игорь в плену: «Волю ему даяхуть: где хочет, ту ездяшеть и ястребом ловяшеть, а своих слуг с 5 и с 6 с ним ездяшеть; сторожеве же те слушахуть повеленое им. Попа же бяшеть привел из Руси к собе, со святою службою» (Ипат. лет., под 1185 г.).

1 Приселков М. Д. «Слово о полку Игореве» как исторический источник. Ю. А. Лимонов в книге «Летописание Владимиро-Суздальской Руси» (Л., 1967, с. 12) ставит под сомнение мое утверждение, что в основе летописного рассказа о походе 1185 г. Ипатьевской и Лаврентьевской летописей, то есть «Летописца Игоря Святославича», лежит изложение Переяславской летописи. Ю. А. Лимонов ссылается на исследование А. Н. Насонова (Об отношении летописания Переяславля Русского к киевскому (XII век). — Проблемы источниковедения, т. 8. М., 1959, с. 471), где якобы утверждается, что в статьях 60—80-х гг. XII в. Лаврентьевской летописи лежит киевский источник, но до 1157 г.

Однако в последующем повесть 1169 г. о подвиге Михалки и повесть 1186 г. о походе Игоря А. Н. Насонов как раз также считает переяславскими. С этой ошибкой в изложении взглядов А. Н. Насонова вслед за Ю. А. Лимоновым в целом соглашается и Б. А. Рыбаков (Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 14).

1 Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV вв., с. 64.

2 Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв., с. 131.

3 Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., 1980, с. 339—343.

1 Ср. аналогичное выражение в «Слове о полку Игореве».

2 Памятники древней письменности, т. XCVIII, с. 18.

3 Там же.

1 Приселков М. Д. «Слово о полку Игореве» как исторический источник, с. 119.

2 Там же.

3 Там же, с. 119—120.

1 Приселков М. Д. «Слово о полку Игореве» как исторический источник, с. 119.

2 Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV вв., с. 52.

3 Орлов А. С. «Слово о полку Игореве», с. 69.

4 Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV вв., с. 52.

1 Максимович М. Песнь о полку Игореве, переведенная на украинское наречие Михайлом Максимовичем. Киев, 1857, с. VII.

2 Орлов А. С. «Слово о полку Игореве», 1946, с. 107.

3 «Слово о полку Игореве». Под ред. Н. К. Гудзия. Л., Советский писатель, 1938, с. 342—343.

4 Комментарии к тексту «Слова» В. Ф Ржиги и С. К. Шамбинаго. — В кн: «Слово о полку Игореве». Л., Academia, 1934, с. 267—268.

5 «Слово о полку Игореве». Вступ. статья и примеч. Г. Шторма. М., Детгиз, 1934, с. 76.

6 «Слово о полку Игореве». Перевод и примеч. А. Югова М., 1945, с. 128.

7 Кудрявцев Ив. М. Заметка к тексту «С тоя же Каялы Святоплъкъ...» в «Слове о полку Игореве». — ТОДРЛ, т. VII. М. — Л., 1949, с. 407—409.

1 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Под ред. А. Н. Насонова. М. — Л., 1950, с. 24.

2 Точные даты могли быть исчислены известным новгородским математиком и автором канонических «Вопрошаний» Кириком, как раз в это время работавшим в Новгороде (его «Вопрошания» обращены к Нифонту — новгородскому архиепископу, противнику Святослава).

1 Янин В. Л. Берестяные грамоты и проблема происхождения новгородской денежной системы XV в. — В кн.: Вспомогательные исторические дисциплины, т. 3, Л., 1970, с. 172.

2 Там же, с. 167.

3 Мавродин В. В. Очерки истории Левобережной Украины, с. 267.

4 См. подробнее: Рыбина Н. А. Готский раскоп. — В кн.: Археологическое изучение Новгорода. М., 1978, с. 197—226.

1 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, с. 39.

2 Толкование этого неясного места см.: Сыромятников С. Н. Древлянский князь и варяжский вопрос. СПб., 1912, с. 10—13.

3 См. Срезневский И. И. (т. I, с. 194) со ссылкой на словарь Дюканжа. Толкование готских дев как дев северных го́тов см. в ст.: Салмина М. А. Из комментария к «Слову о полку Игореве». — ТОДРЛ, т. XXXVI. Л., 1981, с. 228—229.

4 «Тогда же, на вербьницю приидоша Латина под Цесарьград в бусах» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, под 1204 г., с. 246). Ср. под 1419 г. в той же новгородской I летописи: «Того же лета, пришед Мурмане воиною в 500 человек, бусах и в шнеках» (там же, с. 411).

1 Как известно, «слава Ярослава» связывалась и в XV в. с новгородскими вольностями, «грамотами Ярослава» (по преданию, дарованными Новгороду Ярославом Мудрым) и с «Русской Правдой».

1 О «Пирогоще» см. с. 270—287 наст. изд.

2 См. точку зрения Лященко в кн.: Этюды о «Слове о полку Игореве». — Изв. ОРЯС, т. XXXI, 1926, с. 157.

3 См. там же, с. 152—153. Лященко приводит примеры стилистических совпадений для доказательства зависимости «Слова» от летописи.

1 См. Лященко. Этюды о «Слове о полку Игореве», с. 157.

2 Мы не уточняем здесь ряд сложных вопросов, связанных с временем и местом создания «Слова о полку Игореве», они не могут быть освещены, хотя бы и поверхностно, в настоящей главе — иной по теме.

3 Ср., например, взгляд, высказанный М. Д. Приселковым: «Можно думать, что, когда просьба императора о помощи, обращенная к русским князьям зимою 1186—1187 г. в ожидании предстоящих грозных встреч с половцами весной и летом 1187 г., осталась без отклика, причем киевский князь ссылался при этом на «непособие» ему князей, «Слово» могло быть использовано как агитационно-политическое средство, как призыв, рассчитанный на то, чтобы затронуть ратные струны князей и их дружинных кругов» (Приселков М. Д. «Слово о полку Игореве» как исторический источник, с. 193).

1 Житие Александра Невского в псковской редакции.

1 См. подробнее: Лихачев Д. О летописном периоде русской историографии. — Вопросы истории, 1948, № 9, с. 28 и след.

2 О фольклорном диалоге в летописи см.: Лихачев Д. С. Русские летописи. Л., 1947, с. 132 и след.

1 Об отрицательном отношении летописцев ко всякого рода вымыслам см. мою статью «О летописном периоде русской историографии» (с. 23—24).

1 История русской литературы, т. 1. М. — Л., 1941, с. 303 (автор раздела об этой повести — В. П. Адрианова-Перетц).

1 Орлов А. С. Об особенностях формы русских воинских повестей. — ЧОИДР. М., 1902.

1 Арциховский А. В. Русское оружие X—XIII вв. — Доклады и сообщения Историч. ф-та МГУ, вып. 4. М., 1946, с. 13.

2 Там же.

3 Ср. противоположное утверждение А. С. Орлова, считавшего это сравнение «греческой по происхождению формулой» (О некоторых особенностях стиля великорусской исторической беллетристики XVI—XVII вв.). — Изв. ОРЯС. СПб., 1904, кн. 4, с. 367.

1 Арциховский А. В. Русское оружие X—XII вв., с. 10.

2 Паремийное чтение о Борисе и Глебе. — В кн.: Жития Бориса и Глеба. Под ред. Д. И. Абрамовича. Пг., 1916, с. 117.

1 История культуры Древней Руси, т. 1. Л., 1949, с. 413.

1 Значение слова «тутнетъ» — гудит под копытами лошадей — см. в одной из «Повестей о Мамаевом побоище»: «великия силы придоша, яко и земля тутнаше...» (следовательно, «тутнет» земля от движения войска).

1 В связи с таким пониманием выражения «стязи глаголютъ» следует несколько иначе ставить знаки препинания в этом месте, чем это принято в последних изданиях: «Стязи глаголютъ — половци идуть». Дальше начинается новая фраза: «Отъ Дона, и отъ моря, и отъ всѣхъ странъ рускыя плъкы оступиша».

1 Арциховский А. В. Русское оружие X—XIII вв., с. 11.

1 А. В. Арциховский пишет: «...копье на Руси предназначалось не для метания, а для удара. Метательное оружие... называлось иначе (сулица. — Д. Л.). Только в виде исключения, да и то в предыдущую эпоху, в X в. упоминается метание копья: «...суну копьем Святослав древляны, и копье летѣ сквозѣ уши коневи, удари в ноги коневи, бе бо детеск. И рече Свенелд и Асмолд: князь уже почал; потягните, дружина, по князе». Здесь метание копья мальчиком князем есть своего рода обряд, которым начинается бой» (Арциховский А. В. Русское оружие X—XIII вв., с. 11—12).

2 Иосиф Флавий: «И камень метаху пороками, и сулицы из лук пущаеми шумяху» (место не переводное, а русское). — В кн.: Барсов Е. В. «Слово о полку Игореве» как художественный памятник киевской дружинной Руси, т. I. М., 1887, с. 244.

3 История культуры Древней Руси, т. 1, с. 404 и сл.

1 ТОДРЛ, т. VI. М. — Л., 1948, с. 226.

2 Там же, с. 228, 229, 231.

1 Каргер М. К. Резюме доклада «Архитектурный ансамбль Ярославова города в свете археологических исследований», прочитанного в Ленинградском отделении Института истории материальной культуры АН СССР 18 июня 1949 г. (рукопись). Подробнее о Золотых воротах см. у него же: «Древний Киев», т. 2, М. — Л., 1961, с. 237—249.

1 «...И не сме затворитися в Киеве один» (Ипат. лет., под 1174 г.); «и затвори все кыяны» (Ипат. лет., под 1174 г.); «затворися в городе» (Ипат. лет., под 1175 г.); «отвори град» (Лавр. лет., под 1186 г.); «затвори город» (Ипат. лет., под 1288 г.).

1 Лихачев Д. С. Необходимые разъяснения. — Русская литература, 1976, № 4, с. 103—104.

1 В «Материалах для Словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского слово «обида» имеет только значения: «обида», «оскорбление», «ссора» и «вражда».

1 Срезневский И. Материалы для Словаря древнерусского языка, т. II. СПб., 1902, с. 503.

1 Небезынтересно отметить, что подобно тому как в соколиной охоте главное эстетическое удовольствие доставляла быстрота полета сокола, так и в охоте с пардусом (гепардом) привлекала быстрота его передвижений — прыжков. В «Повести временных лет» знаменитое сравнение Святослава с пардусом идет именно в этом направлении: «легъко ходя, аки пардусъ».

2 Из реального комментария к «Слову о полку Игореве». — ТОДРЛ, т. VI, с. 119—121.

3 Там же, с. 122—123.

1 Кудряшов К. В. Половецкая степь. М., 1948, с. 117.

1 Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. М. — Л., 1938, с. 161.

2 Русская историческая библиотека, т. XXXI. СПб., 1914, с. 123.

1 ТОДРЛ, т. VI, с. 231.

2 Там же, с. 230.

3 Там же, с. 239.

4 Там же, с. 230.

1 См. подробнее: Лихачев Д. С. Черты подражательности «Задонщины». (К вопросу об отношении «Задонщины» к «Слову о полку Игореве».) — Русская литература, 1964, № 3, с. 84—107.

1 Лихачев Д. С. Русский посольский обычай XI—XIII вв. — Исторические записки, 1946, т. 18, с. 42—55; его же. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М. — Л., 1947, с. 114—144 (текст в книге сокращен сравнительно с текстом статьи).

1 См.: Адмони В. Г. Скальды при дворе конунгов. — ТОДРЛ (печатается).

2 Рыбаков Б. А. Русские летописи и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 277 и след.

1 Демкова Н. С. Проблемы изучения «Слова о полку Игореве». — В кн.: Чтения по древнерусской литературе. Ереван, 1980, с. 58 и след. Частично повторы в «Слове» рассмотрены и в статье Н. С. Демковой «Повторы в «Слове о полку Игореве». (К изучению композиции памятника)». — В кн.: Русская и грузинская средневековые литературы. Л., 1979, с. 59 и след.

1 Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., 1980, с. 294.

2 Там же, с. 322.

1 Указательное местоимение «ту» встречается и в других перечислениях в «Слове»: «ту ся копиемъ приламати, ту ся саблямь потручяти». Прямая цель этого перечисления — подчеркнуть ожесточенность наступающей битвы.

1 Иного мнения (более строгого разграничения и противопоставления «чести» и «славы») придерживается Ю. М. Лотман (см. с. 114 наст. изд.).

1 См. Виноградова В. Л. Словарь-справочник «Слова о полку Игореве», вып. I. М. — Л., 1965, с. 60—61.

1 См.: Виноградова В. Л. Словарь-справочник «Слова о полку Игореве», вып. 1, с. 51—54.

1 См. именно такое толкование «Каялы» в работе: Дмитриев Л. А. Глагол «каяти» и река Каяла в «Слове о полку Игореве». — ТОДРЛ, т. IX. М. — Л., 1953, с. 36.

1 Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., 1980, с. 340.

1 Филин Ф. П. Лексика русского литературного языка древнекиевской эпохи. Л., 1949, с. 140.

1 Срезневский И. Материалы для Словаря древнерусского языка, т. II. СПб., 1902, с. 905.

2 Памятники древней письменности. СПб., 1885, с. 3.

1 Для проверки значений слов «передняя» и «задняя» я пользовался картотекой «Исторического словаря русского языка» Института русского языка АН СССР.

1 Цитирую по первому, мусин-пушкинскому изданию. Обычная поправка «славию» из «славы» не вызывается необходимостью и противоречит, как это показала В. П. Адрианова-Перетц, тексту «Задонщины» («Задонщина». — ТОДРЛ, т. VI. М. — Л., 1948, с. 219).

1 Повесть временных лет. Часть первая. Текст и перевод. Серия «Литературные памятники». М. — Л., 1950, с. 61—62.

2 Там же, с. 158.

1 Слово Иоанна Дамаскина «О свете, и огни, и светилницех» см. в декабрьском томе «Великих четьих миней» Макария в кн.: Памятники славяно-русской письменности, изданные Археографическою комиссиею. М. 1901, за декабрь, с. 179—186.

2 Там же, с. 720.

1 Ангелов Боню Ст. Климент Охридски — автор на общи служби. — В кн.: Константин — Кирил Философ. Юбилеен сборник по случай 1100-годишнината от смъртта му. София. 1969, с. 237—259. «Служба» издана по рукописи Минеи 1435 г., сербской редакции, Софийской народной библиотеки, № 122.

2 Главный из них: Робинсон А. Н. Солнечная символика в «Слове о полку Игореве». — В кн.: — Памятники литературы и искусства. XI—XVII вв. М., 1978, с. 7—58.

1 Наиболее простая классификация этих толкований с приведением важнейшей литературы в старой работе Н. И. Новосадского (Аристотель. Поэтика Л., «Academia», 1927, с. 15—20, 111—113). Последний обзор вопроса в прекрасной книге: Ničev Alexandre. L’énigme de la catharsis tragique dans Aristotle. Sofia, 1970.

1 Цит. по кн.: Повесть временных лет. Часть первая. Текст и перевод. Серия «Литературные памятники». М. — Л., 1950, с. 147.

2 Там же.

1 См. об этом у Н. И. Новосадского (Аристотель. Поэтика, с. 18).

1 Так, например, престол князя стоял в церкви Богородицы в Смоленске: «...и вшед Давыд в церковь Святыя Богородица и седе на столе деда своего и отца своего» (Ипат. лет., под 1180 г.). Позднее в многих главных святительских церквах сохранилась эта традиция: наряду со святительским местом бывало и царское место.

1 Впрочем, в литратуре о Пирогощей высказывалось и обратное мнение: что икона была названа Пирогощей по названию церкви. См.: Малышевский И. И. О церкви и иконе св. Богородицы под названием «Пирогоща», упоминаемых в летописях и в «Слове о полку Игореве». — Чтения в Историческом обществе Нестора летописца, кн. V, отд. II. Киев, 1891, с. 113—133.

1 Завитневич В. З. К вопросу о происхождении названия и о местоположении киевской церкви «святой Богородицы Пирогощей». — Труды Киевской духовной академии, 1891, № 1, с. 161.

1 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков, т. 1. XII столетие. М., 1961, с. 120 и след.

2 Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV вв. Л., 1940, с. 75 и след.

3 Лихачев Д. С. Русские летописи. М. — Л., 1947 (перепечатано: The Hague, 1966), с. 278 и след.

4 См.: Ипат. лет. под 1186 г.: «Святослав Всеволодичь святи церков в Чернигове святаго Благовещения, юже бе сам создал». В Новгороде-Северском известна только церковь Николы, воздвигнутая в 1086 г., и Спасо-Преображенский собор, построенный Владимиром Давидовичем между 1124 и 1139 гг. По-видимому, патрональной святыней Новгорода Северского вслед за Черниговом был храм Спаса, так же как в Москве Успенский собор в Кремле был воздвигнут вслед за Успенским собором города Владимира. Младшие города в выборе своего патрона следовали старшим.

5 Логвин Г. Н. Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль. М., 1965, с. 82.

1 В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. с. 25—49.

2 За помощь в подборке текстов, в которых Богоматерь отождествляется с градом, стеной, благодарю Г. М. Прохорова и И. И. Гумницкого.

3 Канон Великий покаянный, творение Святого Андрея, архиепископа Критского Иерусалимского, с объяснениями и примечаниями в тексте С. Е. Недумова. М., 1873.

1 Архиепископ Сергий. Полный месяцеслов Востока, т. II. Владимир, 1901, с. 296—299.

1 Успенский сборник XII—XIII вв. Издание подготовили О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. Под редакцией С. И. Коткова. М., 1971, с. 134.

1 Сборник статей в честь академика А. И. Соболевского. — Сборник ОРЯС АН СССР, т. CI. № 3. Л., 1928., с. 146.

2 Там же, с. 147.

3 На монетах количество башен не совсем ясно: шесть или семь.

4 Кондаков Н. П. Иконография Богоматери, т. II. Пг., 1915, с. 67 (ссылка Н. П. Кондакова: Wroth., pl. LXXIV, 1—2, 10—11, 15—16). Монета Андроника Палеолога (1282—1328) изображена там же на с. 72.

1 «Слово на праздник Покрова» читается в Великих четьих минеях митрополита Макария под 1 октября. Сам праздник покрова, согласно исследованию архиепископа Сергия («Полный месяцеслов Востока», т. II), установлен в России в первой половине или около начала XII в. Это подтверждается построением церкви Покрова на Нерли в 1165 г. См. об учреждении праздника покрова: Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков, т. 1. XII столетие, с. 122 и след.

1 Михаил — крестное имя Ростислава Мстиславича.

2 Завитневич В. З. К вопросу о происхождении названия и о местоположении киевской церкви «Святой Богородицы Пирогощей», с. 161.

3 Кондаков Н. П. Иконография Богоматери, т. II, с 72.

1 «В лето 6639, Мстислав ходи на Литву, и взем полон мног и воротися опять. В то же лето заложи церковь Мстислав святыя Богородица Пирогощюю» (Лавр. лет., под 1131 г.). Наиболее обстоятельный обзор литературы о местонахождении церкви Пирогощей см. в кн.: Каргер М. К. Древний Киев. Очерки по истории материальной культуры древнерусского города, т. 2. Памятники киевского зодчества X—XIII вв. М. — Л., 1961, с. 438—442. М. К. Каргер отождествляет ее с Успенской церковью на Под




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лихачев Д. С. | Холи — праздник весны и ярких красок

Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 428. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия