Студопедия — Дверь мечети в с. Тема, XII п
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дверь мечети в с. Тема, XII п







предгорья были ареной многочисленных нашествий, сопровож­давшихся истреблением жителей, грабежом и разрушениями. Но эти нашествия мало задевали Внутренний Дагестан. Там сохранялась и развивалась самобытная дагестанская культу­ра, не сходная с так называемой «восточной» — арабской, персидской или тюркской.

Архаический дагестанский орнамент характерен рядом при­знаков, которые резко отличают его от так называемого «искусства стран ислама» в Азии и от декоративного ис­кусства Европы, взращенного на традициях античности с изрядной примесью влияния вкусов все той же Азии. Черты, отличающие подлинно кавказско-горское монументально-де­коративное искусство,— геометричность начертания элемен­тов, простота, лаконичность, свободная композиция. Народам древних земледельческих культур Азии свойствен растительный орнамент: его элементы в значительной части состоят из стилизованных или натурально изображенных ве­точек, завитков, листьев, цветков, бутончиков. Старинному дагестанскому (как и вообще горнокавказскому) орнаменту эта тематика не свойственна. Как и архаический русский орнамент, он состоит из геометрических фигур: розеток раз­ных видов, треугольников, ромбов, крестов, спиралей, дву-спиралей и т. п. Эти орнаментальные фигуры происходят от символики солнечного культа древних скотоводов Восточ­ной Европы.

Азиатский орнамент сложен по начертанию и состоит из дробно прорисованных взаимосвязанных элементов. Архаи­ческий дагестанский орнамент представляет собой композиции из простых, ясных, лаконичных, раздельных фигур. В азиатском (как и в позднеевропейском) орнаменте ком­позиции симметричны, регулярны и, как правило, рамочны. Для дагестанского (как и для древнеевропейского) орнамен­та характерна нерегулярная, свободная композиция. Насмотревшись в музеях и на выставках приторно-слащавых поделок «а ля Восток», я не мог отвести восхищенного взора от этой резьбы, любовался внушительностью, силой и серьезностью этого искусства. А главное (что всегда пле­няет ценителя) — это было искусство не заимствованное, не подражательное, но подлинно свое, сугубо местное, выра­жающее собственную психологию создавшего его народа, выражающее дух не заморских стран, а здешний. Я заглянул через щель внутрь. Крыша частично обрушилась, и в помещении было достаточно светло. То, что я увидел внутри, заставило меня забыть обо всем на свете, кроме того, что я должен попасть туда. На дверях висел большой ржавый замок. Я обернулся к мальчишке. — Принеси ключ. Он обежал, вернулся.


— Ключ у бригадира, а он уехал.

Я осмотрелся. Можно перелезть через стену — ведь крыши нет. Но как взобраться наверх? А! Ведь в этом селении кто-то еще живет. А в каждом доме должна быть лестница, чтобы взбираться на крышу, потому что плоская земляная крыша требует постоянного ухода. И действительно, там, у того дома, над которым поднимается дымок, как будто видна лестница.

—Пойди туда и принеси лестницу. Быстро! Мальчишка побежал, вернулся.

— Нет лестницы.

Я схватил большой камень.

— Если ты сейчас же не принесешь лестницу, я разобью
эту дверь, и аллах тебя покарает! Или председатель колхоза!
Мальчишка побежал, принес ключ. Я вошел внутрь.
Подпирая балку полуобрушившейся крыши, среди грязи и
хлама, полузамазанные штукатуркой, стояли великолепные



 


 


76. Резьба по дереву тради­ционного стиля в Дагеста­не — ларь в жилом доме (с. Уркарах)


каменные столбы. Подобных им нет ни в Иране, ни в Грузии, нигде. И в Дагестане таких нигде больше нет. По крайней мере, теперь уже больше нет. Могучие, мощные формы. Гран­диозная капитель с клювообразными выступами — стилизован­ный образ рогатого животного. Лирообразные фигуры — сим­вол головы барана, почитавшийся у древних скотоводов. На гранях столба — византийская плетенка. Я подошел и потрогал столб рукой. Он был деревянный! Такая махина, такая мощь форм — в дереве. Эти столбы


стоят уже семьсот-восемьсот лет. Дерево — материал недол­говечный. Местами они уже подгнили. Надо сфотографировать хотя бы один столб, тот, который находится под проломом в крыше и лучше освещен. К счастью, он меньше залеплен глиняной обмазкой, хотя и замазан побелкой. Долго я со­скабливал обмазку и побелку ножом. Потом, пристроившись в углу, на куче ржавого металлолома, сфотографировал эту уникальную вещь.



 


 


77. Кафедра из мечети: резьба по дереву, получив­шая в Дагестане распростра­нение в начале XX века (Да­гестанский республиканский краеведческий музей)


Вышел наружу. Мальчишка не дождался, пока я кончу, ушел. Солнце уже спускалось к горам. За селением едва слышно журчит речка. Вокруг — немые развалины. Тишина. Я был в XII веке!

Вернувшись в Махачкалу, помчался к директору музея рас­сказать ему о своей находке, обрадовать сообщением о вели­колепном экспонате, которым может обогатиться музей. — Двери? У нас уже есть двери мечети XII века. (Это он имел в виду псевдофиленчатые двери из селения Калакорейш,


украшенные резьбой в полуперсидском-полугрузинском сти­ле.) Столбы? Но ведь они неподъемные. И, кроме того, чтобы их изъять, нужно разрушить мечеть. Местные жители будут возражать. Нужно все-таки считаться с чувствами верующих.

— Селение необитаемо. И это уже не мечеть. Там колхоз­
ный склад.

— Тем более.

— Это не склад. Там валяется ненужный хлам. И вообще это
развалина, у нее даже нет крыши. Возьмите соответствующее
письмо от руководства, поезжайте туда, и председатель кол­
хоза отдаст вам эти столбы и двери.

— Думаете, мы не ездим в горы? Посмотрите, во дворе стоит
мимбар, недавно привезли.

Во дворе стоял мимбар — деревянная кафедра, с которой мулла читает проповеди в мечети. Типичная работа начала XX века. Деревянные детали выполнены техникой, которая в Даге­стане была еще неизвестна даже в середине XIX века,— выпи­лены пилой, оструганы рубанком, обточены на токарном стан­ке,собраны столярным способом. Это произведение исскуства, приобретенное музеем, было отделано худосочной резьбой в стиле провинциального подражания искусству благословенных стран, где совершали свои деяния пророк и его сподвижники, и даже раскрашено масляными красками. Надо обратиться в общество охраны памятников истории и культуры. Два молодых человека сидели за письменными столами и оживленно беседовали. Меня встретили привет­ливо.

— Да, конечно, нужно принимать меры по охране памятников.
Но до всего руки не доходят. Одна переписка чего стоит! И,
кроме того, видите, в каких условиях мы работаем — всего од­
на комната. Да, памятники — великое дело. Знаете, во многих
селениях сейчас сооружают памятники павшим в Великую
Отечественную войну.

— Это благородное и нужное дело. Но я сейчас не о таких па­
мятниках говорю.

— Конечно, конечно. Мы различаем. Есть памятники археоло­
гии, памятники архитектуры, памятники истории и революци­
онной славы...

Пошел к министру культуры. Энергичный и обаятельный муж­чина, он тоже рассказал мне много интересного. Пошел в об­ком.

— О! Мы принимаем меры. Как раз сейчас готовимся к отчет­
но-выборной конференции общества по охране памятников.
С тех пор прошли годы. Смотрю на свои фотографии уникаль­
ных произведений средневекового искусства в горном да­
гестанском селении Тама. Сгнили они уже или пущены на

108 дрова?



78. Резной деревянный

столб мечети в с. Тама, XII в.


Из Тама в Ицари я приехал вдвоем с проводником, на лоша­дях. Дорога была трудной и долгой. Прибыли мы уже под ве­чер. Меня определили переночевать в доме бухгалтера колхо­за, а моего провожатого — где-то в другом месте. Бухгалтер оказался приветливым, мягким человеком средних лет. Назавтра он охотно показал мне достопримечательности своего селения, в том числе остатки средневекового замка, ко­торый я сам не нашел бы и не заметил, потому что они со всех сторон обстроены жилыми домами. Старинное сооружение резко отличалось от этих домов своим видом. Камни его стен — большого размера и очень гладко отесанные, даже как будто отполированные. На некоторых камнях высечены древние культовые символы. Есть надписи, которые арабисты не смогли прочесть, когда я им потом показывал фотоснимки. По шрифту надписей — XII век.

От замка осталась только, башня, да и то не вся, а лишь ее нижние три этажа. Как мне сказали, верхние два были недавно разобраны на камень. Я возмутился: «Как можно?» Мне ответили: «Хозяин, что хочет, то и делает». Башня эта была не оборонительной, а жилой. В ее нижнем эта­же находился хлев, во втором, по-видимому, сеновал, а третий был жилым. Дверь входа в третий этаж обрамлена деревян­ным наличником с резьбой, похожей на декор обрамления дверей мечети в Тама. «Это был дом уцмия»,— сказал мой гид. Действительно, согласно имеющимся данным, земля, на которой находится Ицари, принадлежала уцмию. Я вошел в помещение, которое восемьсот лет тому назад бы­ло жилищем князя Кайтага. Комната площадью 25 квадратных метров. Небольшое окно с полуистлевшей рамой. Два ками­на; видимо, на одном женщины готовили пищу, а у другого си­дели мужчины. Стены не оштукатурены — голый камень. Сум­рачно, неуютно. Да, невесело жил князь. Наверное, обилие мяса было его единственной отрадой в жизни. Впрочем, и его европейские коллеги, средневековые бароны и графы, обита­ли в таких же башнях-донжонах.

Потом уцмий переселился в Маджалис, и его вотчина превра­тилась в обычное селение, отличавшееся от других только тем, что здешние жители должны были платить ему подать. Для за­щиты от наседавших на них врагов—жителей соседнего «об­щества»— они построили на подступах к селению большую сторожевую башню.

Она круглая в плане, и в стенах ее имеется много бойниц, предназначенных для стрельбы из лука: с внутренней стороны бойницы устроена ниша, в которой может поместиться чело­век. На самом верху башни, под карнизом, едва различимая снизу, имеется надпись на камне — изречение из Корана. Эта башня была построена уже в XV веке. Она неплохо сохрани­лась, только крыши нет. Одна из немногих башен в Дагестане,


стены которой сохранились доверху. Реставрировать бы ее, восстановить крышу, междуэтажные перекрытия. Здесь мож­но было бы устроить туристский приют. А в самом селении — пансионат. Местность великолепная для отдыха горожан. У ме­стных жителей — обилие продуктов, которые некому прода­вать: город-то далеко.

Памятники старины в Ицари мне представлялись заслуживаю­щими детального исследования, но в тот момент у меня не было времени и условий для этого. Прибыв в это селение вто­рично, я счел неудобным снова стеснять гостеприимного чело­века, у которого останавливался в прошлый раз, и пошел к председателю колхоза. Но меня, очевидно, узнали. Через не­которое время пришел мой прежний хозяин, посидел с нами немного, потом сказал мне: «Пошли!»

Согласно горскому обычаю, если я однажды остановился в чьем-то доме, то впредь, будучи в этом селении, должен ос­танавливаться там же. И дети, и внуки мои. А те люди, у кото­рых я гостил, будут останавливаться у меня, и их потомки — у моих потомков. Отныне мы — кунаки, и я нанес оскорбление дому, не придя туда, где уже ночевал однажды. Меня про­стили только потому, что я был чужеземцем, не знающим местных обычаев.

Пришлось мне побывать в селении Ицари и в третий раз. Про­езжая по дороге к правлению колхоза, я увидел, как из знако­мого мне дома выбежал мальчик. Он догнал меня и, взяв ло­шадь под уздцы, сказал, указывая на свой дом: «Давай!» Я объяснил ему, что сначала должен явиться в сельсовет. Он по­нял и, указав на меня, а потом на свой дом, сказал: «Ночь!» Это означало, что ночевать я должен прийти к ним. Я кивнул, он отпустил меня, а когда вечером я пришел, оказалось, что его отец в отъезде, и мальчик с серьезным видом принял меня как гостя.

Однажды я был свидетелем такого случая. Ехал на попутной машине. Когда проезжали через какое-то селение, шофер остановил машину и ушел. Его не было минут двадцать, полча­са. Я спросил у своих попутчиков: куда ушел шофер? Мне объ­яснили, что у него здесь кунак, и поскольку он проезжает ми­мо, то должен зайти к нему.

Нам, европейцам, кажется, что кавказцы оказывают госте­приимство каждому встречному. Это не совсем так. По обы­чаю, гостя нужно принять радушно и сделать все, чтобы он был доволен. Вплоть до того, что если потребуется — защи­щать его с оружием в руках. Но не всякий пришелец считается гостем. Наоборот, чужой человек был вне закона. Его можно было обидеть, убить — это не расценивалось как преступление и не осуждалось общественным мнением. Но если кто-нибудь почему-либо отнесся к чужому как к «своему» — это меняло положение. Тогда на него распространялись правила, действу-



 


 


79. Оборонительная башня в с. Ицари, XV в.


ющие по отношению к «своим». Теперь, в наше время, когда канули в небытие времена постоянной войны всех против всех,— люди стали приветливее и не видят в чужом человеке врага. А когда-то, отправляясь в другое селение, нужно было быть уверенным, что там обеспечен прием: иметь там кунака или заранее с кем-нибудь договориться. С тех пор условия изменились, но не настолько, чтобы все для всех были безусловно «своими». Как-то в Махачкале, разгова­ривая с одним местным человеком и узнав от него, что в неко-


ем селении есть памятники старины, я сказал ему, что поеду туда. Он спросил: «А у вас там есть где остановиться?» Меня этот вопрос удивил. Мне не приходилось сталкиваться с затру­днениями на этот счет. Потом я понял, в чем дело. Ведь у меня всегда были документы, удостоверяющие, что я не досужий бродяга, а пришел по делу, что меня направили сюда. А если так, то меня уже считали «своим» и принимали за гостя. Впро­чем, и соответствующие «бумаги» не всегда производят впе­чатление.

Рассказывая все это, я вовсе не хочу сказать, что кавказское гостеприимство — миф. Нужно отдать кавказским горцам дол­жное: они, большей частью, люди приветливые и гостеприим­ные, особенно в местностях, отдаленных от культурных цент­ров.

Машина подпрыгивает на ухабах, трясет, мотает из стороны в сторону. Дорога вьется по горным склонам, петляет в объезд низин и высот, извивается серпантином на спусках и подъемах. Земледельческие террасы ступенями покрывают южные скло­ны. На крупных склонах террасы поддержаны подпорными стенками, чтобы дождями не смывало землю. Трудом многих поколений созданы эти, как их здесь называют, «поля» шири­ной в два-три метра. Пашут на них деревянной сохой, жнут серпами, а урожай собирают мизерный. Когда-то эти полоски земли представляли собой ценность: они кормили горцев. Теперь большинство их заброшено: хлеб возделывают на равнине.

Колхозам горных селений выделены пахотные земли на пло­скости, и на время сельскохозяйственных работ часть людей переезжает туда, потом они едут обратно. К зиме отары пере­гоняют на равнинные пастбища, а на лето — в высокогорье, на альпийские луга. Чабану в горах трудно: он лишен элементар­ных бытовых удобств, спит или укрывается от непогоды в ша­лаше, завернувшись в бурку; он мерзнет, не может искупать­ся, питается однообразно, а главное—на два-три месяца оторван от людей. Да и в самом селении не очень инте­ресно. Развлечений мало: бесконечные однообразные разго­воры, карты, выпивка. Раньше люди со всем этим мирились, потому что не мыслили жизнь иной, а теперь знают, что может быть иначе.

Шофер всю дорогу ругается, клянет здешнюю жизнь, грозит­ся уйти в город — да старики не пускают.

На повороте раскрывается величественная панорама: горные гряды кулисами стоят друг за другом. На переднем плане желтоватые, с зелеными пятнами растительности, за ними тем­ные, синеватые, а дальше — серо-сизые, фиолетовые, как бы невесомые в далеком мареве. Очень красиво. Чистый воздух пьянит, вольные просторы радуют душу горожанина, истоско-


вавциуюся по природе. Хорошо здесь побывать. Но жить по-тоянно... Современному человеку нужен комфорт. Нужны общение с культурой, развитые коммуникации, снабжение Мне что, я вернусь в город; а эти люди здесь останутся'. Жизнь, в горах очень изменилась по сравнению с тем, что было даже: тридцать лет тому назад, а о дореволюционном периоде и говорить нечего. Но люди сравнивают условия жизни не



 


 


80. Земледельческие расы на склонах гор



только с тем, что было когда-то, но и с тем, что есть теперь в других местах и могло бы быть здесь

Местность становится менее пересеченной, горы ниже, склоны более пологи. Справа —широкий склон с перелесками и ку­старниками, покрытый сочной травой. Это сенокосный участок (косят в горах, конечно, вручную). Если идти в этом направле­нии, тоетам, говорят, находится Калакурейш — бывшая «столи­ца» Каитагского уцмийства. Но без проводника идти нельзя — можно заблудиться. Мне советуют не слезать с машины прое-




хать до райцентра и уже оттуда, по другой дороге, как-ни­будь добраться до селения Дибгалик, рядом с которым нахо­дится Калакурейш.

До Дибгалика добрался. По ту сторону ущелья увидел знаме­нитый Калакурейш, часто упоминаемый в литературе о Даге­стане. Местные князья, уцмии, сочинили легенду о том, что они происходят из рода самого пророка. Магомет и первые халифы были из рода Курейш, и Калакурейш значит «крепость курейшитов». Но это, конечно, просто забавное совпадение на­званий. Скорее всего, «курейш» — один из вариантов древне­го местного слова, значение которого забыто. В Дагестане есть и другие селения с похожими названиями: Куруш, Карах, Ку­рах, Кура, Калакюре. Есть дагестанское имя Куруш. Между прочим, древнеперсидского царя Кира в действительности звали Куруш.

Калакурейш расположен на вершине возвышенности. Когда потом я оказался там, то увидел, что она хотя и окружена со всех сторон ущельями, но связана двумя перешейками с «большой землей». Через это место когда-то проходила доро­га из Дербента в глубинные горные районы. У дороги есть раз­валины караван-сарая (редчайшее явление в Дагестане). Из Дибгалика кажется, что возвышенность, на которой стоит Ка­лакурейш, изолирована со всех сторон, как остров. Вокруг нее стоят высокие горы. На фоне этих гор, на фоне сине-зеленого лесистого противоположного склона, в торжественной тишине, как призрак неведомого мира, желтели старинные развалины, обагренные лучами заходящего солнца. Вид был великолеп­ный. Правда, когда я назавтра попал туда, все оказалось более прозаичным.

Сперва нужно было спуститься вниз, в ущелье. Здесь у тро­пинки стоял шалаш, и в нем сидел человек. Он строго спросил, кто я такой и куда иду. Это противосапный контрольный пост. В это время овцы болели сапом, и на дорогах были установле­ны посты, не пропускавшие овец ни в живом, ни в резаном ви­де и вообще не допускавшие провоза продуктов. Машины и люди должны были пройти по опилкам, пропитанным креозо­том. А во многих местах и вовсе никого не пропускали. Когда я потом возвращался обратно, этот человек предложил мне отдохнуть в его шалаше, а сам сбегал на речку за свежей во­дой, чтобы я мог напиться и освежить лицо. Из ущелья долго поднимался наверх. На подходе к селению — старинное кладбище. Из земли торчат покосившиеся намо^ гильные стелы — каменные плиты, почерневшие от времени, с серыми пятнами высолов, которые бывают только на очень старых камнях, простоявших не одну сотню лет. На лицевой стороне стелы, иногда и на боковых, высечены плоским релье­фом изображения. Более поздние стелы покрыты затейливы­ми арабскими надписями и дробным орнаментом азербайджа-


но-персидского стиля, а на средневековых — изображения в духе архаического местного искусства: крупные, лаконичные фигуры, обычно представляющие собой модификации языче­ских культовых символов. Но.надгробия эти не языческие. На­сколько известно, их устанавливают в Дагестане с X—XII ве­ков, когда здесь начало распространяться мусульманство. Помимо стел, в Южном и Среднем Дагестане иногда встреча­ются, как их называют, «сундукообразные», или «саркофаго-образные» надгробия — горизонтальные, вытесанные из цель­ного камня, длиной около полутора метров и высотой около сорока сантиметров, округлые сверху. Два таких надгробия имеются на кладбище Калакурейша. На одном из них сделаны барельефы — два льва в геральдических позах, одноглавый орел и другие изображения. По арабской надписи куфическим шрифтом это надгробие может быть датировано ориентиро­вочно XII веком. Какой-то усердствующий мусульманин густо замазал древние рельефы сверкающей на солнце известкой: белый цвет считается священным.

Селение покинуто жителями. В нем остались только два чело­века, старик со старухой. Кроме их дома, все постройки разру­шились. Если дом покинут, то земляная крыша, лишенная ухо­да, начинает протекать, балки гниют, крыша обрушивается, срывая верхнюю часть стен. Потом под дождем разрушаются и стены, потому что они тонкие и сложены без применения из­вести, которая скрепляла бы камни. Эти развалины эффектно выглядели вчера вечером с той стороны ущелья. А вот и мечеть. Ее двери сняты давно, еще в 20-х годах; они находятся в музее Махачкалы. Крыша отсутствует. Весьма лю­бопытны столбы. Вообще для традиционного дагестанского зодчества обычны деревянные столбы, но встречаются и ка­менные— выложенные кладкой или, иногда, цельные. Столбы калакурейшской мечети высечены из цельного камня на всю высоту. Необычна для Дагестана их форма, состоящая из чле­нений по высоте, как то свойственно русскому зодчеству (не объясняется ли это в обоих случаях влиянием Византии?). Михраб (молитвенная ниша, устраиваемая в мусульманском храме и являющаяся его главной деталью) оформлен резьбой по гипсу. Художественная резьба по гипсу — прием декора, с древних времен распространенный в Иране и Средней Азии. В Дагестане имеется всего, кажется, три ее образца. Все они де­монстрируют высокое, совершенное искусство этого рода и, безусловно, выполнены мастерами из Ирана. В Иране есть ми-храбы, похожие на калакурейшский. Они датируются концом XI—XII веками.

Этот уникальный образец средневекового искусства, который я увидел в селении Калакурейш, имел плачевный вид. В 1913 го­ду, когда перестраивали мечеть, резные гипсовые плиты сняли, разбив их на большие куски с бесформенными краями, а



 


 


81. Намогильная стела арха­ического стиля; с. Дибга-лик, ориентировочно XIV— XV вв.


потом прикрепили к стене, вколотив в тончайшее кружево резьбы большие деревянные колья. Щели между плитами грубо замазаны. Крыши нет, и старинное гипсовое изделие, простоявшее семьсот лет, разрушается, будучи открытым не­погоде. Когда потом в райкоме я сказал, что надо спасти этот памятник искусства, хотя бы соорудив над ним навес, мне от­ветили, что заниматься ремонтом мечетей нам не следует: ве­рующие могут истолковать это как положительное отношение властей к ре'лигии. Вот оно как. А в Тама, наоборот, нельзя


тронуть старую развалюху, чтобы спасти резные деревянные столбы,—-тоже верующие могут неправильно истолковать. Ди­алектика!

Читатель, быть может, недоумевает: почему я проявляю та­кую заинтересованность по отношению к этому произведению переднеазиатского искусства, тогда как отрицательно выска­зывался о других примерах подобного стиля в Дагестане. Де­ло в том, что ценить следует все подлинное. Заимствования, остающиеся на уровне дилетантских подражаний, не восприни­маются положительно эстетическим чувством, которое осно­вано на уважении к настоящему и не видит особой ценности в подделках, сознательных или бессознательных. Грузинская церковь в дагестанском селении Датуна—не дагестанское зодчество, михраб мечети в Калакурейше—не дагестанское декоративное искусство; но это вещи настоящие.

О Кубачах говорят и пишут так много, популяризируют и рек­ламируют Кубачи так усердно, как будто декоративному ис­кусству Дагестана больше нечем похвастать. Одним из приме-



 


 


82. Надгробие горизонталь­ной формы; с. Каланорейш, XI— XII вв.


ров такой аберрации может явиться книжка искусствоведа А. С. Башкирова, изданная в 1931 году; она называется «Ис­кусство Дагестана», но в ней рассматривается искусство (в данном случае камнерезное) только одного селения Кубачи. Это селение не представляет весь Дагестан не только по­тому, что в ДАССР имеются сотни других селений, в кото­рых живут люди тридцати национальностей с разнообразными, порой весьма различными художественными традициями, но главным образом потому, что искусство Кубачей вообще


стоит особняком в дагестанской художественной культуре. Популярность кубачинского искусства основана именно на том, что оно ориентируется не на сугубо местные, а на усред-ненно-внешние вкусы. Кубачинские изделия не отличаются особой оригинальностью, они на что-то «похожи»,— а это как раз многим и нравится.

Кубачинцы официально считаются даргинцами, и в средней школе этого селения обучение ведется на даргинском языке. Однако их в действительности родной язык, урбугский, хотя и родствен даргинскому, но все же особый. Теперь на этом язы­ке говорят, кроме Кубачей, еще только в одном селении-г— Ашты. Очень давно часть племени урбугцев стала специализи­роваться на ремесленном производстве. Еще полторы тысячи лет тому назад персы прозвали их местность Зирихгеран, что значит «оружейники». «Кубани» означает то же самое по-ту­рецки (это название дано, наверное, турками-сельджуками, в свое время распространившими свое политическое влияние до Дагестана).

На протяжении веков все жители этого селения были ремес­ленниками. Мужчины изготовляли оружие, утварь, занимались ювелирным делом, женщины выделывали сукна. В последнее столетие кубачинцы специализировались главным образом на ювелирном деле, чем занимаются и теперь. В Кубачах раньше изготовляли мастерски отделанные серебром кинжалы, а те­перь делают пошлые подстаканники, а также специально выс­тавочные экспонаты. Если бы кубачинцы продолжали делать кинжалы, то эту продукцию можно было бы продавать за хо­рошую валюту и зарабатывать на ней больше, чем на всяких там кувшинчиках и тарелочках, которые на мировом рынке не выдерживают конкуренции с иранскими и турецкими изделия­ми. А какой турист не хотел бы купить здесь кинжал как суве­нир! Правда, в горах Дагестана туристы если и бывают, то «ди­кие».

Как отмечает искусствовед Э. В. Кильчевская, «кубачинские памятники XVI—XVIII веков весьма органично вписываются в общую орбиту переднеазиатского искусства позднего средне­вековья»1 7. Дело в том, что кубачинские ремесленники издав­на работают на широкий, обезличенный рынок и поэтому их ис­кусство в основном опирается не на коренные дагестанские традиции. Это свойственно, кстати, не только Кубачам. Рыноч­ное производство всегда перестает быть национальным, за ис­ключением тех случаев, когда специально консервируется в таком виде.

В силу этих причин кубачинцы издавна проявляли интерес к декоративному искусству разных стран. Когда-то молодые ку­бачинцы, как это было в средневековой Европе, в целях прио­бретения и совершенствования мастерства, отправлялись в да-119 лекие странствования и набирались опыта в художественно-ре-



 



83. Молитвенная ниша ме­
чети в с. Калакорейш; ко­
нец XI—XII вв.

84. Каменный столб мечети
• с Калакорейш


месленных центрах Закавказья, Ирана, Турции. Они привозили с собой заграничные предметы декоративно-прикладного ис­кусства, из которых создавались домашние коллекции. В каж­дом кубачинском доме на видном месте имеется выставка «красивых вещей» самого различного происхождения. Все это становилось источником вдохновения и служило материалом для выработки своих приемов мастерства, создания своего собственного, кубачинского варианта «восточного стиля». На фоне аскетичного Дагестана в Кубачах бросается в глаза стремление к нарядности. Это видно, например, в изощренной орнаментации резных каменных плит каминов и вычурных по форме деревянных подбалок опорных столбов, в обилии декоративной утвари, даже в подчеркнуто праздничном одея­нии девушек, идущих с кувшинами за водой. «В с. Кубачи давно нераздельно господствует страсть к орнаменту, во­шедшая в плоть и кровь людей — мастеров резца, мастеров чеканки, знатоков искусства Востока, через руки которых проходили художественные произведения Китая Индии, Ира­на, Бухары», — писал кавказовед Е. М. Шиллинг'3. В прошлом в Кубачах процветало, помимо ювелирного, кам­нерезное искусство. Нигде больше в Дагестане не было круглой скульптуры и рельефной пластики. Большинство ку-бачинских каменных рельефов вывезено и находится в музеях Махачкалы, Ленинграда, Нью-Йорка. Остались единичные образцы, в большинстве своем не представляющие особой ценности. Правда, в числе их—прекрасная стилизованная фигура льва. Она осталась на месте потому, что заложена в кладку стены постройки. Резное «сундукообразное» над­гробие в Калакурейше и резные двери калакурейшской ме­чети,— безусловно, тоже кубачинская работа. В Кубачах имелись великолепные каменные тимпаны — надо­конные вставки арочной формы, украшенные барельефами. Тимпаны такого типа в средние века делались и в Грузии. Исходная форма их — византийского происхождения. Но ни­где нет тимпанов с такими барельефами, как в Кубачах. Это искусство здесь, хотя и возникло на почве вдохновения ино­земными мотивами, своеобразно по формам и художествен­ной трактовке. Оно самостоятельно по существу. Правда, его никак нельзя назвать дагестанским — но оно и не соотносится непосредственно с чем-либо, известным где-либо в других ме­стах. Это именно кубачинское средневековое искусство. Дати­ровать эти барельефы можно приближенно XII веком по на­чертанию букв арабских надписей на них. Кроме того, одежда, оружие и другие детали изображений на них указывают на тюрко-сельджукские прообразы,— что тоже свидетельствует о XII веке.

В Кубачах и некоторых ближних к ним селениях имеются рез-122 ные каменные плиты, оформляющие нижнюю часть каминов.


По форме и стилю они относятся к той же «орбите переднеа-зиатского искусства позднего средневековья» и изготовлены, по-видимому, не ранее XVIII—XIX веков.

В селениях Среднего Дагестана, на территории, где живут дар­гинцы, кумыки и табасараны, во многих местах обращает на себя внимание тщательная отеска камней кладки стен постро­ек. Она распространилась с конца прошлого века, когда мест­ные мастера стали располагать хорошим камнетёсным инстру­ментом. До этого железо в Дагестане было очень дорогим. Старики еще помнят время, когда железо было ценно на­столько, что кузнец, подковывая лошадь и пробивая в подкове отверстия для гвоздей, выбитые кусочки железа собирал и от­давал хозяину. Резцы и зубила для отески камня стоили доро­го, поэтому старые постройки обычно сложены из грубо сколотого камня. Правда, в более отдаленное время,, в XI—XII веках, когда в Дагестане, как и на всем Кавказе, происходил расцвет экономики и культуры, здесь имели место и отличная камнетесная работа, и художественная резьба по камню, сравнимая с лучшими во всем мире образцами искусства того времени.

Но в средние века техника обработки камня процветала, как и теперь, лишь в районе Среднего Дагестана. У аварцев же и чистая отеска камней кладки стен и художественная резьба ка­менных архитектурных деталей появились не так давно и не имеют широкого распространения. Зато зодчество Аварии от­личается первоклассной плотничьей работой и высоким искус­ством резьбы по дереву.

Из дерева делали не только деревянные конструкции постро­ек— столбы, балки и т. д. Жилища в горной зоне имели ме­бель— кровати, диваны, табуреты, лари и т. п. В быту употре­блялась деревянная утварь — ларцы, коробки, ступки, мерные емкости, чашки и др. Деревянная утварь была многочисленна и разнообразна, и вполне резонно звучит своеобразное выска­зывание, слышанное мною от одного местного жителя: «Науке известен каменный, бронзовый, железный век. А у нас был еще и деревянный век».

Техника изготовления деревянной утвари имела здесь давние традиции. Археологами найдена чудом сохранившаяся дере­вянная чаша, изготовленная более трех тысяч лет тому назад. Дерево— материал недолговечный, поэтому древние деревян­ные изделия могли дойти до нас лишь в отдельных случаях. Но очень может быть, что в числе деревянной утвари, ко­торая еще пятьдесят лет тому назад применялась дагестан­скими горцами, были очень старые вещи. Ведь сохранились же деревянные столбы и двери, изготовленные семьсот-восемьсот лет тому назад. Мне еще приходилось видеть кое-где


в домах у горцев отдельные предметы деревянной утвари, но она быстро исчезает из обихода, вытесняемая покупными предметами фабричного производства. Некоторые старинные вещи попадают в музеи, нр большинство их просто выбра­сывается за ненадобностью. В каком-то ничейном сарайчике среди хлама я подобрал великолепную резную стойку от прялки, которая теперь красуется как уникальная вещь в моей московской квартире.

Резьба по дереву как искусство, имеющее древние традиции и рассчитанное на то, что пользоваться этими вещами будут люди той же среды, к которой принадлежал сам мастер, отличается архаичностью стиля. Правда, встречаются дере­вянные изделия уже с орнаментом совершенно иного — во­сточного типа. Сопоставление этих разных изделий наглядно показывает несостоятельность утверждений о том, что будто бы геометрический стиль орнамента был обусловлен самой техникой резьбы по дереву.

Старая дагестанская керамика, по очертанию форм изделий и по характеру их орнамента, соответствует эстетическим вкусам тех, кем и для кого она создавалась,— людей, вку-



 


 


85. Деревянная резная под-балка кубачинского стиля


сы которых определялись спартанскими условиями жизни. С эпохи бронзы и до прошлого века здесь преобладали сосуды четкой лаконичной формы, изготовленные путем про­стейшей техники обжига, без полива и почти без росписи, терракотово-кирпичного цвета, со скупым прочерченным или налепным орнаментом. Только на крайнем юге Дагестана, вернее, за его нынешними пределами, в пограничной с ним местности Азербайджана (где, как и на юге Дагестана, проживают лезгины), лет двести-триста тому назад изготов-



86. Резная каменная над­ оконная вставка из с. Куба- чи, XII в. (Метрополитен- музей, Нью-Йорк) 87. Резная каменная плита камина из с. Кубачи, конец XIX века

 

 


88. Резная стойка прялки; ориентировочно XIII в. (Кайтагский район)


ляли керамику с отличной многоцветной поливной глазурью. В последние десятилетия керамическое производство, не вы­держивая конкуренции фабричных изделий, свертывалось. К 1940-м годам в Дагестане остался уже только один центр кустарного производства керамики — Балхар. И мож­но понять, почему: помимо того, что селение Балхар нахо­дится в глубинном горном районе, который в условиях бездорожья не был избалован внешними поставками, эти изделия, при их весьма умеренной цене, прельщали поку­пателя своей декоративностью. Вкусы за последние сто лет пос







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 2129. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия